Тема 4. Внешняя политика СССР

После изучения данной темы следует ответить на следующие вопросы:

1. Что такое «холодная война» и в чем ее суть?

2. В чем заключалась «политика разрядки»?

3. Что такое стратегический паритет между СССР и США?

4. В чем проявлялось нестабильное положение СССР в «третьем мире»?

5. Какие действия предпринимало американское правительство, чтобы выиграть в «холодной войне» против СССР?

6. В чем заключалась «гонка вооружений»?

7. Каковы политические причины и последствия «пражской весны»?

8. Как СССР поддерживал страны, заявлявшим о своей «социалистической ориентации»?

9. Какие были наиболее «горячие точки холодной войны» (страны и годы)?

10. Перечислите страны, которым СССР оказывал свою помощь (страны и годы)?

11. Почему М.С.Горбачев так нравился всегда руководству стран Запада?

12. В чем суть «нового политического мышления» М.С.Горбачева?

13. Как развивались отношения СССР и стран Запада при Горбачеве?

14. Способствовала ли внешняя политика советского руководства снижению обороноспособности страны и почему?

15. Положительные и отрицательные стороны сближения СССР с Западом?

16. Почему распался социалистический лагерь?

17. К каким последствиям привел распад социалистического лагеря?

18. Почему СССР вывел свои войска из Афганистана?

19. Почему М.С.Горбачеву присудили Нобелевскую премию мира?

20. Каковы основные результаты поражения СССР в «холодной войне»?

От руки напишите эссе по плану

Правила написания эссе.

- Объем эссе не должен превышать 3-5 страниц.

- Необходимо писать коротко и ясно.

- Необходимо проявить навыки критического мышления, чтобы построить и доказать собственную позицию, на основе приобретенных знаний и самостоятельного мышления.

- Структура эссе должна включать следующие обязательные разделы:

Введение.

1. Моя позиция (суть и обоснование выбора выбранной темы).

Основная часть

2. Краткое обоснование (аргументированное раскрытие темы на основе данного материала).

3. Возможные возражения (аргументированное раскрытие противоречий и возможных возражений оппонентов темы).

4. Доказательство правильности моей позиции (более аргументированное раскрытие темы на основе возможных возражений и противоречий).

Заключение

5. Вывод (обобщения и выводы).

Во введении (Моя позиция) важно правильно сформулировать вопрос, на который студент собирается найти ответ в ходе своего размышления.
Во введении рекомендуется, также, давать краткие определения ключевых терминов, при этом, их количество не должно превышать трех-четырех терминов.

Основная часть (Краткое обоснование, Возможные возражения, Доказательство правильности моей позиции) содержит теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:
Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость.

В з аключении (Вывод) показывается значение рассматриваемой проблемы, делаются выводы и заключения, а также показывается взаимосвязь с другими проблемами.

При цитировании использованных при подготовке первоисточников применяются соответствующие правила цитирования (текст цитаты берется в кавычки и дается точная ссылка на источник, включая номер страницы).

Тематика эссе:

«Сгубила ли СССР гонка вооружений?»;

«"Железный занавес" - благо или зло?»;

«Стоит ли помогать странам друг другу и как это следует делать?»;

«Капитализм и социализм? окончен ли спор? Что эффективнее?»;

«Кто выиграл в «холодной войне»?»;

«Возможно ли было мирное сосуществование двух систем?»;

«Кто начал «холодную войну»?»

 

На фоне замедления темпов развития экономики страны и стагнации в социально-политической сфере внешнеполитический курс СССР в 1964-1985 гг. становится более стабильным, чем в предшествующий период. Консерватизм внешней политики определялся тремя факторами. Во-первых, отношения с Западом балансировали на гране разрыва: от "разрядки" к новому витку "холодной войны". Во-вторых, в странах социализма зрели серьезные внутренние противоречия, связанные в том числе с начавшимся после XX съезда партии кризисом мирового коммунистического движения. Важным фактором являлось нестабильное положение СССР в "третьем мире".

СССР и страны Запада

В 1964-1985 гг. провозглашенный XXII съездом КПСС (1961) принцип мирного сосуществования был положен в основу внешней политики. Он получил дальнейшее развитие в виде Программы мира, выдвинутой XXIV съездом КПСС (1971 г.) и дополненной XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.) съездами партии. В основу Программы легли следующие положения: запрещение оружия массового поражения и сокращение его запасов; прекращение гонки вооружений; ликвидация военных очагов и конфликтов; обеспечение коллективной безопасности; углубление и укрепление сотрудничества с государствами с различными общественно-политическими системами.

онка вооружений являлась тяжелым бременем для советской экономики, требовала от руководства страны поиска компромисса с лидерами западных государств. В конце 1960-х - начале 1970-х гг. был достигнут военно-стратегический паритет между США и СССР. Дальнейшее накопление ядерного оружия представляло угрозу для судьбы человечества. Руководители стран восточного блока и Запада встали на путь "разрядки международной напряженности" для предотвращения угрозы мировой термоядерной войны.

"Разрядка" как новый этап развития международных отношений характеризовалась переходом от конфронтации к укреплению взаимного доверия, разрешению конфликтов и споров мирным путем, отказом от применения силы и угрозы, невмешательством во внутренние дела других государств, более тесным сотрудничеством в различных областях.

Первым шагом на пути к "разрядке" стало улучшение отношений СССР с Францией. Президент Франции генерал Ш. де Голль в 1966 г. заявил о выходе страны из военной организации НАТО. Он стремился к проведению независимой от Америки внешней политики. В 1966 г. де Голль посетил СССР. В ходе визита была принята декларация, провозгласившая стремление СССР и Франции крепить "атмосферу разрядки". Стороны договорились о проведении регулярных консультаций с целью развития франко-советских отношений.

Разрядке международной напряженности способствовало мирное урегулирование территориальных вопросов в Европе. В сентябре 1969 г. на выборах в ФРГ победили социал-демократы. Канцлер В. Брандт заявил, что воссоздание единой Германии не будет камнем преткновения на пути сближения позиций государств с различным общественным строем. В начале 1970-х гг. ФРГ заключила договоры с СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией, признав нерушимость послевоенных границ в Европе. В сентябре 1971 г. на основе четырехстороннего соглашения СССР, США, Великобритании и Франции был урегулирован статус Западного Берлина.

Важнейшими звеньями процесса разрядки стали договоры, ограничивающие распространение ядерного орудия. В 1967 г. СССР, США, Великобритания подписали соглашение о мирном использовании космоса. В июне того же года с визитом в Америке побывал Председатель Совета Министров А. Косыгин; в декабре в Академии наук был создан Институт США и Канады. В 1968 г. был принят важнейший документ, который лег в основу международной безопасности - Договор о нераспространении ядерного оружия. Согласно Договору 1968 г., ядерное оружие или его компоненты не должны были выходить за пределы США, СССР, Великобритании, Франции, Китая, т.е. государств, имевших его. К договору присоединилась ФРГ, что сняло озабоченность СССР по поводу возможности появления ядерного оружия у Западной Германии. В 1971 г. был заключен Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей, океанов и в недрах.

В США возобладала группировка политиков во главе с президентом Р. Никсоном, выступавших за конструктивные взаимоотношения с Советским Союзом на основе переговорного процесса. В 1970-е гг. были возобновлены советско-американские встречи на высшем уровне (1972,1974 гг. - визиты Никсона в Москву; 1973 г. - визит Брежнева в США). В ходе визита Никсона в СССР в 1972 г. были заключены соглашение "Основы взаимоотношений между СССР и США", Договор по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), Договор по ограничению систем противоракетной обороны (ПРО). Во время второго визита Никсона в Москву в 1974 г. стороны подписали Договор об ограничении подземных ядерных взрывов.

Новым этапом разрядки напряженности стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) в Хельсинки. Главы 35 государств подписали Заключительный акт, основу которого составила Декларация, признающая равенство стран-участниц, нерушимость послевоенных границ, невмешательство во внутренние дела, мирное сотрудничество в Европе и во всем мире, уважение прав человека. Последующие встречи участников СБСЕ стали называть Хельсинским процессом, или движением СБСЕ.

В 1965 г. новый очаг международной напряженности сформировался в Юго-Восточной Азии. Вооруженное столкновение на полуострове Индокитай, начавшееся в конце 1950-х гг. как партизанская гражданская война в Южном Вьетнаме, переросло в международный конфликт с участием США и Северного Вьетнама. Американцы опасались создания единого вьетнамского государства и распространения в регионе советского влияния. В начале 1965 г. Советское руководство приняло решение предоставить Демократической Республике Вьетнам военно-техническую помощь, которая в разгар войны достигала 2 млн долларов. Участие в боевых действиях со стороны СССР принимали расчёты зенитно-ракетных комплексов. Американская агрессия во Вьетнаме завершилась провалом. В 1973 г. были подписаны Парижские соглашения о прекращении огня. В марте того же года США окончательно вывели свои войска из Южного Вьетнама. В 1978 г. Социалистическая Республика Вьетнам стала членом СЭВ.

В 1977-1978 гг. переговорный процесс затормозился, т.к. администрация нового президента США Д. Картера критиковала нарушения прав человека в СССР. Согласовать новый договор ОСВ-2 удалось лишь в завершение правления Картера. Он был подписан во время встречи советского и американского лидеров в Вене 18 июня 1979 г. Этот договор стал последним крупным внешнеполитическим успехом администраций Картера и Брежнева. Договор ОСВ-2 не был ратифицирован американским Конгрессом, и администрация США до 1986 г. выполняла его условия “добровольно”.

Политика "разрядки" подверглась ревизии в США. В середине 1970-х гг. в Америке начинается создание новых видов оружия: межконтинентальных баллистических ракет "МХ", подводных ракетно-ядерных систем "Трайдент", бомбардировщиков по технологии "Стелс". В 1979 г. Совет НАТО одобрил решение разместить в странах Западной Европы новейшие американские крылатые ракеты и ракеты класса "Першинг-2".

С приходом к власти президента Р. Рейгана противостояние с СССР усилилось. В США началась работа над созданием космического оружия. Стратегическая оборонная инициатива (СОИ) нарушала достигнутый паритет сил. В 1960-1985 гг. военный бюджет США возрос с 41,6 до 292,9 млрд долларов. В 1979-1980 гг. американцы предприняли попытки развернуть в Западной Европе нейтронное оружие. В 1983-1984 гг. на территории ФРГ, Англии, Италии были размещены американские крылатые ракеты среднего радиуса действия. В середине 1980-х гг. 94 дивизиям НАТО в Европе противостояло всего 78 дивизий стран-участниц ОВД. Правительство Рейгана отказалось от ратификации уже достигнутых договоров, переговорный процесс затормозился. Усилилось идеологическое противостояние: Рейган провозгласил СССР "империей зла" и начал крестовый поход против него.

В ответ СССР с 1977 г. начал развертывание новых советских ракет средней дальности РСД-10 на европейской части страны, а с 1983 г. - на территории ГДР и ЧССР. Началось наращивание советских танковых частей в Европе, развернулось строительство авианосцев.

На смену разрядке пришла гонка вооружений. Идеологические стереотипы и догматизм мышления политиков двух держав привели к приоритету стратегической концепции "ядерного сдерживания" во внешней политике стран Запада и утверждению советского руководства о том, что мирное сосуществование является "специфической формой классовой борьбы".

СССР и страны социализма

Взаимоотношения СССР с социалистическими странами в 1964-1985 гг. имели как успехи, так и недостатки. Развивалось экономическое сотрудничество в рамках СЭВ, особенно в топливно-сырьевой и энергетической сфере (газопроводы "Союз", "Ямбург"). В 1971 г. была принята комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. В 1970-е гг. при содействии СССР в странах СЭВ было построено более 1600 промышленных объектов. Одним из ключевых направлений сотрудничества стран социалистического лагеря стала программа совместного освоения космоса в рамках проекта "Интеркосмос".

В 1985 г. была принята новая Комплексная программа научного прогресса стран – членов СЭВ до 2000 г., предусматривавшая сотрудничество в области электроники, ядерной энергетики, автоматизации, новых материалов, биотехнологий.

СССР оказал помощь ДРВ, содействовал прорыву экономической и дипломатической изоляции Кубы, всеобщему признанию суверенитета ГДР и приему ее в члены ООН.

Развивалось сотрудничество социалистических стран в рамках ОВД. В 1970 - 80- е гг. проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР, Польши и ГДР. С 1969 г. в рамках ОВД существовал Политический консультативный Комитет министров обороны.

Вместе с тем, в государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР. В 1968 г. руководство Чехословакии при относительной демократизации режима существенно расширило связи с Западом при одновременном ограничении сотрудничества с СССР. Проводимая в ЧССР политика "пражской весны" привела к росту общественной нестабильности, усилению социальных конфликтов и ухудшению межнациональных отношений, вызвала конфронтацию между сторонниками и противниками СССР.

Бездействие Советского Союза могло привести к выходу Чехословакии из социалистического содружества. Вмешательство же во внутренние дела ЧССР означало нарушение провозглашенного ранее принципа суверенитета стран Восточной Европы. После долгих колебаний 21 августа 1968 г. в Чехословакию были введены войска пяти государств: СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши.

Последствием ввода войск стали для советского руководства массовые антисоветские выступления на улицах Праги, Братиславы и других городов. Постоянные угрозы советскому влиянию в этот период возникали в Польше.

Ответом на попытки социалистических стран выйти из опеки "старшего брата" стало усиление охранительных тенденций. В 1968 г. Л. И. Брежнев на V съезде Польской объединенной рабочей партии провозгласил, что СССР имеет полное право защищать завоевания социализма во всех союзных ему государствах, в том числе вооруженным путем, поскольку все попытки реформ в них провоцировались западными спецслужбами и внутренней контрреволюцией. Он предупреждал, что при возникновении "угрозы делу социализма" в той или иной стране, "это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран".

В 1980-1981 гг. СССР оказал экономическую, политическую и военную помощь польскому руководству с целью подавления антиправительственных выступлений. В начале 1980-х гг. страны социалистического лагеря под влиянием переживаемых Советским Союзом трудностей в экономическом развитии высказывали желание переориентироваться на Запад.

СССР и развивающиеся страны

Совпадение целей в противостоянии неоколониалистской экспансии стран Запада способствовало укреплению позиций СССР в развивающихся странах. В годы "застоя" Советский Союз оказал всестороннюю помощь 45 бывшим зависимым странам в основном на безвозмездной основе. Поддержка режимов, заявляющих о социалистической ориентации, сопровождалась недооценкой уровня развития этих стран; использованием военной силы в стремлении удержать страны " третьего мира" в сфере социалистического лагеря.

Важным внешнеполитическим партнером СССР стала Индия, вторая по численности населения страна мира, обладающая богатыми природными ресурсами. В 1971 г. был заключен Договор о дружбе, обеспечивший прочную базу дальнейшего сближения советского и индийского народов. В ноябре 1982 г. СССР посетила с официальным визитом руководитель Индии И. Ганди.

В 1971 г. договор о дружбе был подписан с Египтом, в 1972 г. – Ираком. К середине 1980-х гг. СССР имел договоры о сотрудничестве с 70 государствами Азии, Африки и Латинской Америки.

Успешно сотрудничал Советский Союз с Кубой. В 1979 г. между СССР и Никарагуа были установлены дипломатические отношения. Развивалось экономическое сотрудничество с Сомали, Эфиопией, Анголой и Мозамбик, заявивших о своем социалистическом выборе.

В арабо-израильском конфликте СССР принял сторону арабских государств. В 1967 г. Израиль нанес удар по Иордании, Сирии и Египту. В ответ на оккупацию Западного берега р. Иордан, Синайского полуострова вплоть до Суэцкого канала СССР в "знак протеста против агрессии Израиля" в июне 1967 г.СССР разорвал с ним дипломатические отношения. В Сирию и Египет были направлены советские военные специалисты. В ходе арабо-израильской войны египетская армия, используя советское вооружение и технику, освободила восточный берег Суэцкого канала. Поддержка СССР арабского народа Палестины способствовала росту его авторитета и влияния в арабском мире. В октябре 1980 г. был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирией, призванный служить укреплению их сотрудничества.

В Азии успешно развивались взаимоотношения СССР с Вьетнамом, Народно-Демократической Республикой Лаос. В феврале 1980 г. состоялся визит в Москву делегации Народной Республики Кампучия, в ходе которого было подписано советско-кампучийское соглашение об экономическом, техническом, культурном и научном сотрудничестве.

25 декабря в Афганистан вошел 50-тысячный "ограниченный контингент" советских войск. Вечером 27 декабря советский десант начал взятие государственных учреждений под контроль. Во время штурма президентского дворца Тадж-Бек премьер-министр Х. Амин был убит. Уничтожение главы иностранного государства было воспринято в мире как акт агрессии СССР.

В стране развернулось массовое вооруженное движение "моджахедов" против Советского Союза и режима Народно-демократической партии Афганистана. США оказывали повстанцам помощь оружием и снаряжением. Афганская война, начавшаяся как гражданская, усугубилась советской интервенцией, продолжавшейся до 1989 г. После вывода советских войск она шла еще более десяти лет.

В необъявленной Афганской войне за 9 лет погибло 15 тыс. советских солдат, 35 тыс. человек было ранено. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН почти в полном составе осудила действия СССР. Авторитет Советского государства упал, резко сократилась его внешнеполитическая деятельность.

Поступательное развитие взаимоотношений Советского Союза с государствами "третьего мира" шло на фоне создания США новых очагов международной напряженности. В 1964-1985 гг. США осуществили интервенции в Индокитай (1964- 1973), Никарагуа (1980), Иран (1980), Ливию (1981-1986), Ливан (1982-1984), Гренаду (1983).

Годы перестройки стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Если в 1985-1986 гг. она основывалась на традиционных идеологических приоритетах, то уже в 1987-1988 гг. М. С. Горбачев предложил миру "новое политическое мышление". Оно в корне изменило международные отношения, снизило напряженность в мире. Однако экономический кризис в стране и уступки руководства Западу привели к тому, что авторитет Советского Союза в мире заметно упал. Это ускорило процесс крушения СССР.

Причины перемен во внешней политике СССР

М. Тэтчер, премьер-министр Великобритании в 1979-1990 гг., "открыла миру" М. С. Горбачева после встречи в декабре 1984 г. в Лондоне. "Он открыт и образован. Он дружелюбен, обладает определенным шармом и чувством юмора. Я определенно нахожу его человеком, с которым можно иметь дело. Мне он действительно понравился", - написала она президенту США Р. Рейгану. Однако Тэтчер отметила, что советский лидер "не привык к обсуждению жестких вопросов, которые я ему задавала, таким как вопрос о правах человека в Советском Союзе".

Стремление Горбачева снизить военные расходы (25 % госбюджета СССР) привело к введению летом 1985 г. одностороннего моратория на ядерные испытания. Осенью того же года состоялась первая встреча Горбачёва с Президентом США Р. Рейганом в Женеве, где стороны приняли Декларацию о недопустимости ядерной войны. В документе констатировалось, что в ядерной войне "не может быть победителей". Стороны заявили о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом и достигли договоренности о расширении отношений двух стран.

15 января 1986 г. было опубликовано "Заявление Советского правительства", содержавшее программу ядерного разоружения к 2000 г. СССР призвал поэтапно сократить различные виды ядерного оружия и присоединиться к мораторию на ядерные испытания. В октябре того же года состоялась вторая встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике. В ходе переговоров были выдвинуты предложения о ликвидации ракет средней дальности. Однако Рейган не поддержал инициативу Горбачева. С 1987 г. страны Варшавского договора стали придерживаться оборонительной военной доктрины, предусматривающей сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов "разумной достаточности".

В рамках кадровой революции новым министром иностранных дел был назначен Э. А. Шеварднадзе, министром обороны - Д. Т. Язов (после беспрепятственного приземления 28 мая 1987 г. на Красной площади самолёта гражданина ФРГ М. Руста).

Причинами изменения внешнеполитического курса СССР стали: 1) опасность нового витка "холодной войны"; 2) кризис советской экономики, для которой военные расходы стали непомерной ношей; 3) невозможность оказывать безвозмездную "интернациональную помощь" различным "дружественным" странам.

НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

В 1987 г. основные идеи нового внешнеполитического курса были сформулированы Горбачевым в его книге "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира". Он заявил, что все идеологические и экономические разногласия между мировыми системами социализма и капитализма должны отступить перед необходимостью защиты общечеловеческих ценностей.

Новая внешнеполитическая доктрина включала: 1) отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым; 2) стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон; 3) признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др.

Согласно новому мышлению, были определены три основных направления внешней политики СССР: 1) нормализация отношений с Западом и разоружение; 2) разрешение международных конфликтов; 3) широкое экономическое и политическое сотрудничество с различными странами без идеологических ограничений, не выделяя особо соцстраны.

Отношения СССР с странами Запада

Важным следствием "нового политического мышления" стали ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Д. Бушем, в ходе которых были приняты важные решения, снизившие напряженность в мире. В 1987 г. в Вашингтоне Горбачев и Рейган подписали Соглашение об уничтожении ракет средней и малой дальности. В течение трех лет СССР брал на себя обязательство демонтировать 1752 ракеты, США - 869.

В декабря 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН Горбачев заявил, что советское правительство будет конкретными мероприятиями подтверждали готовность следовать избранному внешнеполитическому курсу.

Согласно сделанным заявлением, приостановилось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. В 1990 г. 16 стран-членов НАТО и 6 стран-членов ОВД подписали соглашение о сокращении обычных вооруженных сил в Европе. С территории ГДР была выведена советская военная техника. СССР в одностороннем порядке снизил свои оборонные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тыс. человек. В стране начались конверсия - перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции.

В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Претворение в жизнь этого соглашения вызвало негативную реакцию многих руководителей партийно-государственного аппарата, опасавшихся снижения обороноспособности СССР. Согласно договору стороны должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы до 6 тыс. единиц. В реальности согласно "правилам зачёта" боезарядов, находящихся на тяжелых бомбардировщиках, Советский Союз мог иметь 6,5 тыс. боеголовок, а США — 8,5 тыс.

Сближение с Западом имело неблагоприятную причину - ухудшение экономического положения Советского Союза. В расчете на экономическую помощь руководство СССР шло на серьезные и нередко односторонние уступки Западу, что вело к падению авторитета страны. Условиями сотрудничества с США в 1991 г. оказались демократия, рынок, федерация, изменение политики СССР на Ближнем Востоке, в Африке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил.

На фоне внешнеполитического отступления Советского Союза активизировались государственные связи со странами Европейского Экономического Сообщества. Заключенные между СССР и ЕЭС соглашения создавали благоприятные условия для развития экономического сотрудничества. Страна была принята в Международный валютный фонд. Была достигнута договоренность о совместном освоении СССР и странами Северной Европы природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

Отношения СССР с соцстранами. Распад соцлагеря

Экономический и политический кризис в странах Восточной Европы, падение авторитета правящих партий вызвали активизацию оппозиционных сил. В немалой степени этому способствовал и объявленный в СССР курс на "обновление социализма". М. С. Горбачев неоднократно заявлял об отказе Советского Союза от вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора. Предпринимались шаги по изменению форм экономического сотрудничества с государствами ОВД.

В 1989 г. СССР начал вывод своих войск из социалистических стран Восточной Европы. Одновременно в этих государствах усилились антисоциалистические настроения. В результате свободных выборов была отстранена от власти правящая партия в Польше. В 1989 г. в ГДР, Чехословакии, Болгарии, Венгрии произошли "бархатные революции", в результате которых власть перешла мирным путем от компартий к национально-демократическим силам. Румыния стала единственной страной, где во время смены власти произошли кровопролитные столкновения, а бывший глава государства был расстрелян. В результате смены партийно-государственных структур в этих странах начался переход к рыночной экономике и приватизация промышленных предприятий. Однако эти меры привели к резкому обострению экономической ситуации.

В Югославии крушение социализма привело к обострению национальных отношений и распаду страны на несколько государств. Объявили себя суверенными республиками Хорватия и Словения. В Боснии и Герцеговине вспыхнула война за территории и независимость между сербской, хорватской и мусульманской общинами. В составе Югославии остались только Сербия и Черногория.

В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной Германии. Объединенная Германия стала членом НАТО, на что Горбачев дал согласие канцлеру ФРГ Г. Колю.

Переход стран Восточной Европы к парламентской демократии имел следствием распад социалистического лагеря. Сократился уровень экономического сотрудничества СССР и государств Восточной Европы. Если в конце 1980-х гг. их доля во внешнеторговом обороте Советского Союза превышала 50 %, то в начале 90-х снизилась до 16%. Весной 1991 г. прекратили деятельность Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и военный блок соцстран Организация Варшавского договора (ОВД).

Практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы взяли курс на отход от СССР и сближение с Западом. Они выразили готовность вступить в НАТО и ЕЭС.

Урегулирование региональных конфликтов

В рамках нового мышления Горбачев заявил о необходимости укрепления региональной безопасности. Сокращалась помощь СССР "революционно-демократическим" государствам "третьего мира". В 1989 г. СССР вывел свои войска из Афганистана. На II съезде народных депутатов СССР "необъявленная" афганская война была признана грубой политической ошибкой.

Стабилизации ситуации в Тихоокеанском регионе способствовал вывод советских войск из Монголии в 1989 г. СССР оказал содействие выводу вьетнамских войск из Кампучии (Камбоджи). Предпринятые шаги привели к улучшению отношений с Китаем. В 1989 г. Горбачев посетил Китай с официальным визитом. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи.

Межгосударственные отношения установились с Южной Кореей. Была достигнута договоренность о совместных работах по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока.

В Африке СССР отказался от прямого вмешательства в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии. В результате в Анголе и Камбодже завершилась гражданская война, представители противоборствующих сторон образовали коалиционные правительства.

Советский Союз поддержал Контадорский процесс, направленный на политическое урегулирование положения в Центральной Америке, вызванное вооружёнными конфликтами в Гватемале, Никарагуа и Сальвадоре.

СССР перестал поддерживать режимы в Ираке и Ливии. Во время войны в Персидском заливе, причиной которой стал захват Ираком Кувейта,Советский Союз занял четкую позицию. Он поддержал осенью 1990 г. резолюцию Совета Безопасности ООН, осуждавшую действия иракских властей (осень 1990 г.). В 1991 г. СССР содействовал заключению международного соглашения, которое способствовало улучшению отношений Израиля с соседними арабскими странами.

Результаты политики "нового мышления"

Результатами политики "нового мышления" стали завершение "холодной войны"; сокращение обычных и ядерных вооружений; нормализация ситуации в регионах противостояния СССР-США: в Афганистане, Индокитае, на Ближнем Востоке, в Восточной и Юго-Западной Африке, Центральной Америке; демократические перемены в ряде стран Восточной Европы (свободные выборы, многоукладная экономика); распад ОВД и соцлагеря.

Реализация нового внешнеполитического курса СССР не только благоприятствовала оздоровлению международного политического климата, но и отвечала задачам внутриполитического развития СССР (сокращение военных расходов). Широкие слои населения в Советском Союзе и за рубежом выступили с поддержкой идей М.С. Горбачева и его ближайших соратников. В ноябре 1991 г. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира.

Противники новых подходов к решению международных вопросов, будучи не в силах помешать начавшимся изменениям в области дипломатии, пополнили ряды оппозиции горбачевской перестройке.

Во внешней политике "новое мышление" дало обоснование ухода СССР с его мировых позиций под лозунгом отказа от "политического диктата" над другими странами и достижения "консенсуса" с Западом. Был нарушен стратегический паритет. Договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности предусматривали сокращение ядерного потенциала для СССР в большей степени, чем для НАТО. Ущерб обороноспособности нанесло решение Горбачева об ускоренном выводе советских войск из стран Восточной Европы и ГДР. СССР потерял всех своих союзников в Европе, Азии и Латинской Америке. Надежды на значительную западную помощь в решении внутренних проблем, ради которых делались уступки Горбачевым и Шеварднадзе, не оправдались. С крушением соцлагеря и крахом СССР произошел распад биполярной системы, на которой базировалась стабильность в мире.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: