Тема: «Формирование личности младшего школьника в процессе физического воспитания»

Лекция

1. Особенности формирования личности младшего школьника в процессе физического воспитания

Каждый урок физической культуры, любое спортивное мероприятие, независимо от специфических задач учебного предмета, подчиняются общим целям воспитания. Эти цели достигаются в процессе решения педагогических задач, которые четко формулируются в плане урока: воспитывать правильное отношение к труду; создавать условия для появления желания, качественно выполнять любые трудовые операции; развивать чувство товарищеской взаимопомощи и дружбы, формировать умение сочетать личные и общественные интересы и т.д. При этом воспитательные задачи для детей определенного возраста и класса должны быть строго конкретными и дифференцированными.
1-й класс. Создать представление о нормах и правилах поведения и положительное отношение к ним; научить проявлять предупредительность к товарищам при выполнении упражнений; формировать умение сдерживать свои эмоции; внимательно слушать учителя и точно следовать его указаниям; уважительно относиться к проигравшим, помогать товарищам; воспитывать стремление честно выполнять правила игры и с полной отдачей, добросовестно выполнять любое поручение (трудовые действия).
2-й класс. Воспитывать стремление выручить товарища в игре, прийти на помощь, рискуя при этом быть побежденным (например, пойманным, "осаленным"); приучать к согласованным объединенным действиям; закреплять умения, приобретенные в первом классе, проявлять инициативу; сформировать осознание ценности качественного выполнения трудовых операций.
3-й класс. Закрепить навыки дружной, согласованной работы в игровой и соревновательной обстановке; поощрять стремление оказать помощь товарищам, вывести команду в победители, предоставить лучшие условия товарищам в игре; воспитывать гуманное отношение к ученикам, которые своими действиями не приблизили команду к победе; формировать потребность в труде; утвердить творческое и сознательное отношение к труду.
4-й класс. Воспитывать устойчивый интерес к физической культуре, сознательную потребность в регулярных занятиях; содействовать формированию нравственных убеждений, волевых качеств (решительности, смелости, настойчивости); повысить ответственность учащихся за свои действия перед коллективом.

Одна из главных задач уроков физической культуры в 1-4 классах –воспитание чувства коллективизма. Поэтому каждое занятие должно проходить в духе взаимопонимания, участия, стремления повысить успехи своих товарищей, команды, класса в целом. Усилия учителя должны быть направлены на вовлечение самих детей во взаимо- и самовоспитание. Чувство коллективизма вырабатывается постоянно, здесь нет предпочтительных возрастных периодов. У детей 6-10 лет эффективно развиваются такие качества, как общественная активность, ответственность за порученное дело и др.
Для работы с младшими школьниками подбирают соответствующие средства воздействия и методы воспитания, что требует знания возрастных возможностей детей. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, – писал К.Д.Ушинский, – то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". По убеждению П.Ф.Лесгафта, основоположника научно обоснованной системы физического образования, наши действия и влияния на молодой организм будут тогда сознательными и осмысленными, если мы будем знать и понимать происходящие в организме изменения. Только таким путем можно влиять на развитие и воспитание детей; в противном случае эти действия "будут шатки, гадательны и часто очень вредны".

Лучшим средством изучения детей являются подвижные игры, где ребенок естественным образом полностью раскрывается, а учитель, наблюдая, делает необходимые выводы о качествах каждого ученика (смелый, ловкий, открытый, замкнутый, доброжелательный, честно выполняющий правила или игнорирующий их, оказывающий помощь товарищам или стремящийся выделиться сам) и целой группы (как распределяют свои роли ученики в парах, тройках, четверках, договариваются спокойно, на равных или утверждают свое превосходство). Все это позволит наметить конкретную программу действий, внести коррективы в планы, направленные на формирование хорошего первичного коллектива.

Правила игры — главный организующий элемент работы. Умело объясняя их, учитель помогает ученикам понять свои обязанности и действия, ограничения и возможности. Важное условие игры — высокая эмоциональность. Оценивая результаты, учитель акцентирует внимание на характере отношений между детьми, взаимопомощи в команде, активности, честности, дружбе, доброжелательности к товарищам и соперникам.
Успех игры в значительной степени зависит от подбора составов команд, капитанов, водящих. При этом важно иметь в виду первоначальные наблюдения за учениками и организовать игровой процесс в соответствии с подмеченными особенностями, подготовленностью и определившимися личностными отношениями детей.

Важнейшая задача урока физической культуры — приучить детей выполнять установленные правила, необходимые действия и команды. В первую очередь нужно показать образец их выполнения и довести до сознания ребят, что необходимо положительно относиться к принятым нормам. Рекомендуется обратить внимание ребят на то, как делают упражнения и ведут себя их одноклассники.

Оправдала себя и практика поручений: физорг, групповод, старший в тройке, четверке, капитан, водящий. Дети вовлекаются в разнообразную деятельность, что способствует воспитанию чувства долга и ответственности перед коллективом. Система распределения поручений по годам (классам) может быть, следующей.
1-й класс. Физоргпроверяет до начала занятий у одноклассников состояние спортивной формы, выясняет причину отсутствия ученика на уроке и докладывает учителю; дежурный руководит построением класса в шеренгу, сообщает учителю о готовности класса к уроку; групповод наблюдает за очередностью выполнения упражнений учащимися своей группы, следит за порядком вгруппе; капитан командыподдерживает установленный порядок во время подвижных игр, эстафет.
2-й и 3-й классы. Физоргназначает дежурного; дежурныйготовит спортивный инвентарь к уроку, по заданию и с помощью учителя раздает мелкий инвентарь, следит за уборкой снарядов после занятия, проветриванием помещения; групповод показывает упражнения группе, отмечает ошибки у исполняющих, помогает им; капитан командыставит задачи в игре (с помощью учителя), распределяет роли в команде, руководит действиями товарищей при выполнении заданий.
4-й класс. Все учащиеся должны уметь руководить утренней зарядкой, физкультпаузами, подвижными играми на большой перемене.
Наблюдения за деятельностью школьников показывают, что с простейшими поручениями все справляются легко, причем большинство выполняет их ответственно, охотно и весело, но с возрастанием сложности заданий уже необходимо формировать организаторские умения детей.

Важно всегда учитывать в работе индивидуальные особенности детей. Например, у учителя сложилось мнение об одной девочке: "Не обладает большим даром общения с товарищами. Охотнее всего общается в игре. Предпочитает чье-либо руководство. Делает все добросовестно, но никогда не проявляет инициативы". В данном случае можно рекомендовать педагогу такую программу воспитания у девочки активности: постепенно увеличивать число поручений и повышать их трудность; создавать непривычные условия, давать задания на фоне утомления; поощрять за активное исполнение порученного.
А вот другой пример характеристики ученицы: "На уроках возбуждена, беспокойна, может толкнуть рядом стоящего, выбить мяч, разговаривает. В игре обязательно должна главенствовать, стремится попасть в более сильную команду. Не соглашается с решениями судьи или водящего в игре, оспаривает оценки". В программу воспитания этой ученицы следует включать: задания по подготовке мест занятий; создание ситуаций, сочетающих личные интересы с общественными; обучение правилам самоприказа.

Формировать у школьников организаторские навыки и умения нужно последовательно, по разработанному заранее плану. Прежде всего полезно ознакомить детей с будущими поручениями. Например, определяя обязанности групповода, после проведения вводной части урока рекомендуется разделить класс на три группы, выделить групповодов, рассказать им о предстоящей работе (это учтут и другие ученики), пользуясь спортивной терминологией. Первыми на эту роль лучше назначать наиболее подготовленных учеников, а по мере обучения привлекать всех.

Младшие школьники способны подмечать неправильные движения. Но предварительно учитель должен указать на необходимость правильного выполнения упражнения, прежде продемонстрировав его. Какие движения обычно хорошо оценивают ученики? Это стойка на лопатках – прямое положение тела; кувырок вперед – группировка; прыжок "в шаге" – прямая нога отведена назад; метание малого мяча рука проносится над плечом. Для того чтобы облегчить выполнение движений, используют известные ориентиры: бег по разметке, по узкому коридору, метание между двумя ограничителями и др.
Задания выполняются под контролем учителя, оценки детей сравнивают с оценкой учителя с обязательным объяснением расхождения в оценке. Чтобы определить, с какими трудностями сталкиваются дети при выполнении поручений, проводят анализ, разбор их работы с помощью вопросов: "Что нужно было выполнить? Что выполнено? Как выполняющий действовал (активно, самостоятельно, с желанием, без желания)?
Обязательное условие в организации занятий – дифференцированный подход к детям. Одних надо подбодрить, убедить в собственных возможностях, успокоить, других — сдержать от излишнего рвения, третьих – заинтересовать. Широко применяют и методы поощрения, словесные одобрения ("Попробуй теперь повторить, у тебя получится", "Ты делаешь для всех", "У тебя хорошо получается"), нацеливают детей на волевые усилия, самоприказы, убеждают в способности активно участвовать в практической деятельности, приносить пользу. Все это вместе взятое формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создает основу для общественной активности.

Формирование личности в значительной степени связано с трудовым воспитанием. Любовь и положительное отношение к труду прививаются детям с самого раннего возраста родителями, воспитателями детских садов. Продолжается этот процесс и в школе, где основное внимание уделяют воспитанию трудолюбия и высококачественному выполнению любой трудовой операции. Уроки физической культуры, безусловно, способствуют решению этих задач, но опосредованно: через формирование мотивов в учебной деятельности, систему педагогической оценки тех качеств, которые помогут в дальнейшем формированию трудом. Следует учитывать, что каждый урок имеет "потолок" возможностей, обусловленный дидактическими задачами, и трудовые действия должны органически вписываться в него. Приложение физических усилий (помимо упражнений) в младших классах возможно в организационно-материальном обеспечении урока: приготовлении мест занятий, расстановке снарядов, раздаче и сборе мелкого инвентаря, наглядно-эстетическом оформлении помещения.

Ученикам нужно объяснить цель задания, порядок его выполнения и предполагаемый конечный результат, чтобы они научились понимать связь процесса, результата и в целом сущности труда. Здесь не должно быть стихийности, эпизодичности. В трудовую деятельность вовлекают всех учеников одновременно или в порядке очередности (по звеньям, отделениям).
Самое главное требование – высокое качество труда. Но прежде учитель должен организовать труд так, чтобы дети получали удовлетворение от него. Важно не вызвать у ребенка протеста, недовольства, нельзя давать трудовые поручения как наказание (провинился ученик – получай "наряд" убрать, принести что либо и т.д.) Нельзя забывать и об оценке трудовой деятельности: похвала, доброе слово учителя – также источники радости, положительных эмоций. Невнимание ранит душу ребенка, у него пропадает интерес к труду. Особо следует позаботиться о профессионально-прикладной физической подготовке учащихся; прочном овладении ими системой двигательных, сенсорных, организационных и трудовых навыков, для чего используют технические средства обучения, тренажеры, кинограммы, кинофильмы.

Урок – главная, но не единственная форма профессионально-прикладной физической подготовки в школе, поэтому учитель должен проводить экскурсии на спортивные площадки и базы предприятий и учреждений, создавать кружки и секции, где физические упражнения имеют специальную трудовую направленность, сделать популярными спортивные соревнования "Ловкий водитель", "Быстрые ткачихи", "Смелые пожарные", "Точные чертежники", викторины "Старт в будущее", "Физическая культура на земле и в космосе", "Чтобы хорошо трудиться".

Основной труд школьника – учеба. Она требует особого отношения и внимания, умственных усилий. Систематические занятия гимнастикой, легкой атлетикой, игры, плавание, гигиенические факторы и оздоровительные силы природы содействуют развитию как физических, так и умственных способностей. Ученик П.Ф.Лесгафта, педиатр и гигиенист, профессор В.В.Гориневский в своей врачебно-педагогической деятельности и в печатных трудах развил и углубил учение П.Ф.Лесгафта о физическом воспитании. Он указывал, что одна из задач физического воспитания состоит в том, чтобы "при помощи гимнастики... достичь такого функционального развития центрального нервного аппарата (мозга), при котором вся костно-мышечная система, слушаясь приказаний мозга, выполняет простые и сложные движения с большой точностью, с требуемой силой и скоростью и, вообще, с желательным совершенством". Важность и необходимость мышечных движений человека для развития деятельности мозга отмечал известный ученик И.П.Павлова академик К.М.Быков: "... без мышечных движений невозможно ни познание природы, ни, тем более, переделка ее в процессе труда, ни совершенствование самого человека в процессе воспитания".

Бывает, что при обучении движениям и двигательным действиям учащихся наставляют на механический путь их усвоения: "Поставим руки на пояс, поднимаемся на носки, руки вверх, опустимся на всю ступню, руки на пояс". В этих случаях младшие школьники внешне хорошо выполняют упражнения, слушая указания и следя за движениями воспитателя. Но после окончания урока не могут рассказать, что и как надо было сделать в этом упражнении, а чаще всего воспроизводят его механически.
П.Ф.Лесгафт писал, что если ребенок усвоит какой-либо механический метод, не понимая совершенно, какой смысл имеют его отдельные приемы, то и действовать он будет механически — он не сумеет применить данный метод к частному случаю. Поэтому необходимо вызвать в представлении ребенка образ того движения, которое он должен сделать: "Выполняем упражнение на дыхание, — говорит учитель. — Приняли основную стойку. На счет 1—2 руки вперед и вверх (посмотрели на них), правую ногу поставили назад на носок, прогнулись слегка в верхней части туловища — сделали глубокий вдох; 3—4 — опустили руки вперед и вниз, приставили правую ногу к левой сделали выдох". При повторении упражнения учитель указывает на от дельные, наиболее сложные моменты: "Прогнулись, нога прямая, левую ногу поставили назад", "Не торопитесь, темп медленный". У учащихся создается ясное представление о последовательности движений, темпе и качестве их выполнения, в коре головного мозга возникает образ движущихся частей тела. Для развития умственных способностей очень важно активизировать внимание учеников, настроить их на то, чтобы они следили за своими движениями и проверяли правильность выполнения упражнений, а затем можно предложить им контролировать не только себя, но и действия товарищей. Основная направленность развития умственных способностей учащихся — систематическое овладение специальными знаниями по предмету, формирование умений оценивать приобретаемый двигательный опыт, анализ изученных движений и действий, рациональное использование их в учебе, играх, бытовых ситуациях. Процессы восстановления работоспособности происходят значительно эффективнее, если умственная деятельность чередуется с физической. Так создаются благоприятные условия для умственного труда, а следовательно, для усвоения знаний и развития умственных способностей детей.

Учителю физической культуры рекомендуется применять различные приемы обучения, но в меньшей степени консервативные, устоявшиеся (обязательный во всех случаях показ движений, счет 1 —2—3—4, который звучит в ушах даже после урока). В современной школе на помощь педагогу приходят тренажеры, игровые автоматы: добежать до "лисички", дотянуться до "жирафа", пробежать по зеброобразной беговой дорожке, попадая на черные линии (объем внимания) и т. п. Нужно стимулировать и самостоятельную деятельность: "Подумай, как, сколько раз тебе нужно выполнить упражнение, чтобы быть ловким, красивым, сильным, подтянутым, гибким". Хороший эффект дают задания эвристического характера, связанные с элементами поиска нового: придумать подводящее упражнение для прыжка в длину, в высоту; найти новый прием или видоизменить сюжет игры; составить новый комплекс физкультминутки, утренней зарядки и др. Должны быть в практике обучения беседы, просмотр учебных и художественных фильмов, самостоятельное чтение литературы о спортсменах, соревнованиях, роли физических упражнений в жизни человека.

Система нравственного воспитания направлена на формирование сознания, чувств, взглядов и норм поведения, морально-волевых качеств в духе требований общечеловеческих ценностей. Залогом успешного нравственного воспитания младших школьников является сам возраст, который характеризуется, по мнению психологов, повышенной восприимчивостью, непосредственностью, верой в истинность всего, чему учат, безусловность и необходимость нравственных норм.
Правильно организованные уроки физической культуры служат средством нравственного воспитания. Главная задача учителя — сформировать у детей активный сознательный интерес и привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Для решения этих задач рекомендуется:
1. Создать атмосферу доброжелательного, уважительного отношения к каждому, без исключения, ребенку. Особым вниманием должны пользоваться дети, которые по разным причинам не получают признания у сверстников. Нередко детям с какими-либо физическими недостатками дают обидные прозвища и их не принимают в коллективе. Учитель своей активной гуманистической позицией и стилем поведения должен стать образцом для детей. Тот, кто слабее, сегодня выполняет в игре роль подчиненного, а завтра — руководит игрой, анализирует действия товарищей. Нужно сориентировать детей на то, что сильные обязательно помогают слабым. Полезно, например, предложить задание: кто из сильных учеников быстрее и успешнее подготовит к выполнению упражнения своего отстающего товарища, получит высокую оценку. О результатах такой работы рассказывают перед всем классом с соответствующими комментариями. Важно оценить не только результат, но и те старания, которые были заложены, одобрить отношения между товарищами.
2. Воспитать осознание необходимости физической подготовки. Здесь необходимо определить для ребят серию заданий, выполняемых самостоятельно на уроке и в домашних условиях, причем составить ее так, чтобы учащиеся могли и сами придумывать физические упражнения. Например, дать задание в 1-м классе: "Наверху гимнастической стенки сидит больной голодный "птенец". Как помочь "птенцу"? Прежде всего нужно его достать. Кто сможет это сделать? Каким образом? Правильно. Влезть, по гимнастической стенке за "птенцом" и спуститься. Высоко оценивается бережное отношение к "птенцу".
Если не все справились с этим заданием на уроке, учитель говорит ребятам о том, что им не хватило силы, ловкости, смелости. Дома необходимо потренироваться, выполнить отжимания от пола руками, переползания по полу на четвереньках произвольно и т.п., а также самостоятельно придумать, как помочь "птенчику".
Из класса в класс задачи нравственного воспитания в процессе физической подготовки усложняются. Например, разыгрывается ситуация: товарищ случайно упал с "обрыва" (положить гору гимнастических матов). Нужна срочная помощь. Учитель спрашивает: "Как помочь товарищу?" Оказывается, можно поставить наклонно с опорой на маты гимнастическую скамейку (лазание по наклонной плоскости). Вдвоем, друг за другом, спасатели взбираются наверх. Один держит за ноги товарища, тот подает веревку потерпевшему. Неудачник взбирается по веревке наверх. На следующем уроке учитель предлагает усложненный вариант задания: потерпевший не может без посторонней помощи подняться наверх. В этом случае нужны коллективные усилия и действия. Так с помощью инструкций, словесных указаний, практических упражнений, замечаний учителя, общения друг с другом ребята убеждаются в том, что физическая подготовка очень важна. Такой нравственный опыт создает предпосылки для формирования позитивных качеств будущей личности.
3. Вырабатывать у учащихся понимание необходимости заботиться о своем здоровье. Здоровый, физически развитый человек все делает с удовольствием, с хорошим настроением, с ним приятно общаться.
Физическая культура способствует воспитанию воли и характера ребенка. Основные элементы работы учителя в данном направлении:

· подбор физических упражнений, способствующих проявлению смелости, решительности, уверенности в своих силах в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

· создание условий для выполнения физических упражнений, связанных с преодолением трудностей физического характера, терпением и выносливостью в плохую погоду (не убегать со спортивной площадки и не кричать при первых каплях дождя, не плакать и не капризничать, когда на лыжной подготовке замерзают руки, ноги, нос);

· систематическая организация спортивных командных соревнований, когда дети болеют за спортивную честь класса, школы, приобретают привычку быть ответственными, испытывать чувство долга перед коллективом;

· агитация и пропаганда здорового образа жизни, недопустимость курения, нарушения режима дня;

· приобщение учащихся к обслуживанию спортивного оборудования, инвентаря, изучение правил пользования ими, постоянное разъяснение необходимости бережно относиться к используемым вещам;

· выработка умений и навыков правильного поведения на соревнованиях и в качестве участников, и в качестве зрителей;

· борьба с индивидуализмом, эгоизмом, несправедливостью.

Эстетическое воспитание занимает все более значимое место в процессе формирования личности, становится реальным стимулом физического совершенствования.
Укрепляя здоровье детей, развивая их двигательные способности и нравственный опыт, учитель одновременно влияет и на формирование чувства прекрасного, содействует гармоничному, пропорциональному росту тела, стройности, хорошей осанке, изяществу, ловкости, грациозности и уверенности в движениях.
Одна из важных эстетических задач — воспитание красоты человеческих отношений, поступков. Для успешного ее решения учителю рекомендуется следующая система действий.
1. Формировать нравственно-эстетические, мировоззренческие представления учащихся, используя для этого общечеловеческие идеалы. Рассказывать о достойных спортсменах.
2. Обогащать школьников знаниями, умениями и навыками нравственно-эстетического поведения.
3. Создавать условия для проявления положительных эмоций. Например, перед учителем физической культуры стоит задача научить ребят воспринимать, чувствовать и правильно оценивать красоту физических упражнений. С чего он должен начать и что должен делать?

· Использовать на уроках физической культуры связи предметов начальной школы (чтение, музыка и пение, изобразительное искусство) со специальными занятиями учащихся (музыка, фигурное катание, художественное чтение, хореография, танцы, фотография и т.п.).

· Оснастить со вкусом, эстетически грамотно место для занятий, учитывая при этом возрастные особенности детей.

· Сделать ярким и привлекательным спортивный инвентарь, место для прыжков ограничить красочными ориентирами, разметить беговые дорожки и т. д.

· Обеспечить спортивные занятия музыкальным сопровождением.

· Дать эстетическую оценку каждому упражнению, направить фантазию учащихся на выразительное исполнение движения;

· Привлечь детей к самостоятельной оценке красоты в выполнении физических упражнений; контролировать правильность этих оценок; воспитывать таким образом у школьников хороший вкус.

· Подчеркнуть эстетический эффект коллективных действий в вольных упражнениях, в спортивных и подвижных играх.

Раскрытие эстетических свойств движений и двигательных действий благоприятно воздействует на личность ученика, его отношение к выполняемому действию, формированию вкуса.

Этот период характеризуется равномерными и достаточно интенсивными темпами развития ребенка. Далее вспомним основные изменения, происходящие в различных системах детского организма (подробное описание изменений вы найдете в курсе возрастной физиологии) и, в этой связи, рассмотрим особенности методики физического воспитания для этого возраста.

Опорно-двигательный аппарат характеризуется несформированностью изгибов позвоночника, нижних ребер грудной клетки. В этом возрасте начинают срастаться кости таза, укрепляются суставы. Не завершено окостенение кисти и стопы. Из этого следует, что не следует давать упражнений:

- с большими отягощениями, отрицательно влияющими на состояние позвоночника;

- с большим количеством прыжков на твердой опоре и особенно упражнений, связанных с прыжками с большой высоты;

- с большими нагрузками на суставы.

Мышечная система: растет мышечная масса за счет формирования крупных мышечных групп. Мышцы отличаются большой эластичностью и хорошей проводимостью нервных импульсов. Наиболее проблемными зонами мышечной системы являются несформированные мышцы вокруг позвоночного столба (мышечный корсет), мышцы свода стопы, мышцы, обеспечивающие мелкую моторику рук, мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, приводящие мышцы нижних конечностей, а у девочек и мышцы пояса верхних конечностей. Естественным является ограничение нагрузок с максимальными и длительными напряжениями мышц брюшного пресса и обязательное введение специальных упражнений на развитие силовых способностей,в том числе статической выносливости мышц спины при условии отказа от использования дополнительных отягощений,и брюшного пресса, необходимо укреплять дыхательную мускулатуру, а также использовать в занятиях упражнения в метании, ловле и бросках различных по масштабу и весу мячей и других спортивных снарядов.

Вегетативная нервная система: вегетативные функции отстают в развитии от моторных: во-первых, сердечная мышца не обладает достаточной сократительной способностью, а основные регуляторные механизмы кардиосистемы находятся в стадии становления; во-вторых, несформированность мышц, обеспечивающих дыхательный акт, что приводит к быстрому образованию кислородного долга в организме ребенка. Как следствие из вышесказанного: ЧСС в покое у младшего школьника 90 - 100 уд/мин (у взрослого - ЧСС 60 - 70 уд/мин), при выполнении физической работы кровоток увеличивается в основном за счет той же частоты сердечных сокращений; а частота дыхания - 20 -24 цикла в мин (у взрослых - 14-16 циклов в минуту), во время выполнения физической нагрузки легочная вентиляция у детей этого возраста растет за счет частоты дыхания. Отсюда, достаточно быстрая утомляемость детей про выполнении длительных и монотонных нагрузок, но благодаря активности обменных процессов и процессов выведения из организма продуктов обмена дети обладают способностью к быстрому восстановлению. Все это необходимо учитывать при планировании моторной плотности урока и величины физической нагрузки, которую получат дети на занятиях по физической культуре.

Психологические особенности поведения: дети младшего школьного возраста эмоциональны, легко возбудимы; процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Они легко поддаются внушению и легко “привязываются” к старшим. На занятиях не могут длительное время концентрировать внимание, поскольку объем внимания мал; восприятие - целостное, так как не сформирована способность абстрактного мышления.

2. Возрастные основы физического воспитания младших школьников

Основная направленность физического воспитания в младшем школьном возрасте заключается в попутном стимулировании процесса развития физических качеств, проявляющихся в процессе формирования двигательных умений и навыков.

К основным методам, обеспечивающим эффективность процессов обучения двигательным действиям и развития физических качеств, могут быть отнесены следующие:

наглядные - метод натуральной демонстрации (показ должен быть качественным, многократным, непосредственным перед выполнением);

словесные - метод образного слова, рассказ, оценка, команда;

методы упражнения - целостный и стандартно-повторный (для обучения); игровой, повторно-переменный и стандартно-повторный (для развития физических качеств).

Особенности методики обучения технике двигательных действий обусловлены интенсивным развитием функций двигательного анализатора, естественное возрастное формирование которого в основном заканчивается к 14-15 годам и сводятся к следующему:

1. Основная задача обучения - сформировать “школу движений” и расширить двигательный опыт ребенка;

2. Изучение нового материала должно проходить не менее 3-4 уроков подряд с регулярными повторениями пройденного;

3. Обязательной является правильная демонстрация изучаемого элемента при своевременном, срочном исправлении ошибок в технике;

4. Младшие школьники быстро устают, но и быстро восстанавливают готовность к движениям (особенно их утомляют однообразные упражнения и удержание отдельных частей тела в различных положениях);

5. К основным методическим приемам обучения могут быть отнесены: варьирование упражнений, условий их выполнения, исходного положения, непосредственная помощь учителя, введение “ограничителей “ параметров движения.

Методические особенности развития физических качеств сводятся к следующим:

1) Игровой метод является в этом процессе основным (поскольку создает эмоциональные условия для выполнения относительно больших физических нагрузок);

2) Должно быть строго продуманное использование стандартно-повторного и повторно-переменного методов (так как они оказывают значительное влияние на организм детей);

3) При развитии координационных способностей следует особое внимание уделить развитию сенсо-моторных способностей (точности восприятия и дифференцирования пространства, чувству равновесия и согласованности движений); упражнения на координацию следует подбирать в течение года из различных видов двигательной деятельности и давать в подготовительной и начале основной частей урока;

4) При развитии скоростных способностей особое внимание следует уделять развитию быстроты простой двигательной реакции и частоты движений (основной метод - игровой); при воспитании быстроты у детей предпочтение отдают естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения (средства: сюжетные подвижные игры или игры с элементами спортивных игр);

5) Наиболее предпочтительным является развитие относительной силы (так как мышцы больше растут в этом возрасте в длину, а не в поперечнике). Для ее развития лучшим является метод повторных усилий (работа должна строиться в основном на основе использования веса собственного тела ребенка или незначительных дополнительных отягощений);

6) Необходимо постепенно воспитывать у детей способность к мышечным усилиям (особенно крупных мышечных групп спины и живота), в том числе и статическим, но кратковременным, которые исключают длительную задержку дыхания, “натуживание”;

7) Необходимым является внимание к развитию общей выносливости организма с целью совершенствования вегетативных функций организма (методическую основу развития должна составлять высокая моторная плотность занятия) и к развитию гибкости (акцент - на развитие пассивной гибкости).

Существуют некоторые различия в методике физического воспитания для мальчиков и девочек:

- в младшем школьном возрасте при выборе упражнений и дозировании физических нагрузок мальчикам в большем объеме, чем девочкам, рекомендуется давать упражнения в поднимании и переноске груза, в преодолении сопротивления, более продолжительные беговые дистанции, а также увеличивать расстояния до мишеней для метания;

- силовые упражнения для девочек по числу повторений могут быть такими же, как и для мальчиков, но по напряжению меньшими;

- девочкам больше, чем мальчикам, следует выполнять плавные, ритмичные, танцевальные движения;

- в упражнениях, направленных на развитие силы и выносливости, физическая нагрузка для девочек несколько меньше, но в упражнениях на быстроту и координацию им можно дать более трудные упражнения, чем мальчикам.

Безусловно основной формой физического воспитания в младшем школьном возрасте является урок физической культуры. Типы и виды уроков: в младшем классе следует разнообразить дидактические задачи и виды учебного материала на всех уроках физической культуры, так как детям этого возраста свойственна частая смена видов деятельности. Наиболее распространенными в использовании являются смешанные и комбинированные уроки, комплексный урок. На уроке временное соотношение подготовительной, основной и заключительной частей зависит от возраста и типа урока. В младших классах распределение частей более равномерное: если урок имеет длительность 45 минут, то подготовительная часть 13 мин., основная - 20 мин., заключительная 12 мин. Объясняется это тем, что в младших классах требуется большее время для организации внимания и разворачивания процесса врабатывания; объяснение и показ подготовительных упражнений также требуют времени. В среднем на каждый основной вид двигательной деятельности у младших школьников отводится по 8-10 мин. Рекомендуемая максимальная моторная плотность урока для младших школьников - 60-70%, причем пик ее должен приходиться на конец подготовительной части урока.

Дополнительными формами занятий (неурочными) для младших школьников должны являться ежедневные физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, кружки общей физической подготовки, спортивные секции, самостоятельные занятия дома (выполнение домашних заданий), общешкольные соревнования, физкультурные праздники (“Веселые старты”), дни здоровья. Только в этих условиях ребенок будет получать необходимый объем двигательной активности, который обеспечит ему здоровье.

Основным способом организации общего порядка учебной деятельности является фронтальный способ в различных его вариантах, поскольку младшие школьники не умеют самостоятельно выполнять отдельные задания учителя и требуют к себе постоянного внимания и оценки со стороны педагога их деятельности.

Оценка успеваемости в этом возрасте складывается из качественных критериев (оценивается индивидуальный прирост показателей каждого ученика), а также систематичности посещений занятий по физической культуре.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Архипова, Л. А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие / Л. А. Архипова. — Тюмень: ТюмГУ, 2013. — 264 с. — ISBN 978-5-400-00894-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109686 (дата обращения: 06.04.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования: монография / И. В. Абрамова, С. В. Архипова, Е. В. Барцаева, А. Н. Гамаюнова. — Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2015. — 212 с. — ISBN 978-5-8156-0736-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/74518 (дата обращения: 06.04.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Выготский, Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург: Лань, 2017. — 12 с. — ISBN 978-5-507-43486-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/96056 (дата обращения: 06.04.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

4. Магомедов, Р. Р. Методическая компетентность будущего учителя физической культуры: монография / Р. Р. Магомедов, Л. С. Кутепова; под редакцией Р. Р. Магомедова. — Ставрополь: СГПИ, 2016. — 192 с. — ISBN 978-5-93078-864-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/117678 (дата обращения: 06.04.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 





























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: