Иов.34:23. Потому Он уже не требует от человека, чтобы шел на суд с Богом

Книга Иова.

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

Глав 34

Вторая речь Елиуя. 1–4. Введение. 5–9. Разбираемое Елиуем положение Иова. 10–30. Божественное Правосудие. 31–32. Необходимость смирения пред Богом. 33–37. Иов заслуживает наказания.

Иов.34:1. И продолжал Елиуй и сказал:

Молчание Иова на предложение Елиуя (Иов 33.32) дает ему право продолжить слово. Уже первая речь Елиуя, раскрывая мысль о воспитательном, исправительном характере страданий, исключает возможность предположения о Божественном неправосудии; сообразно с этим вторая посвящена обоснованию того положения, что божественное мироправление следует началам самой строгой правды.

Иов.34:2. выслушайте, мудрые, речь мою, и приклоните ко мне ухо, рассудительные!

Иов.34:3. Ибо ухо разбирает слова, как гортань различает вкус в пище.

Иов.34:4. Установим между собою рассуждение и распознаем, что хорошо.

Если уму свойственна способность суждения, как гортани способность распознавать вкус в пище (Иов 12.11, 20.12–13), то "мудрые", не Иов и друзья, у которых не хватает мудрости (Иов 32.8–12, 15–18, 33.33), а стоящие кругом слушатели могут обсудить, насколько справедливы слова Иова.

Иов.34:5. Вот, Иов сказал: я прав, но Бог лишил меня суда.

Иов.34:6. Должен ли я лгать на правду мою? Моя рана неисцелима без вины.

По его заявлению, он прав (Иов. 9.15, 13.18, 23.10–11, 27.6 и т. п.), а Бог лишил его суда (евр. «гезир» – права), – возможности доказать свою невинность (ср. Иов 27.2). Ввиду этого, хотя правда на его стороне, но он выступает в качестве лжеца, так как само свидетельство о невинности утрачивает силу, – является ложью ввиду факта страданий. Они – убедительное доказательство его греховности (Иов. 9.20, 10.15). В том же положении лжеца окажется Иов, если вопреки сознанию правоты (Иов 27.3–6), признает себя виновным. Ввиду невозможности суда, оправдания его, невинные, нанесенные божественным гневом раны, – страдания (ср. Иов 6.4, 16.13) не подлежат исцелению (ср. Иов 23.13–14).

Иов.34:7. Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду,

Иов.34:8. вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми?

Иов.34:9. Потому что он сказал: нет пользы для человека в благоугождении Богу.

Отрицание Иовом Божественного Правосудия (ст. 5–6) дает Елиую право приписать ему мысль о бесполезности Богоугождения (ст. 9; ср. Иов 22.2). Хотя Иов прямо и не высказывал подобного взгляда, если не считать Иов 21.15, но его жалобы, что Господь одинаково губит правого и виновного (Иов 9.22; Иов 21.7 и д.), награждает грешников (Иов 21.7, 9, 24.1 и д.), предоставляют достаточное основание для такого вывода. Отрицая Божественное Правосудие и пользу Богоугождения, Иов не имеет равного себе по нечестию, он находит в нем полное удовлетворение («пьет глумление, как воду», ср. Иов 15.16). По своим взглядам Иов – сообщник беззаконным (ст. 8; ср. Иов 21.14–15).

Иов.34:10. Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие,

Иов.34:11. ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему.

Иов.34:12. Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда.

Общее положение о Божественном Правосудии (ст. 12; ср. Иов 8.3).

Иов.34:13. Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною?

Иов.34:14. Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, –

Иов.34:15. вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах.

Синодальное чтение ст. 13 представляет не совсем точную передачу подлинника. Буквально он должен быть переведен так: «Кто Ему вверил землю и кто поставил вселенную на ее основании?» Бог не может поступать несправедливо, так как управление миром не есть навязанная Ему со стороны обязанность, но дело Его свободной воли. Равным образом и мир не есть достояние кого-нибудь другого, а Его собственное создание (Иов 32.8, 33.4). И как бескорыстно управляет Он им, видно из того, что Его оживляющий дух поддерживает все существующее и не допускает до уничтожения (ст. 14–15; ср. Пс 103.29). Божественная любовь, вызвавшая к бытию мир и обеспечивающая его продолжение, исключает возможность произвола, ручается за справедливость.

Иов.34:16. Итак, если ты имеешь разум, то слушай это и внимай словам моим.

Переход к дальнейшим мыслям; его форма имеет целью возбудить внимание Иова.

Иов.34:17. Ненавидящий правду может ли владычествовать? И можешь ли ты обвинить Всеправедного?

Управление и правда неразрывно связаны; без последней начинается анархия. Если же так, то можно ли обвинять в неправосудии того, кто является высшею правдою?

Иов.34:18. Можно ли сказать царю: ты – нечестивец, и князьям: вы – беззаконники?

Иов.34:19. Но Он не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его.

Если даже у земных царей нельзя отнять существенной принадлежности их звания – правосудия, то тем более у Бога. Он, творец всего, не делает между лицами никакого различия: и царь, и бедный – одинаковые создания рук Его, равны для него (Прем. 6.7; Рим 2.11). Строгая нелицеприятность (ср. Втор 10.17; 2Пар 19.7) исключает возможность неправосудия.

Иов.34:20. Внезапно они умирают; среди ночи народ возмутится, и они исчезают; и сильных изгоняют не силою.

Фактическое доказательство отсутствия у Бога пристрастия к людям. Он не поддерживает, когда не следует, их существования: они умирают внезапно и непредвиденно, гибнут не по воле человека, а Бога («сильных изгоняют не силою»), от Его руки (ср. Иов 20.26; Дан 8.25; Зах 4.6).

Иов.34:21. Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его.

Иов.34:22. Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие.

Божественное Правосудие предполагается бескорыстною любовью и беспристрастным отношением Бога к людям (13–19), а осуществляется оно в силу божественного всеведения. Всевидящий, всезнающий Господь, для которого в этом отношении нет преград (ст. 22; ср. Пс 138.11 и д. Сир 23.28), не может ошибиться в суждении о человеке (ср. Иов 10.4, 31.4).

Иов.34:23. Потому Он уже не требует от человека, чтобы шел на суд с Богом.

Буквальный перевод данного стиха с еврейского такой: «Он (Бог) не имеет нужды смотреть на человека дважды, чтобы вести его пред Свое судилище». При всеведении Божием нет нужды в долгом исследовании («дважды»; евр. «од» «долго» – Быт 46.29; «еще» – Ис 5.4) человека (ср. Притч 5.21), чтобы привлечь его к суду. Бог знает все прежде исследования, и Его приговор произносится сразу. Намек на желание Иова предстать на суд Божий (Иов 23).

Иов.34:24. Он сокрушает сильных без исследования и поставляет других на их места;

Без подобного долгого исследования Бог низвергает сильных (не тоже ли и с Иовом) и на их место поставляет других лучших правителей (ср. Иов 8.19; Ис 65.15).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: