Познакомьтесь с материалом презентаций по изучаемой теме: Глобальные проблемы человечества, пройдя по ссылке
https://yadi.sk/d/8r9U5C1OPKdWMA (Презентация № 1);
https://yadi.sk/i/gymxKKIGcwrzHQ (Презентация № 2).
2. Познакомитесь с материалами лекции по данной теме:
Географические аспекты демографической и продовольственной проблем мира
1. Демографическая проблема
На конец октября 2011 года численность населения планеты составила 7 млрд человек. Никогда за всю историю человечества темпы роста населения мира не были столь высокими, как во второй половине XX – начале XXI в. За период с 1960 по 1999 гг. население планеты удвоилось (с 3 млрд до 6 млрд чел.), а в 2007 г. составило 6,6 млрд чел. Хотя среднегодовые темпы прироста населения мира снизились с 2,2% в начале 60-х гг. до 1,5% в начале 2000-х гг., абсолютный годовой прирост возрос с 53 млн до 80 млн чел.
Рис. 1. Прогноз численности мирового населения. По оси ординат используется шкала (млн чел.) в логарифмическом масштабе.
Самые населенные страны к 2050 году
|
|
№ | Страна | 2050, млн человек | Изменение 2005/2050, % |
1 | Индия | 1 592,7 | 44,35 |
2 | Китай | 1 392,3 | 5,81 |
3 | США | 395,0 | 32,45 |
4 | Пакистан | 304,7 | 92,93 |
5 | Индонезия | 284,6 | 27,77 |
6 | Нигерия | 258,1 | 96,24 |
7 | Бразилия | 253,1 | 35,78 |
8 | Бангладеш | 242,9 | 71,30 |
9 | Демократическая республика Конго | 177,3 | 208,03 |
10 | Эфиопия | 170,2 | 119,80 |
(по данным Отдела экономических и социальных проблем ООН; РБК Рейтинг)
Рис. 2, Рис. 3. Динамика изменения численности населения Земли
Быстрые темпы роста населения по сравнению с темпами социально-экономического развития в этих регионах ведут к обострению проблем занятости, бедности, продовольственного положения, земельного вопроса, к низкому уровню образования, ухудшению здоровья населения. Эти страны видят решение своей демографической проблемы в ускорении экономического роста и одновременном снижении рождаемости (примером может быть Китай).
В странах Европы, в Японии и ряде стран СНГ с последней четверти XX в. происходит демографический кризис, проявляющийся в медленном росте и даже естественной убыли и старении населения, стабилизации или сокращении его трудоспособной части. Демографическое старение (увеличение доли населения в возрасте старше 60 лет свыше 12% общей численности населения, старше 65 лет – сверх 7%) – это закономерный процесс, в основе которого лежат успехи медицины, повышение качества жизни и другие факторы, способствующие продлению жизни значительной части населения.
Для экономики развитых и переходных стран увеличение продолжительности жизни населения имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К первым относится возможность продления трудовой деятельности пожилых граждан сверх нынешнего порога пенсионного возраста. Ко вторым следует отнести проблемы как материального обеспечения пожилых и престарелых граждан, так и их медицинского и бытового обслуживания. Принципиальный выход из такого положения лежит в переходе к накопительной пенсионной системе, в которой ответственность за размер своей пенсии несет прежде всего сам гражданин.
|
|
Что касается такого аспекта демографической проблемы в этих странах, как сокращение экономически активного населения, то его решение видится прежде всего в притоке иммигрантов из других стран.
Согласно прогнозам экспертов ООН, в середине XXI века на фоне снижения рождаемости рост численности населения будет происходить за счет увеличения продолжительности жизни. Рецептом долгожительства смогут похвастаться жители Японии, Китая, Швеции, Швейцарии и Исландии: в среднем, жители этих стран будут жить 86 лет. Темпы процесса старения населения являются беспрецедентными: сегодня на планете проживают порядка 84 млн человек старше 80 лет, а к середине столетия количество людей пожилого возраста увеличится до 390 млн человек. Самыми «молодыми» странами будут африканские государства: Танзания, Ботсвана и Папуа – Новая Гвинея. Примерно 65% населения этих стран будут составлять возрастную группу от 15 до 60 лет. Самыми «старыми» странами станут Япония, Италия и Мартиники: каждый 7-й гражданин этих государств будет старше 80 лет.
Существенное влияние на демографическую ситуацию будет оказывать эпидемия СПИДа, связанные с ней демографические потери составят к 2050 году 480 млн человек. В перспективных расчетах влияния эпидемии СПИДа и ВИЧ-инфекции учитывались 60 стран. Критерием попадания в эту группу стран служил показатель удельного веса ВИЧ- инфицированных среди населения 15-49 лет не ниже 1%. В этом году в число таких стран впервые включены две, не относящиеся к категории развивающихся, – Россия и США. Из 60 стран 40 расположены в Африке, 12 – в Латинской Америке и Карибском бассейне, 5 – в Азии и оставшиеся 3 – в Европе и Северной Америке.
Бедность сельского населения вынуждает жителей этих поселений эмигрировать в города. Переселенцы селятся по окраинам городов, образуя «пояса нищеты». Население этих поселений растет быстрыми темпами в развивающихся странах.
2. Продовольственная проблема
Сложность заключается в том, что численность населения растет быстрее, чем продовольственные ресурсы. По данным ООН, только треть населения обеспечена питанием; 50% населения Африки находится на пороге голода, от недоедания здесь умирает несколько миллионов человек. Решить эту проблему можно путем увеличения урожайности, продуктивности животноводства; совершенствования структуры отраслей земледелия; перераспределения продовольственных ресурсов между странами; более рационального использования сельскохозяйственных угодий.
Мировая продовольственная проблема в наиболее общем виде заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами, несмотря на то, что природные ресурсы планеты в сочетании с современным экономическим и научно-техническим потенциалом мирового сообщества позволяют это сделать.
Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода), а также несбалансированности питания в различных странах мира.
За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный прогресс – численность недоедающих и голодающих сократилась почти вдвое. В то же время немалая часть населения планеты до сих пор ощущает дефицит продуктов питания. Численность нуждающихся в них превышает 850 млн человек, т.е. абсолютную нехватку продовольствия (по калориям) испытывает каждый седьмой. Более 5 млн детей умирают ежегодно от последствий голодания.
|
|
Медицинские нормы питания на одного человека (ккал в день):
1. Норма питания ~2500.
2. Недоедание – менее 1800.
3. Голод – менее 1000.
Неполноценное питание – питание, характеризующееся недостаточностью (отсутствием) какого-либо компонента (компонентов) пищи, необходимого для нормальной жизнедеятельности организма.
Рис. 5. Среднесуточное потребление ккал человеком по странам мира (за 2003–2005 гг.) (Источник)
3. Золотой миллиард
Золотой миллиард – теоретическое понятие, отражающее современный дисбаланс в уровне жизни и потребления между населением развитых и развивающихся стран мира в условиях ограниченности мировых ресурсов.
Гносеологически исходит из посылок мальтузианства – теории конца XVIII века английского ученого Томаса Мальтуса. Название связано с суммарной численностью населения развитых капиталистических стран: США (311 млн), Канада (34 млн), Австралия (23 млн), страны Евросоюза (27 стран, суммарно 500 млн), Япония (127,5 млн), а также Израиля, Южной Кореи и перспективами его роста в XXI веке.
4. Скваттерство
Скваттерство – самовольный захват земель, жилых помещений бездомными.Это явление характерно для развивающихся стран.
5. Пояс голода
Основными поясами голода являются территории, расположенные к северу и к югу от экватора. Главные «полюса голода» – Тропическая Африка, Южная и Юго-Восточная Азия.
Рис. 6. Пояс голода на карте (Источник)
3. После изучения теоретического материала выполните следующие практические задания:
Тест по географии к разделу 8
«Географические аспекты современных глобальных проблем человечества»
Вариант I
1.К наиболее острой проблеме
человечества относят:
Задание 1.
Составьте текст, характеризующий демографическую проблему используя опорные слова:
7млрд. чел.; воспроизводство населения; рождаемость; смертность; условия жизни; «цена ребенка»; положение женщины; демографическая политика; старение населения; развитые страны; развивающиеся страны; естественный прирост населения.
|
|
Задание 2.
Составьте классификацию факторов определяющих отсталость стран по следующей форме:
Внешние Внутренние
Положения для отбора: колониальное прошлое; авторитарные режимы; неумение правильно использовать оказываемую помощь; неграмотность населения; неумение распорядиться своими ресурсами; «утечка умов»; неравноправное положение в МГРТ; этническая обособленность; гражданские войны; природные бедствия; затраты на вооружение.
Задание 3.
Используя текст лекции и материал презентаций, перечислите факторы, доказывающие глобальный характер продовольственной проблемы.
Задание 4.
Используя материал презентаций, выпишите не менее 7 характеристик, подтверждающих наличие демографической проблемы в мире.
Задание 5.
Что такое «ядерная зима»? Каковы её последствия? Составьте схему.
Задание 6.
Установите причинно-следственные связи между географическими явлениями и процессами. Постройте логическую схему «Экологические проблемы».
Слова для отбора: сохранение мира; демографическая проблема; сырьевая проблема; энергетическая проблема; Мировой океан; здоровье; продолжительность жизни; урбанизация; сельское хозяйство; промышленность; транспорт; рекреационное хозяйство.
Задание №7.
Установите причинно-следственные связи между географическими явлениями и процессами. Постройте логическую схему «Демографическая проблема»
Слова для отбора: продовольственная проблема; экологическая проблема; экономическая отсталость; энергетическая и сырьевая проблема; социальные проблемы; изменение возрастной структуры населения; усиление миграционных процессов; демографическая политика; устранение безработицы.
Задание №8.
Установите причинно-следственные связи между географическими явлениями и процессами. Постройте логическую схему «Продовольственная проблема».
Уважаемые юноши за выполненные практические задания по вариантам Вы получите оценки в учебный журнал, за 01.04-02.04..2020 года.
Желаю Вам успехов! Будьте здоровы!
Все выполненные задания присылайте на электронную почту преподавателя Константиновой С.М. swet.konstantinova2017@yandex.ru.
С уважением Ваш преподаватель Константинова С.М.