Выберите один правильный ответ.
1. ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ – ЭТО:
1) Научные мероприятия, направленные на улучшение показателей деятельности учреждений здравоохранения
2) Наука, изучающая основные показатели состояния здоровья населения
3) Процесс определения необходимых ресурсов и механизма эффективного их использования
4) Обоснование и разработка потребности населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании в соответствии с возможностями их удовлетворения
5) Система государственных медицинских, общественных мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья населения при наименьшей затрате труда
2. ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИКЛИНИКИ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ: 1. численность населения и её структуру; 2. заболеваемость населения; 3. уровень госпитализации; 4. численность населения на одном терапевтическом участке; 5. мощность поликлиники; 6. среднегодовую занятость койки
1) верно 2,5
|
|
2) верно 1,2,5
3) верно 4,5
3. ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЦИОНАРА НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ: 1. численность населения и её структуру; 2. заболеваемость населения; 3. уровень госпитализации; 4. численность населения на одном терапевтическом участке; 5. мощность поликлиники; 6. среднегодовую занятость койки
1) верно 3,4,5
2) верно 3,5
3) верно 1,2,3,6
4. ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАНА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОТРЕБНОСТИ В КАДРАХ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НА ОТДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ: 1. штатное расписание учреждения; 2. нагрузка медицинского работника; 3. функция врачебной должности; 4. нормативы обеспеченности врачами согласно порядкам оказания медицинской помощи, 5. численность населения территории; 6. рождаемость;
1) верно 3,4
2) верно 2,4,5
3) верно 2,3,5
5. ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ ПО ПРОГРАММЕ ГОСГАРАНТИЙ В АМБУЛАТОРИИ С ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛЬЮ В 2020г. НА ОДНОГО ЗАСТРАХОВАННОГО ЛИЦА:
1) 2,35
2) 2,867
3) 2,784
4) 2,9
6. ЧИСЛО ОБРАЩЕНИЙ ПО ПРОГРАММЕ ГОСГАРАНТИЙ В ПОЛИКЛИНИКИ В СВЯЗИ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В 2020г. НА ОДНО ЗАСТРАХОВАННОЕ ЛИЦО:
1) 1,98
2) 1,95
3) 1,99
4) 1,77
7. ПОДУШЕВЫЕ НОРМАТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ ГОСГАРАНТИЙ ЗА СЧЁТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА СОСТАВЛЯЮТ В 2019г. НА ОДНОГО ЖИТЕЛЯ (в рублях):
1) 2831,8
2) 2738,5
3) 2745,4
4) 3524,45
8. ПОДУШЕВЫЕ НОРМАТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ ГОСГАРАНТИЙ ЗА СЧЁТ СРЕДСТВ ОМС СОСТАВЛЯЮТ В 2019г. НА ОДНО ЗАСТРАХОВАННОЕ ЛИЦО (в рублях):
1) 9789,5
2) 9626,7
3) 10738,8
4) 13067,71
9. ТРУДНОСТИ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОБЪЕКТИВНО ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ: 1. ограниченностью экономических ресурсов; 2. низкой укомплектованностью учреждений кадрами; 3. недостатками управления; 4. низкой медицинской культурой населения; 5. загрязнение окружающей среды; 6. нездоровым образом жизни;
|
|
1) верно 3,5,6
2) верно 2,3,5
3) верно 1,2,3
10. В ЗДРАВООХРАНЕНИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ:
1) Аналитический
2) Балансовый
3) Эксперимента и моделирования
4) Нормативный
5) Экономико-математический
6) Метод соотношения
7) все перечисленное
11. ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: 1.стратегическое; 2. текущее; 3. среднесрочное; 4. краткосрочное; 5. экстренное; 6. перспективное;
1) верно 1,2,4
2) верно 1,2,6
3) верно 4,5
12. ВЫБЕРИТЕ ПОКАЗАТЕЛИ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПЛАНА: 1. норма нагрузки врача на приеме; 2. мощность учреждений; 3. средства на питание и медикаменты на койко-день; 4. нагрузка врача в стационаре; 5.среднегодовая занятость койки; 6. число госпитализаций на одного жителя в год по программе госгарантий; 7. Функция врачебной должности; смета учреждений
1) верно 2,3,5
2) верно 3,5,6
3) верно 1,2,4,5,7
13. ИСТОЧНИКАМИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
1) Средства бюджета Республики Башкортостан
2) Средства ОМС
3) Средства ДМС
4) Платные медицинские услуги
5) Средства бюджета Российской Федерации
6) Все верно
14. БЮДЖЕТ ЭТО:
1) расходы здравоохранения
2) доходы здравоохранения
3) финансовый план развития здравоохранения
4) расходы государства на целевые проекты
15. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕБЫВАНИЯ В СТАЦИОНАРЕ ОДНОГО ИЗ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ ВОЗМОЖНО:
1) до 14-летнего возраста ребенка
2) до 3-х летнего возраста ребенка
3) до 4-х летнего возраста ребенка
4) в возрасте старше 15 лет
16. ФИНАНСИРОВАНИЕ СКОРОЙ ПОМОЩИ ПРОВОДИТСЯ ИЗ:
1) федерального бюджета;
2) республиканского бюджета;
3) из средств ОМС;
4) из муниципального бюджета
17. НОРМАТИВЫ РАСХОДОВ НА ПИТАНИЕ И МЕДИКАМЕНТЫ ПРЕДУСМОТРЕНЫ
1) на курс лечения больного в стационаре
2) на койку в год
3) на клинико-статистическую группу
4) на койко-день
18. Финансирование санитарной авиации проводится из:
1) федерального бюджета;
2) республиканского бюджета;
3) из средств ОМС;
4) из муниципального бюджета
19. КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН – ЭТО
1) бюджеты всех муниципальных образований Республики Башкортостан
2) бюджет Республики Башкортостан и города Уфы
3) бюджет Республики Башкортостан и Российской Федерации
20. ФУНКЦИЯ ВРАЧЕБНОЙ ДОЛЖНОСТИ – ЭТО:
1) число принятых больных за 1 час работы
2) число принятых больных за один месяц
3) число принятых больных в течение года
4) норматив нагрузки врача.
21. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОЛИКЛИНИК ПРОИСХОДИТ ЗА СЧЕТ: 1. поступлений средств из ОМС по подушевому нормативу на прикрепленное население; 2. средства бюджета РФ на оказание высокотехнологичной помощи; 3. поступлений из ОМС на выполненные объемы медицинской помощи; 4. средства бюджета РБ на проведение диспансеризации; 5. средства ОМС на приобретение оборудования;
1) верно 1,2.3
2) верно 1,3
3) верно 2,4,5
22. ФИНАНСИРОВАНИЕ СТАЦИОНАРОВ ПРОИСХОДИТ ЗА СЧЕТ: 1. поступлений средств из ОМС по подушевому нормативу на прикрепленное население; 2. средства бюджета РФ на оказание высокотехнологичной помощи; 3. поступлений из ОМС на выполненные объемы медицинской помощи; 4. средства бюджета РБ на проведение диспансеризации; 5. средства ОМС на приобретение оборудования; 6. За законченный случай лечения пациента
|
|
1) верно 1,2.3
2) верно 2,6
3) верно 2,4,5
24. ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАРДИОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН ЯВЛЯЕТСЯ:
1) бюджета РФ
2) бюджета РБ
3) средств ОМС
Информационный блок по вопросам планирования
Одной из ключевых проблем здравоохранения является обеспечение конституционного права личности на охрану его здоровья и получение гарантированной медицинской помощи в нужном объёме и качестве. Хозяйственный механизм современного общества должен создавать такую модель функционирования и развития здравоохранения, в которой гармонично сочетались бы экономические интересы государства, отрасли и потребности отдельно взятого человека.
Важнейшими рычагами государственного регулирования являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития в целом и здравоохранения в частности.
План – надлежаще оформленное управленческое решение, включающее точно сформулированные цели, задачи, пути и средства их достижения, а также показатели конечных результатов. По существу, план – это программа деятельности отдельных организаций, системы здравоохранения в целом. Он обязателен для выполнения и должен
быть обеспечен необходимыми ресурсами.
Таким образом, планирование в здравоохранении – это процесс определения необходимых ресурсов и механизма эффективного их использования для решения задач повышения качества и доступности медицинской помощи, достижения конкретных показателей здоровья населения и деятельности здравоохранения.
|
|
В теории управления здравоохранением используются многие методы планирования: аналитический, нормативный, балансовый, экономико-математический, организационного эксперимента и др. На практике применяют 3 метода:
1. Аналитический метод используется для планирования сети амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений на основе анализа показателей здоровья населения и результатов деятельности медицинских учреждений. Для расчёта необходимого числа врачей амбулаторно-поликлинических учреждений используют формулу:
, где
В – необходимое количество врачебных должностей;
Л – норматив посещений на 1 человека в год;
Н – численность населения территории;
Ф – функция врачебной должности.
Функция врачебной должности, ведущего только амбулаторный приём в поликлинике, определяется числом посещений, обслуживаемых одной врачебной должностью в течение года. Рассчитывается по формуле:
, где:
Ф – функция одной врачебной должности данной специальности;
Б – нагрузка врача данной специальности на 1 час в поликлинике и на дому;
С – число часов работы раздельно на приеме в поликлинике и по оказанию помощи на дому;
Г – число рабочих дней в году врача.
Определение функций врачебной должности производится отдельно для врачей разных специальностей, имеющих различные нормы нагрузки на 1 час приема и оказания медицинской помощи на дому.
В практической деятельности при планировании потребности во врачебных кадрах, а так же других специалистах, необходимых для деятельности лечебно-профилактических учреждений, пользуются нормативами, приведенными в программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
При планировании потребности стационарной медицинской помощи первостепенное значение имеет значение нуждаемости населения в госпитализации. Объективные данные о потребности населения в госпитализации могут быть получены при условии полного учета всех нуждающихся в ней. При наличии такой информации расчет можно произвести по следующей формуле:
, где
Р - потребность в госпитализации (в % или ‰);
Р1 - число фактически госпитализированных за отчетный (анализируемый) период, так называемая «удовлетворенная» потребность в госпитализации;
Р2 – число лиц, которые нуждались в госпитализации, но по каким-то причинам не были госпитализированы (по материалам специального изучения) – это так называемая «неудовлетворенная» потребность в госпитализации;
Н – число населения, для которого определяется потребность в госпитализации.
Изучив нуждаемость населения в госпитализации, следует переходить к расчетам потребности в больничных койках.
В настоящее время известен ряд методик. Наиболее часто для расчета необходимого числа коек применительно к конкретной численности населения или норматива на 1000 или 10000 населения используется формула, предложенная И.И. Розенфельдом:
, где
К - необходимое число коек (абс.);
Н – численность населения планируемой территории (если рассчитывается норматив, то численность населения может быть принята за 1000 или 10000);
Р – потребность населения в госпитализации;
П – среднее число дней пребывания больного на койке;
Д – плановое число дней занятости койки в году.
Таким образом, величина потребности в коечном фонде пропорциональна количеству населения, величине потребности в госпитализации, среднему числу дней пребывания больного на койке и обратно пропорциональна среднему числу дней занятости койки в году.
В связи с определением для учреждения планируемого объема медицинской помощи, исходя из нормативов потребности согласно Программе госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению, определяется количество койко-дней и коек по отдельным специальностям (терапия, хирургия, акушерство-гинекология, неврология и т.д.).
2. Нормативный метод применяется в стратегическом, перспективном и текущем планировании, и в его основе лежит использование утверждённых нормативов – расчётная количественная величина затрат материальных, финансовых, временных и других ресурсов. Нормативы разрабатываются и утверждаются Минздравом РФ или другими уполномоченными органами исполнительной власти.
Типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2015 г. N 290н
"Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога")
Нормы времени на одно посещение пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием, необходимые для выполнения в амбулаторных условиях трудовых действий по оказанию медицинской помощи (в том числе затраты времени на оформление медицинской документации):
а) врача-педиатра участкового - 15 минут;
б) врача-терапевта участкового - 15 минут;
в) врача общей практики (семейного врача) - 18 минут;
г) врача-невролога - 22 минуты;
д) врача-оториноларинголога - 16 минут;
е) врача-офтальмолога - 14 минут;
ж) врача-акушера-гинеколога - 22 минуты.
Нормы времени на повторное посещение врача-специалиста одним пациентом в связи с заболеванием устанавливаются в размере 70 - 80% от норм времени, связанных с первичным посещением врача-специалиста одним пациентом в связи с заболеванием.
Затраты времени врача-специалиста на оформление медицинской документации с учетом рациональной организации труда, оснащения рабочих мест компьютерной и организационной техникой, должны составлять не более 35% от норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием.
Нормы времени на посещение одним пациентом врача-специалиста с профилактической целью устанавливаются в размере 60 - 70% от норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием, установленных в медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее - медицинская организация).
Средние нормативы объема медицинской помощи по Программе госгарантий рассчитываются в единицах объема на 1 жителя в год при финансировании из бюджета, по базовой программе обязательного медицинского страхования – на 1 застрахованное лицо. Средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования деятельности медицинской организации.
3. Балансовый метод позволяет увязывать потребности населения в видах медицинской помощи с их ресурсным обеспечением. С его помощью вскрываются диспропорции в развитии отдельных видов медицинской помощи, например амбулаторно-поликлинической и стационарной.