А» педагогика - задание № 4,5 с 13.04.2020 по 26.04.2020 (на две недели)
Здравствуйте, уважаемые студенты!
Продолжаем работать над темой Проверка и оценка ЗУНов учащихся.
Задание.
I. Повторите теоретические вопросы по теме, изученные на предыдущих занятиях, используя материалы лекций. Подготовьтесь к устным ответам.
1.Понятие отметка, оценка.
2. Определение контроля, цель и задачи.
3. Психолого – педагогические рекомендации по организации оценочных суждений в учебном процессе.
4. Педагогические требования к проверке и оценке ЗУНов учащихся.
5. Функции контроля и проверки знаний учащихся.
6.Методы контроля.
7. Формы контроля.
II. Составьте глоссарий по теме.
Глоссарий – это небольшой словарь, в котором собраны слова на определенную тему (глоссарий обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала). Цель глоссария дать пояснение всем этим терминам.
Ш. Решение педагогических ситуаций.
Внимательно прочитайте ситуации. Выполните задания, приведенные в конце каждой ситуации (ответы аргументируйте). Результаты работы над педагогическими ситуациями (анализ ситуаций) запишите в тетради.
|
|
Ситуация 1. Описание ситуации:
Познакомьтесь с несколькими развернутыми оценочными суждениями учителя.
«Ясно, что ты можешь прочесть это стихотворение выразительно, эмоционально. Мне понравилось, как ты начал его читать: медленно, все более усиливая в голосе и гнев, выговаривая каждое слово с подтекстом. Все это было хорошо. Однако, мы ведь договорились: в конце лучше выразить только гнев, готовность к самопожертвованию… Вот такую схему начертили мы на доске для этой части. Пожалуйста, обдумай эту часть в соответствии со схемой и через некоторое время прочти нам стихотворение снова. Согласен?»
«Я внимательно ознакомилась с твоим сочинением, прочла его несколько раз. Оно интересно написано. Но ты меня огорчил своей небрежностью: ты уродуешь некоторые буквы! Еще немного усилий, и ты сможешь овладеть нормальной каллиграфией. Тогда твое сочинение будет читаться легко и читатель не упустит ни одну мысль, так как не будет задерживаться и раздражаться из-за твоего искаженного почерка… Может, ты хочешь переписать его?»
«Как мы и договорились, я не вмешивалась, пока ты решал пример на доске и объяснял действия. Теперь ты сам видишь, что результат неправильный. Посмотри, эти действия (педагог указывает на определенные места в примере) ты выполнил и объяснил неверно. Приятно было тебя слушать, как ты рассуждал. А вот здесь (указывает) ты ошибся… Повтори, пожалуйста, как ты доказывал это действие (ученик повторяет)… Обоснование неправильное… Что же ты предпочитаешь: объяснить тебе суть ошибки, или ты сам разберешься?»
|
|
Задание:
1. Что такое оценивание и оценка?
2. Какие виды оценивания вы знаете?
3. Какие задачи ставит перед собой учитель, развертывая, таким образом, свои оценочные суждения?
4. Почему каждое оценочное суждение заканчивается обращением к ученику, направленным на исправление недочета или ошибки?
5. В каком классе (I, II или III) особенно важно использовать развернутые оценочные суждения? Почему?
6. Проанализируйте каждое оценочное суждение и ответьте на вопрос: «Как строит оценочные суждения учитель? Какую структуру они имеют?»
Ситуация 2 Описание ситуации:
Идет урок природоведения. Коля С. отвечает у доски. Все дети внимательно слушают мальчика. Стоит только отвечающему немножко замешкаться, чуть-чуть ошибиться, как тут же «взмывается лес рук». Наиболее нетерпеливые даже трясут обеими: очень хочется, чтобы учительница увидела, что они внимательно слушают своего товарища и готовы поправить его сию же минуту. Коля все чаще и чаще допускает шероховатости, теряется, ошибается. Вначале учительница сопротивляется желанию детей вмешаться в ответ товарища, но наконец не выдерживает и разрешает самым нетерпеливым исправлять и дополнять ответ. Теперь Коля уже занят не столько своим ответом, сколько реакцией класса. Он все больше и больше запутывается, начинает тянуть слова и вскоре, окончательно замолкает.
- Что же ты, голубчик, так хорошо начал отвечать и вдруг замолчал? Ребята тебе так помогали…. Опять недоучил?
… Урок биологии. Отвечает Ира К. В классе тихо. Но что это за тишина? Товарищи слушают ответы Иры? Некоторые – да. А остальные? Давайте понаблюдаем за девятиклассниками.
Вот три ученицы, пытаясь предвидеть очередной вопрос педагога, листают учебник. Несколько человек устремили свои взоры в окно – на лицах глубокая задумчивость и мечтательность. Другие тихонько открывают учебник истории и начинают готовиться к следующему занятию. Две девочки «разговаривают глазами» о вещах далеких от содержания урока. Больше половины класса, присутствуя, отсутствует.
Ира допускает ошибки, но желающих ее поправить нет. Может быть, замечания будут после? Нет. Никто в классе не вызвался высказаться по поводу ответа.
Задание:
1. Что такое контроль знаний, умений?
2. Какие типовые недостатки выявлены в массовой практике контроля, проверки и оценки знаний?
3. Оцените эффективность устного опроса у доски в первом и во втором случае. Есть ли между этими ситуациями что-нибудь общее? Какие особенности можно отметить в поведении учащихся? Чем они могут быть вызваны?
4. Какие образовательные и воспитательные задачи ставит перед собой учитель в первом и втором случае, организуя индивидуальный опрос у доски?
5. Какие задачи, не предусмотренные учителем ранее, должен сформулировать учитель? Можно ли их решить на этих уроках?
6. Какими приемами может воспользоваться учитель биологии для повышения эффективности устного опроса учащихся и предупреждения подобных ситуаций?
VI. Составьте тест по данной теме (тест должен содержать min 15 вопросов)
Обязательно условие - тест должен состоять из заданий следующих типов:
а) задания на соответствие;
б) задания с выбором ответа (4 варианта ответов) – правильный 1 (один) ответ;
в) задания открытого вида с самостоятельной формулировкой ответа.
Учтите типичные ошибки, допущенные при составлении предыдущих тестов, и постарайтесь их избежать:
1. Бездумное копирование теста или отдельных вопросов из интернета.
2. Не четкая формулировка вопросов.
3. Однотипность вопросов.
4. Вопросы не по теме.