Постоянное мотивирование служебно-профессиональной деятельности государственных служащих на основе баланса интересов служащих и потребностей организации должно сопровождаться исследованием мотивов и потребностей современного кадрового корпуса государственной службы.
Интересно и то, что государственные служащие федерального уровня в большей степени заинтересованы в стабильности своего положения, их коллеги из органов власти субъектов Российской Федерации большее внимание уделяют реализации своих профессиональных возможностей. Но самая большая заинтересованность в стабильном положении и реализации профессиональных возможностей у представителей судебных органов, тогда как работники законодательной ветви власти выраженнее других отмечают стремление принести пользу обществу и государству.
Среди других мотивов, которые были отмечены респондентами, можно выделить стремление повысить свое материальное благополучие (19,4%; в меньшей степени, на уровне всего 12,1%, это относится к представителям судебной системы) и обеспечение перспективы своего служебного роста (16,3%, а здесь государственные служащие судебных органов, наоборот, выразили наибольшую заинтересованность - 26,5% из числа опрошенных). Примечательно, что только 5,3% опрошенных государственных служащих высказались об отсутствии у них в момент их поступления на государственную службу другого выбора, что говорит о достаточно полной осознанности большинством кандидатов своих решений (характерно, что по этому мотиву женщины почти в 2 раза оказались зависимее мужчин — 6,5% против 3,9% соответственно). Также представляет интерес и то, что в своих самооценках государственные служащие не выделяют мотивов использования служебных связей в личных целях: лишь 10,1% отметили свою ориентацию на желание приобрести необходимые знакомства, полезные в жизни (выделяются позиции представителей законодательной власти — 16,5%).
Указали на престиж как мотив поступления на государственную службу только 13,7% респондентов. Это соответствует шестому месту из девяти предложенных позиций. По-видимому, среди причин такого выбора следует назвать низкую оплату труда, которая является источником удовлетворения основных потребностей и служит, по Херцбергу, поддерживающим фактором. Существующая система оплаты не позволяет материально обеспечить и защитить служащего и, как следствие, заинтересовать и привлечь на государственную службу высококвалифицированные кадры. Другой немаловажной причиной невысокого престижа государственных должностей выступает низкий авторитет государственных органов в обществе. Недоверие к власти объясняется просчетами и «пробуксовками» в проведении различных реформ, которые связываются в сознании граждан с работой чиновников.
Выделение в качестве ведущего мотива гарантии постоянной работы, по теории мотивации Ф. Херцберга, является одним из требований каждой работы. Оно должно быть удовлетворено до того, как работника начинают мотивировать. Иными словами, стабильность положения предшествует формированию у служащего преданности делу, при которой он осознает значимость своей работы и готов принять на себя ответственность за результаты не только своего труда, но и коллег. Это считается одним из значимых качеств профессионального управленца, которым и призван стать государственный служащий.
Между тем лишь около 10% служащих вполне уверены в стабильности своего положения, а 45% из них не считают свое положение устойчивым. Наблюдаемое расхождение между ожиданиями и реальностью имеет для государственной службы негативные последствия, которые выражаются в наличии таких явлений, как коррупция, безынициативность, формализм.
Очевидно, что часть государственных служащих, выбравших мотивом поступления стабильность положения, нуждается в действенной системе мотивации для того, чтобы не просто исполнять свои профессиональные обязанности, но и стать в дальнейшем высококлассным специалистом-управленцем и успешно решать задачи государственной службы. Те, кто руководствуется профессиональной самореализацией и общественными интересами, в меньшей степени нуждаются в подобной мотивации. Однако возникает необходимость в поддержании интереса путем расширения объема функций, полномочий и прав и др.
Как правило, реальное положение государственного служащего значительно отличается от того представления о государственной службе, которое имеют о ней кандидаты на различные должности. В дальнейшем это отражается на степени удовлетворенности государственных служащих своей работой. Данные опроса показывают, что большинство его участников (более 3/4 респондентов) высказывают удовлетворенность своей работой. При этом выявилось следующее распределение по отдельным группам (см. табл. 4; % от числа опрошенных).
В целом, среди всех участников опроса 16,9% оценивают степень своей удовлетворенности работой в органах государственной власти как полную и 60,6% - как частичную, но близкую к полной. Не удовлетворены своей заботой частично 13,2% опрошенных и полностью-3,6%, что яввляется достаточно хорошим показателем и вполне соответствует нормам «естественного отбора» персонала для любой организации. При этом если рассматривать сравнительные показатели степени удовлетворенности в отдельных группах респондентов по среднему индексу, то менее всего удовлетворены государственные служащие - женщины, что можно рассматривать как определенное проявление тендерного фактора в системе государственной службы, и это может стать предметом специального социологического анализа. Представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации немного больше удовлетворены, чем «федералы», а среди государственных служащих различных ветвей власти оптимистичнее настроены работники исполнительных органов
Но рассмотрение причин неудовлетворенности работой в государственном органе как раз выявляет несоответствие первичных ожиданий и ориентации при поступлении на государственную службу и существующей профессиональной реальности. Так, если материальные мотивы поступления на государственную службу не были очень важны для большинства опрошенных, то среди причин неудовлетворенности своей работой они занимают первое место - 48,6% респондентов выделили в качестве такой причины низкую зарплату. То же самое можно отнести и к гражданским ожиданиям - 31,0% опрошенных отметили, что неудовлетворенность работой у них вызывает малая ценность работы государственного служащего в обществе.
Еще ряд причин неудовлетворенности можно отнести к разряду профессиональных ожиданий и их неисполнимости: 20,1% участников опроса считают свой уровень квалификации выше того, который требуется для выполнения их должностных обязанностей, 18,9% не видят ощутимых результатов своей работы, а для 13,9% неудовлетворение вызывает отсутствие перспектив продвижения по службе.
Более подробно эта информация представлена в сводной табл. 5, где отражены позиции различных групп государственных служащих. Из содержащихся в ней сравнительных данных следует, что:
—меньше всего заработной платой удовлетворены среди государственных служащих женщины, работники федеральных органов власти и судебной системы;
— больше всего ценностью своего труда в обществе озабочены представители судебных органов и они же считают свой уровень квалификации выше того, который требуется для выполнения их обязанностей, а также в меньшей степени ощущают результаты своей работы;
— перспективами служебного роста больше других обеспокоены женщины (по сравнению с мужчинами), работники органов власти субъектов Российской Федерации (здесь карьерные возможности ограничены пределами компетенции регионального Уровня власти и местными принципами формирования состава руководящих кадров) и законодатели (это можно объяснить в основном их выборностью и необходимостью доказывать профессиональную пригодность в ограниченные сроки);
— от несоответствия базового высшего образования характеру ьщолняемых обязанностей меньше всего страдают законодатели
то можно расценить как некоторую профессиональную самонадеянность) и работники судебных органов (они обязаны иметь соответствующее их профессии базовое юридическое образование);
— отношения с руководством являются в большей степени причиной недовольства для работников федеральных органов власти, где наблюдается наиболее частая смена высшего руководства и структурная реорганизация;
— содержание работы больше других не удовлетворяет работников судебной системы, что можно объяснить ее внутренней недостаточной институциональной развитостью и накопившимися за многие годы проблемами, связанными с положением судебных органов и независимостью судей, так до конца и не решенных на сегодняшний день.
Следует также отметить, что заработной платой в большей мере не удовлетворены государственные служащие, стаж работы которых в органах государственной власти не превышает 5 лет (они же в большей степени считают уровень своей квалификации выше требуемого по должности), а своим профессионально-социальным статусом — проработавшие свыше 5 лет.
Другие социологические исследования показывают, что до 1/3 служащих причиной неудовлетворенности работой называют отсутствие положительных изменений в их организации в последнее время. Это свидетельствует о том, что «поле» и механизмы реализации мотивационных установок еще в должной мере не разработаны, а лишь продекларированы.
Примечательно, что среди мер повышения эффективности труда государственных служащих было выделено совершенствование нормативно-правовой базы государственной службы. На нее указала почти половина опрошенных служащих. Очевидно, что четкость в разграничении полномочий может послужить действенным стимулом для повышения эффективности труда.
Тем не менее основными стимулами выступают увеличение зарплаты (59%) и усиление социальной и правовой защищенности государственных служащих (44%). Безусловно, оплата труда и социальное обеспечение — основной движущий стимул для служащих в качественном выполнении работы. Кроме того, достойное и дифференцированное материальное обеспечение способно быть стимулом профессионального роста. Повышение квалификации, профессиональное развитие происходят быстрее и полноценнее, когда труд отвечает интересам работника, когда соотношение между вкладом и вознаграждением адекватно.
Усиление внешнего контроля со стороны средств массовой информации, граждан, общественных организаций не воспринимается государственными служащими как действенный стимул для повышения эффективности своего труда. Эти позиции выбрали соответственно 4% и 6% служащих. Это свидетельствует о предпочтительном отношении служащих к государственной службе как закрытой организации, гарантирующей им защищенность и устойчивость социального положения, о стремлении к неподотчетности перед гражданами и институтами гражданского общества. Объяснением может служить отрицательный образ государственного служащего, сложившийся у граждан под влиянием негативных материалов о работе сотрудников органов государственной власти.
Таким образом, для современного государственного служащего характерно переплетение различных мотивов, что является свидетельством влияния на институт государственной службы в целом и на каждого государственного служащего в отдельности целого «веера» социальных, экономических, культурных и других изменений, происходящих в российском социуме.
Выводы
Мотивация как сложное, многоаспектное явление выступает необходимым элементом системы управления персоналом. Создание условий для мотивации работников и ее практическое осуществление позволяют достичь целей организации.
В настоящее время проблема мотивации персонала требует комбинированных подходов, основанных на знании и использовании как традиционных теорий мотивации, так и последних достижений поведенческих наук.
Сочетание экономических и социально-психологических способов воздействия на поведение работников должно быть адекватным их современным потребностям и интересам организации.
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите основные теории мотивации и дайте их краткую характеристику.
2. Покажите на примерах возможности применения содержательных и процессуальных теорий мотивации в государственной службе.
3. Чем объясняется необходимость становления новой системы мотивации государственных служащих?
4. В чем, на ваш взгляд, состоит специфика системы мотивации в государственной службе?
5. Проанализируйте систему мотивации в вашем учреждении. В чем вы видите ее плюсы и минусы?
6. Предложите оптимальное, по вашему мнению, сочетание стимулов для повышения качества работы государственных служащих.