И рулевого устройства модели «Е-600»

Наступает очередь изготовления и установки электромотора и валопровода, винтомоторного комплекса - ВМК. Для данной модели использован электродвигатель Граупнер СПИД 260, 3 вольта. К электродвигателю припаиваются провода, изготавливается из жести диск диаметром на 2мм меньше диаметра двигателя, по центру диска высверливается отверстие соответствующее диаметру окружности выступа со стороны длинного конца вала, диск надевается на указанный выступ
и опаивается по корпусу двигателя. Затем из жести вырезается пластинка, соответствующего размера в центре ее вырезается окно-отверстие необходимого размера, после чего указанная пластинка сворачивается в трубку вокруг сверла, которым просверливалось отверстие в диске, трубка тщательно пропаивается. Данная трубка является крепящей конструкцией двигателя с дейдвудной трубкой. Далее из жести вырезается диск, диаметром на 1-2 мм больше диаметра трубки, в центре высверливается отверстие диаметром 6 мм, затем указанный диск тщательно припаивается к одному концу крепящей трубки. От стандартной трубки из нержавейки диаметром
6мм отрезается отрезок необходимой длины. На токарном станке или с использованием электродрели из подходящего материала, в частности полистирола, вытачиваются заглушки-подшипники по размеру внутреннего диаметра трубки 4мм,
в заглушках сверлом 2мм просверливаются по центру отверстия, после чего заглушки устанавливаются в оба конца трубки. Заглушки должны стоять очень плотно, чтобы исключить возможность их выпадения из трубки.

 

 

 

 

Рис. 22. Валопровод, гребной вал, рули

 

Перед установкой заглушек желательно в трубку набить смазку для дейдвуда специальную судомодельную или иную легкую смазку, например вазелин.
При отсутствии трубки из нержавейки возможно изготовление трубки из жести путем сворачивания ее по стержню соответствующего диаметра и тщательной пропайки.
Для гребного вала более всего подойдет велосипедная спица диаметром 2мм с резьбовым наконечником. Наконечник узкой частью надевается на вал двигателя
и опаивается, с другого конца наконечника с фланцем вкручивается по резьбе спица
и также пропаивается. При этом необходимо проследить за соосностью вала двигателя
и прикрепленной к нему спицы. На спицу надевается трубка – дейдвуд. Длина спицы
со стороны винта должна быть не более 1,5см - 2см, излишки длины спицы откусываются, на трубку дейдвуд надевается ранее изготовленная крепящая трубка, которая открытым кольцом припаивается к двигателю, другим концом припаивается к дейдвудной трубке. Пайка должна быть качественной и надежной. Такая конструкция обеспечивает жесткое соединение двигателя, дейдвудной трубки и вала и позволяет надежно установить
ее в корпусе путем приклеивания только дейдвудной трубки.

Более прогрессивным вариантом изготовления данной винтомоторной конструкции является использование вместо впаиваемого наконечника специальной муфты с зажимными болтами, что позволяет через окно крепящей трубки закручивать или раскручивать зажимные болты и соответственно вынимать или вставлять гребной вал с винтом.

Изготовленная винтомоторная установка проверяется в работе
с аккумулятором, при тщательной и надежной сборке гребной вал вращается легко,
без осевых биений и каких-либо громких звуков. Для притирки заглушек - подшипников следует дать определенное время работы мотора, после чего конструкция готова
к установке в корпус катера. (Рис. 22)

 

 

 

Рис. 23. Установка валопровода в корпус

 

Принимая во внимание сложность и тщательность описываемых технологий, работа учащегося должна быть под постоянным контролем и помощью со стороны педагога.

Возвратившись к корпусу катера, надлежит произвести тщательное зашкуривание  всей внешней поверхности корпуса, особенно места проклеивания, удалить все излишки клея, зашкурить соответствующими шкурками, от грубой к более мелким.

Подготовленный корпус загрунтовать либо грунтовкой, либо жидкой шпаклевкой
с целью скрыть места склеек, царапины и иные дефекты корпуса.

Согласно размерам корпуса необходимо из пластика толщиной до 1см.
или из фанеры, дерева изготовить, прошпаклевать и окрасить подставку
под модель. Модель должна плотно прилегать к формам подставки, но не должна царапаться или повреждаться от подставки. Внутреннюю часть - ложе модели следует оклеить ворсистой тканью или иным мягким материалом.

В палубе модели вырезается люк шириной и длиной на один сантиметр меньше размеров надстройки.

 В килевой планке осевой продольной плоскости катера, снаружи, тонким
2-3мм сверлом надлежит просверлить канал для установки дейдвудной трубы, соответствующим куском проволоки или спицы проверить точность сверления,
при необходимости подкорректировать. Отверстие должно быть в центре дополнительно наклеенных ранее внутренних брусков ПВХ и затем уже рассверлить сверлом диаметром 6мм. В данное отверстие установить винтомоторный комплекс, устанавливать
его надлежит изнутри корпуса, при этом электродвигатель не должен выходить
за пределы моторного отсека, особенно по высоте, иначе невозможно будет закрепить палубу.

При надлежащей установке ВМК, не забывая, что окно крепящей трубки должно быть сверху, клеем тщательно промазывается место соединения дейдвудной трубы
и корпуса, как с внутренней, так и с внешней стороны. На период высыхания клея двигатель можно зафиксировать в нужном положении с помощью скотча
или изоляционной ленты, которые удаляются после просушки.

Далее готовится гребной винт, используется готовый винт диаметром от 20мм
до 30мм либо изготавливается самостоятельно. Существуют разные технологии изготовления винтов – изготавливается ступица винта, лопасти, которые затем припаиваются к ступице, центруется, обрабатывается и шлифуется.

Более простой трехлопастной гребной винт указанного диаметра вырезается из жести, лопастям придается соответствующая кривизна – шаг винта, по центру делается отверстие
по диаметру гребного вала.

Крепить винт на валу можно как на закрепленном ранее валу,
так и возможно вынуть вал из дейдвудной трубы. Для этого, удерживая мелкими плоскогубцами наконечник с фланцем, паяльником разогреть пайку и вывернуть вал
из наконечника, извлечь его из дейдвудной трубы. При установке вала действовать
в обратной последовательности.

Затем на вал наворачивается полоска жести 7-9мм шириной и длиной 50-60мм ступица винта. К гребному валу припаивается гребной винт, затем заготовленная ступица. Все тщательно пропаивается и шлифуется. Излишки длины гребного вала удаляются. Собранный полностью ВМК опробуется путем подключения питания.

Для установки руля берется кусок спицы или проволоки диаметром
2мм и длиной 50-60мм – баллер руля. Из жести по спице плотно наворачивается трубка- гельмпорт длиною 30мм, с одной стороны на трубку наворачивается и припаивается
2-3 оборота полоски жести шириной 3-5 мм, образующие своеобразный фланец, затем засверливается сверлом с диаметром, подобранным по диаметру трубки, отверстие в 30мм от транца корпуса, строго вертикально. Отверстие проходит через продольную плоскость между ранее наклеенными усиливающими брусками, в отверстие устанавливается трубка, нижний конец которой на 5мм выходит вниз из корпуса катера.

Места соприкасания трубки и корпуса изнутри и снаружи тщательно промазываются клеем, чтобы крепко зафиксировать и герметизировать вклеенную трубку.

Из жести вырезается пластинка руля размером 30-50мм и сгибается посередине на 90 градусов, к внутренней стороне пластинки, в 15мм от края, тщательно пропаивается баллер, после чего пластинка сгибается полностью, образуя руль размером 30 на 25мм.

 Руль опаивается по периметру и шлифуется.

Баллер руля вставляется в трубку гельмпорт снизу, на выступающий сверху конец баллера руля надевается шайба из резины от автомобильной камеры или иной пластинки упругой резины, которая опирается на фланец, затем надевается шайба из жести, шайба устанавливается с усилием на резиновую шайбу и пропаивается. Упругость прижатой резиновой шайбы обеспечивает регулировку и фиксацию руля на ходовых испытаниях.
(Рис. 24)

 

 

Рис. 24. Установка руля

 

Последней деталью внутри корпуса является место - контейнер
для аккумулятора или батарейки. В зависимости от типа аккумулятора необходимо
нарисовать и напечатать невысокий ящичек - емкость, в который должен плотно укладываться аккумулятор или батарейка, изготовленный ящичек необходимо приклеить или закрепить иным способом в носовой части корпуса
под надстройкой. В носовой части катера, необходимо вклеить несколько кусков пенопласта, обработанных под размеры указанных отсеков
и не выходящих за габариты корпуса по высоте. Данный пенопласт должен обеспечить непотопляемость модели при различных аварийных ситуациях.

В кормовой части палубы, в 130мм от кормы по правовому борту необходимо установить тумблер – выключатель, один провод от которого соединить
с электродвигателем, второй провод через просверленное отверстие в шпангоуте №3 прокинуть до аккумулятора в носовой отсек. Второй провод от электродвигателя также через отверстие в шпангоуте №3 прокинуть до носового отсека. Для соединения проводов из кормового отсека и аккумулятора необходимо использовать пару разъемных контактов
при соблюдении полярности и вращения винта. Разъемные контакты обеспечат быструю замену аккумуляторов или батареек.

Из ПВХ пластика или иного эластичного материала белого цвета, возможно
и из дерева, в соответствии с чертежом изготавливаются, ошкуриваются, шлифуются
и приклеиваются к корпусу привальные брусья и носовые накладки. Из тонкого целлулоида или иного материала вырезается и наклеивается согласно чертежу тонкая полоска – ватерлиния.

Затем производится окраска корпуса. Корпус катера окрашивается
в зависимости от назначения катера, при покраске следует пользоваться малярным скотчем или иным способом для разграничения окраски надводной и подводной части корпуса. Подводная часть катера может быть красной, зеленой или черной. Надводная часть - синей, серой - шаровой, желто - оранжевой или красной. Палуба может быть серой, красно - коричневой, светло – стального (алюминиевая пудра) или зеленого цвета. После окраски корпуса необходимо выделить цвета привального бруса, носовых накладок и ватерлинии путем ошкуривания их мелкой шкуркой до естественного белого цвета. Указанные конструкции из дерева целесообразно покрасить в черный цвет.

В соответствии с чертежом необходимо нарисовать и напечатать якорь, покрасить
его в черный или металлический цвет и приклеить в носовой части по правому борту.

На палубе надлежит изготовить и установить кнехты, люки, изготовить и вклеить трапик, леерные ограждения, ящики и круглые емкости для хранения тросов и канатов.
Нарисовать и напечатать круглые элементы двух кабестанов-лебедок, собрать
и установить их на палубе в носовой части, не забыть о якорной цепи между кабестаном
и носовым якорным клюзом на палубе и в кормовой части. Нарисовать и напечатать и приклеить воздухозаборные колонки в носовой их части желательно сделать соответствующие проемы и заклеить их изнутри сеточкой.

В соответствии с размерами по чертежу изготовить кормовой кран для детализации можно использовать чертежи аналогичных кранов от других моделей. Шлюпку также можно нарисовать и напечатать по данному или аналогичному чертежу. Нарисовать и напечатать забортный и складной трапики и установить
их на свои места согласно чертежу. На леерные ограждения следует закрепить спасательные круги.

Всю деталировку перед установкой следует окрасить, при необходимости следует также шпаклевать и грунтовать.

 














































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: