На Дунае русские осадили крепость Симитрию, однако Австрия, поддерживаемая Пруссией, потребовала вывода российских войск. Осознав полную изоляцию, Россия подчинилась ультиматуму.
Главные события Крымской войны разворачивались в борьбе против Англии и Франции. Англо-французский флот подверг бомбардировке приморские города и крепости России на Балтике, Белом море и в Тихом океане. Главный удар был нанесен в Крыму. Это осада Севастополя с моря и с суши. Одиннадцать месяцев продолжалась героическая оборона Севастополя. Ее возглавляли адмиралы Корнилов, Нахимов, Истомин погибшие один за другим. Строительством укрепления и личным мужеством прославился инженер Тотлебен. Первой сестрой милосердия в русской армии стала Дарья Севастопольская. Героическая длительная оборона на Севастополя сорвала стратегические планы союзников. В августе 1855 г. ценой огромных потерь союзники захватили Малахов курган. Падение Севастополя предрешило исход войны.
Итоги войны. Причины поражения России. Итоги войны подвел Парижский мир в марте 1856 г. Его условия были тяжелы для России - она лишилась Южной Бессарабии, потеряла право иметь крепости и военный флот на Черном море.
Поражение России объяснялось экономической и военно-технической отсталостью страны. Ощущалась постоянная нехватка боеприпасов. Из-за неразвитой железнодорожной сети опаздывала доставка войск и т. п. Парусники России уступали паровому флоту англичан и французов.
Снабжение армии было отвратительным из-за неорганизованности, воровства, казнокрадства и т. д. Русская рекрутская армия не могла конкурировать с армиями, комплектуемыми на основе всеобщей воинской обязанности. Война показала, что народ, солдаты готовы жертвовать собой ради Отечества, но порядки в самом Отечестве прогнили насквозь.
Итог царствования Николая I, который неожиданно скончался в 1855 г. плачевен - страна остро нуждалась в целом комплексе мер для преодоления отставания от развитых стран Западной Европы.
Общественное движение 30 - 40-х гг. Х!Х в.
После подавления восстания декабристов в стране усиливается реакция. В борьбе против новых идей правительство использовало не только репрессии, но и оружие идеологического характера. Так родилась «теория официальной народности» (православие, самодержавие, народность). Это означало, что самодержавие - единственная творческая сила в историческом процессе развития России; народность - единение царя и народа без разногласий между ними; православие - вековая основа общества, которая помогает держать народ в покорности.
Теорию официальной народности представляли в печати сразу несколько изданий: «Северная пчела» и «Сын отечества» Ф.В. Булгарина и Н.И. Греча.
Наряду с государственной идеологией, появлялись и иные направления мысли. Благоприятную среду для интеллектуальной деятельности представляли салоны и кружки, ставшие особым явлением в культурной жизни России. Особенно много таких кружков возникает при Московском университете: кружок Н.П. Сунгурова, братьев Критских, В.Г. Белинского, Н.В. Станкевича.
В состав этих кружков входили будущие известные писатели, литераторы и общественные деятели (К.С. Аксаков, братья Киреевские). При всем разнообразии обсуждавшихся на собраниях этих кружков вопросов, все они так или иначе касались споров о политическом устройстве, вернее о необходимости его изменения. Кроме того, участники кружков обсуждали вопросы современной литературы, истории, философии (кружок Белинского назывался «Литературное общество 11-го нумера»). Естественно, что такие кружки вели фактически конспиративную деятельность и не имели возможности открыто публиковаться.
Западники и славянофилы. К 1840-м гг. формируется два основных направления развития либеральной мысли. Точка зрения славянофилов, к которым принадлежали братья Киреевские, Ю.Ф. Самарин, братья Аксаковы, А.С. Хомяков, заключалась в понимании особого пути развития России. Однако было бы упрощением считать, что славянофилы отрицали западный опыт. Они просто настаивали на том, что Россия обладает рядом особенностей, которые не позволяют ей слепо следовать образцам западного развития. К таким особенностям они причисляли особую роль православия и крестьянской общины. Эти два понятия, по их мнению, являлись основополагающими составляющими русского общества, которые составляют все ее своеобразие, отличают Россию от всего западного мира. Другую точку зрения представляли западники(Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин и др.). Они полагали, что Россия постепенно проходит те же этапы развития, что и Запад, т. е. Россия, по их мнению, являлась неотъемлемой частью западного мира. Поэтому основными задачами русского правительства на этом этапе развития является отмена крепостного права и введение парламентской системы (славянофилы также выступали за отмену крепостного права). К западникам причисляют такжеП.Я. Чаадаева.В опубликованных в1836г. в журнале«Телескоп» «Философических письмах»,он скептически оценивал цивилизационный путь развития России, что было предопределено принятием православия, а не католицизма. За публикацию этого произведения журнал был закрыт, а его издатель отправлен в ссылку.