Органы государственной власти РФ

Построение и функционирование органов государственной власти РФ происходит на основании концепции разделения властей, в соответствии с которой каждая ветвь власти самостоятельна и, в то же время, взаимосвязана со всеми остальными. Федеративный тип государственного устройства России подразумевает существование двухуровневой системы органов государственной власти (федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ) с разграничением предметов ведения и полномочий между Россией и каждым ее субъектом. Федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность на всей территории России (например, Президент РФ или Правительство РФ), органы государственной власти субъектов РФ ограничивают свою деятельность территорией соответствующего субъекта РФ (например, Губернатор Тульской области или Правительство республики Крым). 

Система органов государственной власти – государственный аппарат России.

В Конституции РФ содержатся основные правовые нормы о федеральных органах государственной власти, им посвящены главы 4-8. Именно в эти главы, преимущественно, и планируется внести поправки, предложенные Президентом РФ Путиным В.В. в начале 2020 года (далее в тексте красным шрифтом будут обозначены эти поправки).

Систему федеральных органов государственной власти образуют законодательные органы, исполнительные органы и судебные органы. Выделяют также специализированные органы (или, как их еще называют, органы особой компетенции), предназначенные для осуществления определенных функций государства и не входящие ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную ветвь власти (Прокуратура РФ, ЦИК РФ, Следственный комитет РФ, Счетная палата РФ, ЦБ РФ, Федеральное казначейство, Уполномоченный по правам человека в РФ). Системообразующей фигурой системы федеральных органов государственной власти является Президент РФ.

ПРЕЗИДЕНТ РФ

     
 

 


ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ      ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ     СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ       СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОРГАНЫ

Главное назначение ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ органов – установление правовой основы жизнедеятельности общества в форме законов (ФКЗ и ФЗ). В демократических государствах законодательную власть осуществляют представители народа, поэтому законодательные органы являются одновременно и представительными.

Единственный законодательный орган России – Федеральное Собрание РФ.

Состоит из 2-х палат:

• Государственная Дума (общенародное представительство);

• Совет Федерации.

Палаты самостоятельны по отношению друг к другу. Государственная Дума и Совет Федерации заседают раздельно, но возможны совместные заседания – для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

«Новая» Конституция РФ предусматривает совместное заседание палат только для заслушивания посланий Президента РФ.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Каждая из палат принимает свой регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются населением сроком на 5 лет.

Кандидатом в депутаты Государственной Думы может быть любой гражданин РФ не моложе 21 года, имеющий право участвовать в выборах.

«Новая» Конституция РФ устанавливает дополнительные требования:

- постоянное проживание на территории РФ,

- отсутствие гражданства иностранного государства / права на постоянное проживание.

Вводится запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России.

Депутаты осуществляют свою деятельность на профессиональной основе (не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой: преподавательской, научной и т.д.)

Государственную Думу возглавляет Председатель Государственной Думы, который избирается из числа депутатов путем тайного голосования.

Помимо законотворческой деятельности, Государственная Дума осуществляет и иные полномочия, в частности:

- объявляет амнистию и назначает Уполномоченного по правам человека в РФ,

- по представлению Президента РФ назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

Государственная Дума прекращает свои полномочия по истечении срока, на который она была избрана. Возможно досрочное прекращение полномочий Государственной Думы вследствие ее роспуска. Распустить Государственную Думу может только Президент РФ и только при наличии определенных оснований (все они связаны с взаимодействием Государственной Думы и Правительства РФ и будут рассмотрены позднее).

При этом Государственная Дума не может быть распущена:

• в течение года после ее избрания (при выражении недоверия Правительству РФ);

• с момента выдвижения обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

• в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;

• в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения.

В Совет Федерации входят:

- представители субъектов Российской Федерации: по два представителя от каждого субъекта РФ (один - от законодательного органа государственной власти, второй – от исполнительного органа государственной власти).

В соответствии с ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин РФ не моложе 30-ти лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 20-ти лет (в совокупности) или 5-ти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом в члены Совета Федерации;

- представители Российской Федерации, назначаемые Президентом РФ (не более 10% от представителей субъектов Российской Федерации). «Новая» Конституция РФ меняет формулировку: вместо «не более 10% от представителей субъектов Российской Федерации» на «не более 30». Представители РФ назначаются сроком на 6 лет. Если имеют выдающиеся заслуги перед Россией в области государственной и общественной деятельности – пожизненно (таких должно быть не более 7 человек).

 «Новая» Конституция РФ вводит еще одного члена Совета Федерации - Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий в связи с истечением срока или отставкой по собственной инициативе (будет входить в состав Совета Федерации пожизненно). Может отказаться.

Члены Совета Федерации будут именоваться сенаторами.

Устанавливаются единые требования к сенаторам:

- 30 лет,

- постоянное проживание на территории РФ,

- отсутствие гражданства иностранного государства / права на постоянное проживание.

Вводится запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России.

Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Отражая федеративную форму государственного устройства, обеспечивает баланс федеральных и региональных интересов при принятии наиболее важных, обусловленных стратегическими целями развития страны решений.

Совет Федерации возглавляет Председатель Совета Федерации, который избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием.

Значительное место в деятельности Совета Федерации занимает законодательная работа: он обладает правом законодательной инициативы, одобряет законы, принятые Государственной Думой.

Помимо этого Совет Федерации:

• утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации, а также указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения,

• решает вопрос о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории Российской Федерации (по предложению Президента РФ),

• по представлению Президента РФ назначает на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов

                                                     и др.

По «новой» Конституции РФ Генеральный прокурор РФ будет назначаться Президентом РФ после проведения консультаций с Советом Федерации по предложенным кандидатурам.

Совет Федерации не имеет определенного срока полномочий, его состав обновляется по мере проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Совет Федерации и Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.

Главное назначение ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ  органов – организация практического исполнения законов, принятых законодательными органами, с целью удовлетворения общественных интересов и нужд населения.

 

это управленческая деятельность, состоящая в издании подзаконных нормативно-правовых актов, контроле, надзоре и т.д.

Исполнительную власть в Российской Федерацииосуществляют Правительство РФ, а также федеральные министерства, службы, агентства.

Правительство РФ – коллегиальный орган, состоящий из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы (в случае трехкратного отклонения предложенных кандидатур Президент РФ распускает Государственную Думу и сам назначает Председателя Правительства РФ). Назначенный Председатель Правительства РФ в течение недели представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (утверждается указом Президента РФ), а также кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (назначаются Президентом РФ).

«Новая» Конституция РФ:

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ после утверждения его кандидатуры Государственной Думой (в случае трехкратного отклонения предложенных кандидатур Президент РФ сам назначает Председателя Правительства РФ и вправе распустить Государственную Думу).

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Правительства РФ. Исключение – федеральные министры, ведающие вопросами обороны и безопасности государства, внутренних и иностранных дел, юстиции, предотвращения чрезвычайный ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности. Они будут назначаться Президентом РФ после проведения консультаций с Советом Федерации.

Правительство РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (исходя из утвержденной структуры).

А, кроме того:

• разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет (в форме ФЗ), обеспечивает его исполнение (в том числе отчитывается перед Государственной Думой о его исполнении), представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

• обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

• обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

• осуществляет управление федеральной собственностью;

• формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

                                                                                              и др.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Конституцией РФ предусмотрено досрочное прекращение полномочий Правительства РФ – его отставка.

Во-первых, Президент РФ в любое время может принять решение об отставке Правительства РФ.

Во-вторых, Правительство РФ может само подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

Возможна персональная отставка членов Правительства РФ. Вместе с тем освобождение от должности Председателя Правительства РФ влечет за собой отставку всего Правительства РФ.

По «новой» Конституции РФ Председатель Правительства РФ несет персональную ответственность перед Президентом РФ, а, значит, может быть освобожден от должности без отправления в отставку всего Правительства РФ.

А, кроме того, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, после этого Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ или отклонить решение Государственной Думы. При этом если Государственная Дума в течение 3-х месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ – Президент РФ либо распускает Государственную Думу, либо отправляет в отставку Правительство РФ. Председатель Правительства РФ может сам поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии (в случае отказа в доверии Президент РФ в течение 7 дней принимает решение либо о роспуске Государственной Думы, либо об отставке Правительства РФ).

В случае прекращения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает выполнять свои обязанности до момента, когда полностью будет сформирован новый состав Правительства РФ.

Федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности, в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты.

Федеральное агентство осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и иные правоприменительные функции за исключением функций по надзору и контролю.

«Новая» Конституция РФ устанавливаются требования к Председателю Правительства РФ, его заместителям, федеральным министрам, а также иным руководителям федеральных органов исполнительной власти:

- 30 лет,

- постоянное проживание на территории РФ,

- отсутствие гражданства иностранного государства / права на постоянное проживание.

Вводится запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России.

Главное назначение СУДЕБНЫХ органов -  охрана правовых устоев государственной и общественной жизни посредством конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного судопроизводства.

Суды осуществляют деятельность по рассмотрению и разрешению дел, связанных с предполагаемым нарушением правовых предписаний участниками правоотношений (экономические и семейные споры, оспаривание правоприменительных актов, уголовные дела и т.д.), а также так называемых «бесспорных» дел, где отсутствует конфликт, но для нормального формирования правоотношений требуется судебное установление определенных фактов (родственных отношений, нахождения на иждивении, недееспособности и т.д.). Помимо этого, судебные органы осуществляют конституционный контроль, дают разъяснения действующего законодательства.

Судьи несменяемы, их полномочия могут быть прекращены только по основаниям, установленным федеральным законом. Судьи независимы и неприкосновенны.

Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет (это минимальный объем требований, который увеличивается федеральными законами применительно к судьям определенного уровня).

«Новая» Конституция РФ устанавливает дополнительные требования:

- постоянное проживание на территории РФ,

- отсутствие гражданства иностранного государства / права на постоянное проживание.

Вводится запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СУДЫ

 


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ         АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ           СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСЦИКЦИИ

     
 


Конституционный Суд РФ – высший орган конституционного контроля, обеспечивающий соответствие Конституции РФ других нормативно-правовых актов, международных договоров с участием РФ, договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ / органами государственной власти субъектов РФ между собой. Например, по жалобе конкретного лица на нарушение его конституционных прав и свобод, Конституционный Суд РФ будет проверять конституционность закона / его отдельного положения, примененного в конкретном деле. Признание закона / его отдельного положения неконституционным влечет утрату им юридической силы.

Конституционный Суд РФ дает официальное толкование Конституции РФ.

Арбитражные суды рассматривают экономические споры, в том числе осуществляют производство по делам о несостоятельности (банкротстве).

Суды общей юрисдикции рассматривают все остальные дела.

Высшим судебным органом по делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, является Верховный Суд РФ, действующий на основе законности и осуществляющий судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Верховный Суд РФ призван обеспечивать правильное и единообразное применение юридических норм при осуществлении правосудия. С этой целью он дает официальное толкование законов по вопросам судебной практики.

Судьи Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

 

ПРЕЗИДЕНТ РФ – глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Президент РФ:

· определяет направления внутренней и внешней политики государства;

· представляет Российскую Федерацию внутри страны и на международной арене (ведет переговоры и подписывает международные соглашения, назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях);

· принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

· решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;

· награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания;

· осуществляет помилование;

· формирует Государственный Совет РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.

Президент РФ – верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ - обладает значительными полномочиями в области обороны и безопасности:

     - формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

- утверждает военную доктрину РФ;

- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ;

- в предусмотренных законом случаях вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение (с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе).

Президент РФ избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом РФ может стать гражданин России, достигший 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет.

«Новая» Конституция РФ:

-  постоянное проживание на территории РФ не менее 25 лет,

- отсутствие гражданства иностранного государства / права на постоянное проживание.

Вводится запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России.

Президент РФ избирается сроком на 6 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

В «новой» Конституции слово «подряд» будет исключено, но будет внесена статья об обнулении сроков действующего Президента РФ.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги.

В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти, но, взаимодействуя с каждой из них, обеспечивает их согласованное функционирование (наиболее тесная связь с органами исполнительной власти).

Полномочия Президента РФ прекращаются по истечении срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Возможно досрочное прекращение полномочий Президента РФ в следующих случаях:

отставка – по инициативе Президента РФ;

стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

отрешение от должности – по инициативе Государственной Думы и по решению Совета Федерации (основанием для отрешения является совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления).

«Новая» Конституция РФ – прекративший исполнение своих полномочий Президент РФ (кроме случая отрешения его от должности) сохраняет неприкосновенность.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: