Тема урока «Волшебная палочка дирижера»

С давних времён люди слышали и понимали разницу в звучании инструментов. В драматических театрах времен Шекспира зрители еще до поднятия занавеса знали, что будет происходить в следующем действии: трубные фанфары возвещали выходы королей, посланников и вельмож. Барабаны сопровождали битвы и марши. Мрачные зловещие голоса тромбонов звучали в сценах похорон. Звуки лютни и скрипки аккомпанировали любовным песням, а нежные голоса флейты пели в сценах свадеб. Это было в XVI веке, когда еще не было симфонических оркестров, но люди слушали и понимали разницу в звучании музыкальных инструментов.

Первые оркестры стали создаваться вначале 17 века, когда инструментальная музыка достигла относительно высокой ступени развития.

Отгадайте загадку:

 

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

 

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это …

У дирижера в руках дирижерская палочка. Современная дирижерская палочка появилась лишь в XIX веке. У дирижерской палочки много предков. В 18 веке в опере дирижера называли«дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».

Воспринимать музыку под такой стук очень сложно. Стук батуты мешал слушанию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор

 

Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит

к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.

 

Роль дирижера в оркестре очень велика. Дирижер направляет и управляет оркестром. Ведь в переводе с французского Дирижер - направлять, управлять, руководить. Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише. Композиторы поняли, что соединённые вместе инструменты открывают огромные возможности в исполнении музыки. Начали образовываться оркестры.

Оркестр - коллектив музыкантов, состоящий из 12 и более исполнителей, играющих на различных инструментах.

В XVII веке сложился симфонический оркестр, состоящий из четырех основных групп инструментов:

- струнные
- деревянные духовые
- медные духовые
- ударные

 

Существуют различные виды оркестров:

 

 

 

 

 В руке у дирижера находится дирижерская палочка.

 

Послушай выступление симфонического оркестра. Понаблюдай за жестами дирижера. Как они меняются с развитием музыки?

https://www.youtube.com/watch?v=VklRP_13Whw

 

Дирижёр одним взмахом может показать и темп, и ритм и динамику звука! Показывает акценты в музыке. А так бы каждый играл кто во что горазд и вступали, кто когда хотел... И как в той басне "квартет" («А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь»). Дирижёр нужен оркестру, чтобы все музыканты играли согласно и ладно. Тогда получается музыка!

 

Дирижер один может стоять спиной к целому залу. И зал ничуть на него не обидится. А вот если он встанет спиной к музыкантам, те сыграют так, что зал тут же опустеет. Без дирижёра никуда!

https://www.youtube.com/watch?v=sf13zdo-yqc

 

 




Рефлексия.

Попробуйте продолжить фразы

1. Я сегодня узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я научился…

5. Мне захотелось

 

 

Завершить сегодняшний урок хочу словамизнаменитого русского дирижёраВладимира Спивакова о смысле профессии: «Когда играешь Баха или Моцарта, Вивальди или Гайдна, Шостаковича или Щедрина, Губайдуллину или Шнитке, происходит работа души. Мне всегда хотелось, чтобы человек после концерта чувствовал себя окрыленным».

 

 

Домашнее задание:

Ответить на вопросы в тетради по музыке

 

1. Важна ли профессия дирижёра? В чём она заключается?

2. Перечислите виды оркестров.

5. Назовите имена выдающихся дирижёров России, выдающихся дирижеров мира.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: