Методические рекомендации

«Об особенностях реализации адаптированных образовательных программ начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

Составитель: Н.Н. Яковлева,

зав. кафедрой специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО

Методические рекомендации разработаны в соответствии
с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), а также Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226), в целях оказания методической помощи при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 определяются понятия электронное обучение
и дистанционные образовательные технологии. 

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

К основным ДОТ относятся:

Кейсовая технология - технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях и компакт-дисках) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения. 

Телевизионная технология – технология обучения с использованием телевизионных средств. 

Интернет-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами и для обучения. 

Локально-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами и для обучения.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, может быть реализовано различными формами:

- очные занятия с применением дистанционных технологий (использование электронного контента для организации образовательного процесса и контрольных мероприятий);

- индивидуальные дистанционные занятия (в том числе, онлайн уроки), групповые дистанционные занятия (включая, проектную работу, вебинары);

- занятия с дистанционным включением обучающегося с ОВЗ в деятельность класса (с применением технологий телевещания и интернет-вещания);

- самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением (на основе размещенного на специализированных ресурсах электронного образовательного контента и средств связи: телефонный номер, электронную почту, номер ICQ, номер SKYPE или другой, на основе которого может осуществляться удаленное взаимодействие).

Образовательный процесс может осуществляться в режиме онлайн (вебинары, обсуждения и пр.) и режиме офлайн (общение через электронную почту, форумы, блоги и пр.).

Организация, осуществляющая образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, выполняет следующее:

- разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ, положение)
об организации дистанционного обучения, в котором определяет, в том числе порядок оказания учебно-методической помощи не только обучающимся, но и их родителям (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам;

- формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут;

- информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – дистанционное обучение); в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций;

- обеспечивает ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.

При обучении обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо соблюдать следующие условия.

В первую очередь регламентируется время работы на компьютере. Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером: Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

    Остальное рабочее время обучающиеся используют на работу с различными источниками информации в зависимости от целей и задач курса.

Занятия с учащимися онлайн могут проводится как индивидуально, так и в малых группах для решения задач формирования коммуникативных навыков и социальной адаптации учащихся.

Второе на что следует обратить внимание, что при обучении с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо помнить о роли специальных образовательных условий, которые включают в себя: образовательную среду, психолого-педагогическое сопровождение, коррекционную направленность обучения.

Такой подход обусловлен некоторыми общими закономерностями для всех типов аномального развития (Лубовский В.И., 1989; Н.М. Назарова, 2008):

− снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

− трудность словесного опосредствования;

− замедление процесса формирования понятий;

− нередко явление ретардации (незавершенность формирования психических функций данного периода).

Кроме того, наблюдаются закономерности, характерные для каждого конкретного нарушения. Поэтому при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья такая огромная роль отводится коррекционной направленности обучения.

В соответствии с техническими возможностями образовательная организация может организовывать проведение учебных и коррекционных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов, возможно, использование разнообразных моделей.

«Сетевое обучение» представляет собой автономный курс или курс дистанционного обучения по предмету (предметам), программное обеспечение таких курсов размещено в сети Интернет. Эта форма очень удобна, так как в ней содержатся все курсы дистанционного обучения, предусмотренные учебным планом, есть обратная связь, все работы обучающихся сохраняются, предусмотрена система оценки текущего и иного контроля.

 «Интегрированное/комбинированное обучение» сочетает дистанционную и очную формы обучения, т.е. при очном занятии с обучающими преподаватель использует учебные материалы, созданные на базе интернет-технологий и/или кейс-технологий. В первом случае используются размешенные в сети учебные материалы. Во втором случае в образовательном процессе используются уже изданных учебники или учебные пособия, размещенные в сети.

«Распределенный класс» строится на организации образовательного процесса в режиме реального времени или отсроченного доступа на базе видеоконференций, интерактивного телевидения или специально созданной программы в форуме.

Обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий рекомендуется проводить сначала индивидуально, чтобы индивидуализировать содержание, методы и, что очень важно, темп деятельности ребенка, обеспечить активизацию познавательного и речевого развития ребенка, подготовить его к работе в группе. Впоследствии в групповых формах работы, с их четкой организационной структурой, должно обеспечиваться возможность взаимодействия детей между собой, коллективный поиск решения проблемы, создаваться комфортные условия для развития коммуникативной функции речи и познавательной сферы учащихся.

Руководящим, педагогическим работникам, специалистам (учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам) образовательной организации при реализации адаптированных образовательных программ начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий рекомендуется следующее.

1. Спланировать свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания, с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей обучающихся.

2. Внести корректировку в рабочие программы, при необходимости,
в учебные планы, в которых обозначается форма обучения, технические средства обучения, способы взаимодействия.

3. Провести мониторинг средств для обучения в дистанционной форме (планшет, компьютер, телефон, др.) в семье обучающегося. Убедиться, что связь работает и есть возможность для онлайн-занятий, в противном случае, определяются другие возможности для дистанционного обучения, например, кейсовые технологии.

4. Составить расписание занятий с учетом применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

5. Подготовить дидактические и иные материалы, которые можно использовать удалено. Материалы для проведения занятий по учебным предметам, коррекционным курсам могут быть размещены на сайтах образовательных учреждений во вкладках тех педагогов, специалистов, которые реализуют дистанционное обучение. Для реализации мобильности при размещении материалов для обучения, возможно, создание групп в сети-интернет, использование мобильных приложений и др. форм взаимодействия.

6. Осуществить мониторинг: образовательных программ
по телевидению, выбрать те, которые могут быть использованы при организации обучения детей с ОВЗ, подготовить задания, вопросы, другие формы, обеспечивающие осознанное восприятие материала; игр и игровых приложений, которые могут способствовать развитию интеллектуальной сферы, коррекции нарушений в развитии, вплоть до самых элементарных с учетом особых интеллектуальных возможностей обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Информацию об имеющихся образовательных ресурсах необходимо довести до сведения родителей любым удобным для взаимодействия образом. Кроме того, рекомендуется проведение консультации о том, как этими ресурсами воспользоваться, и какое время работы с электронными образовательными ресурсами допустимо, исходя из требований, перечисленных выше.

7. Сформировать банк заданий для самостоятельной работы школьников, с учетом психофизических особенностей обучающихся.

8. Организовать с родителями обучающихся оперативную связь.

Для проведения коррекционно-развивающих занятий специалистами школ, логопедических пунктов можно использовать вышеперечисленные рекомендации.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: