Часть II. Основы римского публичного права

 

Тема 4. Государственное право в Древнем Риме

Возникновение государства в Древнем Риме. Понятие публичного права в Римском государстве и его основные элементы. Государственно-правовые отношения в Древнем Риме. Правовое положение граждан и других лиц в Римском государстве

 

В процессе рассмотрения темы дается систематизированное знание об особенностях государственного права в Древнем Риме на различных этапах его истории, раскрываются основные государственно-правовые институты, понятие римского гражданства и правовое положение других лиц в Римском государстве, показывается их взаимосвязь с римским частным правом.

***

Возникновение государства в Древнем Риме. История Древнего Рима обросла множествомлегенд.

Современная историческая наука исходит из того, что этот процесс имел объективные и вполне реальные основы. Уже в древнейшее время они были организованы в крепко сплоченный " союз 12 народов " (duodecim populi) под властью одного общего царя.

Каждая община имела укрепленный пункт – arx (арикс), куда население укрывается на случай вражеского набега и где находится общинная святыня.

Постепенно здесь возникает город (urbs), который становится центром всей жизни общины (" город-государство ").

Каждая из латинских общин была совершенно самостоятельна (автономна) как в своих внутренних, так и во внешних отношениях.

Кроме общелатинских религиозных празднеств, внешним выражением этого единства была взаимность правовой охраны ("Rechtsgemeinschaft")[5].

Немалую роль играли и происходившие по поводу религиозных празднеств общелатинские народные собрания, на которых обсуждались общие для всех латинских общин(civitates) вопросы: защита от общих врагов, основание общелатинских колоний и т.д.

Одной из таких латинских общин и был Рим. По преданию, первый рекс (правитель) Ромул разделил первоначальное население Рима на 3 трибы, из которых каждая имела особое имя – Ramnes (латины), Tities (сабиняне) и Luceres.

В состав Латинского союза в более раннюю эпоху Рим занимал положение одной из рядовых общин. Постепенно значение Рима начинает возрастать. Этому способствовало как само географическое положение Рима, так и указанное выше слияние трех соседних общин в одну.

Древнейший исторически известный общественный строй у всех арийцев основывался на родовом принципе.

Он заключается в том, что род, естественно разросшийся союз семейств, происшедший в более или менее отдаленном прошлом от одного общего родоначальника, является ни от какой власти не зависящим, самодовлеющим и самоуправляющимся (суверенным) целым.

В процессе исторической эволюции роды оказываются включенными в некоторый более обширный союз, стоящий над ними. Так возникает протогосударство.

По мере же того, как государственная организация крепнет и расширяется, значение родов и родовой связи постепенно ослабляется, и становятся едва заметными.

Римская традиция повествует, что три римские трибы состояли из 30 курий и 300 коренных родов (gentes). Сенат представлял собой совет родовых старейшин, в его состав входили представители всех коренных родов Рима.

Возникшее государство, охватив отдельные, ранее независимые роды своей высшей организации, ослабляет значение родовых связей, разлагает их на составляющие их элементы. Такими элементами являются семьи – familiae.

Римская семья этой эпохи представляет собой замкнутый, тесно сплоченный круг лиц и имуществ, нечто для государства почти непроницаемое.

Государство имело дело только с главою семьи, paterfamilias, который представлял всю семью для внешнего гражданского мира. Он отвечал за нее, является неограниченным владыкой.

В политическом отношении взрослые члены семьи, способные носить оружие, являются самостоятельными: они участвуют в народном собрании, обладают всеми известными тогда правами гражданина.

Кроме рассмотренных триб и родов, в древнейшей организации римского общества известную роль играют курии (curiae).

Это единственная структура, имеющая политическое значение: древнейшие народные собрания были организованы и голосовали по куриям.

Семья, род и курия являлись, таким образом, основными, краеугольными камнями римского общественного строя древнейшего периода.

Полноправные граждане назывались патрициями, то есть теми, кто может указать своего отца, свой род.

Рядом с этими полноправными гражданами находились и неполноправные лица - клиенты и плебеи, юридическое положение которых различно.

Клиент (чужак) находится в личной зависимости от какого-нибудь патрона из патрициев. Он входит в состав семьи последнего, обязан следовать за ним на войну, оказывать ему материальную поддержку и уважение.

С другой стороны, патрон был обязан защищать клиента перед третьими лицами, ибо клиент гражданской правоспособности не имел. Юридическую защиту он получал только через посредство патрона.

Плебеи (переселенцы из латинских общин) не принадлежали ни к одному из патрицианских семейств. Они являлись юридически самостоятельными, хотя и неполноправными.

В области гражданских прав (по имуществу) плебей был равен патрицию (имеет, так называемое, jus commercii), но не имел никаких политических прав.

Находясь вне патрицианской родовой организации, они не участвовали в народных собраниях и потому оставались чуждыми политической жизни общины.

С ростом Рима количество таких переселенцев возросло. Этот слой нового населения стал называться плебсом. По мере становления государства формировались и правовые основы его функционирования.

Понятие публичного права в Римском государстве и его основные элементы. Уже с древнейших времен в Риме различались две отрасли права: публичное и частное право (jus publicum и jus privatum).

К публичному праву, по определению Ульпиана, принадлежат все те нормы, которые «относятся к положению римского государства как целого; напротив, частное право имеет дело с тем, что касается «пользы отдельных лиц» (Д. 1.1.2).

Таким образом, под публичным правом понимаются нормы, которые непосредственно охраняют интересы государства и определяют правовое положение государства и его органов.

Сюда относятся: система государственных органов; компетенция учреждений и должностных лиц; нормативные акты государства; гражданско-правовой статус населения.

В ряде случаев «публичное право» понималось римскими юристами и в смысле норм, которые имеют, безусловно, обязательную силу и не могут быть изменены путем соглашения частных лиц. В современном праве такие нормы называют императивными.

В отдельных случаях эти нормы употреблялись государством и в частных отношениях. Они обязывали частных лиц совершать строго определенные действия и не предоставляли им никакого простора для иных действий.

Примером такой нормы может служить предписание опекуну получить разрешение властей при отчуждении имущества опекаемого лица.

Наконец, публичное право отличалось от частного способами защиты нарушенного права.

Публичные интересы в случае их нарушения защищались государственными органами в рамках административного или уголовного процесса.

Защита частного интереса осуществлялась по требованию лица, чьи права были нарушены. Сама защита процессуально принимала форму гражданского иска и проходила в рамках гражданского процесса.

Эволюция государственного строя в Древнем Риме. Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются: царь, сенат и народное собрание.

Царь (rex) является верховным правителем государства. В его руках сосредоточиваются все функции государственной власти. Он является и верховным полководцем народа, и блюстителем внутреннего порядка, и предстателем за народ перед богами.

В качестве полководца он распоряжается военными силами народа, назначает командиров и т.д.

В качестве блюстителя внутреннего порядка он имеет право суда и наказания над всеми гражданами (jus coercitionis) вплоть до права жизни и смерти.

В качестве верховного жреца (понтифика) он заведовал совершением общенародных жертвоприношений и т.д.

Рим не является монархией династической. Вероятнее царская власть была выборной. После смерти царя, в момент междуцарствия (interregnum) верховная власть в государстве переходила к сенату.

Сенат выбирает из своей среды 10 человек (interreges), которые по очереди (по 5 дней каждый) управляют государством до тех пор, пока не будет намечен кандидат в цари.

Намеченного кандидата очередной interrex предлагает народному собранию, которое и облекает его властью (lex curiata de imperio). Для приобретения права сноситься с богами вновь избранному царю необходимо еще особое посвящение – inauguratio (инаугурация).

При отправлении своей власти царь мог назначать себе помощников. Существовали командиры отдельных воинских формирований (tribuni militum, tribunus celerum). Возможно, что на время своего отсутствия царь оставлял в городе кого-либо в качестве своего заместителя (praefectus urbi).

Рядом с царем стоял сенат (senatus), состоявший в древнейшее время из всех родовых старейшин, которые являлись членами сената официально (ex officio).

Роль сената по отношению к царю является чисто совещательной: сенат обсуждает по предложению царя те или другие вопросы, и его заключения (senatusconsulta) имеют принципиально значение советов, для царя юридически не обязательных, но имеющих, конечно, огромную фактическую силу.

По отношению к народу сенат играет роль опекуна. Всякий новый закон, принятый в народном собрании, нуждается еще для своей действительности в утверждении сената.

Третьим элементов государственного устройства является народное собрание, то есть собрание всех взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан (то есть патрициев).

В основу организации этих народных собраний положено деление на курии, почему и самое собрание называется comitia curiata (куриатное собрание). Оно созывалось по инициативе царя.

Предложения царя в собрании не обсуждались, а лишь принимались или отвергались открытою устною подачей голосов (простым "да" или "нет"). Большинство голосов в данной курии давало голос курии.

Можно предположить, что в санкции народных собраний нуждались все новые законы, затрагивавшие более или менее существенно правовой строй общества. В народном собрании происходит принятие кого-либо в состав патрициев (cooptatio in patriciis), а также некоторые важнейшие акты частноправовой жизни – усыновление (arrogatio) и завещание (testamentum).

Вероятно, в собраниях же решались и важнейшие вопросы текущей внутренней и внешней политики – например, вопрос об объявлении войны, о заключении мира и т. п.

Царь мог и самостоятельно повелеть (imperare) то, что находил нужным, и такое начальственное предписание было для граждан так же обязательно, как и закон. Но личное предписание царя имело силу лишь до тех пор, пока этот царь находится у власти.

Общий характер римского государственного устройства этого периода можно определить как " патриархальный ".

В период республики (509-27 гг. до н.э.) центральными органами государства являлись: Народные Собрания (центуриатные и трибутные комиции); Сенат; Магистратура.

Законодательные функции народных собраний не изменились, они также избирали высших должностных лиц.

Центром всей политической жизни Рима являлся Сенат, который был постоянно действующим органом, ведающим казной, военным делом, внешними сношениями и т.д., контролирующим деятельность народных собраний.

Сенаторы назначались цензорами из числа наиболее богатых и влиятельных лиц.

Магистратура была представлена должностными лицами, выполнявшими различные функции управления.

Важнейшими принципами их формирования были: выборность, коллегиальность, срочность (избирались, как правило, на один год), ответственность перед народом, безвозмездность службы.

Высшими магистратами были консулы, осуществлявшие текущее управление и высшее военное командование.

В компетенцию преторов, бывших вначале помощниками консулов, стало входить руководство правосудием.

Цензоры распределяли граждан по центуриям, составляли списки сенаторов.

Ниже по объему полномочий были квесторы, эдилы. Особое место занимали плебейские трибуны, имевшие право наложить запрет («вето») на решения магистратов и Сената.

Исключительной, экстраординарной магистратурой являлась должность диктатора. Он назначался консулами по поручению Сената в таких случаях, как война, восстание и т.п. Диктатор обладал неограниченной властью, но не мог занимать эту должность более шести месяцев.

Таможенное дело в Римской республике. Сбором официальных торговых (таможенных) пошлин занимались публиканы (portoriorum conductors) [6]. Это были частные лица, которые брали у государства на откуп его имущество, а также государственные доходы, в т.ч. и пошлины (portona). Они составляли особый класс внутри всаднического сословия.

Для принятия откупов богатые горожане объединялись в корпорации (societates publicanorum) вели дела под руководством манцепса – руководителя, который сменялся ежегодно. В провинциях эти функции исполняли промагистры.

В качестве помощников при пошлинных (таможенных) откупщиках состоял многочисленный персонал мелких чиновников из несвободнорожденных.

Отдача на откуп происходила на форуме по контрактам на определенный срок. Корпорация, получившая откуп, должна была уплатить казне установленную в контракте сумму, а затем собирать пошлины на свой страх и риск.

На территории Римского государства в г. Пальмира (современная Сирия) 18 апреля 138 г. был принят «Закон о пошлинах, взыскиваемых на рынке Адрианы-Пальмиры у источников вод Юлия Цезаря» - Пальмирский пошлинный тариф, который содержал подробный перечень товаров и размеры их обложения при ввозе и вывозе, порядок взаимоотношений между публиканами и платильщиками. Он выбит на большом камне. В настоящее время находится на хранении в Эрмитаже.

При таком подходе государство экономило расходы на управление, устранялось от сложных процедур по взиманию доходов.

Кризис рабовладения, конфликт между центром и провинциями, грандиозные восстания рабов (в Сицилии и под руководством Спартака) привели в I в. до н.э. к падению республики в Риме.

Переход от республики к империи занял определенное время. Первым, кто использовал должность диктатора для достижения своих политических целей, был полководец Сулла. Назначенный в 82 г. до н.э. диктатором, он не сложил полномочия по истечении шестимесячного срока. В 79 г. до н.э. он отказался от поста диктатора.

В 59 г. до н.э. три полководца — Цезарь, Красс и Помпей образовали «триумвират» и захватили власть в Риме.

В последующем, Цезарь стал единоличным властителем Рима, закрепив за собой должности бессрочного диктатора, пожизненного трибуна, консула, цензора, присвоил также высшую жреческую должность понтифика. В 44 г. до н.э. Цезарь был убит, вновь восстанавливается республика.

В 43 г. до н.э. для «упорядочения государства» образуется второй триумвират, Октавиан, Антоний и Лепид на пять лет берут власть в Риме.

Борьба между триумвирами завершается в пользу Октавиана. В 27 г до н.э. в Риме окончатёльно утверждается Империя.

В I ‑ III вв. н.э. Римская Империя выступает в форме принципата (от слова «принцепс ‑ «первый в списке сенаторов»). Одновременно действуют две системы управления. С одной стороны, заседал Сенат, избирались магистраты — консулы, преторы и т.д., а параллельно функционировала власть принцепса и создаваемого им нового государственного аппарата.

Принцепс — это постоянная должность, фактически переходящая по наследству в рамках императорской семьи. По своим полномочиям он: верховный главнокомандующий, трибун, консул, великий понтифик. Ему присваивается титул «август» («возвеличенный божеством»).

Составными частями системы управления принцепса становятся: «совет друзей», консилиум —являвшийся постоянным органом, особая казна — фиск, несколько канцелярий, назначаемые принцепсом многочисленные чиновники. В управление принцепса передается ряд провинций.

Опорой его власти становится постоянная армия, и, прежде всего, гвардия преторианцев, несущая охрану принцепса. Глава преторианцев — префект претория становился доверенным лицом принцепса.

В то время как республиканское управление приходит в упадок, аппарат принцепса непрерывно растет и усиливается, и республиканское прикрытие вскоре становится уже ненужным. В II-V вв. н.э. утверждается новая форма правления — доминат («доминус» — господин).

Старые республиканские учреждения теряют силу, исчезают, всё управление сосредотачивается в руках императора, власть которого рассматривается теперь как божественное установление.

Для его возвеличивания вводится восточный придворный этикет. Среди ведущих учреждений периода домината выделяются: Государственный Совет — Консистория, финансовое ведомство, военное ведомство.

Создается разветвленный бюрократический аппарат с массой чиновников. Среди них устанавливается строжайшая иерархия.

К числу высших сановников относятся: квестор священного дворца (глава Консистории), магистр должностей, начальник священной опочивальни и т.д.

Сенат сохранился, но роль его стала незначительной. Магистраты превращаются в почетные звания.

В 395 г Империя распадается на две части: Западную (со столицей в Риме) и Восточную (со столицей в Константинополе).

Каждая из них возглавляется императором — августом, который назначает себе помощника — цезаря.

Серьезные изменения происходят в местном управлении. Вводится единая система административного деления: префектура, диоцез, провинция.

Реорганизуется полиция. Армия окончательно превращается в постоянное, профессиональное войско со строжайшей дисциплиной, особыми привилегиями.

Но эти меры не спасли Империю, в 476 г под непрерывным натиском варваров Западная Римская Империя пала.

Правовое положение граждан и других лиц в Римском государстве. Римское гражданство представляло собой правовую связь лица с Римским государством.

Римское гражданство приобреталосьследующими способами:

1) рождением от римских граждан, причем ребенок, рожденный в римском браке, следовал состоянию отца, а ребенок, рожденный женщиной, не состоявшей в браке, следовал состоянию матери.

Ребенок же, рожденный вне брака неримлянкой, не признавался римским гражданином, хотя бы отцом его был римский гражданин.

В целях стимулирования браков в I в. н.э. было установлено, что и ребенок, рожденный вне брака римской гражданкой, не приобретает прав гражданства, если его отцом был не римский гражданин.

Ребенок, рожденный от брака его родителей, становится гражданином, если отец был гражданином в момент зачатия ребенка, независимо от изменений в состоянии родителей к моменту рождения ребенка.

Ребенок, рожденный римской гражданкой, не состоящей в браке, признается римским гражданином, если мать была гражданкой в момент его рождения, независимо от ее состояния до этого момента.

2) Освобождением римским гражданином своего раба.

3) Усыновлением римским гражданином чужеземца.

4) Предоставлением римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям особыми актами государства.

С точки зрения своего правового положения римские граждане делились на две большие группы: а) свободнорожденные, ingenui, б) освобожденные из рабства римским гражданином, вольноотпущенники, libertini, подвергавшиеся и в качестве римских граждан некоторым ограничениям в правах.

Свободнорожденные римские граждане были носителями полной правоспособности, политической, семейной и имущественной.

Основными политическими правами граждан были: а) право нести службу в регулярных римских войсках; б) право участвовать и голосовать в народных собраниях (ius suffragii); в) право быть избираемым в магистраты (ius honorum).

Право участвовать в народных собраниях отражалось и в структуре имени римского гражданина.

В конце периода республики и в первое время империи полное имя римского гражданина состояло из пяти частей: a) praenomen - имя в собственном смысле слова; б) nomen - наименование семьи или рода, к которому принадлежит данное лицо; в) указание имени отца в родительном падеже (подобное русскому отчеству: сын такого-то); г) наименование трибы, в составе которой носитель имени голосует в народном собрании, причем это последнее указание сохранилось в составе полного имени и после того, как народные собрания в период империи перестали созываться; д) прозвище, которое стало включаться в полное имя гражданина позднее других частей. Таким образом, полное имя, например, Цицерона было: Marcus (praenomen) Tullius (nomen) Marcifilius Comeliana (triba) Cicero (cognomen).

Без политических прав у женщины не было и официального имени: они носили имя, которое присваивалось им в быту, с присоединением в родительном падеже имени отца или мужа, под властью которого женщина состояла, в родительном падеже: дочь или жена такого-то.

Граждане, принадлежавшие к числу вольноотпущенников, libertini, оставались в принципе навсегда носителями некоторой ограниченной правоспособности в сфере как публичных, так и частноправовых отношений.

В сфере публичного права ограничения прав вольноотпущенников заключались в том, что они не служили в римских легионах, в составе гражданского имени вольноотпущенников не фигурировало имя трибы, они не имели права быть включаемыми, так же как и их дети, в число сенаторов.

В период империи сложился институт присвоения вольноотпущенникам полной политической правоспособности специальным о том постановлением императора (restitutio natalium), которая сообщала им полную правоспособность и в сфере частного права или путем присвоения императором золотого перстня (ius aureorum).

В праве Юстиниана, когда политические права граждан давно уже утратили прежнее значение и содержание, ограничений политических прав вольноотпущенников больше нет.

Вольноотпущенник нес по отношению к освободившему его из рабства господину ряд личных и имущественных обязанностей, построенных по типу обязанностей детей в отношении отца.

Эти правоотношения, составляющие в совокупности патронат, могут быть сведены к трем группам: a) obsequium - совокупность личных и имущественньис, семейного характера, прав патрона (право домашнего суда над клиентом и др.); б) ореrае - обязанность вольноотпущенника оказывать патрону личные услуги; в) bona – взаимная обязанность вольноотпущенника и патрона помогать друг другу в материальной нужде, давать алименты. К этому присоединялось также право патрона наследовать по закону после вольноотпущенника, не оставившего нисходящих и умершего без завещания.

Патрон утрачивал свои права, если отказывал вольноотпущеннику в алиментах, если возбуждал против него судебное обвинение, грозившее смертной казнью, а также в случаях, когда патрон пытался на возмездных началах передать свое право другому лицу.

Утрата римского гражданства. Римское гражданство утрачивалось при жизни чаще всего с утратой свободы (capitis deminutio maxima).

Основанием к утрате гражданином свободы был, прежде всего, плен, захват неприятелем. Однако если захваченный в плен и обращенный в рабство римлянин возвращался в Рим, он в силу особой юридической фикции, ius postliminii, рассматривался как никогда не утрачивавший ни свободы, ни гражданства, ни отдельных своих прав.

В древнейшие времена гражданин мог быть при некоторых обстоятельствах продан в рабство, однако не иначе как за границу (за Тибр), ибо до периода империи считали, что гражданин не мог стать рабом на территории римского государства.

Эти основания утраты римского гражданства впоследствии отпали, но на их месте появилось обращение в рабство в связи с наказаниями, налагавшимися за некоторые тяжкие преступления. Так, в период республики становился рабом гражданин, приговоренный к смертной казни; в период империи - лица, приговоренные к бессрочным каторжным работам или ссылке.

Гражданин мог и сам отказаться от прав гражданства, а также перейдя, например, в число латинов в целях получения земель и т.п.

До последнего столетия республики не существовало ни особого суда, ни особого порядка разрешения споров о гражданстве. По-видимому, такие споры разрешались магистратом в административном порядке.

В конце республики законом Papia (которому, вероятно, предшествовали другие законы в той же области) был учрежден особый суд для разрешения споров о гражданстве.

В период империи негражданин, выдававший себя за римского гражданина, карался смертной казнью.

Закон Виселия 24 г. н.э. установил уголовную ответственность вольноотпущенника, выдававшего себя за свободнорожденного.

Для раннего римского цивильного права было храктерно установление различной гражданской правоспособности для различных социальных слоев квиритов, в частности для патрициев, клиентов и плебеев, о чем речь шла выше.

На смену патрициям (родовой знати) пришел нобилитет – правящее сословие рабовладельческого класса из патрициев и богатых плебеев. К началу III в. до н.э. у нобилитета оказалась вся полнота государственной власти. Из их числа пополнялся сенат, замещались высшие магистраты.

Основу его могущества составляло крупная земельная собственность, эксплуатация рабов, ограбление провинций.

Вторым сословием после сенаторов становятся всадники. К концу 20-х годов II в. до н.э. они превратились в денежную аристократию. Они образовали верхний слой общества в муниципиях, имели крупные поместья, занимали административные должности, были юристами и т.п.

Особое значение всадники приобрели в период гражданских войн поздней Республики как судьи. С конца I в. до н.э. звание всадника стало передаваться по наследству.

Таким образом, динамику правового статуса в раннем Риме определяла дифференциация свободных граждан в зависимости от принадлежности к тому или иному слою, определяющая отношение к основному богатству Рима того времени общественным землям.

Кроме того, правовое положение свободных римских граждан зависело от их статуса в фамилии, являвшейся основной ячейкой древнеримского общества.

Правовое положение других категорий жителей Рима. Наряду с квиритами в Риме были и другие жители, которые назывались «чужаками», негражданами. К ним относились латины, перегрины, либертины и колоны.

Чужестранцы (hostes - враги) не обладали ни политическими, ни имущественными, ни семейными правами.

Из этого правила было сделано исключение лишь для латинов, т.е. жителей общин Лациум, входивших вместе с Римом в Латинский союз, который распался в IV в. до н.э. Это так называемые древние патины.

Они хотя и не включались в состав римских граждан, но могли заключать сделки на территории Рима и выступать в суде. Иногда им разрешалось вступать в брак с римскими гражданами и участвовать в работе народного собрания с правом голоса. В I в. до н.э. латинские общины в Италии получили право римского гражданства.

Позднее появились латины колоний - жители колоний Рима, внеиталийских общин. Они пользовались правом заключать сделки, участвовать в суде, но были лишены права заключать браки с римскими гражданами и составлять завещания.

Латины приобретали римское гражданство либо а) в силу общих постановлений, присваивавших целым категориям латинов при определенных обстоятельствах римское гражданство, либо б) в силу специальных актов государства, наделявших правами гражданства отдельных латинов или целые группы их.

Все остальные (кроме латинов) чужестранцы именовались перегринами. Это были: а) жители «сдавшихся» областей, включенных в состав Римского государства, но не получившие ни прав квиритов, ни прав латинов; б) римские граждане, высланные из Рима в результате применения к ним уголовного наказания.

Вначале на них не распространялось римское право, поэтому на территории Рима они были наиболее бесправными. В своих общинах они жили по своему праву.

С развитием хозяйственных связей правоотношения между перегринами и квиритами, между перегринами в Риме стали регулироваться «правом народов».

Перегрины приобретали права римского гражданства либо а) силу законов, присваивавших римское гражданство в награду за различные услуги, оказанные римскому государству, либо б) силу специальных актов государственной власти, присваивавших отдельным группам перегринов римское гражданство или отдельные из прав граждан (отсюда cives sine suffragio).

Главным образом в фискальных целях, а именно для распространения на все население империи налога с наследства (vicesima hereditatis), был издан и эдикт Каракаллы (212 г.), распространивший права гражданства на все население империи.

Особенности в своем правовом положении имели и колоны. В период Республики и принципата колоны - это арендаторы чужой земли, но юридически независимые. Арендатора и хозяина связывали обязательства по договору аренды.

Это была новая категория граждан не лишенных правоспособности в сфере гражданско-правовых отношений, но прикованных к земле, на которой они живут и которую возделывают.

Следующей категорией были рабы. Рабство устанавливалось в следующих случаях: а) военный плен или захват лиц, не принадлежащих к государству, связанному с Римом договором; б) рождения от рабыни, даже если отец являлся свободным (если мать была свободной, а отец рабом, то ребенок признавался свободным); в) лишение свободы в связи с осуждением к смертной казни или к работам в рудниках; г) продажа в рабство (в древнейшие времена).

С ростом завоеванных территорий увеличилось число рабов, рабство стало основой производства. Это изменило социальное положение рабов. Он стал необходимой говорящей речью, орудием.

В первые века нашей эры на смену небольшим рабовладельческим поместьям пришли огромные хозяйства-латифундии. В этих условиях появилась новая форма их эксплуатации - пекулий.

Основной способ приобретения гражданства рабами осуществлялся через отпущение их на волю.

Таким образом, публичное право в Древнем Риме содержало нормы, которые непосредственно охраняли интересы государства и определяли правовое положение государства, его органов, граждан и неграждан.

В ряде случаев «публичное право» понималось римскими юристами и в смысле норм, которые имеют, безусловно, обязательную силу и не могут быть изменены путем соглашения частных лиц.

В целом, можно отметить, что в Древнем Риме была создана достаточно развитая государственно-правовая система, отражающая конкретно-исторические формы государства.

Литература по теме:

Гай. Институции /Пер. с лат. Ф. Дыдынского //Под ред. В.А. Савельева, Л.Л. Кофанова. М., 1997.

Дигесты Юстиниана. Тома 1-8. / Отв. ред. Кофанов Л.Л. М., 2008.

Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. М.: РУСИНО-ПРЕСС, 2004.

Новицкий И.Б., Перетерский И.С., Краснокутский В.А. и др. Римское частное право. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010.

Вопросы для самопроверки:

1. Что общего и отличительного имеют римское частное и публичное право?

2. В чем заключались особенности общественного и государственного строя Древнего Рима?

3.Какие органы занимались сбором торговых пошлин в Римском государстве?

4. Что означало понятие «гражданство» в Римском государстве? Каков порядок его приобретения и прекращения?

5. В чем различие правового положения латинов, перегринов, либертинов, рабов и колонов?


Тема 5. Уголовное право и процесс в Древнем Риме

Понятие уголовного права и процесса в Древнем Риме. Римское уголовное право. Уголовный процесс в Древнем Риме.

 

В данной теме рассматривается система уголовной защиты общественных, государственных и личных интересов в Древнем Риме, раскрывается понятие преступления, меры наказания преступников, особенности рассмотрения уголовных дел. Усвоение данного материала будет способствовать формированию правовой культуры, профессионально важных качеств будущих юристов таможенных органов.

***

Понятие уголовного права и процесса в Древнем Риме. Охраняя общественный порядок, государство запрещает те или другие деяния, признаваемые им в этом отношении вредными, угрожая за совершение их такими или иными наказаниями.

Система норм, определяющих, какие именно деяния признаются преступными, и каким наказаниям подвергается преступник, составляет область уголовного права.

В случае совершения кем-либо одного из таких запрещенных деяний государство в лице своих органов (судебных и полицейских властей) производит расследование, судит и соответственно приговору осуществляет наказание. Система норм, определяющих весь этот порядок производства, носит название уголовного процесса.

Римское уголовное право складывалось из массы законов, включая Законы ХII Таблиц, из постановлений Народных Собраний и Сената.

Круг деяний, признаваемых для всего общественного порядка вредными, чрезвычайно обширен: сюда входят не только деяния, затрагивающие общественный интерес прямо и непосредственно (например, измена, бунт, подделка монеты и т. д.), но и такие деяния, которые prima facie наносят вред какому-нибудь отдельному лицу, но в то же время (посредственно) угрожают и интересам всего общества – например, убийство, грабеж, воровство и т. д.

Разумеется, этот круг преступных деяний не есть что-либо всегда – во все времена и у всех народов – одинаковое: деяние, признаваемое преступным в одну эпоху и у одного народа, может быть совершенно дозволенным в другую эпоху и у другого народа.

Преступления, непосредственно затрагивающие интерес всего общества (так называемые delicta publica), подлежали суду государственной власти, то есть царя: неорганизованная расправа народа уже не считается явлением правомерным.

По преданию, одной из старейших римских магистратур являются duoviri perduellionis - помощники цар я для расследования дел о государственной измене в широком смысле слова.

Царь имеет неограниченное право наказания – corcitio; он не связан при этом ни родом преступления, ни мерой наказания: он может привлечь к ответственности за всякое деяние, которое найдет преступным, и может наложить всякое наказание, какое найдет нужным.

Уголовного права в настоящем смысле еще не существует: нет еще точных определений ни того, что преступно, ни того, что может быть наложено, как наказание.

Какого-либо уголовного кодекса, хотя бы и несовершенного, еще нет; принцип современного права "nullum crimen, nula poena sine lege" еще не действует; все заключено еще в безграничной coercitio высшего представителя государственной власти, то есть царя.

Царь судит и решает, как первая, но в то же время и как высшая, окончательная инстанция; какой-либо апелляции на его решения не допускается.

Царь может, конечно, предоставить окончательное решение дела народному собранию, но это для него отнюдь не обязательно.

Преступления против частных лиц, по общему правилу, еще рассматриваются как дело чисто частное самого потерпевшего, как delicta privata.

Лишь немногие из них влекут за собой уголовное наказание, налагаемое по инициативе государственной власти, и, таким образом, переводятся в разряд delicta publica. Таково, например, убийство – parricidium.

Для дел об убийстве существовали, по преданию, особые quaestores parricidii, но о них нужно сказать то же самое, что было только что сказано о duoviri perduellionis; наказание за убийство – смертная казнь.

По законам XII таблиц уголовное наказание, и именно в виде смертной казни, влекут еще и некоторые другие преступления. Так, например, за умышленный поджог преступник, как сообщает Гай, подвергается телесному наказанию и затем сжигается.

Строго? тою же смертной казнью, poena capitalis, – караются, далее, преступления земледельческие:

✔ умышленное нарушение межевых знаков (termini motio; здесь примешивается еще сакральный мотив, ибо межи считались под охраной богов; вследствие этого, по римскому преданию, еще Нума установил, что и виновник, и быки, при помощи которых было совершено преступление, делаются обреченными каре богов, то есть последствиям "sacer esto"),

похищение и истребление посевов ("suspensum Cereri necari jubebant"),

✔ а равно их заколдование ("qui fruges excantassit" и "qui alienam segetam pellexarit".

Наконец, poena capitalis влекло за собой и сочинение пасквилей ("si quis occentavisset sive carmen condidisset, quod infamiam faceret flagitiumve alteri").

В какой мере, однако, эти последние деликты могут быть отнесены еще к эпохе до законов XII таблиц, сказать трудно.

За этими немногими и бессистемными исключениями все остальное сохраняет еще всецело частный характер.

Так, например, членовредительство еще по законам XII таблиц предоставляется частной мести по правилу " око за око, зуб за зуб " – "si membrum rupsit, ni cum eo pacit (то есть если не состоится мировая сделка), talio esto" – принцип талиона.

За преступления менее важные частная месть уже, однако, запрещается; потерпевшему предоставляется только право требовать в свою пользу известный штраф.

Этот штраф не есть штраф в смысле нашего уголовного права. Он не взыскивается государственной властью для себя (не идет в казну), а рассматривается, как частный долг потерпевшему, который этот последний может взыскать, но может и не взыскивать.

Он является заменой прежних добровольных соглашений; уже таксирован государством, но и только: все остальное решается по началам частного, гражданского права, и потому об этих частных обязательствах из деликтов будет идти речь в третьей части.

Таким образом, нормы законов XII таблиц представляют еще архаическую смесь разнородных начал. С одной стороны, в случаях более тяжких преступлений еще царствует личная месть; с другой стороны, государство уже начинает вмешиваться в отношения между сторонами, заменяя мщение частными штрафами.

Но если таково положение дел в эпоху XII таблиц, то есть в начале республики, то для периода царей мы должны предположить состояние еще более примитивное: меньше государственной регламентации и еще больше элементов мести.

Период республики в области уголовного права унаследовал от царского периода полную неопределенность. За исключением тех преступлений против частных лиц (delicta privata), которые были предусмотрены в законах XII таблиц и которые были указаны выше, вся остальная область преступлений публичных (delicta publica) остается без всякого ближайшего определения.

Какого-либо кодекса, который определял бы деяния, признаваемые преступными и наказания за них, по-прежнему не существует. Общим источником уголовного права служит и теперь материальное свободное усмотрение магистратов.

Крупное изменение в этот порядок вещей вносят, однако, уже в самом начале республики законы о provocatio и законы о пределах административного штрафования (lex Aternia Tarpeia).

Что касается наказаний, то здесь следует отметить следующую особенность республиканского периода.

Уже в первую половину его образовалось правило, что обвиняемый перед центуриатными комициями, которому грозит смертная казнь, может избежать ее, оставив до приговора Рим и удалившись в изгнание – так называемое jus exulandi.

Во второй половине это изгнание – aquae et ignis interdictio, – сопровождаемое, по общему правилу, потерей гражданской правоспособности лица и конфискацией имущества, делается обыкновенным наказанием за все высшие преступления, вместо прежней смертной казни.

Дольше всего смертная казнь сохранилась за убийство родственников, но при Помпее она была отменена и здесь.

В период империи в области материального уголовного права основой остаются те регламенты, те leges, которые еще в период республики определяли деятельность отдельных магистратов. Но эти leges были во многом дополнены и изменены позднейшими императорскими указами.

Наконец, и юриспруденция не осталась без влияния: комментируя leges и императорские указы, она направляла практику и руководила законодательством.

Так, например, республиканское уголовное право преступными считало только умышленные деяния; деяния неосторожные – неосторожное убийство и т.д. – оставались безнаказанными: отсутствие умысла (dolus) делало преступление случайным (casus).

Юриспруденция, привыкшая уже в гражданском праве между dolus и casus находить еще среднее – culpa, обратила внимание на преступления неосторожные, и императорское законодательство стало подвергать их наказаниям в зависимости от степени вины.

Далее, в республиканском законодательстве покушение не отделялось от совершения и обыкновенно каралось так же, как и это последнее.

Юриспруденция проводит и здесь необходимое различие и рекомендует для покушения наказания более мягкие.

Что касается системы преступлений, то общую тенденцию императорской эпохи составляет ее расширение.

С одной стороны, республиканское законодательство в этом отношении оставляло большие пробелы, а, с другой стороны, стремясь к водворению большего порядка и спокойствия в стране, императоры склонны были в большей степени накладывать свою карающую руку там, где в период республики обходились без уголовной репрессии.

Под влиянием этой тенденции расширяются с точки зрения своего состава старые, предусмотренные в leges, преступления - crimina legitima. Но, кроме этих последних, возникает целый ряд новых преступлений, обложенных наказаниями в различных императорских указах, – так называемые crimina extraordinaria.

Сюда относятся, прежде всего, отмеченные выше преступления неосторожные – убийство, поджог; затем клятвопреступление, stellionatus (особый вид обмана), вытравление плода, оскорбление христианской религии и т. д.

Особенного упоминания заслуживает установление уголовных наказаний за delicta privata, то есть за такие деяния, которые раньше давали основание только для такого или иного гражданского иска – например, за воровство (furtum); первоначально такая уголовная репрессия была установлена лишь для некоторых особых видов воровства (для feres armati, nocturni, balnearii и т.д.), а впоследствии и для всякого.

Что касается системы наказаний, то вместо несложности и сравнительной мягкости карательных средств конца республики развивается чрезвычайно сложная и суровая, порою даже варварская, система уголовных кар, причем и здесь сословные различия сказываются иногда в установлении различных наказаний за одно и то же преступление для привилегированных и простых.

Восстанавливается исчезнувшая в конце республики смертная казнь, которая в некоторых случаях принимает даже характер квалифицированной (сожженние, распятие на кресте, poena culei и т. д.).

Кроме смертной казни, наиболее частыми формами наказаний являются: каторжные работы в государственных рудниках (condemnatio ad metallum, причем приговоренный eo ipso лишался всяких прав и делался servus poenae), ссылка в различных видах (aquae et ignis interdictio – изгнание из пределов отечества, deportatio in insulam – ссылка в определенное место; обе формы сопряжены с потерею прав и с превращением преступника в peregrinus dediticius; relegatio – без потери прав), заключение в тюрьму, имущественные штрафы и даже телесное наказание.

Высшие наказания, так называемые poenae capitales (смертная казнь и те, которые сопряжены с потерей прав), влекут за собою, в качестве дополнительного, конфискацию имущества.

Вообще основной идеей карательной системы является идея отмщения (преступнику) и устрашения (других).

В период империи значительное число уголовных законов было издано по приказу диктаторов и императоров. Большая часть последних преследовала определенные политические цели или была направлена на преследование политических противников.

Законы не исключали произвола как императоров, так и магистратов. В том числе, в определении того, что следует считать преступным, и в том, за что и как наказывать.

Во многих случаях императоры предпочитали внесудебную расправу с политическими противниками или подозреваемыми лицами.

При диктатуре Суллы лица, занесенные в особые, т.н. проскрипционные списки, объявлялись врагами народа и могли быть выданы властям каждым, кому это удавалось.

Имущество убитых отходило частью государству, частью доносчику. В одном из случаев по приказу Суллы была казнены без суда 90 сенаторов и 2500 всадников. Еще 6000 человек была убиты среди бела дня в цирке, куда они были загнаны специальными военными отрядами.

О «божественном Августе» Светоний писал: «Пинарий, римский всадник, что-то записывал во время речи диктатора перед солдатами,... заметив это, Август приказал заколоть его... как лазутчика и соглядатая...».

Особого внимания заслуживает Закон об «Оскорблении величия римского народа». Сформулирован он был неопределенно, так, что его можно было применять против любого лица, не согласного с политикой, выражающего недовольство ею, против осмелившегося на любую неугодную императору остроту и т.д.

Одним из сенатских постановлений к «оскорблению величества» была отнесена переплавка неудачно отлитых статуй императора.

Римские юристы периода Империи обсуждали вопрос о том, можно ли судить за то, что брошенный кем-нибудь камень, попал, хотя и нечаянно, в статую императора и т.п.

К «оскорблению величества» были, разумеется, отнесены восстания против императора, убийство его чиновников, государственная измена, служебный подлог и т.п.

Большое внимание римский законодатель уделяет преступлениям против порядка управления:

ü взяточничеству,

ü присвоению казенных денег,

ü хищению государственного имущества и т.п.

Виновные в этих преступлениях наказывались смертной казнью, ссылкой и пр.

В некоторых случаях сохраняются старые предрассудки. Отцеубийца и его сообщники зашивалась в кожаный мешок с собакой, петухом, змеей и обезьяной и бросались в реку («чтобы отнять у него землю при жизни и небо после смерти»).

Среди тайных убийц, перечисленных в законе Корнеллия Суллы, фигурируют и «тайные нашептыватели».

Наказания различались по степени связанного с ними мучительства и позора и делились: на применяемые к лицам высших сословий и предназначенные непривилегированным. Особую группу составляли тяжкие наказания, применяемые к рабам.

За одно и то же преступление, например намеренное повреждение межи, рабов ссылали на верную смерть в рудники, члены низших сословий приговаривались к каторжным работам, нобили и всадники отделывались штрафом или ссылкой.

В случаях осуждения к смертной казни знатных и солдат казнили мечом, незнатным угрожало сожжение, закапывание живыми в землю, разрывание телегами и пр. Рабы страшно и мучительно умирали на крестах.

Римские юристы хорошо различали умышленное и неосторожное преступление, подстрекательство соучастие и пр.

Неосторожное убийство, как и неосторожный поджог, влекли по общему правилу меньшее наказание, меньшую ответственность по сравнению с теми же действиями, совершенными по злому умыслу.

Пошлинные публиканы чинили в отношении приезжих торговцев произвол, собирая с них дополнительные пошлины, что приводило, в конечном счете, к сокращению торговли и отказу ввозить в Рим необходимые товары[7].

По императорским эдиктам за подобные правонарушения предусматривались наказания: за незаконное взыскание пошлины – двойной штраф исходя из незаконно изъятой суммы, за применение насилия – четвертной штраф (D. 39, 4, 9, 15). 

Уголовный процесс. В Древнем Риме магистрат привлекает к ответственности за любое деяние, которое ему покажется преступным, и по своему усмотрению судит, но, если его приговор постановит смертную казнь или штраф свыше указанной нормы, этот приговор может быть обжалован в народное собрание.

Благодаря этому обстоятельству приговор магистрата мало-помалу теряет свое значение, и собственными органами уголовного суда делаются comitia centuriata, если дело идет о capite anquirere, и tributa, если дело идет об anquisitio pecunia.

Все производство у магистрата приобретает характер предварительного следствия.

Таким образом, и в уголовном процессе как бы устанавливается деление на две стадии, аналогичные jus и jusdicium в процессе гражданском. Но было бы полной ошибкой усматривать здесь аналогию.

Производство перед магистратом в уголовных делах по своему смыслу отнюдь не соответствует производству in jure в процессе гражданском: здесь магистрат ничего не разбирает и ничего не решает, меж тем как в уголовном процессе суд магистрата имеет характер настоящего суда по существу: магистрат проверяет обвинение и выносит такой или иной приговор.

При этом следует отметить: если приговор магистрата будет оправдательный, то дело решено окончательно. Переноса в народное собрание быть не может.

Если же приговор магистрата обвинительный, то дело переносится в народное собрание. Там происходит новое разбирательство, которое ведет магистрат, но в результате этого разбирательства может быть только или принятие приговора магистрата, или его кассирование: среднего приговора народное собрание ни предложить, ни вотировать не может. Мы видим, насколько иначе складывается уголовный процесс по сравнению с гражданским.

При постановке своих решений народное собрание руководствуется также своим свободным усмотрением, своим непосредственным чувством; никаких формальных норм и для него не существует.

Вследствие этого замена суда магистратов судом народных собраний обозначает собою, в сущности, не что иное, как замену произвола магистратов произволом народа, подчинение магистрата гражданству, а вместе, по справедливому замечанию Моммзена, " могущественнейшую манифестацию римской гражданской свободы ".

Уголовный суд народных собраний действует в течение всей первой половины республики, изредка заменяясь для тех или других отдельных случаев, по специальному назначению, особыми чрезвычайными комиссиями – так называемыми quaestiones extraordinariae.

Во второй половине республики, однако, суд народных собраний начинает терять свой престиж (в связи с общим падением их авторитета); все более и более дают себя знать все неудобства процесса перед таким огромным судилищем, легко поддающимся соображениям политики и настроениям минуты.

Равным образом чувствуется и отсутствие законодательных определений преступных деяний и полагающихся за них наказаний.

Под влиянием этих соображений возникает тенденция для различных отдельных видов преступлений создавать постоянные судебные комиссии, причем в инструкциях этим комиссиям точнее определяется как самое понятие данного преступления, так и полагающееся за него наказание.

Так возникают quaestiones perpetuae, к концу республики, почти вовсе отстранившие суд народных собраний.

Первою по времени quaestio perpetua является quaestio de repetundis, комиссия по делам о взятках и вымогательствах должностных лиц, учрежденная законом Кальпурния (149 г. до Р. Х.).

Затем другими специальными законами учреждаются quaestiones de sicariis (о разбое с убийством), de veneficiis (об отравлениях), de peculatu (о похищении казенного имущества). Особенно много их было создано законами Корнеллия Суллы: quaestio de ambitu, de majestate, de falso и др.

Каждая комиссия находится под председательством особого претора – praetores quaesitores – и состоит из известного и притом довольно большого (100-200 и более) количества judices, выбираемых председателем при участии обвиняемого и обвинителя из особого списка (album judicum), составленного на год.

Существеннейшую особенность производства перед quaestiones perpetuae составляет то, что инициатива обвинения принадлежит только отдельным гражданам – частным лицам; это так называемый принцип частной accusatio.

Ни председатель quaestio, ни какой-либо другой магистрат не имели права начинать уголовное преследование ex officio; если не находилось частных лиц, готовых взять на себя роль обвинителя, преступление оставалось безнаказанным.

Равным образом, на обвинителе лежала обязанность собирать доказательства, выискивать свидетелей, вести обвинение на суде и т. д. Прекращение дела обвинителем прекращало и самое производство перед судом.

За недобросовестное обвинение обвинитель (accusator) подлежал известным наказаниям, за успешно проведенный процесс он получал иногда награды.

Уголовный процесс, таким образом, построен в значительной степени по началам гражданского, что имеет массу невыгодных сторон, но что по условиям римской действительности являлось также известной "манифестацией римской гражданской свободы".

Само производство велось устно и свободно, сопровождалось обвинительными и защитительными речами ораторов и заканчивалось голосованием приговора судьями.

Благодаря указанным специальным законам, учреждавшим quaestiones perpetuae, в Риме появляется ряд отдельных уголовных уставов, определяющих отдельные преступления, а во всей совокупности их возникает впервые некоторый, хотя и разрозненный, уголовный кодекс.

Существеннейшие реформы, внесенные империей – республиканской и абсолютной – в область уголовного права и уголовного суда, сводятся главнейшим образом к следующему.

В области уголовного суда quaestiones perpetuae и суд сената мало-помалу оттесняются, а затем и вовсе устраняются уголовной юрисдикцией императорских чиновников – praefectus urbi для Рима, praefectus praetorio для Италии и провинциальных наместников для провинций.

С установлением при Диоклетиане нового административного деления нормальным органом суда первой инстанции, как и в делах гражданских, являются praesides provinciarum, на решения которых может последовать затем апелляция к властям высшим.

Чиновники эти судят по началам инквизиционного разбирательства extra ordinem. Что касается инициативы в преследовании преступлений, то частная accusatio не отменяется, но перестает быть исключительной: рядом с ней допускается и преследование по почину власти, ex officio.

Кроме нормального порядка суда, в эпоху абсолютной монархии развиваются специальные суды для отдельных сословий – сенаторов, придворных, солдат и духовных.


Литература по теме

Иванов А.А. Римское право: основные понятия, законы и иски, персоналии и сентенции: Учебно-справочное пособие. М.: Экономика, 2008.

История государства и права зарубежных стран /Под ред. К.А. Батыра. М., 2010.

Новицкий И.Б., Перетерский И.С., Краснокутский В.А. и др. Римское частное право. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010.

Памятники римского права: В 3 т. М., 1997-1999.

Пухан И., Полинак-Акимовская М.  Римское право: Учебник. М., 2004.

Вопросы для самопроверки

1. Что понималось под уголовным правом в Древнем Риме?

2. Как определялось понятие «преступления» в уголовном праве Римского государства на различных этапах его развития?

3. Какая система наказаний существовала в Древнем Риме?

4. Какую ответственность за правонарушения несли пошлинные публиканы?

5. Каковы особенности уголовного процесса в Древнем Риме?

 

Тема 6. Государственный суд и судопроизводство в Древнем Риме

Государственный суд в Древнем Риме.

Судопроизводство в Римском государстве. Административные средства защита прав граждан.

Тема даёт систематизированные знания об основных исторических формах римского суда, их процессуальных особенностях, способствует формированию у студентов творческого юридического мышления, профессионально важных качеств.

***

Государственный суд в Древнем Риме. Одной из особенностей судебной системы Рима являлось отсутствие на протяжении длительного периода времени органов, которые специально наделенных только судебными полномочиями. Отправляли правосудие органы государственной власти и управления.

Так, если преступление было направлено против государства, то преступник отвечал перед народным собранием или царем. Некоторое время часть преступлений против религии рассматривалось коллегией жрецов,

В случае правонарушений в отношении частных лиц потерпевшие сами защищали свои права. Подтверждением этого являлось закрепленная законом форма защиты нарушенного права в виде непосредственной расправы потерпевшего с виновным.

Если возникали имущественные споры, вытекавшие из сделок между лицами, то государственные органы защищали права граждан лишь тогда, когда для данной категории дел была установленавозможность предъявления иска. Иными словами, несмотря на существовавшие права, судебная защита права не всегда обеспечивалась государством.

Порядок рассмотрения гражданских дел в судах не был единым. Существовали две категории дел: 1)дела, связанные с нарушением интересов государства; 2) дела, связанные с нарушением интересов отдельных лиц.

Обе эти категории дел рассматривались государственными органами.

Наряду с этим в древнейший период в Риме существовал частный порядок рассмотрения споров между лицами. В том случае, если стороны достигали согласия о передаче дела избранному ими лицу, то дело рассматривалось этим лицом - третейским судьей.

Судебный процесс между частными лицами проходил несколько стадий.

Стадии рассмотрения дела. Особенностью установленного в Риме и существовавшего на протяжении республики и принципата гражданского процесса являлось деление его на две стадии производства: ин юре и ин юдицио.

1. In jure - когда магистрат (не судья) рассматривал притязания сторон и назначал судью для последующего рассмотрения дела, т.е. шла подготовка к рассмотрению дела. В начале республики дело рассматривал консул, а затем, с середины IV в. до н.э. - претор

Споры между римлянами и перегринами рассматривал претор перегринов.

2. In juditia - когда судья рассматривал спор по существу и выносил решение. Выслушивался спор, оценивались доказательства, и разрешалось дело. Рассмотрение дел осуществлялось единолично судьей, в качестве которых вначале выступали сенаторы. В конце республики право быть внесенным в список судей (900 чел) было предоставлено всадникам и даже состоятельным гражданам

Кроме единоличного судьи в древнейший период споры между соседями и родственниками рассматривал судья по месту нахождения имущества – арбитр. В период монархии роль арбитра стал выполнять третейский судья.

Существовал коллегиальный суд - суд рекуператоров, рассматривавший отдельные споры между римлянами и перегринами

В Риме функционировали и другие судебные органы, деятельность которых до настоящего времени не выяснена достаточно полно.

Судопроизводство в Римском государстве. В Древнем Риме существовало несколько исторических форм гражданского процесса легисакционный, формулярный, экстраординарный, которые имели определенные черты сходства и отличия.

Легисакционный процесс (legis aktiones) - древнейшая процессуальная форма. Состояла из двух уже указанных мною форм in jure и in judicio.

Процесс пари - самая распространенная форма рассмотрения государственным судом частных дел.

На первой стадии стороны являлись к магистрату. Здесь же должна была быть спорная вещь. Истец накладывал на спорную вещь палку и заявлял, что вещь принадлежит ему. Если ответчик соглашался с ним, то иск считался признанным.

Спорная вещь передавалась истцу, если же ответчик возражал, то в спор вмешивался магистрат. После чего истец спрашивал ответчика, почему он считает вещь своей.

По заявлению ответчика, что вещь принадлежит ему по праву, истец предлагал ответчику внести залог. Это требовалось в доказательство того, что ответчик прав.

После внесения залога ответчиком залог вносил также и истец. Сумма залога зависела от стоимости спорной вещи. Вслед за этим магистрат назначал судью.

Вторая стадия начиналась не ранее, чем через 30 д


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: