В современной юриспруденции

Общее понятие римского права, его система и основные институты.

Значение римского права для современного российского юриста.

 

В данной теме раскрывается юридическая сущность и содержание права в Древнем Риме, показаны его основные институты, взаимосвязь с современным российским гражданским правом. Усвоение данного материала способствует формированию у студентов творческого юридического мышления, правовой культуры, профессионально важных качеств для юристов таможенных органов.

Общее понятие римского права, его система и основные институты. Термином “ римское право ” обозначается система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве Древнего мира – Древнем Риме, и ставшая основой для правовых систем большинства современных европейских государств.

История развития этого государства и всей системы римского права в целом изучается в составе курса история государства и права зарубежных стран.

Предметом изучения “Римского права” являются важнейшие институты публичного и частного права (а в связи с ним также семейного права).

Становление и развитие римского права происходило одновременно с развитием Римского государства. Однако право, как часть надстройки несколько отставало в своем развитии от становления государственности. И это легко заметить, если проследить его историю.

Тысячелетняя история Рима подразделяется на 3 периода:

I - царский - 753 (год образования Рима) - 509 (изгнание из Рима последнего царя ­ Тарквиния Гордого) до н.э./. В этот период начала складываться социальная структура рабовладельческого общества и зачатки госаппарата.

II - республика - 509 - 27 гг. до н.э.. В это время в Риме сложились античное рабство и республиканские государственные учреждения: народные собрания, сенат, магистратура. В 27 г. до н.э. власть перешла в руки Октавиана, принявшего имя Августа (“возвеличенного божеством). С его именем связан переход от республики к империи.

III- империя. (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.). Это последний период в истории Римского рабовладельческого государства.

Он делится на два этапа:

1) принципат (27 г. до н.э. - 284 г. н.э.) - форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть принадлежала принцепсу (первому в списке сенаторов);

2) доминат (284 г.- начало правления императора Диоклетиана - 476 г. - прекращение существования Римской империи) - неограниченная монархия.

В соответствии с развитием государства выделяются и основные периоды в истории римского права.

Первый период - древнейший. Хронологические рамки этого периода - от реформ Сервия Туллия (VI в. до н.э.) до первой Пунической войны (сер. III в. до н.э.). Древнейшее право этого периода (квиритское, цивильное) соответствовало ранней ступени государственности, а поэтому было неразвито, характеризовалось архаичностью, замкнутостью и т.п.

Второй период - классический. Он начался с сер. III в. до н.э. и закончился в конце III в. н.э. (начало правления Диоклетиана). Этот период характеризовался господством преторского права, расцветом римской юриспруденции.

Третий период - постклассический (конец III в. - VI в. н.э.) - был исчерпан творческий потенциал РП. Стирание граней между отдельными ветвями РП позволило осуществить систематизацию права. Полная систематизация РП была проведена в Восточной Римской империи (Византии) в VI веке.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ РИМСКОГО ПРАВА

           Развитие государства

Имперский

Республиканский

Принципат Доминат

Византийский

Царский

753 г. до н.э.

509 г. до н.э.

27. г. до н..э 284 г. н.э.

476 г. – ХII в.

 

I

(до II в. до н.э.)

Древнейший

(господство

квиритского права)

II

(со II в. до н.э.)

Классический

(господство преторского        права)

III

(с конца III в. н.э.)

Постклассический

(систематизация права)

Легисакционный процесс

Формулярный процесс

Экстраординарный процесс

Развитие права и процесса

                 

Римские юристы делили право своей страны на две большие области:

- публичное право (Jus publikum), т.е. право которое относится к положению Римского государства;

- частное право (Jus privatum), т.е. право, которое относится к пользе отдельных лиц.

Таким образом, критерий деления права, как отмечал известный римский юрист Ульпиан, является характер интересов, защищаемых правом: государства или частного лица.

В публичном праве римские юристы разрабатывали:

- правовое положение святынь и жрецов;

- полномочия государственных органов (магистратур) и должностных лиц;

- понятия власти (imperium), гражданства и ряд других институтов государственного и административного права.

При переходе от республики к монархии римские юристы приложили немало усилий для правового оформления режима цезаризма и обоснования претензий императоров на законодательную власть. Так, законную силу императорских распоряжений отстаивал юрист Гай.

Согласно уже упомянутому Ульпиану, акты императора также являются законами. Ему принадлежит такие, например, утверждения:

«... принцепс свободен от соблюдения законов»;

«Что угодно принцепсу, то имеет силу закона».

Важное внимание римские юристы уделяли разработке частного права.  

Предметом его регулирования были:

- правовое положение субъектов в имущественных отношениях;

- брачно-семейные отношения;

- отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещь;

- наследственные отношения;

- вопросы защиты частных прав.

Частное право делилось на три части:

- естественные предписания;

- предписания народов;

- предписания цивильные.

СИСТЕМА

Римского права

 

Римское право

 

 

 

 

 
Естественное право

 

Частное право

 

Публичное

право

 

 
 

Цивильное право

  Преторское  право   Право народов

 

 
                   

 

Названные “части” - это не изолированные и автономные разделы права, а скорее взаимодействующие и взаимовлияющие компоненты и свойства, творчески выделяемые в структуре реально действующего права в целом.

«Цивильное право, - замечал Ульпиан, - не отделяется от естественного права или права народов.... Если мы добавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него, то мы создаем наше собственное право, т.е. цивильное. Таким образом, наше право является или писаным, как у греков: из законов одни написаны, другие ненаписаны».

Требования и свойства естественного права пронизывают не только цивильное право, но и право народов (Jus gentium), которое означало право, общее у всех народов, а также отчасти и право международного отношения.

«Право народов,‑ пишет Ульпиан, - это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех живых существ, а первое - только для людей в их отношениях между собой».

Таким образом, право народов, предстает как часть естественного права. Различие между ними проводится по кругу субъектов, подпадающих под их действие (или все живые существа или только люди).

Естественное право присуще не только человеческому роду, но является общим всем животным, которые рождаются на земле, на море, а также птицам:

- сочетание мужских и женских особей (брак);

- рождение детей и их воспитание.

Отсюда видно, что и животные, даже дикие обладают опытом в этом праве.

В человеческом обществе такие институты, как брак, воспитание детей и т.д., согласно Ульпиану, также находятся в сфере действия присущего людям естественного права, что, разумеется, не исключает наличия также и соответствующих, отвечающих требованиям естественного права и конкретизирующих их норм цивильного права о семье, браке, воспитании и т.д.

Включение римскими юристами естественного права в совокупный объем понятия права вообще со всеми вытекающими отсюда последствиями соответствовало их исходным представлениям о праве как нравственном явлении.

«Изучающему право, - подчеркивает Ульпиан, - надо прежде всего узнать, откуда происходит слово Jus (право); оно получило свое название от Justia (правда, справедливость) ибо, как превосходно определяет Цельс, право есть ars (искусство, практически реализуемые знания и умения), boni (добра) и aegue (равенства и справедливости)».

Понятие aegue (u aegutas) играет существенную роль в правопонимании римских юристов и используется ими, в частности, для противопоставления aeguim jus (равного и справедливого права) jus inegium (праву, не отвечающему требованиям равной справедливости).

Aeguitas, будучи конкретизацией и выражением естественно-правовой справедливости, служила масштабом для корректировки и оценки существующего права, руководящим ориентиром в правотворчестве, максимой толкования и применения права.

Этимологически этот термин означает равное и равномерное, в своем приложении к правовым явлениям в римской юриспруденции приобрела значение справедливости в специальном смысле (jstitia)

«Justitia (правда, справедливость), - отмечает Ульпиан, - есть постоянная и непрерывная воля воздавать каждому свое право».

Из такого общего понимания правовой справедливости Ульпиан выводит следующее более детальное и предписанное право: «жить честно, не чинить вреда другому, каждому представлять то, что ему принадлежит».

В соответствии с этим и юриспруденцию он определял как «познание божественных и человеческих дел, знание справедливого и несправедливого».

В целом, для правопонимания древнеримских юристов характерно постоянное стремление подчеркнуть аксеологические (ценностные) черты права, присущие понятию права качества необходимости и долженствования.

Не всякое сущее, обладающее позитивной санкцией, но лишь надлежащее и должное представляет собой право. Причем о долженствовании речь идет по преимуществу с учетом кардинальной связи и взаимопронизанности справедливости и права.

Момент должного в понятии права, распространяется на все источники права, в т.ч. и на закон (Lex). Отсюда и характерное для многих определение закона, даваемые римскими юристами, подчеркивание ценностно-содержательного, идеально-должного, необходимо-разумного и общезначимого свойства закона.

Так, Папиниан, дает следующее определение закона: «. ..закон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства».

В этом определении закона затрагиваются такие его черты:

- общеимперативность;

- разумность;

- социальность (антикриминальность);

- общегосударственный характер (и в смысле наделенности закона государственной защитой и в смысле обязанности соблюдения закона и его святости для самого государства).

Аналогичные характеристики закона содержаться у Марциана: «Закон есть то, чему все люди должны повиноваться в силу разных оснований, но главным образом потому, что всякий закон есть мысль и дар бога, решение мудрых людей и обуздание преступлений, совершаемых как по воле, так и помимо воли, общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней».

Данные идеи получили свою дальнейшую конкретизацию в детально разрабатывавшихся римскими юристами толкованиях норм права, призванных обеспечить адекватное установление смысла толкуемого источника.

Частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время.

I ветвьквиритское (цивильное) право (Jus Quiritium). Оно формировалось в VI в. - серед. III в. до н.э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами - римскими гражданами).

Юрист Гай трактовал цивильное право как право, установленное (письменно или устно) у того или иного народа.

Эта трактовка дополнилась у Папиниана указанием источников цивильного права - законов, плебесцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, положений ученых-юристов.

Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие римского частного права.

Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитие торгово-денежных отношений. Жизнь потребовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями.

Поэтому в качестве источника “дополнения и исправления цивильного права” появляется преторское право, как вторая ветвь римского частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских. И не случайно Марциан называл его «живым голосом цивильного права».

В области цивильного права римские юристы обстоятельно разрабатывали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности и т.д.

В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь предавали им новое значение (лишали силы и т.п.) осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали следующий шаг.

С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права. Они указывали пути для признания новых отношений, предоставляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его.

Эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основа преторского права - принципы доброй воли, справедливости, гуманности.

Особой тщательностью отличается их освещение имущественных отношений с позиции защиты интересов частного собственника, рабовладельца. «Римляне, - писал К. Маркс, - собственно впервые разработали право частной собственности, абстрактное право, право абстрактной личности. Римское частное право есть частное право в его классическом выражении» [1].

Объектом собственности наряду с животными и другими вещами  являлись также и рабы. «Важнейшее различие в правовом положении лиц, - писал Гай, - то, что все люди – или свободные, или рабы». Такое же деление проводит Ульпиан, добавляя, что оно возникло по праву народов, т.к. «по естественному праву все рождаются свободными».

Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для сделок с участием иностранцев. В силу этого в республиканский период появилась ещё одна система римского частного права – «права народов» (Jus gentium).

Право народов включало в себя как правила межгосударственных отношений, так и нормы имущественных и иных договорных отношений квиритов с неримлянами.

В своей основной части это право народов создавалось посредством эдиктов магистратов [2]. Это право отличалось простотой, отсутствием формальностей и гибкостью. Все это обеспечивало взаимодействие и взаимовлияние норм цивильного права и права народов, превращая последнее в такую ветвь римского права, которая защищала позиции Римского государства и частные интересы римских граждан в их отношениях с перегринами и иностранцами.

Исконное римское частное право и «право народов» длительное время дополняли друг друга. Квиритское право стало постепенно терять свои специфические черты. Происходит постепенное сближение всех трех ветвей права. К середине IV в. они образуют единое римское частное право.

Творчество римских юристов оказало большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Это было обусловлено высокой юридической культурой римской юриспруденции (обстоятельность, аргументированность, анализ, четкость формулировок и т.д.), а также той ролью, которая выпала на долю римского права в дальнейшей истории права.

Значение римского права для современного российского юриста. Изучение римского права во многом вызвано её влиянием на формирование современного цивильного права, континентальной системы права.

Суть её достаточно четко выразил Фридрих Энгельс. По его мнению – это «совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность», она характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство и т.д.).

За тысячелетнюю историю Древнего Рима римское право превратилось в инструмент правового регулирования отношений в обществе с развитой товарно-денежной экономикой.

Это позволило римской юриспруденции накопить опыт регулирования практически всей совокупности хозяйственных отношений, свойственных человеческому сообществу. Уникальный римский правовой опыт позволил ему пережить создавший его народ. Даже в средние века, когда оно вышло из практического употребления, его продолжали изучать в университетах, как «разум, выраженный в текстах» (ratio scripta).

Исторически сложились следующие подсистемы римского права:

1) англосаксонская – возникла и развивалась как элемент западноевропейской цивилизации с особенностям, обусловленными характером влияния на эту систему римского права, ценностей античного мира (преторское право – право прецедента; римские юристы - правовые доктрины, как источник права);

2) романо-германская – сформировалась в результате взаимодействия национальных норм обычного права и римского права;

3) центральноевроейская и восточноевропейская – выделяются с учетом различного характера последствий византийского типа рецепции.

В целом же можно отметить, что рецепция римского права, независимо от ее форм и видов, явилась базой для создания современного частного права в большинстве европейских стран и служит фундаментом создания частного права современной Европы.

Этим обстоятельством в основном и определялся интерес к нему советских юристов. Оно имело в большей степени для них познавательное значение в плане общей культур, а также для усвоения общеюридической терминологии.

В некоторых случаях торговые договоры СССР с капиталистическими странами предусматривали разрешение споров, вытекающих из внешнеторговых сделок, по законам той страны, к которой принадлежали иностранные контрагенты Советского Союза.

Для охраны интересов государства необходимо было хорошо знать и понимать иностранные законы, что предполагало знание римского права.

По-новому оно было востребовано в постсоветской России, когда начал осуществляться переход к рыночным отношениям. Оно стало превращаться в практически ориентированную дисциплину, служащую не только целям воспитания высокой профессиональной культуры юристов, но и потребностями формирования его как специалиста-практика.

Изучение современного гражданского права невозможно без знания основных положений римского права. Ряд терминов и понятий, укоренившихся в юридической теории и практике, как-то – реституция, виндикация, универсальное преемство, наследственная трансмиссия и др., могу быть наилучшим образом усвоены лишь при изучении их в начале юридического образования.

Римское право, отличающееся четкостью определений, вообще хорошей юридической техникой, помогает российскому юристу в приобретении навыков четко ограничивать и формулировать юридические категории.

Овладение юридической техникой необходимо и для законотворческой работы, и для правильного применения закона.

Законы должны излагаться не только понятным всем языком, но, кроме того, так, чтобы редакция закона, его текст, вполне соответствовали тому, что законодатель хотел выразить. Они должны охватывать все те отношения, которые законодатель желал урегулировать, но в тоже время, чтобы редакция закона не давала повода применять его к таким отношениям, на которые не имелось в виду распространять его действие.

Реализация этих требований предполагает владение высокой юридической техникой.

Юристу, применяющему закон, необходимо уметь проанализировать и общую норму закона, и фактический состав конкретного жизненного случая, и, в конечном счете, сделать правильный вывод.

Римское право, отличающееся точностью формулировок, может пригодиться вам как в законотворческой работе, так и в практической деятельности.

Таким образом:

1) Римское право – это право Римского рабовладельческого государства, которое стал основой континентальной системы права западноевропейских стран. Его предметом изучения являются важнейшие институты имущественного права, а в связи с ним, также и семейного права.

2) Римские юристы делили право своей страны на две большие части: публичное право (Jus publicum), относящееся к положению Римского государства и частное право (Jus privatum), относящееся к пользе отдельных лиц. Частное право в свою очередь делось на цивильное (квиритское), преторское право и право народов.

3) В истории римского права выделяют три периода, соответствующие уровню развития Римского государства: древнейший (предклассический), классический и постклассический. Некоторые ученые-правоведы выделяют также византийский или юстиниановский.

4) Римское право оказало существенное влияние на развитие отечественного гражданского права, является его историческим источником и имеет важное значение для будущих юристов таможенных органов, участвующих в гражданско-правовых отношениях.


Литература по теме:

Дождев Д.В. Римское частное право. М., 2008.

Димитров Н.Н. Римское право: Учебное пособие. М.: РИО РТА, 2004.

Димитров Н.Н., Заикина И.В., Козлитин Г.А и др. Практикум по историко-правовым дисциплинам. М.: РИО РТА, 2008.

Иванов А.А. Римское право: основные понятия, законы и иски, персоналии и сентенции: Учебно-справочное пособие. М., 2008.

Касаткин В.А., Салтанова О.Н Краткий словарь историко-правовых терминов. М.: РИО РТА, 2007.

Кудинов О.А. Римское право: Краткий терминологический словарь-справочник. М., 2007.

Новицкий И.Б., Перетрский И.С., Краснокутский В.А. и др. Римское частное право: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010.

Пухан И., Полинак-Акимовская М. Римское право: Базовый учебник. В 2-х т. М., 2004.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается сущность понятия «Римское право»?

2. Какие основные периоды истории римского права можно выделить и в чем заключается их взаимосвязь с историей Римского права?

3. Охарактеризуйте основные элементы системы римского права?

4. В чем заключается различие публичного и частного права в Древнем Риме?

5. Каково историческое значение римского права и в чем заключается его роль в подготовке современных юристов?

 

 


Тема 2. Источники римского права

Понятие и виды источников римского права.

Характеристика основных источников римского права.

 

Тема раскрывает систему источников римского права и их основное содержание в различные периоды истории Древнего Рима, особенности, правовые институты, которые в них рассматриваются, показывает взаимосвязь и преемственность, способствует формированию правовой культуры, творческого юридического мышления, профессионально важных навыков и умений.

***

Понятие источников римского права.  Если римское право с полным основанием занимает видное место в ряду юридических дисциплин.

Первое, с чего должно начинаться его изучение, есть, конечно, его история. Как отмечает известный советский исследователь истории римского права профессор И.А. Покровский, без нее (истории) «римское право его последней стадии, римское право Юстиниановского Свода (так называемое " чистое римское право "), а тем более римское право Новой Европы (так называемое " современное римское право "), было бы абсолютно непонятно»[3].

Римские юристы не оставили нам истории своего права: практический интерес к праву оттеснил у них на задний план интерес исторический.

До нас дошел в одной из частей «Дигест» только отрывок из произведения юриста Помпония ( II в. н.э.) - " Enchyridium " и " Institutiones " («Институции») Гая ( II в. н.э.).

Среди исторических источников  можно выделить две группы:

1) Литературные памятники – произведения древних писателей. Наибольшее значение среди них имеют сочинения Тита Ливия, Дионисия Галикарнасского, Плутарха, Полибия, Тацита и др., посвященные римской истории.

Среди литературных произведений неисторического характера особенно должны быть отмечены сочинения Цицерона, Плиния, сочинения грамматиков (Варрона, Феста, Валерия Проба и др.), землемеров (Фронтин, Гигин и др.) и др.

2) Источники эпиграфические - это разнообразные остатки старины – медные доски с вырезанным на ней текстом закона, колонна с надписью, какие-нибудь случайно сохранившиеся документы (дощечки или папирусы).

Полное собрание всех подобных надписей издается Берлинской Академией наук, начиная с 1863 г., под названием "Corpus Inscriptionum Latinarum".

В конкретно-историческом плане Институции Гая дают такое перечисление отдельных видов источников права: законы (plebiscita), сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов (responsa prudentium).

Систему источников можно представить в следующем виде:

Древнейший период

 

 

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

 

 

 
 





 

Классический период

 

 

 

Постклассический период

 
ПРАВОВЫЕ ОБЫЧАИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЯ СЕНАТА (сенатусконсульты)

 

КОНСТИТУЦИИ

ИМПЕРАТОРА

 

 

 

 

 

 
ЗАКОНЫ НАРОДНЫХ СОБРАНИЙ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИСТОВ

СОЧИНЕНИЯ

РИМСКИХ

ЮРИСТОВ

(Гай, Папиниан, Павел,

Ульпиан, Модестин

 
 

 

 

 

ЭДИКТЫ МАГИСТРАТОВ (преторские эдикты)

 

КОНСТИТУЦИИ ИМПЕРАТОРА (эдикты, мандаты, декреты, рескрипты)

 

КОДЕКСЫ

(Грегориана, Гермонегиана, Феодосия, Юстиниана, Свод гражданских прав)

 
                     

Характеристика основных источников римского права.  Древнейшим источником права является обычай, осуществлявшийся законную норму поведения, когда не было ни определенного закона, ни определенного права.

Терминология для обозначения обычая исторически изменялась. Древнейшие названия - mores maiorum и usus - сменились в начале нашей эры более отчетливым consuetudo.

Помпоний отделяет обычаи от законов и, в особенности, от законов XII таблиц (V в. до н.э.).

Опубликование XII таблиц государственной властью превратили этот сборник обычаев и новых распоряжений в свод законов цивильного права, который стал исходным пунктом дальнейшего развития римского права.

С установлением римского мирового господства в новых условиях правовой жизни обычай стал выполнять новые задачи - именно, функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного, квиритского права.

Такая отмена называлась desuetudo (дезавуация), и в ней обычай осуществлял задачи расчистки места для новых норм и в этом смысле имел большое значение для обновления права. Так, например, этим путем после Пунических войн стали выходить из применения формальные сделки и обряды квиритского права.

Наряду с прежним обычаем появляется новый - судебный, и судебная практика.

В эпоху принципата значение обычая, как живого источника права, с большой силой было разобрано и отмечено Юлианом. Он признавал за ним такую же силу и такое же основание, как и за законом: «У становившийся издревле обычай заслуженно соблюдается, как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами» (D. 1.3. 32.1).

Юлиан намечает и образующие обычаи признаки - давнее применение и молчаливое согласие общества.

В начале домината в практике законодательства было запрещено действие обычаев, которые отменяют законы.

В 319 г. н.э. последовало распоряжение императора: «. ..Авторитет обычая и долговременного применения представляется не малым, однако его не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал разум или закон» (C. 8.52.2.).

При издании этой конституции имелось в виду ограничить местные обычаи (Египта, Сирии, Аравии и других провинций).

Законы. В древнем Риме законом являлось решение комиций - народного собрания того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам).

Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства:

1) Магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор) - вырабатывал письменный проект закона (rogatio legis) и испрашивал закон.

2) Народ, собранный на комиции, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его. Весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа ("как просишь" - uti rogas, или "стою на старом законе" - antique legem).

3) Сенат – ратифицировал или одобрял закон, предложенный магистратом и принятый народом (auctoritas patrum).

Принятые таким образом законы носили название leges rogatae (законосодержащие). В конце республики законы устанавливались по делегации законодателя полководцами в завоеванных провинциях (leges datae).

Формулировка принятых законов состояла из трех частей:

а) надпись (praescriptio), указывавшая имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вызвавшие издание закона;

б) rogatio – содержание самого закона

в) санкция (sanctio) - гарантии соблюдения закона.

Со стороны этих гарантий различались: leges perfectae, minus quam perfectae и leges imperfectae.

Первыми (leges perfecta) считались законы, воспрещавшие какой-либо юридический акт и объявлявшие его ничтожным, вторая категория (minus quam perfectae) боролась с нежелательными актами угрозой невыгодных последствий, не объявляя ничтожными сами эти акты; третья категория (leges imperfectae) законов содержала только воспрещение актов, без угрозы невыгодными последствиями. Республиканскому законодательству было свойственно избегать издания leges perfectae.

К концу I в. н.э. народные собрания перестали проводить законы, хотя их законодательная власть не была упразднена. Последнее упоминание о народных собраниях находится в аграрном законе конца I в. н.э. (D. 47.21.3.1).

Помимо Законов XII таблиц, большое значение для цивильного права имели:

Закон Петелия, отменивший в IV в. до н.э. продажу в рабство и убийство должника, не заплатившего долг;

Закон Аквилия, установивший в III в. до н.э. ответственность за уничтожение и повреждение чужих вещей;

Закон Фальцидия, установивший в I в. до н.э. ограничение завещательных отказов и др.

Эдикты магистратов. Третий, чисто римский источник права, перешедший от республиканского Рима, представляли эдикты магистратов (претора, курульного эдила, правителя провинции).

При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы.

Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита). Они послужили источником образования особой системы преторского (или гонорарного, от honores, почетные должности) права.

В эпоху принципата за преторами сохранялось право издавать эдикты, они ставились наравне с цивильным правом.

Но это не согласовалось с новыми формами государственного устройства. Издание преторами своих эдиктов (ius edicendi) формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью. Подчиненные сенату преторы потеряли всякую инициативу.

Кодификация преторского права. Дальнейшее развитие преторской деятельности формально потеряло свое основание, когда при Андриане, в целях закрепления отдельных постановлений преторского права, юристу Сальвию Юлиану было поручено собрать, пересмотреть и привести в порядок накопившиеся к тому времени материалы постоянного эдикта - edictum perpetuum (125-138 гг. н.э.).

Содержание прежних эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано - была произведена кодификация преторского права. Право вносить изменения и дополнения, оставалось лишь за императором. Последний, с момента редактирования эдикта, заменил viva vox iuris civilis - живой голос цивильного права.

Эдикт состоял из определенного числа титулов небольшого объема с заглавиями (de iudiciis, de rebus creditis и т.д.) и охватывал две части.

В главной части были опубликованы отдельные моменты и пункты исков, clausulae edictales, в дополнительной - приведены типовые формуляры исков.

Между цивильным и преторским правом имело место живое взаимодействие. Некоторые правила ius civile воспроизводились в эдикте, и обратно, достижения преторского права переходили в область ius civile.

Императорские конституции и рескрипты, развивая цивильное право, шли иногда путем заимствований из эдикта. Процесс такого взаимодействия захватывал различные институты права.

В некоторых областях права на почве преторского эдикта сложились целые новые институты. Так, рядом с квиритской собственностью(dominium ex iure Quiritium) возникла, так называемая, бонитарная (in bonis esse - см. п. 193), наряду с цивильным наследником (heres) стал преторский владелец наследства (bonorum possessor).

Постепенно путем практики, очевидно судебной и деловой, а также под воздействием императорских конституций, исправлявших действующий закон, возникло новое единое право.

Сенатусконсульты. В начале принципата постановления сената (редкие при республике) превратились в законодательные акты.

С I до середины III в.в. н.э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой старой формулой, что сенат только полагает, советует и рекомендует (censet, videtur, placet).

В сенатусконсультах нередко давались лишь общие принципиальные положения, а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами.

Сенат не имел законодательной инициативы. Его постановления чаще всего являлись лишь оформлением предложений императора, которые тот в силу своей власти мог вносить в сенат письменно или устно, так называемая oratio principis in senatu habita - речь императора, произнесенная в сенате.

Деятельность юристов. Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода.

Развивавшаяся экономика и усложнение форм оборота предъявляли новые разнообразные запросы, требовавшие точной формулировки прав рабовладельцев.

Юристы, являвшиеся представителями класса рабовладельцев, с успехом разрешали ставившиеся им жизнью задачи: закрепление прав собственника, выработку форм договоров и т.п.

В республиканский период их деятельность имела практический характер и выражалась в редактировании формальных актов (cavere), в руководстве ведением судебных дел (agere), в даче советов ( respondere).

По дошедшим до нас отрывкам сочинений республиканских юристов и ссылкам на них позднейших юристов следует признать, что уже тогда юридическая техника достигла довольно высокого уровня.

Деятельность старых республиканских юристов выражалась, прежде всего, в толковании права.

«… в нашем государстве (правосудие) строится или на основании права, т.е. писаного закона, или действует собственное цивильное право, которое устанавливается без записи, одним толкованием знатоков права», - писал Попмпоний (D. 1.2.2.12. Pomponlus).

Путем толкования развилась большая часть институтов цивильного права. Древнее толкование III-II вв. до н.э. строго держалось словесной формы, в которую облекались законы или сделки.

В соответствии с практическим характером деятельности старых республиканских юристов их литературная деятельность выражалась в комментариях к законам XII таблиц (таков комментарий Элия Пета Ката, II в. до н.э., в трех частях: объяснения текста, толкования юристов и исковые формулы).

Более поздние произведения дают обобщение практики, ряд юридических правил - regulae (Марк Порций Катон - отец и сын, II до н.э.).

Из других республиканских юристов нужно назвать Марка Манилия, Марка Юния Брута и Публия Муция Сцеволу (II в. до н.э.). Выдающимся юристом был также Цицерон (I в. до н.э.).

Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (I-III вв. н.э.), признанный классическим. Именно в эту эпоху право частной собственности, частное право, достигло своего высшего развития. Это и обусловливало широкое развитие деятельности юристов.

В своих кратких и весьма четких решениях отдельных казусов они удовлетворяли новые запросы жизни в соответствии с интересами имущего класса.

Но, наряду с этим, в толковании закона вместо прежнего словесно-грамматического толкования законов и сделок появляется толкование по своему усмотрению (ex voluntate), основанное на отыскании воли закона или сторон.

Классические юристы не отходили без необходимости и от грамматически-словесного толкования. При отсутствии в словах закона или сделки какой-либо двусмысленности недопустимо особо ставить вопрос о воле: «Когда слова не возбуждают никаких разногласий, не следует допускать [постановки] вопроса о воле» (D. 32.25.1).

Отходя от старого, строго цивильного права (strictum ius), новое толкование направилось в сторону искания aequum et bonum - справедливого и доброго.

Это новое толкование опиралось на зачатки тогдашней науки. По мнению И.А. Покровского риторическая теория толкования права к концу республики вошла в систему обучения, достигла зрелости и оказала глубокое влияние на римскую юриспруденцию. Она ставила себе целью научить своих учеников возможно логичному толкованию.

В спорных случаях теория внушала искать настоящую волю законодателя, выявлять те цели, которые преследовал законодатель (ratio legis), в юридических же сделках цели, которые ставили себе договаривающиеся стороны (lex contrac tus).

Юрисконсульты (jus respondendi). В эпоху принципата Август и его преемники, в целях привлечения на свою сторону авторитетного сословия юристов, предоставили некоторым наиболее выдающимся юристам ius publice respondendi - право давать официальные консультации по поручению императора, (D. 1.2.2.48-50; Гай. 1.7) в ответ на запросы, обращавшиеся к императору.

Ответы (Responsa) таких привилегированных юристов имели такую же силу, как и собственные императорские толкования, и были обязательны для судей.

Классические юристы. В период от I до середины III в.в. работали многие выдающиеся юристы, совмещавшие глубину теоретических знаний, практические дарования, педагогически-воспитательное влияние и, наконец, оставивших литературное наследие.

Целую эпоху в этом отношении составил юрист начала принципата М.А. Лабеон, приверженец республиканских идей, новатор в области права (plurima innovare instituit).

Он оказал продолжительное влияние на дальнейшее развитие юриспруденции и считается основателем юридической школы прокулянцев (названной по имени его ближайшего ученика Прокула).

Его политический противник Капитон, имевший меньшее значение, был основателем другой юридической школы - сабиньянской, названной по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина (незнатного происхождения, достигшего только к 50 г. всаднического звания). Сабин был величайшим юристом I в. н.э., комментировавшим цивильное право.

Из школы прокульянцев вышли Ювенций Цельс - отец и сын. Из сабиньянцев во II в. - Сальвий Юлиан, кодифицировавший при Андриане преторское право.

Последним сабиньянцем считается Гай, оставивший учебное руководство - Институции, написанные с большой ясным и понятным языком.

К III в. н.э. относится стоящий вне школ Энимилий Папиниан, острейший среди римских казуистов, блестящий по сжатости стилист, ставший для позднейших поколений "первым из всех" (primus omnium)[4].

Папиниан занимал выдающееся место по совершенству формы и точности приемов подведения отдельных случаев под соответствующие правила и нормы права.

Также крупными юристами III в. н.э. были Павел и Ульпиан.

Упадок юриспруденции. С середины III в. н.э. начинается упадок юриспруденции. Если в эпоху принципата юристы были нужны императору в качестве одного из каналов для проведения и поддержки императорской политики, то при доминате эта их роль оказалась уже законченной.

Императорская власть стала абсолютной, и воля императора оказалась единственным источником права.

В 426 г. был издан закон "о цитировании юристов", признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина и тех юристов, сочинения которых приводится этими авторами.

При различии мнений этих юристов, предписывалось придерживаться мнения, за которое высказалось большинство, а при равенстве голосов отдавалось предпочтение мнению Папиниана.

Юридическая литература. Юридическая литература классической эпохи была чрезвычайно разнообразна и различно освещала проблемы права.

Для начинающих издавались элементарные руководства - институции (institutiones, enchiridia), определения (definitiones), правила (regulae). Практическим целям служили сборники консультаций и казусов - ответы, письма, проблемы и диспутации (responsa, epistolae, quaestiones, disputationes).

Более обширные работы представляли комментарии к эдикту, книги по цивильному праву, комментарии к Кв. Муцию и М. Сабину, где излагалась прежняя система ius civile (libri iuris civilis).

Настоящим сводом стали Дигесты, в которых рассматривалось одновременно и преторское и цивильное право. Сюда же относились комментарии к отдельным законам, сенатусконсультам, монографии по отдельным отраслям права, специальные монографии по законодательству - своду XII таблиц, императорскому законодательству.

Наибольшей популярностью пользовались краткие элементарные руководства ― institutiones ( Институции ).

Обучение юристов в республиканском Риме выражалось в допущении молодых юристов к слушанию даваемых консультаций и к обсуждению с ними отдельных казусов (instruere).

В конце республики стали вести систематическое чтение лекций (instituere). В качестве пособия к этим занятиям и появились institutiones.

Наибольшей популярностью пользовались Институции Гая. В конце классического периода появились Институции Марциана, Каллистрата, Павла и Ульпиана. Но они не могли затмить старых Институций Гая (II в. н.э.), послуживших в дальнейшем образцом институционной системы.

Институционная система излагала право и его применение не разрозненно, а стремится весь материал расчленить, с точки зрения общих правовых категорий, какими, прежде всего, являются лица, вещи и иски.

Институции Гая дополняются еще его сочинением "Res quotidianae" ("Повседневные дела"). В совокупности они дают краткий обзор всего действующего права, привлекая к изложению две системы - цивильного и преторского права, с преобладанием догматического изложения над историческим.

Институции Гая получили широкое распространение у юристов и грамматиков последующей эпохи, а в VI в. н.э. они, правда, в искаженном и переработанном виде, были внесены в кодификацию Юстиниана.

Из обширной литературы юристов-классиков до нас в полном виде дошло очень немного и часто в искаженном виде. Помимо упомянутых выше Институций Гая следует отметить:

1) Так называемые fragmenta Ulpiani (Фрагменты Ульпиана) - рукопись была написана в Галлии в Х в. и найдена в библиотеке Ватикана. В ней содержатся извлечения из сочинения Ульпиана. Написано это сочинение по системе Институций Гая.

2) Sententiarum libri quinque ad filium - Сентенции Павла. Это руководство по гражданскому и уголовному праву и процессу благодаря полноте и относительной краткости было широко распространено и особо отмечено в законе о цитировании.

Императорские конституции. В эпоху принципата издавались конституции в четырех основных формах:

а) эдикты - общие распоряжения, которые содержали указания, обязательные для всех должностных лиц и населения);

б) декреты - решения по судебным делам;

в) рескрипты - ответы на поступавшие к императорам вопросы;

г) мандаты - инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.

Из этих четырех форм в период домината мандаты выходят из употребления; декреты и рескрипты имеют силу только по конкретным делам, в связи с которыми они даны, и, таким образом, основной формой закона является императорский эдикт.

Многочисленность и разбросанность императорских конституций вызвали потребность их объединения.

Начиная с 131 г. проводится систематизация римского права в виде кодификации:

Кодификация

римского права

III в.

Кодекс

Грегориана

 

V в.

Кодекс

Феодосия

 

Кодекс

Гермогениана

VI в.

 

Институции

(533 г. – Трибониани)

Дигесты

(Пандекты – 533 г.)

Кодекс

(529 г. – собр. импер. конст.)

Новеллы

Юстиниана

(535-555 гг.)

 

XII в.

Свод гражданских прав

(полная кодификация Институций, Дигест, Кодекса и Новелл)

                             

Первоначальная кодификация была произведена частными лицами. В конце III в. (295 г.) был выпущен Codex Gregorianus, названный так по имени автора, Грегориана. Он собрал конституции, начиная с Андриана и кончая современными ему.

Первым официальным собранием конституций был Codex Theodosianus, подготовленный восточно-римским императором Феодосием II (402-450 гг.).

Таким образом, римское право имеет мощную источниковую базу, научное обоснование своих основных положений, что и сделало его достоянием мировой правовой мысли.

Литература по теме:

Гай. Институции /Пер. с лат. Ф. Дыдынского //Под ред. В.А. Савельева, Л.Л. Кофанова. М., 1997.

Дигесты Юстиниана. Тома 1-8. / Отв. ред. Кофанов Л.Л. М., 2008.

Иванов А.А. Римское право: основные понятия, законы и иски, персоналии и сентенции: Учебно-справочное пособие. М.: Экономика, 2008.

Новицкий И.Б., Перетерский И.С., Краснокутский В.А. и др. Римское частное право. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы характерные особенности историографии римского права?

2. В чем заключается сущность понятия и содержание источников римского права?

3. Каково содержание и значение для римского права законов и плебисцитов?

4. Что общего и в чем заключаются различия римских законов и сенатусконсультов?

5. Каковы основные виды теоретической и практической деятельности римских юристов?

6. В чем заключалась кодификация Юстиниана?


Тема 3. Рецепция римского права

 

История римского права в Византии и Западной Европе. Понятие рецепции, формы, виды и типы рецепции римского частного права. Влияние римского права на развитие российского законодательства

 

В теме раскрывается сущность и содержание рецепции римского права, её основные типы, виды и формы, его влияние на современное российское законодательство. Усвоение темы способствует формированию у студентов творческого профессионального юридического мышления и общеправовой культуры.

***

История римского права в Византии и Западной Европе. В кодификации Юстиниана римское право получило свое завершение. Работа античного мира была закончена и сведена в компактную форму.

Римское право пережило народ, его создавший и явилось одним из существеннейших элементов в дальнейшем развитии европейского права. В этом смысле можно говорить о второй истории римского права.

После Юстиниана жизнь римского права как бы разделяется на двеветви – восточную и западную.

Восточная византийская ветвь, непосредственно примыкая к прежнему источнику праворазвития, на первых порах обнаруживает значительное оживление, но затем это оживление постепенно замирает, пока, наконец, эта ветвь не засыхает окончательно.

Совершенно иначе складывается судьба западной ветви: на первых порах она кажется заглохнувшей и обреченной на гибель, но проходит некоторое время, она оживает, развивается снова и покрывает весь западный мир.

Первое время после издания Юстиниановского Свода наблюдается значительное оживление в области правоведения. Этому способствовало:

во-первых, подъём, вызванный самими кодификационными работами;

во-вторых, реформирование юридического обучения, произведенное Юстинианом.

Юридическое обучение в период абсолютной монархии продолжало существовать, концентрируясь в различных юридических академиях, из которых наибольшей известностью и покровительством со стороны государства пользовались Константинопольская и Беритская академии.

В связи с новым законодательством и реформированным преподаванием оживляется и юридическая литература, хотя научной работе были поставлены границы.

Издав свой Свод, Юстиниан предписал впредь толковать его, не прибегая к первоисточникам – к сочинениям классических юристов.

Вследствие этого юридическая литература этого времени занимается главным образом изложением и толкованием отдельных частей "Corpus".

Развитие церковных учреждений и церковной юрисдикции вызывает потребность в сборниках, в которых находились бы церковные правила (каноны) и наиболее нужные извлечения из светского права. Так возникают церковно-правовые сборники, так называемые номоканоны.

Юстиниановский Свод продолжал быть основой византийского права, но постепенное изменение условий государственной жизни по истечении нескольких столетий не могло не вызывать у правительства сознания необходимости его приспособления.

Первою попыткой такого приспособления является Эклога, изданная при императоре Льве Исаврийском в 740 году и составленная из всех частей Юстиниановского Свода в извлечениях, а также из вновь изданных уставов – Устава о землевладении, Устава воинского и Устава торгового

Но более полная переработка юстиниановской кодификации была произведена в конце IX и начале X века. Между 870-м и 879 г. императором Василием Македонянином был издан так называемый Прохирон, сокращенное руководство для судей, наподобие Эклоги.

Но в то же время им была начата и более обширная переработка при преемнике Василия – Льве Мудром (886-911). Этот наиболее полный памятник византийского законодательства называется Базиликами; все части Юстиниановского Свода переработаны и слиты в один кодекс, состоящий из 60 книг уже на греческом языке.

Эти законодательные работы вызвали снова некоторое оживление юридической литературы. В течение X и XI веков юриспруденция работает в двух направлениях.

Во-первых, юристы толкуют и комментируют Базилики - Схолии.

Во-вторых, юристы пишут разнообразные сокращенные изложения и руководства эпитафии, эклоги и т.д.

Самым поздним памятником византийского права является так называемое Шестикнижие Арменопула, частная переработка права в 6 книгах, составленная в 1345 г. фессалоникийским судьей Константином Арменопулом.

Подвергаясь всем этим переработкам, римское право на византийской почве все более и более утрачивало те черты, которые делали его правом универсальным. Эта ветвь была о


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: