В зависимости от этого и само низвержение совершается с быстротою ночи.
Иов.34:26. Он поражает их, как беззаконных людей, пред глазами других,
Иов.34:27. за то, что они отвратились от Него и не уразумели всех путей Его,
Иов.34:28. так что дошел до Него вопль бедных, и Он услышал стенание угнетенных.
И при всем том оно вполне справедливо: сильные наказываются за уклонение от пути, указанного Богом, за угнетение слабых (ст. 28; ср. Пс 9.13).
Иов.34:29. Дарует ли Он тишину, кто может возмутить? скрывает ли Он лице Свое, кто может увидеть Его? Будет ли это для народа, или для одного человека,
Иов.34:30. чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа.
Ни мир, даруемый Богом бедным (ст. 28), ни Его гнев, поражающий угнетателей («скрывать лице Свое», ср. Иов 13.24, Пс 103.29; Ос 13.11), не подлежат в силу своей справедливости отмене. И действительно, насколько последний законен, можно судить по тому, что низвержение дурных правителей делается с тою целью, чтобы своим примером и правлением они не привели народ к гибели («чтобы не был сетью для народа», – буквальный перевод второй половины 29-го ст.; ср. Ос 5.1; Исх 10.7; Иер 23.1; Иез 34.1–6; Иов 9.24; Иов 12.6).
Иов.34:31. К Богу должно говорить: я потерпел, больше не буду грешить.
Иов.34:32. А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду.
При Божественном Правосудии нет и не может быть места для ропота со стороны человека. Наказание должно положить конец греху, возбудить стремление и желание отстать от него (Иов 33.30, 36.9–10).
Иов.34:33. По твоему ли рассуждению Он должен воздавать? И как ты отвергаешь, то тебе следует избирать, а не мне; говори, что знаешь.
Если ропот неуместен со стороны человека, то тем более странно думать, что он воздействует на Бога. Неужели Господь должен ради Иова отказаться от законов правосудного управления миром, отменить их, так как они отвергаются Иовом, и установить новые, согласно его указанию? Но каковы же эти новые способы управлений миром, новые начала правосудия, пусть скажет он сам.
Иов.34:34. Люди разумные скажут мне, и муж мудрый, слушающий меня:
Иов.34:35. Иов не умно говорит, и слова его не со смыслом.
Неразумие ответа Иова предполагается само собою, – таков приговор слушателей Елиуя.
Иов.34:36. Я желал бы, чтобы Иов вполне был испытан, по ответам его, свойственным людям нечестивым.
Иов.34:37. Иначе он ко греху своему прибавит отступление, будет рукоплескать между нами и еще больше наговорит против Бога.
Так как конечная цель наказаний – вразумление грешника (Иов 33.30, 36.9–10), то Елиуй в заключение своей речи желает, чтобы она осуществилась по отношению к Иову. Беззаконник по своим ответам, он должен быть испытан (ср. Пс 138.23), подвергнут божественным воздействием на совесть до тех пор, пока не сознает своей виновности и не смирится пред Богом. Основанием для такого желания является то соображение, что в противном случае к прежним грехам у него прибавится грех отречения от Бога, – в знак презрения и возмущения он будет «рукоплескать».






