Строение слухового анализатора

Тринадцатое апреля

Урок биологии 8 класс: «Слуховой анализатор. Гигиена слуха».

Стр. учебника 198-200

Красным цветом выделено то, что нужно выполнить в тетради!

  «Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, чтобы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить».

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с анализаторами человека и их значением в нашей жизни.

- Вспомните определение анализатора.

- Чтопозволяет вам общаться со мной и отвечать на мои вопросы? (при общении человек видит и слышит того, с кем общается).

  – Вспомните, сколько процентов информации человек получает с помощью зрительного анализатора? (90 % и более)

- Какой анализатор, вы поставили бы на второе место после зрительного анализатора? (слуховой анализатор).

Сегодня на уроке нас ждет большая и сложная работа, поскольку кроме знакомства со строением и функциями второго по значимости анализатора, нам нужно будет сделать попытку найти решение и одной из нравственных проблем – это проблема человеческого общения.

                                                “Единственная известная мне роскошь –
это роскошь человеческого общения”

  (Антуан де Сент-Экзюпери)

Вся ярчайшая палитра настроений и чувств: радость и горе, бодрость и уныние, буйство и печаль – может быть выражена звуком. С чем сравнится шум дождя, свист соловья, звон капели, колыбельная матери, потрясающее разнообразие и мощь музыкальных аккордов?!

Как и зрение, слух является дискантным органом чувств, то есть с его помощью можно воспринимать звуки на значительном расстоянии. С помощью слуха животные обнаруживают добычу, спасаются от хищников, общаются. Важен слух и для человека. Вся жизнь человека протекает в мире звуков (пение птиц).

  Вывод: Огромная ценность звуковой информации состоит в том, что пользоваться ею можно там, где зрение бессильно: в густом лесу, в тумане, в темноте. Особенно важна звуковая информация для человека в общении.

Какую-то роль играет слуховой анализатор в общении между людьми?

 (С помощью звуковой информации люди общаются, обмениваютсямыслями, идеями, чувствами, передают информацию из поколения в поколение).

Значение слуха.

Прислушайтесь к музыке бушующего морского прибоя. Звуки прибоя, мелодии, речь – всё это звуковые колебания. Наш слух улавливает колебания частотой от 16 до 20 тыс. раз в секунду. Какие ощущения у вас вызвала прослушанная музыка? Как вы определите значение органа слуха?

Вывод учителя: Звуковая волна может рождать в нашей душе, как прекрасные мысли, так и вызывать негативные реакции, действовать успокаивающе, или раздражать. Таким образом, …


Записи в тетрадь: 

Значение слуха:

- слух способствует эстетическому воспитанию человека;

- является каналом общения;

-участвует в передаче знаний, накопленных человечеством

Строение слухового анализатора.

Слуховой рецептор. Восприятие раздражение: Рецепторы улитки уха
Проводящий путь: Преддверно-улитковый нерв
Чувствительная  зона КБП: Слуховая зона височной доли

 


Задание: Для того, чтобы определить в какой части слухового анализатора находится восприятие раздражения, то есть рецепторы слуха, необходимо рассмотреть строение органа слуха (используя немую схему, подпишите указанные части строения уха

- Сколько частей выделяют в строении уха? __________________

- Чем заполнена полость среднего уха? _______________________

- Чем заполнена полость внутреннего уха? _____________________

- в какой части уха находятся рецепторы, воспринимающие звуковые волны?___________________________________________________________

Обратите внимание, полость среднего уха с помощью слуховой трубы сообщается с полостью глотки.

Найдите в тексте ответ на вопрос УСТНО: Какую роль выполняет слуховая труба?

Самонаблюдение:

Докажите, что изменение давления в ротовой и носовой полостях, приводят к изменению давления в среднем ухе.

 (1 способ – зажать нос и попытаться надуть щёки, при этом в ушах возникает неприятное ощущение. 2 способ – зажать нос не сильно и закрыть рот, сделать глотательное движение, при этом ощущается толчок в барабанные перепонки).

Задание:   в предложенной таблице заполните пропуски.(можно распечатать и вклеить в тетрадь!)

 

Части органа слуха Строение Функции
Наружное ухо Ушная раковина Наружный слуховой проход Барабанная перепонка    
Среднее ухо   В 20 раз увеличивают силу колебаний барабанной перепонки; Уравновешивает давление в среднем ухе и снаружи;
Внутреннее ухо Костный лабиринт Перепончатый лабиринт, заполненный жидкостью (перилимфой) Рецепторы органа слуха (кортиев орган)  
Слуховая зона     КБП Формирование слуховых ощущений.

 

Вывод: только здоровое состояние всего слухового анализатора позволяет слышать. Если какая – либо его часть повреждена, то слуховых ощущений не возникает, наступает глухота.

 

Выводы:

Речь и слух тесно взаимосвязаны. Глухие от рождения не слышат речи, поэтому они часто немые. Лишившиеся в раннем детстве слуха люди теряют способность произносить слова. Требуется длительная лечебная тренировка по специальной методике, чтобы глухой от рождения человек мог говорить. Слух, в жизни человека, играет важное значение. Лишаясь слуха, человек становится не полноценным. Вот почему очень важно бережно относиться к своему здоровью.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: