Индивидуально-психологическое свойства личности музыканта: способности, темперамент и характер, эмоции, воля и воображение

 

Под способностями понимаются психологические особенности человека, помогающие ему успешно приобретать требуемые умения, знания, навыки и использовать их в практике. Способности к определённому виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Для того, чтобы способности проявились, их носителю приходится прикладывать много труда. В процессе занятий конкретной деятельностью совершенствуется работа анализаторов. У музыкантов, например. Появляются сенсорные синтезы, которые позволяют им переводить образы музыкально- слуховых представлений в соответствующие двигательные реакции. Способности развиваются только в деятельности и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Специальность, выбираемая музыкантом, должна соответствовать психодинамическим особенностям его темперамента и характера. Главными моментами в выборе музыкантом той или иной специализации могут оказаться совсем не музыкальные способности, а такие чисто психологические показатели, как уровень нейротизма (обозначение внутренней психологической неустойчивости человека), интроверсии и экстраверсии, преобладание правополушарного сознания. Люди с высоким уровнем нейротизма характеризуются как вспыльчивые, нервные, впечатлительные, беспокойные и тревожные. Лица с низким уровнем нейротизма отличаются уравновешенностью, невозмутивностью, высокой самооценкой. Экстраверты отличаются общительностью, обращенностью во внешний мир, лёгкой приспосабливаемостью к социальной среде. Но они могут быть излишне импульсивны. Поверхностны в чувствах и склонны совершать необдуманные поступки. Интроверты характеризуются обращенностью в свой внутренний мир, замкнутостью, склонностью к уединению. Они мало общительны, но обладают настойчивостью, глубиной чувств и размышлений.

ПРИЗНАКИ ВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Личностный и профессиональный рост всегда связан с волевой деятельностью. Поэтому если человек хочет состояться как профессионал в каком-либо деле, он должен обязательно позаботиться о развитии у себя таких качеств характера, которые ведут человека к победе в жизненной борьбе. Проявление волевых действий видно из таких характеристик деятельности, как настойчивость, целеустремленность, упорство, смелость и решительность, самостоятельность и инициатива, самообладание и выдержка. Волевая деятельность заключается в том, что человек может осуществить власть над собой, затормозить непроизвольные импульсы и усилить те, которые представляются ему желательными.

    Одним из важнейших аспектов волевого действия является свобода осуществления действия – человек может поступить так или иначе в зависимости о того, какое решение он примет. Эта свобода связана с принятием ответственности за свои действия перед собой и перед другими людьми. Волевое действие надо отличать от побуждения к деятельности, которое вызывается физиологической потребностью. Когда голодный человек стремиться всеми правдами и неправдами к еде и преодолевает на пути к этой цели разнообразные препятствия, то это стремление ещё не будет волевым. Но волевым такое поведение станет, если голодный человек не позволит себе украсть что-либо из еды, ибо это будет противоречить его понятиям о нравственных принципах.

ВОЛЯ И ВООБРАЖЕНИЕ

    Психологи говорят о волевом действии тогда, когда такое действие протекает одновременно в двух плоскостях, в двух смыслах. Один смысл при этом задается реальным побуждением, другой – воображением. И если человек волевой, то воображаемый мотив или смысл оказывается сильнее. Воображаемый смысл связан с социальными потребностями человека, его представлениями о себе как об общественном существе, уважающим и поддерживающим социальные нормы жизни. Когда молодой музыкант стоит перед дилеммой – сходить ли ему с приятелем в кино или позаниматься на музыкальном инструменте или помочь родителям в работе по дому, то он свободен выбрать либо приятное для себя в данный момент, либо полезное для себя и своей семьи. За делами второго рода будут стоять широкие социальные связи – мастерство в будущей профессии либо похвала родителей. Вообразив реакцию родителей либо оценку своих действий со стороны педагога, молодой музыкант, обладающий волей, выберет второй вид действий, то, скорее всего, его поступки будут связаны с поиском развлечений.

   Таким образом, механизмом усиления воли является не простое побуждение, но воображение, помогающее человеку выполнять свои действия, продиктованные более высокой целью.

В работах отечественных психологов А.Н.Леонтьева, Л.И.Божович указывается, что личность начинается тогда, когда ребенок приобретает умение контролировать свое поведение под влиянием образов воображения.

Как мы уже установили ранее, самосознание человека возникает тогда, когда он обретает возможность посмотреть на себя со стороны, глазами других людей. Такое действие становится возможным при развитии способности к воображению, умении прогнозировать и представлять последствия своих действий как для себя, так и для других людей. Высшие достижения воли оказываются связанными как раз ответственностью перед другими людьми, ибо, как говорил А.де Сент-Экзюпери, «быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе».

   Понимание смысла своих действий для себя и для других людей зависит от уровня развития мышления человека, его внимания, точности восприятия, памяти и, как мы уже говорили, воображения. Поэтому чем более высокого уровня развития личности достигает человек, тем больше и сильнее будут проявляться волевые качества в его характере. На высоких ступенях личностного развития человек подключается к духовному опыту всего человечества, содержание которого отражено как в религиозных учениях, так и в мировом фонде культуры. Мировоззрение личности, её мораль, обусловленные количеством и качеством переработанного социального опыта, становятся решающим в волевых действиях. Эти нравственные нормы отражены в золотом правиле нравственности – «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы эти другие поступали по отношению к тебе», и в обратной формулировке –«Не делай другим ничего такого, чего бы ты не хотел, что бы они сделали по отношению к тебе самому».

В развитой личности интересы высшего порядка, связанные с духовными запросами, подчиняют себе потребности и интересы более низкого порядка. Желание быть включенным в активную социальную жизнь, своими усилиями приносить пользу другим людям заставляет человека преодолевать свою лень и безволие и идти в направлении духовного роста и развития своих способностей.     


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: