ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Практика по получению первичных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности |
(тип практики) 44.03.01 Педагогическое образование |
(код и наименование направления подготовки / специальности) Физическая культура |
(наименование профиля / специализации) бакалавриат |
(уровень высшего образования) заочная, 2016 |
(форма обучения, год набора) |
Севастополь
2017 г.
Программа учебной практики (тип: практика по получению первичных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 04.12.2015 г. № 1426.
Программа учебной практики (тип: практика по получению первичных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Физвоспитание и спорт»
«_____» __________ 2017 г., протокол № ____.
Руководитель образовательной программы _____________ Н. В. Котова
Программа составлена: | ||
доцент кафедры «Физвоспитание и спорт», кандидат педагогических наук | _____________ | Н. В. Котова |
Цель практики
Целью практики является формирование у обучающихся первичных умений и навыков педагогической деятельности, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
Задачи практики
Задачами учебной практики выступают:
- формирование у обучающихся осознанного понимания социальной значимости своей будущей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- подготовить обучающихся к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса, к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся;
- выработка у студентов творческого и исследовательского подхода в решении педагогических задач, приобретение навыков критического анализа результатов своего труда и самостоятельного принятия педагогических решений.
- формирование готовности к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса;
- формирование умения использовать современные методы и технологии обучения и диагностики;
- получить практические навыки взаимодействия с участниками образовательного процесса;
- выработка практических навыков использования систематизированных теоретических и практических знаний для постановки и решения исследовательских задач в области образования;
- формирование умения руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.
Место практики в структуре ООП
Учебная практика (тип: практика по получению первичных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) (далее – практика) реализуется в вариативной части ООП.
Прохождение учебной практики базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного материала ряда учебных дисциплин: «Общая педагогика», «Общая психология», «Педагогическая психология», «Педагогика и психология физической культуры и спорта»; «Методология и методика педагогического исследования», «Теория и методика физической культуры» полученные в процессе обучения на 1, 2 и 3 курсах, получить навыки практического их применения.
Тип практики, способ и форма ее проведения
Тип учебной практики – практика по получению первичных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
Учебная практика проводится дискретно по периодам проведения практики – путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практики с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.
Способы проведения практики: стационарная.
Учебная практика проводится на базе профильных организаций.
Учебная практика предполагает деятельность в учреждениях образования, органах управления физической культурой и спортом, организациях сферы физической культуры и спорта.
Контактная работа по практике включает в себя установочную и заключительную конференции, промежуточную аттестацию по практике.
Планируемые результаты обучения при прохождении практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Учебная практика направлена на формирование у обучающихся следующих компетенций:
ОПК-1 - готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
ОПК-3 - готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса;
ОПК-6 - готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся;
ПК-2 - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики;
ПК-6 - готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса;
ПК-11 - готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования;
ПК-12 - способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.
Этап I (семестр 5)
Формируемые в результате освоения ООП компетенции | Планируемые результаты обучения при прохождении практики |
ОПК-1 - готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности | Знает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности |
ОПК-3 - готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса | Знаетосновы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса |
ОПК-6 - готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся | Знаеттребования к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся Умеетобеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся Имеет практический опытобеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся |
ПК-6 - готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса | Знаетосновы организации взаимодействия с участниками образовательного процесса |
ПК-2 - способен использовать современные методы и технологии обучения и диагностики | Знает современные методы и технологии обучения и диагностики |
Этап II (семестр 6)
Формируемые в результате освоения ООП компетенции | Планируемые результаты обучения при прохождении практики |
ОПК-1 - готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности | Умеет сознавать социальную значимость своей будущей профессии Имеет практический опытформирования мотивации к осуществлению профессиональной деятельности |
ОПК-3 - готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса | Имеет практический опытпсихолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса |
ПК-6 - готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса | Умеетвзаимодействовать с участниками образовательного процесса Имеет первичный практический опытвзаимодействия с участниками образовательного процесса |
ПК-2 - способен использовать современные методы и технологии обучения и диагностики | Знает современные методы и технологии обучения и диагностики Умеетиспользовать современные методы и технологии обучения и диагностики |
Этап III (семестр 7)
Формируемые в результате освоения ООП компетенции | Планируемые результаты обучения при прохождении практики |
ОПК-1 - готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности | Умеет сознавать социальную значимость своей будущей профессии Имеет практический опытформирования мотивации к осуществлению профессиональной деятельности |
ОПК-3 - готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса | Имеет практический опытпсихолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса |
ПК-6 - готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса | Умеетвзаимодействовать с участниками образовательного процесса Имеет первичный практический опытвзаимодействия с участниками образовательного процесса |
ПК-11 - готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования | Знает теоретические и практические способы постановки и решения исследовательских задач в области образования |
ПК-12 - способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся | Знаетосновные методы руководства учебно-исследовательской деятельностью обучающихся |
Этап IV (семестр 8)
Формируемые в результате освоения ООП компетенции | Планируемые результаты обучения при прохождении практики |
ОПК-1 - готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности | Умеет сознавать социальную значимость своей будущей профессии Имеет практический опытформирования мотивации к осуществлению профессиональной деятельности |
ОПК-3 - готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса | Имеет практический опытпсихолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса |
ПК-6 - готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса | Умеетвзаимодействовать с участниками образовательного процесса Имеет практический опытвзаимодействия с участниками образовательного процесса |
ПК-11 - готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования | Умеетиспользовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования |
ПК-12 - способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся | Имеет практический опытруководства основам учебно-исследовательской деятельности обучающихся |
Структура и содержание практики
Структура практики
Общая трудоемкость практики составляет 15 зачетных единиц, 10 недель (540 часов). Проводится в четыре этапа – в 5 (6 зачетных единиц) в 6 (3 зачетные единицы), в 7 (3 зачетные единицы) и в 8 (3 зачетные единицы) семестрах.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |
Семестр 5 (216 часов) | ||||
1. | Подготовительный этап | Участие в установочной конференции по практике, прохождение вводного инструктажа (2) | Дневник практики | |
2. | Основной этап | Знакомство с организацией работы, составом и структурой профильной организации (4). Изучение специфики деятельности профильной организации (4). Работа в качестве помощника специалиста профильной организации (10): - изучение методов оказания первой медицинской помощи; - обучение страховке и оказанию помощи при выполнении физических упражнений. - осуществление медико-биологического и психолого-педагогического контроля состояния организма занимающихся; - изучение структуры плана-конспекта занятия; - оформление протокола пульсометрии, построение пульсограммы; - выполнение хронометрирования упражнения, части занятия, всего занятия; - оформление протокола хронометрирования, расчет общей и моторной плотности, построение диаграмм; - подготовка конспекта занятия; - проведение части занятия в качестве ассистента части занятия; - выполнение технической работы по оформлению документации организации. - сбор и обработка информации, доступной в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по заданной теме; - оформление отчета по практике, и другой рабочей документации. Выполнение заданий руководителя практики (18). | Дневник практики Отчет о практике | |
3. | Итоговый этап | Подготовка отчетности по практике (4) | Отчет о практике | |
Семестр 6 (108 часов) | ||||
1. | Подготовительный этап | Участие в установочной конференции по практике, прохождение вводного инструктажа (2) | Дневник практики | |
2. | Основной этап | Работа в качестве помощника специалиста профильной организации (10): - участие в качестве технического специалиста в подготовке документации по основной деятельности организации; - изучение структуры учебно-тренировочного процесса; -подготовка конспекта занятия; - участие в качестве ассистента в подготовке и проведению занятия по физической культуре; - самостоятельное проведение части учебно-тренировочного занятия; - выполнение административных поручений; - оформление отчета по практике, и другой рабочей документации. Выполнение заданий руководителя практики (8). | Дневник практики Отчет о практике | |
3. | Итоговый этап | Подготовка отчетности по практике (2) | Отчет о практике | |
Семестр 7 (108 часов) | ||||
1. | Подготовительный этап | Участие в установочной конференции по практике, прохождение вводного инструктажа (2) | Дневник практики | |
2. | Основной этап | Работа в качестве помощника ответственного за НИР профильной организации (8) - ознакомление с первичными навыками научно-исследовательской деятельности (изучение тематики НИР профильной организации, лабораторным инструментарием); - изучение основной проблематики научных исследований, организационной структуры НИР в области физической культуры, спорта и образования; - ознакомление с методами, используемыми на теоретическом и эмпирическом уровне исследования для постановки исследовательских задач в области физической культуры, спорта и образования; - ознакомление с методиками и инструментарием ведения научно-исследовательской работы в области физической культуры, спорта и образования; - осуществление медико-биологического и психолого-педагогического контроля состояния организма занимающихся - подбор методов научного исследования в области физической культуры, спорта и образования в соответствии с собственной темой ВКР. | проверка и оценка качества выполненных заданий и степень его освоения | |
3. | Итоговый этап | Подготовка отчетности по практике (2) | Отчет о практике | |
Семестр 8 (108 часов) | ||||
1. | Подготовительный этап | Участие в установочной конференции по практике, прохождение вводного инструктажа (2) | Дневник практики | |
2. | Основной этап | Работа в качестве помощника ответственного за НИР в профильной организации (8): - изучение основной проблематики научных исследований в области физической культуры, спорта и образования; - изучение тематики НИР профильной организации; - изучение учебно-исследовательской деятельности обучающихся (участие в качестве ассистента на семинарских занятиях по НИР); - выбор направления научного исследования; - изучение критериев актуальности научно-исследовательских работ; - подбор методов, используемых на теоретическом и эмпирическом уровне исследования; - использование систематизированных теоретических и практических знаний для постановки и решения исследовательских задач в области образования | Дневник практики | |
3. | Итоговый этап | Подготовка отчетности по практике (2) | Отчет о практике |
Содержание практики
Подготовительный этап заключается в участии обучающихся в установочной конференции по практике, в ходе которой руководитель практики:
- знакомит обучающихся с программой прохождения практики, целями и задачами практики, условиями ее прохождения и предъявляемыми требованиями к отчетности по итогам практики;
- проводит инструктаж по охране труда, технике безопасности, по пожарной безопасности, инструктаж по правилам внутреннего распорядка;
- знакомит обучающихся с рабочим графиком практики;
- определяет индивидуальные задания обучающихся.
Основной этап:
5 семестр: знакомство с организацией работы, составом и структурой профильной организации; изучение специфики деятельности профильной организации; работа в качестве помощника специалиста профильной организации (изучение учебно-методической документации организации; изучение структуры плана-конспекта занятия; подготовка конспекта занятия; осуществление медико-биологического и психолого-педагогического контроля состояния организма занимающихся; проведение части занятия в качестве ассистента; выполнение технической работы по оформлению документации организации); выполнение заданий руководителя практики.
6 семестр: работа в качестве помощника специалиста профильной организации (выполнение заданий по обеспечению учебного процесса профильной организации; участие в качестве технического специалиста в подготовке документации по основной деятельности организации, выполнение административных поручений); выполнение заданий руководителя практики.
7 семестр: работа в качестве ответственного за НИР в профильной организации (выполнение заданий по взаимодействию с участниками образовательного процесса; психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса; осуществление медико-биологического и психолого-педагогического контроля состояния организма занимающихся; постановка исследовательских задач в области образования); выполнение заданий руководителя практики.
8 семестр: работа в качестве ответственного за НИР в профильной организации (выполнение заданий по взаимодействию с участниками образовательного процесса; психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса; осуществление медико-биологического и психолого-педагогического контроля состояния организма занимающихся; руководство учебно-исследовательской деятельностью обучающихся; изучение проблематики научных исследований в области физической культуры, спорта и образования; изучение тематики НИР профильной организации; изучение учебно-исследовательской деятельности обучающихся (участие в качестве ассистента на семинарских занятиях по НИР); выбор направления научного исследования; изучение критериев актуальности научно-исследовательских работ; подбор методов, используемых на теоретическом и эмпирическом уровне исследования; использование систематизированных теоретических и практических знаний для постановки и решения исследовательских задач в области образования; выполнение заданий руководителя практики.
Итоговый этап: систематизация и оформление подготовленных в ходе практики материалов; подготовка отчета о практике; участие в итоговой конференции по практике.
Ежедневный регламент работы обучающегося во время прохождения практики включает в себя не менее 2-х часов работы в организации, а также время, необходимое для сбора и обработки материалов, занятий в библиотеке, консультаций на кафедре и т.д.
В ходе практики обучающемуся необходимо:
- своевременно прибыть в организацию, на базе которой проводится практика;
- выполнить индивидуальное задание, предусмотренное в дневнике практики;
- соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка;
- соблюдать требования охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии;
- вести дневник практики, в котором в соответствии с индивидуальным заданием прохождения практики необходимо фиксировать рабочие задания и основные результаты выполненных работ;
- в случае возникновения каких-либо препятствий или осложнений для нормального прохождения практики своевременно оповестить об этом руководителя практики или заведующего кафедрой;
- получить отзыв (характеристику) от руководителя практики от профильной организации;
- собрать информацию, провести ее анализ и представить в отчете.
7. Формы отчетности по практике
Результаты прохождения практики оцениваются посредством проведения промежуточной аттестации – защиты отчета о прохождении практики.
Документом, подтверждающим прохождение практики обучающимся, является заполненный дневник практики, заверенный подписью руководителя практики от профильной организации и печатью.
Дневник практики содержит: отметки о проведении инструктажа; рабочий график (план) проведения практики; индивидуальное задание; рабочие записи во время практики; отзыв (характеристику); сведения об уровне освоения обучающимся компетенций.
Дневник практики обучающийся сдает руководителю практики от Университета.
Документом о результатах прохождения практики обучающимся является отчет, содержащий результаты выполнения индивидуального задания. Для оформления отчета обучающемуся выделяется в конце практики 3-5 дней. Отчет по практике предоставляется обучающимся руководителю практики от Университета в последний день практики.
Результаты прохождения учебной практики оцениваются посредством проведения промежуточной аттестации – публичной защиты отчета о прохождении практики. Промежуточная аттестация по ознакомительной практике предусмотрена учебным планом в 5, 6, 7 и 8 семестрах.
Требования к отчету:
- титульный лист должен быть оформлен в соответствии с требованиями локального нормативного акта Университета – Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования;
- текст отчета должен быть структурирован, названия разделов и подразделов должны иметь нумерацию с указанием страниц, с которых они начинаются.
- нумерация страниц, таблиц и приложений должна быть сквозной.
Структурными элементами отчета о практике являются:
Титульный лист;
Индивидуальное задание на практику;
Содержание;
Введение;
Основная часть;
Заключение;
Список литературы;
Приложения.
Требования к оформлению отчета о практике:
- оформление отчета о практике должно соответствовать требованиям к текстовым учебным документам соответствующих ГОСТов;
- текстовая часть отчета о практике выполняется с использованием печатающих и графических устройств на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с параметрами: междустрочный интервал – 1,5; кегль – 14; шрифт – TimesNewRoman, обычный; цвет шрифта – черный; поля:
верхнее – 20 мм; левое – 30 мм;
нижнее – 20 мм; правое – 15 мм;
- иллюстрационно-графический материал может включать: плакаты, диаграммы, макеты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, натурные образцы и др.; иллюстрационно-графический материал может быть представлен на бумажном, электронном носителе или в ином виде; возможно представление иллюстрационно-графического материала в виде брошюр;
- отчет должен быть переплетен доступным способом.