Тема занятия: «Рынок»

В современной экономической литературе существует множество определений понятия «рынок». Обобщив наиболее часто употребляемые из них, можно сделать вывод о том, что среди ученых- экономистов существует двоякое понимание рынка- узкое и широкое.

В узком смысле слова под рынком понимается совокупность отношений, форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли- продажи товаров и услуг.

В широком понимании рынок - это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного производства на всех уровнях экономической системы данного общества.

Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, является спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. Простая модель спроса и предложения существует уже почти 200 лет. В течение 20 столетия она в более развитой форме составляла ядро экономической науки. Простая модель спроса и предложения дает ответы на следующие вопросы:

  1. Почему растут или снижаются цены на отдельные товары?
  2. Что происходит с экономикой, если она регулируется определённым способом?
  3. Какие процессы вызывают внедрение в производство новой техники?

Согласно данной модели в самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спросами предложения.

Спрос- это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение- это то количество товаров, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и конкретное время.

Согласно этим законам производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами. Денежным выражением стоимости является цена, которая устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости или соответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он повышается, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции,, если падает, то падает и цена и выпуск изделия сокращается.

Еще одним элементом рыночного механизма саморегулирования является конкуренция.

Конкуренция- - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли- продажи товаров

Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка и быть свободной или монополистической.

Свободной конкуренцией называется такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения. В западной экономической литературы свободную конкуренцию еще называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и сам рынок чист от монополий.

В отличие от свободной монополистическая конкуренция представляет собой такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающие схожие, но не идентичные товары. Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.

Монополией называется исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.

При монополии на рынке существует только один продавец товара, который устанавливает свою цену(часто завышенную). По своей природе монополия прямо противоположна свободной конкуренции.

Сегодня все экономисты отмечают тот факт, что на нынешнем рынке практически нет в чистом виде ни свободной конкуренции, ни монополий. Современное состояние рынка они называют «несовершенная конкуренция», подразумевая под этим термином две основные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: монополистическую конкуренцию и олигополию

Олигополия - - это такой рынок, на котором господствует несколько(обычно от трех до пяти) крупных фирм. Олигополия- это конкуренция между немногими. В условиях олигополии возможно соглашение между двумя или несколькими крупными фирмами по поводу цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: