Предмет и понятия возрастной психологии

Тема: Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

План:

Задание №1 Вопросы для самостоятельного изучения (составить развернутый конспект)

1. Цели и задачи возрастной психологии

2. Предмет и понятия возрастной психологии

3. Методология и методы психологического изучения детей

Задание №2 Выполнить тестовые задания для выявления уровня знаний по теме

Цели и задачи возрастной психологии

Целью - является ознакомление с современным содержанием проблем возрастного развития, изучение предмета и задач возрастной психологии. Необходимо научиться отличать предмет возрастной психологии от предмета изучения смежных отраслей психологии и определять его место в структуре психологической науки.

Важно знать, что разделами возрастной психологии являются психология: детская, младшего школьника, подростка, юности, зрелого возраста, геронтопсихология. Предстоит рассмотреть классификацию методов исследования психической деятельности на разных возрастных этапах становления личности в теоретическом и прикладном аспектах.

Следует дифференцировать понятия хронологический и психологический возраст.

Главное, что отличает возрастную психологию от других отраслей психологии, — акцент на динамику детского развития. И.М. Сеченов писал о том, что психология не может быть ничем иным, как наукой о прохождении и развитии психических процессов. Иначе ее называют генетической психологией (от греческого «генезис» — происхождение, становление).

Развитие психики можно рассматривать в двух основных аспектах:

• филогенеза — от начального этапа проявления сознания у первобытных людей до его современного уровня:

• онтогенеза — от рождения ребенка до его зрелости.

В области изучения различных вопросов возрастной психологии работали такие всемирно известные ученые, как В.М. Бехтерев, К. Бюлер, А. Валлон, Л.С. Выготский; П.Я. Гальперин, К. Коффка, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д5к. Уотсон, А. Фрейд, 3. Фрейд, В. Штерн, Д.Б. Эльконин.

Возрастная психология — особая область психологических знаний, включающая характеристику различных возрастных периодов.

 

Предмет и понятия возрастной психологии

Предмет возрастной психологии — изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при переходе от одного возраста к другому, составление развернутых психологических характеристик детей, относящихся к разным возрастным группам. Иными словами, предметом исследования возрастной психологии являются возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути.

Возрастная психология занимает определенное место в системе наук.

Философия служит методологической основой возрастной психологии, а анатомия физиология и гигиена помогают соответственно познать особенности созревания больших полушарий головного мозга, развитие нервной системы и биологические особенности возраста. Изучая возрастную динамику развития личности человека, его психических процессов и особенностей от рождения до старости, возрастная психология имеет непосредственную связь с педагогикой, так как последняя, изучает закономерности воспитания и обучения, получает от возрастной психологии новые идеи и в педагогической практике проверяет их правильность. Возрастная психология тесно связана с психологией личности, педагогической, социальной специальной отраслями психология которые помогают рассмотреть психические явления как мерку, с которой сопоставляются проявления ребенка и дают понимание того, в каком направлении развивается психика ребенка.

Разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология.

Возрастная психология оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство».

Возраст, по Л.С. Выготскому, это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Он характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей. Возраст типологичен.

Выделяют хронологический и психологический возраст

Хронологический возраст (паспортный) — координата отсчета, внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Психологический возраст — это не календарная дата, он не сводится к сумме отдельных психологических процессов, его продолжительность определяется внутренним содержанием. Психологический возраст означает качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитанию и имеющую конкретно-историческое происхождение. Часто в рамках психологического возраста рассматривают умственный возраст, выявляемый тестированием. Количество решения задач соответствует сумме баллов и показывает умственный возраст ребенка, который может быть выше и ниже хронологического. Соотношение хронологического и умственного возраста позволяет говорить о коэффициенте интеллектуального развития (IQ).

Умственный возраст

IQ =--------------------------------- х 100%

Хронологический возраст

Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно-историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью, характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида. Эти факторы влияют на временные сроки. Психологический и хронологический возраст могут не совпадать. Особенно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Начальные возрастные периоды образуют детство.

Детство — явление историческое: его содержание и продолжительность менялись на протяжении веков (в сторону увеличения). Специфика детства определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества.

Детская психология, по мнению Д.Б. Эльконина, изучает закономерности развития ребенка как члена общества.

Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Л.С. Выготский различал: преформированный и непреформированный типы развития.

Преформированный тип — такой тип развития, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное развитие).

Непреформированный тип — это процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, не заданы. Ни один процесс развития, за исключением онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу.

Эволюционное развитие — длительные и достаточно устойчивые изменения в психике и поведении ребенка, происходящие в периоды возрастного развития между его кризисами.

Революционное развитие — быстрое и глубокое преобразование психики и поведения человека, происходящее при его переходе с одной возрастной ступени на другую.

Ситуационное развитие — быстрое, недостаточно устойчивое и требующее подкрепления изменение в психике и поведении ребенка, происходящее под влиянием ситуационных социальных факторов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: