Методология и методы психологического изучения детей

Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Термином «методология» сегодня обозначают три различных уровня научного подхода:

Первый уровень — общефилософский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем.

Второй уровень — частная (специальная) методология, понимаемая как совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знаний.

Третий уровень — методология как совокупность конкретных методических приемов исследования.

«Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории развития ребенка», — писал Л.С. Выготский.

Важно помнить, что ребенок — специфический объект исследования, его психика находится в становлении и развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование: «Не навреди!».

2. Принцип объективности и научности предполагает понимание законов детского развития. В процессе проведения психологического исследования поддерживается равенство экспериментальных и контрольных групп, учитываются различия при сравнении детей по: уровню психического развития, содержательной характеристике, обучаемости, социально-экономическим причинам.

3. Принцип комплексности, системности, систематичности реализуется через последовательное, всестороннее изучение развивающейся личности, определение места в структуре психики, его взаимосвязи с остальными сторонами психического развития.

4. Принцип детерминизма (причинной обусловленности) нацеливает на поиск причин поведения в условиях жизни и воспитания ребенка в предшествующих этапах его развития. Специфическими детерминантами психического развития ребенка являются: особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности; степень сформированности головного мозга ребенка, его нервной системы в целом; влияние предыдущих этапов психического развития на последующие.

5. Принцип развития психики, сознания в деятельности предполагает изучение деятельности ребенка как условия развития психики и одного из путей ее исследования.

6. Принцип единства сознания и деятельности означает их взаимосвязь и взаимовлияние (Рубинштейн С.Л.), изучение сознания через деятельность. Учитывается связь психического развития ребенка с его ведущей деятельностью; фиксируются и анализируются поведение и действия ребенка в ведущей деятельности, в зарождающейся деятельности и в сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей. Психические явления рассматриваются в системе трех координат.

7. Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития у каждого ребенка проявляются своеобразно и неповторимо и это необходимо учитывать в работе с ш. м.

В возрастной психологии опираются на классификацию методов (по Ананьеву Б.Г.):

I. Организационные методы:

а) сравнительный «поперечных срезов» (сопоставление различных групп по возрасту, характеру деятельности, степени тяжести дефекта и т. д.). С помощью данного метода можно быстро получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов, но, к сожалению, данные усредняются и не отражают индивидуальных особенностей испытуемых, а также не вскрывают процесс развития, его движущие силы;

б)   лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени). При этом устанавливаются качественные особенности развития психических процессов и личности испытуемого, выявляются источник и движущие силы развития, но результаты могут неоправданно переноситься на всю выборку или, неоправданно преувеличивается роль индивидуальных различий;

в) комплексный (использование разных средств, научных знаний для изучения одного объекта). Данный метод позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода.

П. Эмпирические методы (наблюдение и самонаблюдение, эксперимент), психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

Ш. Методы обработки данных, включающие количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) их анализ.

IV. Интерпретационные методы: генетический (анализ материала в плане развития с выделением фаз, стадий, критических моментов, т. е. с установлением «вертикальных» связей между уровнями развития), структурный (установление структурных связей между характеристиками личности, т. е. определяются «горизонтальные» структурные связи).

Наблюдение — основной метод исследования, предполагающий «преднамеренное, длительное восприятие, цель которого — проследить за наличием и изменением каких- либо явлений или объектов» (Венгер Л.А., Мухина В.С.) Наблюдение предполагает и целенаправленное фиксирование психологических фактов в условиях повседневной жизни. Подготовка к использованию метода для изучения детей предполагает формулировку цели, составление плана, выделение объекта, выбор времени и критериев.

По степени опосредования наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственное наблюдение проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемыми явлениями и процессом. Опосредованное наблюдение использует результаты наблюдений, подготовленные другими людьми, например, это могут быть сообщения воспитателей, учителей, магнито-, кино- и видеозапись.

По степени открытости наблюдение подразделяется на открытое (явное) и скрытое. Открытое наблюдение протекает в условиях осознанного факта присутствия посторонних лиц. При этом поведение лиц, за которыми ведется наблюдение (дошкольников, школьников, педагогов) изменяется и важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась. Скрытое наблюдение — это наблюдение через стеклянную стену, или зеркало Гезелла, которые пропускают свет в одном направлении и лица, за которыми проводится наблюдение, не подозревают об этом, поэтому демонстрируют естественные формы поведения. В ходе подобного наблюдения могут также использоваться скрытые камеры.

По степени включенности наблюдение может быть включенным (причастным) и невключенным (непричастным). Включенное наблюдение осуществляется в определенной социальной ситуации и события при этом анализируются «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы. Невюиоченное наблюдение ведется исследователем извне.

По уровню систематичности. Систематическое (сплошное) наблюдение ведется в течение определенного периода систематически, фиксируя проявления психической деятельности ребенка. Результаты записываются в дневниках педагогов или родителей. Несистематическое наблюдение иначе называют выборочным, так как наблюдается какой-то один процесс или психическое явление, например, речь ребенка, его поведение на занятиях и т. д.

По времени проведения наблюдение бывает долговременным или кратковременным. Долговременное наблюдение имеет место при изучении психического развития детей в течение нескольких лет. Кратковременное наблюдение предполагает наблюдение за деятельностью ребенка в течение небольшого интервала времени: одного часа, на протяжении одного события и т. д.

По отношению к объекту наблюдения наблюдение может быть внешним и внутренним.

Внешнее наблюдение способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение (самонаблюдение) — исследование наблюдателя за собой, за своими ощущениями при переживании соответствующего явления.

Протоколирование наблюдения позволяет возвращаться к исходным моментам дальнейшего анализа. К протоколированию предъявляется несколько требований:

• Форма ведения протокола определяется задачей, предметом, частотой исследования, наличием выработанной системы условных знаков для регистрации наблюдаемых фактов, наличием технических средств, повторяемостью определенного рода наблюдаемых фактов.

• Записи должны быть достаточно подробными, чтобы можно было провести объективный анализ.

• Записи необходимо делать либо в момент наблюдения, либо сразу после него, чтобы не пропустить важные факты.

• Записи должны просматриваться и корректироваться, а при необходимости дополняться.

• Записывать следует только факты, а не их истолкование.

• Каждое действие и реплика воспринимаются не изолированно, а связываются с другими действиями, словами, сопутствующими явлениями.

• Записи должны как можно быстрее подвергаться обработке, которая требует гораздо большего времени, чем само наблюдение.

Запись результатов наблюдения может быть сплошной (при исследовании личности в целом) и выборочной (фиксация отдельных проявлений психической деятельности). Для получения объективных данных в процессе наблюдения используют звукозапись, фото- и кинопленку.

Эксперимент один из основных методов исследования, предполагающий изучение психических особенностей детей и сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

Эксперимент нуждается в постановке цели и выборе объекта, разработке методики проведения, в создании соответствующих условий. Должна быть составлена четкая инструкция, установлены доверительные отношения с объектом исследования.

Метод требует сдержанной реакции на удачи и неудачи со стороны испытуемых, определенного темпа и времени работы, обеспечения фиксации результатов. Для эксперимента характерна активная позиция исследователя, которая проявляется в возможности исследователя вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы и создавать такую искусственную ситуацию, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать.

При экспериментальных исследованиях задействованы два вида переменных: независимая (фактор, который изменяется экспериментатором) и зависимая переменная (фактор, который изменяется под влиянием другого фактора). В эксперименте должна изменяться только независимая переменная.

При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, мотивам учебной деятельности, состоянию здоровья, уровню познавательной активности и т. д. Достоверность гипотезы достигается многократным повторением опыта или увеличением числа испытуемых с последующей математической обработкой. Результаты опытов отражаются в протоколе, в котором указывается фамилия, имя испытуемого, возраст, пол, состояние здоровья, психическое состояние, дата, время, задача исследования, количество ошибок, их характер, способ решения и его объяснение. В протоколе имеются примечания и дополнительные замечания.

Эксперимент проводится в лабораторных и естественных условиях (лабораторный и естественный эксперимент).

Лабораторный эксперимент может проводиться с использованием аппаратуры и без нее.

В ходе лабораторного эксперимента регистрируются особенности деятельности и поведения испытуемого (поступки, действия, их компоненты), реакции (двигательные, речевые, вегетативные), электрическая активность мозга, мышц, кожи, сердца. Лабораторный эксперимент требует ответственного отношения испытуемого к экспериментатору, равенства мотивов и условий участия в опыте всех испытуемых, четкой, недвусмысленной инструкции, понятной испытуемому, строгого учета субъективных факторов: эмоционального состояния, степени утомления, фиксации реплик и т. д., достаточного количества испытуемых и числа опытов (серий). К несомненным достоинствам лабораторного эксперимента можно отнести возможность создания условий, вызывающих необходимый психический процесс, а также предопределенность строгого учета измерения раздражителей и ответных реакций, повторения аналогичных опытов или серий и проведение обязательной математической обработки полученных показателей. Главным недостатком лабораторного эксперимента является тот факт, что испытуемый знает, что над ним экспериментируют, что нередко приводит к некоторым искажениям изучаемого психического процесса.

Естественный эксперимент позволяет выявить изучаемые психические явления в естественных условиях или в условиях экспериментальной обстановки, максимально сближенной с жизнью и сопровождающейся естественными условиями деятельности. Исследователь в условиях естественного эксперимента изменяет условия деятельности испытуемых. Накапливаемые факты математически обрабатываются, повышается надежность объективно полученных результатов.

Лабораторный и естественный эксперимент может быть констатирующим — определение особенностей психического развития и уровня сформированности соответствующего качества на данный момент времени и формирующий эксперимент — изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования определенных качеств личности посредством обучения каким-либо знаниям, умениям, навыкам (обучающий эксперимент) и воспитания тех или иных свойств личности (воспитывающий эксперимент).

Формирующий эксперимент предполагает наличие главного объекта изучения — формирующейся личности ребенка; введения в заранее продуманных и созданных условиях новых средств и приемов, помогающих включить ребенка в деятельность (познавательную, коммуникативную); конструирование учебных, тренинговых программ и их апробация для проверки гипотез исследования; междисциплинарное сотрудничество философов, социологов, физиологов и других исследователей в рамках комплексного изучения того или иного психического явления.

Формирующий эксперимент требует от исследователя не только четкого планирования, но и выбора теоретической платформы изучения независимых переменных и полного учета факторов реального обучения или воспитания, влияющих на возникновение изучаемых явлений (табл. 1).

Достоинства и недостатки основных методов исследования

Методы исследования

  Наблюдение Эксперимент
Достоинства • Ребенок ведет себя естественно, проявления психики не искажаются • Применение не ограничено возрастом • Средства наблюдения могут отличаться доступностью и относительной дешевизной • Собираемые сведения многообразны • Позволяет выявить закономерности и механизмы изучаемого психологического фактора, благодаря варьированию условий его проведения • Эксперимент можно повторить, а значит, проверить и уточнить первоначальные данные • Позволяет быстро собрать большой фактический материал • Более объективный метод, поскольку в его методике содержатся четкие критерии фиксации и обработки данных • Изучаемое явление отделено от ряда жизненных обстоятельств • Анализ фактов может быть выражен в числовых показателях, подвергнут качественной обработке
Недостатки • Наблюдаемые факторы слиты с множеством попутных явлений • Изучаемое явление может не проявиться при вынужденно выжидательной позиции исследователя • Возможно нарушение объективности, приписывание ребенку несвойственных ему мыслей и чувств, субъективизм наблюдателя • Трудность фиксации результатов • Может исчезать естественность в психическом проявлении ребенка • Не создается целостное представление о психике ребенка •Требует более длительной и тщательной подготовки, чем другие методы

• Беседа как метод психологического исследования применяется самостоятельно или в сочетании с наблюдением и экспериментом. Она предусматривает выявление

интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, полученных в реальном двустороннем общении с испытуемым («клиническая беседа» Ж. Пиаже, «психоаналитическая беседа» 3. Фрейда).

Требования к проведению беседы:

а)         подготовка и проведение беседы включают постановку цели, выбор материала для нее. Вопросы должны быть четкими, краткими, конкретными, не слишком общими, не содержащими подсказки;

б)         исследователь, заучив вопросы, задает их испытуемым в строго определенном порядке, добиваясь развернутых ответов. При необходимости в ходе беседы можно задавать уточняющие вопросы;

в)         беседа всегда проводится индивидуально в отдельном, тщательно выбранном помещении и предполагает регламентацию, чтобы не допустить переутомления у ребенка;

г)         перед проведением беседы необходимо установить с испытуемым доверительные отношения. Она должна проводиться непринужденно, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно показать, что исследователь заинтересован в разговоре с испытуемым, прислушивается к его ответам;

д)         данные беседы (ответы ребенка, его поведение, эмоциональные реакции) заносятся в протокол.

Достоинства метода беседы: во-первых, возможность быстро собрать достаточно большой материал как об одном ребенке, так и о группе детей; во-вторых, одновременное исследование нескольких сторон психической деятельности испытуемого; в-третьих, варьирование условий посредством применения разнообразного материала, позволяющее глубже понять психические особенности ребенка, в-четвертых, возможность повторного применения с целью выяснения возрастных изменений.

Примерами прямых вопросов мотут быть вопросы типа; «нравится ли тебе твой класс, твои учителя?»; косвенные вопросы: «часто ли тебе хочется общаться с одноклассниками?», «нравится ли твоим одноклассникам ваш класс?»; проективные вопросы; «как ты считаешь, как бы поступил твой ровесник в данной ситуации?»; внушающие вопросы: «не согласен ли ты с тем, что...?».

Недостатки метода беседы:

Возрастные ограничения в беседе, обусловленные тем, что ребенок не всегда может дать отчет о своих переживаниях, чувствах, объяснить свои предпочтения, и действия в силу неумения рефлексировать и низкого уровня речевого развития.

Проявления субъективизма, поскольку подбор материала, составление вопросов, вхождение в контакт с ребенком, фиксация и интерпретация ответов зависят от профессиональной компетентности исследователя. Так, при недостаточном психологическом контакте с исследователем у испытуемого может возникнуть боязнь «потерять лицо», подозрительность, стремление закончить беседу с помощью стереотипных ответов или отказа отвечать на вопросы. Наоборот, при хорошем отношении к исследователю у испытуемого может появиться бессознательное стремление угодить ему, «порадовать» ожидаемым ответом. Самому исследователю в ходе живого общения с испытуемым бывает трудно абстрагироваться от личностного отношения к нему, что может привести к соответствующим последствиям.

Успех беседы зависит от квалификации исследователя, умения установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выражать свои мысли и «отделять» личные отношения от содержания беседы.

Интервьюирование можно назвать очной беседой, а анкетирование — заочной беседой.

Интервью — это целенаправленный опрос, при котором исследователь должен постоянно помнить, что он — исследователь и не имеет права упускать план вести разговор в нужном ему русле. У интервьюера должна быть нейтральная позиция.

Главным компонентом анкеты является серия вопросов, отвечающих общему замыслу исследования. В начале анкеты предлагаются простые, нейтральные по смыслу вопросы, цель которых — формировка установки на сотрудничество, заинтересованность опрашиваемого; в середине анкеты — вопросы, требующие анализа, размышления, активности памяти; в конце анкеты — вопросы о паспортных данных опрашиваемого (пол, возраст). Анкета должна учитывать уровень общей культуры и психологию опрашиваемых; организацию материала и расположение вопросов; последующий способ обработки полученных данных. Четко сформулированные вопросы анкеты основываются на гипотезе исследования. Вопросы должны отвечать исследовательской задаче, формулироваться ясно и конкретно, исходя из возрастных особенностей, учитывая терминологию и словарный запас опрашиваемых; одинаково формулироваться и пониматься всеми отвечающими, быть тактичными по отношению к личности опрашиваемых, быть стилистически грамотными, требующими конкретного ответа. Они не должны представляться в большом количестве, дублировать информацию, которую можно получить из других источников; не должны иметь двойного толкования, предлагать делать выбор между несопоставимыми ценностями, предопределяться социальной ситуацией, иметь внушающий характер в виде подсказок и быть безответными для опрашиваемого.

По содержанию вопросы подразделяются на вопросы:

 о фактах сознания (планы на будущее, мнения детей, родителей и педагогов, их ожидания, пожелания), о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности), о личности (пол, возраст, образование, профессия);

  по функциям вопросы можно разделить на основные, предполагающие сбор информации о содержании исследуемого явления («Нравятся ли тебе учить стихи?») и неосновные: вопросы-фильтры («Как называется твое любимое стихотворение?») и контрольные вопросы («Можешь ли ты прочитать его наизусть?»);

по форме вопросы бывают открытые — ответ дается в свободной форме и отражает компетенцию отвечающего («Как ты понимаешь, что такое дружба?»), закрытые альтернативные вопросы («Ты принимаешь участие в художественней самодеятельности? Регулярно. Иногда. Никогда») и неальтернативные вопросы («Какие черты больше всего нравятся тебе в твоем учителе? Знание предмета. Доброта. Справедливость. Какие еще?»), прямые вопросы («Какими особенностями обладают современные подростки?») и косвенные вопросы («Что думают ваши знакомые о современных подростках?»).

• Тесты, широко используемые в возрастной психологии, — экспериментальные пробы, применяемые для выявления уровня развития некоторых психических функций и которые с известной вероятностью позволяют определить актуальный уровень развития у индивида необходимых знаний, умений, навыков и личностных характеристик ребенка. Впервые термин был введен английским психологом Ф. Гальтоном, получил распространение в исследованиях Д. Кеттелла. Первый тест в истории детской психологии, тест Вине — Симона, включал ряд заданий, представленных в вербальной форме и предназначенных для определенных возрастных групп. Альфред Симон установил нормы умственного развития р помощью тестовых испытаний большого количества детей, а тест Векслера позволял на основе словесных и образных заданий вычислить «общий интеллектуальный показатель» и сопоставить его с возрастной нормой.

Основные требования предъявляемые к тестам;

а) валидность (пригодность, обоснованность) — установление соответствия между интересующим психическим свойством и методом его измерения (ответ на вопросы: Для чего? Для какой цели? По какому критерию?);

б) надежность (устойчивость) — стабильность результатов при повторных тестированиях; стандартизация — многократная проверка теста на большом количестве испытуемых д ля сравнения полученных данных в разное время и в разных местах и выявления соответствия показателей данного испытуемого определенному стандарту;

в) одинаковые возможности для всех испытуемых — предъявление испытуемых одних и тех же заданий;

г) заданные нормы и интерпретации — относительно предмета тестирования задается определенная система теоретических допущений (возрастные и групповые нормы, их относительность, стандартные показатели).

Наряду с вербальными тестами в возрастной психологии используются невербальные тесты. Кроме того, выделяют стандартизированные и проективные тесты. Стандартизированные тесты ориентированы на оценку (тесты интеллекта, тесты специальных способностей, тесты креативности). Проективные тесты основаны на проекции различных проявлений личности, обнаруживаемых посредством высказываний, интерпретации событий, творчества («Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Автопортрет»). Проективные тесты позволяют выявить неосознаваемые побуждения, стремления, конфликты, переживания ребенка. Ответные действия обследуемых при этом не представляются как правильные или неправильные, а имеют самостоятельную ценность и позволяют делать выводы о личностных особенностях детей.

• Метод опроса, методики которого включают ряд вопросов, с которыми обследуемый должен согласиться или не согласиться, используется наряду с указанными методами. Ответы могут даваться либо в свободной форме (опросники «открытого типа») или выбираются из вариантов, предлагаемых в опроснике (опросники «закрытого типа»). Опросники-анкеты предполагают возможность получения информации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности (биографические опросники, опросники установок и профессиональных предпочтений). Личностные опросники предназначены для измерения личностных особенностей. Среди них выделяют типологические опросники (опросник Айзенка, Юнга, Павлова) и опросник черт личности (опросник Кеттелла, MMPI).

В возрастной психологии используют пять основных групп тестов:

1. Тесты интеллекта — тесты, направленные на выявление умственного потенциала индивида и предполагают вербальный и невербальный варианты выполнения. В первом случае тесты строятся на понятийно-терминологической основе и требуют установления логических отношений классификации, аналогии, обобщения и т. д., а во втором — на основе геометрических фигур, рисунков ребенку предлагается сложить представленные из деталей изображения предмета или собрать из кубиков с разноцветными сторонами заданный рисунок.

2. Тесты специальных способностей для оценки обучаемости индивида в овладении знаниями, умениями, навыками — тесты, входящие в эту категорию, позволяют оценивать уровень развития технических, музыкальных, художественных, спортивных и других специальных способностей.

3. Тесты достижений для оценки уровня овладения учеб

ными знаниями, навыками. Предложенные задачи построены на учебном материале: тесты действия — для выявления умений выполнять действия с механизмами, материалами, инструментами; тесты письменные оформление на специальном бланке с вопросами. Требуется выбрать правильный ответ, найти в рисунке ситуацию (деталь), дающую правильное решение; тесты устные, на которые необходимо дать квалифицированные ответы в письменной или устной форме.                                                           »

4. Тесты личности для изменения установок, ценностей, эмоциональных, межличностных и мотивационных свойств, типичных форм поведения. Известны три формы таких тестов: шкалы и опросники (Айзенка, Р. Кэттелла, АЕ. Личко, MMPI); ситуационные тесты или тесты- действия, использующие перцептивные (тест на стресс) и когнитивные (ситуации групп без лидера) оценочные задачи и пр. (исполнение роли): проективные методы.

5. Проективные тесты служат для целостного изучения личности, а не выявления отдельных ее черт. В этом случае предлагается многозначная неопределенная ситуация, которую испытуемый преобразует сообразно своей индивидуальности (доминирующих потребностей, ценностей, смыслов). Такие ситуации создаются при: предпочтении отдельных стимулов (тест Люшера по выбору цвета): завершении незаконченных предложений или высказываний (тест незаконченных предложений и тест Розенцвейга с использованием сюжетных картинок): интерпретации содержания картинки с неопределенным содержанием (тест тематической апперцепции): толковании неопределенных очертаний; воссоздании целого по деталям; рисовании на свободную или заданную тему. Во всех приведенных выше случаях испытуемый в эмоциональных проявлениях, восприятии, высказываниях, двигательных актах несет на себе отпечаток личности.

На результаты теста влияет уровень развития познавательных процессов, образовательный уровень, усвоенность терминов, понятий, умственных действий, социальный статус, физическое состояние, особенности эмоционально-волевой н поведенческой сфер личности, уровень воспитанности и т. д.

Поэтому при обработке результатов тестирования необходимо знать возраст испытуемых, их культурную и национальную среду, географический район проживания, каким образом их специфические особенности проявляются в определенных ситуациях.

• Социометрия (социальное измерение) — способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы, разработанный Дж. Морено. Социометрия служит средством получения данных о том, как члены социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий — антипатий. Основным методологическим средством социометрии служит социометрический тест (тест социометрического выбора). Критерием выбора выступает желание человека совместно с кем-либо что-либо делать: в труде, учении, досуге. По мнению Дж. Морено, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависят от занимаемого им положения в структуре группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником. С помощью социометрии можно определить социальный статус каждого

участника группы: лидер, предпочитаемые, оттесненные, изолированные и пренебрегаемые, что помогает педагогу оптимизировать взаимоотношения воспитанников и выбрать актив группы.

• Метод анализа продуктов деятельности незаменим при изучении особенностей развития дошкольников и младших школьников. Он является составной частью других методов, например, эксперимента. Анализируются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальная деятельность (исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы и сказки, пересказ известных литературных произведений. Этот метод часто используется не только для изучения продуктов деятельности, но и для анализа процесса их создания (например, анализ выполняемой ребенком роли, соответствие рисунка, аппликации первоначальному замыслу и т. д.). Данный метод позволяет выявить интересы, склонности, способности: особенности навыков и умений: объем знаний; отношение к деятельности; особенности различных сторон психики: восприятия, мышления, воображения и др.

Организация этого метода требует соблюдения ряда условий: формулировки цели исследования (отношения ребенка к людям); создания одинаковых условий деятельности для всех детей изучаемой группы; поддержания естественных условий; разработки способов фиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций ребенка.

Достоинства метода: во-первых, возможность за короткое время собрать достаточно большой фактический материал; во-вторых, получение количественных и качественных характеристик особенностей психики детей; в-третыис, возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт; в-четвертых, сохранение естественности в проявлении психических особенностей ребенка.

Недостатки метода: метод может применяться только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности; обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психические особенности полученного продукта.

Основными проблемами психологии возрастного развития являются: проблема соотношения интеллекта и личности и общем развитии человека: сравнительного влияния на развитие революционных, ситуационных и эволюционных преобразований психики и поведения; проблема соотношения задатков и способностей ребенка; сравнительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей; органической и средовой обусловленности пси- м1ческого развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: