Цель лекции: проследить эволюцию семьи в истории человеческого общества

Вопросы:  

1. Семья и брак в истории общества.

2. Эволюция семьи.

1.Семья и брак в истории общества.

Европейский тип брака возник более 300 лет назад, но история возникновения моногамной семьи насчитывает многие тысячелетия.

Считается, что в первобытном человеческом обществе существовал промискуитет, т.е. имели место неупорядочные половые отношения.

Фактором, препятствующим полному уничтожению раннего человеческого сообщества, могло служить создание устойчивых парных связей.

С появлением родов половые сношения были упорядочены, но считать это время наступлением брачных отношений было бы неверно. Половые отношения существуют и до брака и вне брака; брак же несет в себе определенные права и обязанности.

Впервые такие обязанности возникли с появлением группового брака. В условиях группового брака возникают права и обязанности по обеспечению питанием и воспитание детей и подростков. Все дети находились в женской группе, и лишь повзрослев, мальчики переходили в группу мужчин; ведущая роль стала принадлежать женщине, т.е. наступил век матриархата.

Уже давно было замечено, что у многих народов в основу всех семейных прав кладется от матери, а не от отца. На основании подобных фактов пришли к выводу, что сначала существовал матриархат, который проявлялся по существу в многофункциональности женщины, а не в ее главенстве.

Первоначально не существовало брака как такового, следовательно, не было и семьи, существовали лишь родовые союзы, в которых существовал «коммунальный брак». Такие половые отношения назывались гетеризмом.

Наличие полигамии у примитивных народов связывают с двумя причинами: 1). У них нет «единобожия», существует пантеон богов: старший и подчиненные; 2). Отсутствие аскезы.

Полигамные отношения вовсе не отрицают любовь, но любовь не всегда бывает и в привычных нам моногамных браках.

                  Некоторые исследователи считают,  что полиандрия, например, возникла, во-первых, у некоторых народов были приняты огромные выкупы за невесту, и приходилось родителям нескольких братьев «покупать» им одну жену на всех; во-вторых, значительное превышение числа мужчин над количеством женщин в брачном возрасте.

Следующим этапом развития брачных отношений является моногамный брак в его современном виде. С возникновением частной собственности и расширением меновой торговли постепенно на первый план выдвигается мужчина. Задача женщины стала сводиться к рождению детей, которые будут наследовать имущество отца. Важным становится соблюдение супружеской верности. Единственный «надежный» способ для мужчины получить в наследники своего собственного ребенка – жестко контролировать и ограничивать женщину. Патриархат по своей психологической сути выражает не власть мужа, а власть отца, поскольку он связан с наследственным правом. В этом смысле моногамную семью следовало бы понимать как односторонне-парную семью: женщина к моногамии перешла (перевели), а мужчина – нет.

За несколько тысячелетий до новой эры в кодексе вавилонского царя Хаммурапи было закреплено неравенство супругов - кодекс признает моногамию, но разрешает мужу брать наложниц, а за неверность особо строго карает жену. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах. Не избежала их и Россия, где женщина была в полной зависимости от мужа, и эта зависимость закреплялась законодательством.

Однако все чаще встречи мужчин и женщин стали носить избирательный характер, что постепенно вылилось в создание семьи. Вероятно, большую роль здесь сыграла женщина. Если уж ее ограничивают, «привязывают» к домашнему очагу и только, по существу, передают в собственность мужа, за которым закрепляются роли кормильца, добытчика и наследователя, то пусть это будет «любый» мужчина. Постепенно моногамия из доминирующего поведения становится доминирующей ценностью. В моногамных парах большое значение имеет выбор, семьи строятся на основе любви, ценится супружеская верность.

Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед законом провозгласила Французская революция 1793 г., когда были введены брак по взаимному согласию, система разводов, отменено различие детей на законных и незаконных.

Таким образом, путь к моногамной семье был долгим и сложным. Отношения между полами постоянно претерпевали изменения. Происходят они и ныне: меняются взгляды на половое поведение мужчин и женщин.

Во всех странах уровень урбанизации влияет на структуру семьи. Реже встречаются пространные семьи. Уменьшается численность детей в семье. В современных городах резко возрастает свободный выбор партнера. Увеличивается возраст вступающих в брак молодых людей. Снижается власть родителей над детьми и власть мужчин над женщинами. Усиливаются миграционные процессы, в которые попадает современная семья.

Если ограничиться последними годами европейской цивилизации, то можно отметить, что семья строится вокруг супружеских отношений, а не в угоду кровным; растет тенденция членов семьи к индивидуализации; возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем.

Отечественные и зарубежные монографии, посвященные проблемам семьи и брака, перестали быть редким явлением (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, Б. Н. Кочубей, В. Сатир, Д. Скиннер, Г. Навайтис и др.). В большинстве исследований нашли отражение мотивы вступления в брак, функции семьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии. Круг психологических работ, в которых предметом изучения становилась бы эволюция семьи, ее структуры, специфики отношений, как супружеских, так и детско-родительских, существенно ограничен. Из известных работ можно упомянуть исследования А. Г. Харчева и В. Н. Дружинина.

Причина, по-видимому, кроется в том, что углубленные исследования семейных отношений и процесса воспитания детей в семье начались лишь в XX веке. В этом случае количественная и качественная эволюция семьи изучалась, с одной стороны, на основе данных этнографии, сведений о жизни народов и племен, сохранившихся на первобытном уровне развития, а с другой стороны, с помощью анализа древних письменных источников — от русского «Домостроя» до исландских саг. Предпринимаются интересные попытки проследить развитие типов, моделей семьи на основе сравнения мировых религий (В. Н. Дружинин), библейских текстов (Ларю Д.).

Можно согласиться с утверждением, что каждая культура порождает определенную нормативную модель семьи, точнее, группу моделей. Структура нормативной модели включает в себя элементы нормативных членов семьи, каждый из которых характеризуется определенным статусом, т. е. позицией с определенными правами и обязанностями, с которыми связано соответствующее поведение.

2.Эволюция семейных отношений в историческом контексте.

Брак в древности.

Первые письменные законы о браке появились в древнем Вавилоне. В то время брак являлся экономической сделкой (жених выкупал невесту у её отца за деньги).

В древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Поэтому, чтобы не делить наследство в брак вступали братья и сёстры.

В период Матриархата, наследование шло по женской линии, поэтому древние египетские фараоны женились не только на своих сёстрах, но и на дочерях.

В древнем Риме жена считалась частью имущества мужа. Закон предписывал жёнам полностью приспосабливаться к характеру мужей, а мужьям предписывалось управлять жёнами.

 Европейский брак в средневековье.

В средние века рыцари должны были жениться на дамах своего круга, и брак тоже расценивался как экономическая сделка. Девушка «продавала» свою действенность, а мужчина брал обязательство обеспечивать её и будущих детей. В средние века супружеские измены были очень распространены, как со стороны мужчины, так и со стороны женщины (не было понятия супружеской верности).

Семья в библейские времена.

В древнееврейской семье муж был хозяином своей жены и имел абсолютную власть над потомством. Невесты он абсолютно не видел до тех пор, пока брак не заключён. Инцест был запрещён. И существовало чёткое разграничение между мужчиной и женщиной. Мужчина обладал большей значимостью для общества. А у женщины социального статуса не было вообще. Общественным идеалом являлась покорная, смиренная женщина.

Языческая семья (христианский период).

Для семьи была характерна большая свобода как до брака так и в браке. Если женщине чего-то не понравилось, то она могла вернуться к отцу (фактически существовал развод). Семьи жили большими кланами (по 20-30 человек) в обной избе. В такой семье главную роль играла «большуха» - старшая, наиболее опытная женщина. Все младшие мужчины подчинялись ей.

Христианская модель семьи.

Глава рода, отец семейства – это патриарх. Он же выполняет функции вождя.

Наш отечественный исследователь Кочубен отмечал, что здесь сливаются воедино социальные роли отца, вождя, учителя. Члены семьи повинуются отцу, как все люди повинуются Богу, Отцу Небесному. Отцу семьи предписываются функции монарха, а государственному правителю и Богу – функции отца (опосредовала социальные роли через христианские обычаи). Христианским законам оба супруга должны созидать свой брак. Для этого надо бороться с грехами, работать над собой, углублять духовную жизнь. Мужу необходимо на себя взять первое место: ответственность, быть главой. А жене следует смиренно занять второе место: никогда не роптать, выполнять совместно волю Божью.

Семья по домострою.

Домострой – письменный документ 17 г. Главное место в семье принадлежит мужу. Социальный статус женатого мужчины в обществе выше, чем у одинокого. Домострой рекомендует жене угождать мужу, приноравливаться к нему. В семейных отношениях осуждаются сквернословие, блуд, гнев, ярость, злопамятство. Семейные отношения следовало ограждать от сплетен, пересудов, поэтому для окружающий людей семья всегда демонстрировала свои благополучные стороны. Считалась очень хорошей стороной соблюдать уверенность во всём. Главная обязанность детей – любовь к родителям и абсолютное послушание. Родителям не возбранялось физически наказывать детей. Виды брачно-семейных отношений тоже эволюционировали:

Семья, состоящая из группы родственников, т.е. женщины и дети принадлежат всем мужчинам группы.

Сегментарная семья – глава семьи имеет отдельных жён, а у братьев имеются общие жёны, а сёстры имеют общих мужей.

Индивидуальная семья.

Общность жён уничтожена, но каждый мужчина имеет одну или несколько жён (моногиния, полигиния). А женщины имеет несколько мужей (полиандрия).

Моногамный брак в его современном виде.

Возникла проблема частной собственности и проблема супружеской верности-неверности. Когда мужчина начал владеть имуществом, он должен был быть уверенным, что дети – его дети (а не соседа). С этого момента мужчина начал жёстко пресекать супружескую неверность (на мужчин это не распространялось).

 Вопросы для самоконтроля:

1.Расскажите о семье и браке в истории общества.

2.Раскройте эволюцию семейных отношений в историческом контексте.

Литература

1.Сайгушева Л.И., Фадеева И.В. Социально-педагогическая деятельность с семьей в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие. – 2-е изд., М.: ФЛИНТА, 2015. – 172 с. // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/reader/book/70394/#2

 

2. Бабунова Е.С. Психология семьи и семейного воспитания: учеб.-метод, пособие / Е.С. Бабунова. - 2-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2015. - 61 с. // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/reader/book/72620/#1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: