Факторы, влияющие на формирование видения предприятия

Менеджмент

Для группы: 1007, 1014 (07.04; 14.04; 21.04; 28.04)

Преподаватель: Поляничко Р.С.

Тема 1. Философия современного предприятия –– основа его позиционирования на рынке

1. Слагаемые философии предприятия.

2. Факторы, влияющие на формирование видения предприятия

3. Корпоративная индивидуальность

4. Культура предприятия.

 

1. Исходным положением для экономических действий является философия предприятия. На базе философии предприятия формируется видение предприятия, которое на основе современных позиций прогнозирует будущий вид предприятия (перспективу его позиции на рынке).

Философия предприятия ориентирует все этические аспекты, нормы и правила предприятия на выбранный идеал в соответствии с философской теорией позиционирования.

Сравнение видения предприятия (в рамках выбранной философии предприятия) с «выбранным» идеалом предприятия. Это сравнение используется как для разработки внутренних мероприятий, так и для внешнего позиционирования.

Внутренние мероприятия – проведение комплекса работ по «подтягиванию» предприятия к идеалу.

Внешнее позиционирование – это формирование имиджа своего предприятия через имидж хорошо зарекомендовавшего себя, известного на рынке предприятия, принятого за ваш идеал.

Таким образом, чтобы составить представление о будущем позиционировании предприятия на рынке, требуется конкретизация видения предприятия с учетом внутренних и внешних факторов, встроенных в схему философии предприятия.

Для этого служат:

· Идеал предприятия

· Культура предприятия

· Корпоративная индивидуальность

 

 

 


Перед руководством предприятия стоит задача: реализуя свою главную цель получения прибыли, обязательно принимать во внимания этические аспекты, то есть соблюдать этику предпринимательства.

Таким образом, управление предприятием должно укладываться в основополагающие принимательско-политические рамки, которые в качестве важнейших включают следующую систему норм и ценностей:

 

Система норм, приоритетов и ценностей предприятия Философия предприятия Корпоративная индивидуальность Культура предприятия Этика предпринимательства

 

 

Философия предприятия является его взглядом на мир, его кредо, рассматриваемым целостно с предприятием.

 

 

 


У философии предприятия две функции:

· Позиционирование в экономическом и хозяйственном окружении

· Формирование целей, ценностей/норм и потенциала предприятия



Факторы, влияющие на формирование видения предприятия.

Философия предприятия проявляется в двух основополагающих сферах: видении и идеале, которые совместно с корпоративной индивидуальностью в итоге создают культуру предприятия.

Философия предприятия формирует систему ценностей и потенциал предприятия с ориентацией на выбранный идеал предприятия.

Видение предприятия является более или менее конкретным изображением будущего предприятия, которое в решающей мере выражает концепцию предприятия. Оно несет содержание о будущих свойствах реальности и заключает в себе следующие признаки:

· В высокой степени субъективно

· Изначально относится к будущему

· Ограничивается в большинстве случаев качественными аспектами

· Имеет характер прогноза

· Способно к развитию

· Целенаправленно влиять на инструменты управления

· Должно отражать персональные убеждения высшего руководства

· Должно существенно изменять прежнее состояние.

Видение предприятия состоит в тесной связи со стратегической направленностью предприятия. Поэтому необходимо чтобы сформированные в нем цели были однозначными, достижимыми и отличались высоким уровнем требований.

Формирование стратегической направленности опирается на целостные представления о том, какие изменения происходят в экономике, как предприятие может к ним адаптироваться. При формировании видения предприятие опирается на сильные стороны предприятия, а слабые стороны предприятия, и исходящие от внутренней и внешней среды угрозы нейтрализуются.

Таким образом, под влиянием понимается место предприятия в экономике, включая происходящие изменения, сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы среды.

Видение показывает:

· Происходящие в экономике изменения

· Потенциал предприятия

· Систему ценностей предприятия

· Приоритеты предприятия

· Взаимосвязь изменений приоритетов, ценностей, потенциала

                                     
Видение
 
Сильные стороны
 
Слабые стороны
 
Возможности
Риск
 
Форс-мажор

 

 


Собственное видение имеется у всех успешно действующих предприятий и помогает предприятиям фокусировать свой идейный потенциал и проводить целенаправленные действия.

Представление об идеале предприятия служит тому, чтобы зафиксировать закрепленные в философии предприятия представления высшего руководства о ценностях и нормах в форме основных принципов предприятия.

Представление об идеале предприятия определяет рамки и перспективу действий для принятия решений на всех уровнях управления.

Основные принципы предприятия систематизируются по следующим критериям:

Ø По направленности принципов:

 

Внешняя направленность Они наделены на изначально эмоциональное обращение адресатов. В связи с этим они приобретают функцию общественного информирования, то есть они пытаются обратиться к широкой общественности, потенциальным потребителям продукции предприятия.
Внутренняя направленность Они в большинстве случаев рациональные и представляют собой отиравную точку для стратегического планирования. Благодаря им большое значение приобретает общая производственная перспектива.

 

Ø По постановке цели:

Функция ориентирования С ее помощью проясняется самооценка или идентичность предприятия внутри и вне.
Функция мотивации Усиленная идентификация работников с предприятием и реалистичное представление цели развития повышает мотивацию на всех управляющих уровнях.

Ø По содержанию:

Общее содержание · Область деятельности · Видение · Самооценка · Программа достижений · Искомое место на рынке · Географический радиус действия
Содержание в области задач · Принципы управления · Принципы финансирования инвестиций · Рыночная стратегия · Стратегия конкуренции · Организационная методика · Принципы приобретения/сбыта (клиент – всегда прав, избежание отходов, сервисное сознание) · Руководящие работники из собственных рядов
Содержание в области адресатов · Собственник капитала · Руководство предприятия · Работополучатели · Поставщики · Вкладчики капитала, инвесторы · Клиенты, потребители · Государство · Общество

 

Для осуществления целей, определенных представителем об идеале предприятия, необходимо привлекать сотрудников к формированию этих целей.

3. Корпоративная индивидуальность

Корпоративная индивидуальность формирует индивидуальность предприятия, то есть качественную самооценку предприятия. Цель высшего менеджмента – создание такой корпоративной индивидуальности, при которой предприятие воспринимается собственными сотрудниками и в обществе как некая личность. В процессе формирования корпоративной индивидуальности сотрудники, работая в команде, отождествляют себя с предприятием.

Ярко выраженная индивидуальность предприятия, особенно в условиях рынка с высокой интенсивностью конкуренции и почти взаимозаменяемой продукцией, способствует значительному отрыву предприятия от своих конкурентов. Созданное стратегическое преимущество в конкурентной борьбе помогает предприятия сформировать доверительные отношения к клиентам.

 

Корпоративная индивидуальность складывается из коммуникационной и стратегической концепции предприятия.

 

 


Корпоративная индивидуальность – это прежде всего коммуникационная концепция, которая направлена на само предприятие, то есть на его сотрудников, так и на его внешнее окружение (по направлению внутрь, по направлению к внешнему миру).

Ø По направлению внутрь должно при этом в первую очередь создаваться коллективное «мы сознание», которое способствует развитию культуры предприятия. Наряду с идентификацией работников со своим предприятием корпоративная индивидуальность позитивно влияет на производственные успехи работников.

Ø По направлению к внешнему миру с помощью корпоративной индивидуальности преследуется цель создания должного имиджа фирмы. Это может происходить через успешную реализацию товаров и услуг.

 

Адресаты корпоративной индивидуальности:

Ø Внутренние адресаты:

· Сотрудник

· Бывшие сотрудники

· Совет директорского правления

· Совет трудового коллектива

 

Ø Внешние адресаты:

· Партнеры по рынку (клиенты, поставщики, институты кредитования)

· Общественные партии и движения (профсоюзы, политические партии, защитники окружающей среды)

· Средства массовой информации (средства массовой печати, радио, телевидение)

· Прочие адресаты (распространение информации на бытовом уровне)

· Потенциальные сотрудники (выпускники институтов, университетов)

Корпоративная индивидуальность включает в себя также концепцию стратегического управления предприятием, становясь при этом решающей составной частью процесса управления. Она способствует преобразованию стратегической цели в оперативные планы и мероприятия.

Стратегическая концепция включает:

Ø Поведение предприятия, которое является существенным инструментом и может быть направлено как внутрь (на сотрудников), так и на внешнюю среду (клиенты, общественность).

В качестве сфер поведения различают:

Политическую сферу Стиль руководства высшего менеджмента, кондиционная политика, информационная политика, внешняя политика.
Кадровую сферу Поведение занятых на предприятии сотрудников в своей среде, поведение этих сотрудников по отношению к внешним лицам.
Сферу отношений со средствами массовой информации Все формы коммуникационной политики, например, стиль работы с общественностью, отношение к журналистам, стиль рекламы, выбор рекламной среды.

Ø Облик предприятия представляется в качестве корпоративного дизайна, предметом рассмотрения которого является визуальный облик предприятия. Он должен быть единым для внешних и внутренних проявлений предприятия.

Этого добиваются целенаправленным созданием элементов образа, к которым относятся:

 

Графический образ Логотип фирмы, типографская продукция, окраска производственных зданий, презентационные буклеты, ярмарочный стенд.
Образ продукта Создание упаковки продукта с возможностью дальнейшего использования в быту или с привлекательными рекламными этикетками.
Архитектурный образ Выделяющаяся архитектура внешних построек, учитывающая современные познания в эргономике, а также их внутренняя архитектура.
Образ сотрудника Форма одежды, принципы общения, имидж на рынке труда.

Ø Коммуникацию предприятия, которая через целостную коммуникационную стратегию и все направленные внутрь и во внешнюю среду действия создает у общественности и сотрудников ясное структурированное представление о предприятии.

Все три элемента или инструмента действуют в неразрывной связи, образуя стратегическую концепцию предприятия.

5. Культура предприятия.

Культура предприятия – это система ценностей и представлений, образцов ориентирования, норм поведения, образов мышления, действий взаимоотношения людей между собой и окружающей средой. Любое, как вновь образованное, так и давно работающее предприятие располагает собственной специфической культурой с соответствующими представлениями о ценностях и образах поведения.

Культура предприятия в решающей мере определяет поведение всех руководящих и исполнительных работников. Она также может способствовать заметному отрыву предприятия от своих конкурентов.

Культура предприятия выражается:

Ø В использовании на предприятии унифицированных языковых норм (употребление вместо понятия «подчиненный» понятия «сотрудник»). Это указывает на повышенную оценку занятых на предприятии работников.

Ø В подчеркивании типичных для предприятия особенностей (богатая традициями история фирмы, эффективное развитие персонала, обширная программа повышения квалификации).

Ø В указании на особенные стратегические факторы (ориентирование предприятия на рынок, клиента, сервисное обслуживание, качество).

Развитие культуры предприятия одна из важнейших задач руководства предприятия.

                 
 
Возникновение
 
Элементы
Воздействие

 


Культура предприятия формируется при воздействии нескольких факторов:

Ø Обстоятельства учреждения при предприятии различных институтов.

Ø Личности основателей предприятия.

Ø Развитие традиций предприятия, которое может происходить из поколения в поколение, с условием сохранения имущества предприятия и стойкости его структур к изменениям.

В будущем деятельность предприятия может быть успешной лишь при условии способности его к переменам и прогрессивным действия в условиях быстроменяющейся внешней среды. Возникновение культуры предприятия – результат процесса обучения персонала, который может продолжаться многие годы.

Культура предприятия охватывает различные элементы:

Ø Глобальные элементы:

· Персональная структура руководящих кадров (биография, ценности, менталитет)

· Ритуалы/символы (пространственные и образные символы, отказ от галстуков, отличительная форма)

· Коммуникация (внутрь, во внешнюю сторону, стиль коммуникации)

Ø Элементы, относящиеся к менеджменту:

· Стратегии

· Осуществленные стратегии

· Управляющие системы

· Организационные структуры

· Организационные процессы

· Ориентирование на окружающий мир

 

Ø Элементы, относящиеся к внешнему окружению.

Среди них выделяют следующие области:

· Экономическая

· Технологическая

· Экологическая

· Общественная

· Культурная

Положительные воздействия:

· Стимулирование производственных возможностей предприятия

· Уменьшение комплектности в отношениях между предприятием и его окружением

· Эффективная коммуникация с помощью простых, непосредственных процессов согласования

· Процесс быстрого принятия решений и решения проблем на общем «языке»

· Быстрое претворение решений в жизнь

· Малые затраты на контроль путем привлечения заинтересованных лиц

· Высокая готовность сотрудников в плане мотивации, лояльности и действий.

Отрицательные воздействия:

· Тенденция к внутреннему ориентированию (отгораживание предприятия от внешнего мира)

· Момент инертности/препятствования процессам изменений

· Тенденция к потере гибкости из-за (невидимых) барьеров

· Элементы зазнайства, ведущие к потере деловой коммуникабельности.

Задание (индивидуальные письменные сообщения):

· Система ценностей предприятия

· Этика предпринимательства

· Имидж предприятия







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: