С давних времён люди слышали и понимали разницу в звучании инструментов. В драматических театрах времен Шекспира зрители еще до поднятия занавеса знали, что будет происходить в следующем действии: трубные фанфары возвещали выходы королей, посланников и вельмож. Барабаны сопровождали битвы и марши. Мрачные зловещие голоса тромбонов звучали в сценах похорон. Звуки лютни и скрипки аккомпанировали любовным песням, а нежные голоса флейты пели в сценах свадеб. Это было в XVI веке, когда еще не было симфонических оркестров, но люди слушали и понимали разницу в звучании музыкальных инструментов.
Первые оркестры стали создаваться вначале 17 века, когда инструментальная музыка достигла относительно высокой ступени развития.
Отгадайте загадку:
Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это …
У дирижера в руках дирижерская палочка. Современная дирижерская палочка появилась лишь в XIX веке. У дирижерской палочки много предков. В 18 веке в опере дирижера называли«дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».
Воспринимать музыку под такой стук очень сложно. Стук батуты мешал слушанию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор
Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит
к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.
Роль дирижера в оркестре очень велика. Дирижер направляет и управляет оркестром. Ведь в переводе с французского Дирижер - направлять, управлять, руководить. Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише. Композиторы поняли, что соединённые вместе инструменты открывают огромные возможности в исполнении музыки. Начали образовываться оркестры.
Оркестр - коллектив музыкантов, состоящий из 12 и более исполнителей, играющих на различных инструментах.
В XVII веке сложился симфонический оркестр, состоящий из четырех основных групп инструментов:
- струнные
- деревянные духовые
- медные духовые
- ударные
Существуют различные виды оркестров:
В руке у дирижера находится дирижерская палочка.
Послушай выступление симфонического оркестра. Понаблюдай за жестами дирижера. Как они меняются с развитием музыки?
https://www.youtube.com/watch?v=VklRP_13Whw
Дирижёр одним взмахом может показать и темп, и ритм и динамику звука! Показывает акценты в музыке. А так бы каждый играл кто во что горазд и вступали, кто когда хотел... И как в той басне "квартет" («А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь»). Дирижёр нужен оркестру, чтобы все музыканты играли согласно и ладно. Тогда получается музыка!
Дирижер один может стоять спиной к целому залу. И зал ничуть на него не обидится. А вот если он встанет спиной к музыкантам, те сыграют так, что зал тут же опустеет. Без дирижёра никуда!
https://www.youtube.com/watch?v=sf13zdo-yqc
Рефлексия.
Попробуйте продолжить фразы
1. Я сегодня узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я научился…
5. Мне захотелось …
Завершить сегодняшний урок хочу словамизнаменитого русского дирижёраВладимира Спивакова о смысле профессии: «Когда играешь Баха или Моцарта, Вивальди или Гайдна, Шостаковича или Щедрина, Губайдуллину или Шнитке, происходит работа души. Мне всегда хотелось, чтобы человек после концерта чувствовал себя окрыленным».
Домашнее задание:
Ответить на вопросы в тетради по музыке
1. Важна ли профессия дирижёра? В чём она заключается?
2. Перечислите виды оркестров.
5. Назовите имена выдающихся дирижёров России, выдающихся дирижеров мира.