Краткие конспекты лекций
по учебной дисциплине:
«История»
По специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.01 «Лечебное дело»
На дневном отделении
Группа: №
Место проведения: аудитория колледжа
Утверждено на заседании
цикловой методической комиссии
общегуманитарных дисциплин
протокол №_______от___________
председатель ЦМК: Некрашевич Н.М._____________
Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные задания предназначены для реализации требований ГОС к минимуму содержания и уровню подготовки студента по дисциплине «История» по специальностям среднего профессионального образования Министерства здравоохранения РФ.
Актуальность изучения истории в деле подготовки специалистов среднего профессионального образования обуславливается рядом причин:
1. Необходимостью формирования навыков самостоятельного, критического и творческого мышления.
2. Необходимостью знания методологии современной исторической науки.
3. Необходимостью формирования научного мировоззрения, умения различать научное, объективное, доказанное знание от псевдонаучного и фальсифицированного.
|
|
4. Необходимостью формирования представления о человеке как многогранной целостности биологического и духовного, объективного и субъективного, без учета которой медицинская помощь не будет полностью эффективной.
5. Необходимостью формирования гуманного отношения к обществу и человеку.
6. Важностью гражданской составляющей личности для медицинского работника.
Курс «История» основан на знании базисных общегуманитарных наук. Ориентирован на создание исходного уровня знаний для изучения на последующих курсах дисциплин: основы философии, психология общения, правовое обеспечение профессиональной деятельности и др.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв.
Задачи:
– рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.;
– показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;
– сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
– показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
|
|
– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;
– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
– назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и основные направления их деятельности;
– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Краткие конспекты лекций состоят из двух разделов: Раздел 1.«Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.» и Раздел 2. «Россия и мир в конце XX - начале XXI века.»
В кратком лекционном курсе уделяется внимание новым достижениям, понятиям и трактовкам в области современной истории.
Знания полученные при изучении дисциплины «История» необходимы для изучения следующих дисциплин: «Психология», «Психология общения», «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «Основы права», «Общественное здоровье», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Медицинская генетика», «Гигиена и экология человека», «Фармакология», а также всех клинических дисциплин.
РАЗДЕЛ 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
УРОВНИ УСВОЕНИЯ:
После изучения раздела студент должен знать:
– основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;
– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.
После изучения данной темы следует ответить на следующие вопросы:
1. Чем политика Л. Брежнева в отношении чиновничества отличалась от политики Н. Хрущева?
2. Кто и как определял основные направления политики советского государства?
3. Как связаны экономические трудности в СССР и национальные конфликты конца 70-х - начала 80-х гг.?
4. Почему период 70-х – начала 80-х гг. получил название «застой»?
5. Почему диссидентское движение не стало более массовым?
6. Какие общественные течения и общественные движения существовали в СССР в 70-е гг. кроме диссидентов?
7. Что общего между взглядами А. Сахарова и А. Косыгина?
8. Почему СССР и США перешли к политике разрядке именно в конце 60-х – начале 70-х гг.?
9. Почему системы защиты от ракетно-ядерного нападения угрожали миру?
10. Почему советское руководство, которое в марте 1979 г. отказалось ввести войска в Афганистан, изменило свое решение в декабре? Как изменение в позиции лидеров СССР связано с развитием ракетного кризиса?
11. До какого года продолжалась разрядка международной напряженности?
12. Почему в первой половине 80-х гг. руководители СССР считали, что стране необходимы экономические преобразования?
13. Какие средства использовал Ю. Андропов для достижения «ускорения»?
14. Как изменилось влияние М. Горбачева в период правления Ю. Андропова?
15. Что общего и различного в политическом курсе Андропова и Черненко?
16. Какие политики могли занять пост Генерального секретаря ЦК КПСС после Черненко?
17. Почему сторонники реформ в Политбюро не могли открыто опубликовать свою программу и прийти к власти при поддержке народа?
|
|
18. Какие основные достижения СССР в области культуры, образования, науки и техники?
От руки напишите эссе по плану