Тринадцатое апреля
Урок биологии 8 класс: «Слуховой анализатор. Гигиена слуха».
Стр. учебника 198-200
Красным цветом выделено то, что нужно выполнить в тетради!
«Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, чтобы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить».
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с анализаторами человека и их значением в нашей жизни.
- Вспомните определение анализатора.
- Чтопозволяет вам общаться со мной и отвечать на мои вопросы? (при общении человек видит и слышит того, с кем общается).
– Вспомните, сколько процентов информации человек получает с помощью зрительного анализатора? (90 % и более)
- Какой анализатор, вы поставили бы на второе место после зрительного анализатора? (слуховой анализатор).
Сегодня на уроке нас ждет большая и сложная работа, поскольку кроме знакомства со строением и функциями второго по значимости анализатора, нам нужно будет сделать попытку найти решение и одной из нравственных проблем – это проблема человеческого общения.
|
|
“Единственная известная мне роскошь –
это роскошь человеческого общения”
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Вся ярчайшая палитра настроений и чувств: радость и горе, бодрость и уныние, буйство и печаль – может быть выражена звуком. С чем сравнится шум дождя, свист соловья, звон капели, колыбельная матери, потрясающее разнообразие и мощь музыкальных аккордов?!
Как и зрение, слух является дискантным органом чувств, то есть с его помощью можно воспринимать звуки на значительном расстоянии. С помощью слуха животные обнаруживают добычу, спасаются от хищников, общаются. Важен слух и для человека. Вся жизнь человека протекает в мире звуков (пение птиц).
Вывод: Огромная ценность звуковой информации состоит в том, что пользоваться ею можно там, где зрение бессильно: в густом лесу, в тумане, в темноте. Особенно важна звуковая информация для человека в общении.
Какую-то роль играет слуховой анализатор в общении между людьми?
(С помощью звуковой информации люди общаются, обмениваютсямыслями, идеями, чувствами, передают информацию из поколения в поколение).
Значение слуха.
Прислушайтесь к музыке бушующего морского прибоя. Звуки прибоя, мелодии, речь – всё это звуковые колебания. Наш слух улавливает колебания частотой от 16 до 20 тыс. раз в секунду. Какие ощущения у вас вызвала прослушанная музыка? Как вы определите значение органа слуха?
Вывод учителя: Звуковая волна может рождать в нашей душе, как прекрасные мысли, так и вызывать негативные реакции, действовать успокаивающе, или раздражать. Таким образом, …
|
|
Записи в тетрадь:
Значение слуха:
- слух способствует эстетическому воспитанию человека;
- является каналом общения;
-участвует в передаче знаний, накопленных человечеством
Строение слухового анализатора.
Слуховой рецептор. Восприятие раздражение: Рецепторы улитки уха |
Проводящий путь: Преддверно-улитковый нерв |
Чувствительная зона КБП: Слуховая зона височной доли |
Задание: Для того, чтобы определить в какой части слухового анализатора находится восприятие раздражения, то есть рецепторы слуха, необходимо рассмотреть строение органа слуха (используя немую схему, подпишите указанные части строения уха
- Сколько частей выделяют в строении уха? __________________
- Чем заполнена полость среднего уха? _______________________
- Чем заполнена полость внутреннего уха? _____________________
- в какой части уха находятся рецепторы, воспринимающие звуковые волны?___________________________________________________________
Обратите внимание, полость среднего уха с помощью слуховой трубы сообщается с полостью глотки.
Найдите в тексте ответ на вопрос УСТНО: Какую роль выполняет слуховая труба?
Самонаблюдение:
Докажите, что изменение давления в ротовой и носовой полостях, приводят к изменению давления в среднем ухе.
(1 способ – зажать нос и попытаться надуть щёки, при этом в ушах возникает неприятное ощущение. 2 способ – зажать нос не сильно и закрыть рот, сделать глотательное движение, при этом ощущается толчок в барабанные перепонки).
Задание: в предложенной таблице заполните пропуски.(можно распечатать и вклеить в тетрадь!)
Части органа слуха | Строение | Функции |
Наружное ухо | Ушная раковина Наружный слуховой проход Барабанная перепонка | |
Среднее ухо | В 20 раз увеличивают силу колебаний барабанной перепонки; Уравновешивает давление в среднем ухе и снаружи; | |
Внутреннее ухо | Костный лабиринт Перепончатый лабиринт, заполненный жидкостью (перилимфой) Рецепторы органа слуха (кортиев орган) | |
Слуховая зона | КБП | Формирование слуховых ощущений. |
Вывод: только здоровое состояние всего слухового анализатора позволяет слышать. Если какая – либо его часть повреждена, то слуховых ощущений не возникает, наступает глухота.
Выводы:
Речь и слух тесно взаимосвязаны. Глухие от рождения не слышат речи, поэтому они часто немые. Лишившиеся в раннем детстве слуха люди теряют способность произносить слова. Требуется длительная лечебная тренировка по специальной методике, чтобы глухой от рождения человек мог говорить. Слух, в жизни человека, играет важное значение. Лишаясь слуха, человек становится не полноценным. Вот почему очень важно бережно относиться к своему здоровью.