Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг

Краткие конспекты лекций

по учебной дисциплине:

«История»

По специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.01 «Лечебное дело»

 

На дневном отделении

Группа: №

Место проведения: аудитория колледжа

 

Утверждено на заседании

цикловой методической комиссии

общегуманитарных дисциплин

протокол №_______от___________

председатель ЦМК: Некрашевич Н.М._____________

 

 

 Санкт-Петербург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данные задания предназначены для реализации требований ГОС к минимуму содержания и уровню подготовки студента по дисциплине «История» по специальностям среднего профессионального образования Министерства здравоохранения РФ.

Актуальность изучения истории в деле подготовки специалистов среднего профессионального образования обуславливается рядом причин:

1. Необходимостью формирования навыков самостоятельного, критического и творческого мышления.

2. Необходимостью знания методологии современной исторической науки.

3. Необходимостью формирования научного мировоззрения, умения различать научное, объективное, доказанное знание от псевдонаучного и фальсифицированного.

4. Необходимостью формирования представления о человеке как многогранной целостности биологического и духовного, объективного и субъективного, без учета которой медицинская помощь не будет полностью эффективной.

5. Необходимостью формирования гуманного отношения к обществу и человеку.

6. Важностью гражданской составляющей личности для медицинского работника.

Курс «История» основан на знании базисных общегуманитарных наук. Ориентирован на создание исходного уровня знаний для изучения на последующих курсах дисциплин: основы философии, психология общения, правовое обеспечение профессиональной деятельности и др.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель:

Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв.

Задачи:

– рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.;

– показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;

– сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;

– показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;

– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;

– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

– назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и основные направления их деятельности;

– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Краткие конспекты лекций состоят из двух разделов: Раздел 1.«Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.» и Раздел 2. «Россия и мир в конце XX - начале XXI века.»

В кратком лекционном курсе уделяется внимание новым достижениям, понятиям и трактовкам в области современной истории.

Знания полученные при изучении дисциплины «История» необходимы для изучения следующих дисциплин: «Психология», «Психология общения», «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «Основы права», «Общественное здоровье», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»,  «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Медицинская генетика», «Гигиена и экология человека», «Фармакология», а также всех клинических дисциплин.



РАЗДЕЛ 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.

УРОВНИ УСВОЕНИЯ:

После изучения раздела студент должен знать:

– основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;

– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

 

Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.

После изучения данной темы следует ответить на следующие вопросы:

1. Чем политика Л. Брежнева в отношении чиновничества отличалась от политики Н. Хрущева?
2. Кто и как определял основные направления политики советского государства?
3. Как связаны экономические трудности в СССР и национальные конфликты конца 70-х - начала 80-х гг.?
4. Почему период 70-х – начала 80-х гг. получил название «застой»?
5. Почему диссидентское движение не стало более массовым?
6. Какие общественные течения и общественные движения существовали в СССР в 70-е гг. кроме диссидентов?
7. Что общего между взглядами А. Сахарова и А. Косыгина?

8. Почему СССР и США перешли к политике разрядке именно в конце 60-х – начале 70-х гг.?
9. Почему системы защиты от ракетно-ядерного нападения угрожали миру?
10. Почему советское руководство, которое в марте 1979 г. отказалось ввести войска в Афганистан, изменило свое решение в декабре? Как изменение в позиции лидеров СССР связано с развитием ракетного кризиса?
11. До какого года продолжалась разрядка международной напряженности?

12. Почему в первой половине 80-х гг. руководители СССР считали, что стране необходимы экономические преобразования?
13. Какие средства использовал Ю. Андропов для достижения «ускорения»?
14. Как изменилось влияние М. Горбачева в период правления Ю. Андропова?
15. Что общего и различного в политическом курсе Андропова и Черненко?
16. Какие политики могли занять пост Генерального секретаря ЦК КПСС после Черненко?
17. Почему сторонники реформ в Политбюро не могли открыто опубликовать свою программу и прийти к власти при поддержке народа?

18. Какие основные достижения СССР в области культуры, образования, науки и техники?

От руки напишите эссе по плану
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: