Тема 18. Современная экономическая ситуация в России

После изучения данной темы следует ответить на следующие вопросы:

1. В чем суть налоговой реформы В. Путина?
2. Какие задачи решило принятие бюджетного кодекса при В.В.Путине?

3. В чем смысл новой волны приватизации при В.В.Путине?

4. Какие последствия для страны имело принятие земельного кодекса 2001г.?

5. Какие задачи преследовали социально-экономические реформы 2000-х, выполнены ли они?

6. Зачем был создан Стабилизационный фонд и какие задачи он обеспечивал?

7. Почему произошел экономический рост в 2000-е?

8. Какие экономические проблемы не удалось решить руководству страны?

9. Как правительство выходило из кризиса 2008-го г.?

10. Какие идеи статьи «Россия, вперед!» опередили свое время?

11. Что такое модернизация? Цифровая экономика? Инновации?
От руки напишите эссе по плану



Правила написания эссе.

- Объем эссе не должен превышать 3-5 страниц.

- Необходимо писать коротко и ясно.

- Необходимо проявить навыки критического мышления, чтобы построить и доказать собственную позицию, на основе приобретенных знаний и самостоятельного мышления.

- Структура эссе должна включать следующие обязательные разделы:

Введение.

1. Моя позиция (суть и обоснование выбора выбранной темы).

Основная часть

2. Краткое обоснование (аргументированное раскрытие темы на основе данного материала).

3. Возможные возражения (аргументированное раскрытие противоречий и возможных возражений оппонентов темы).

4. Доказательство правильности моей позиции (более аргументированное раскрытие темы на основе возможных возражений и противоречий).

Заключение

5. Вывод (обобщения и выводы).

Во введении (Моя позиция) важно правильно сформулировать вопрос, на который студент собирается найти ответ в ходе своего размышления.
Во введении рекомендуется, также, давать краткие определения ключевых терминов, при этом, их количество не должно превышать трех-четырех терминов.

Основная часть (Краткое обоснование, Возможные возражения, Доказательство правильности моей позиции) содержит теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:
Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость.

В з аключении (Вывод) показывается значение рассматриваемой проблемы, делаются выводы и заключения, а также показывается взаимосвязь с другими проблемами.

При цитировании использованных при подготовке первоисточников применяются соответствующие правила цитирования (текст цитаты берется в кавычки и дается точная ссылка на источник, включая номер страницы).

Тематика эссе:

«Цифровизация – это благо или зло?»;

«Земельный вопрос в России»;

«Пенсионный вопрос в России»;

«Крупнейшие реформы современной России: цели и итоги»

 

По инициативе президента Путина В.В. была осуществлена в 2001 г. налоговая реформа. Введен 13%-ный налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. Общее число налогов сократилось в 3,6 раза (с 54 до 15). За период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35% до 27,5%. Реформа стимулировала экономический рост и повысила уровень доверия между государством и налогоплательщиками, государством и бизнесом.

1 января 2000 г. вступил в силу Бюджетный кодекс. Налоговая реформа улучшила ситуацию с поступлением налогов в бюджет. 90% расходов бюджета стали покрываться за счет регулярных налоговых поступлений, чего ранее не наблюдалось. С 2002 г. бюджет страны стал профицитным.

Был принят ряд законов по поддержке малого и среднего предпринимательства. С 2000 г. стали регулярно разрабатываться и уточняться программные документы социально-экономической политики на один и на три года. В 2002 г. было положено начало процессу среднесрочного бюджетного планирования.

В декабре 2001 г. был принят закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно закону, депутаты получали контроль за собственностью естественных монополий, правительство осуществляло планирование и общее руководство процессом приватизации, президент формировал перечень стратегических предприятий и определял возможность их приватизации. Шло поэтапное разгосударствление ряда отраслей экономики. Продолжилось формирование крупных монополий в газовой и нефтяной отраслях, электроэнергетике.

Земельный кодекс (2001 г.) и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (2002 г.) должны были решить проблему формирования земельных отношений.

Высокие мировые цены на нефть в 2000-х гг. позволили правительству рассчитаться с международными кредитными организациями и решить ряд социальных задач. К концу 2003 г. внешний долг России сократился примерно на 15%. Увеличился приток в экономику страны иностранного капитала с 11 млрд долл. в 2000 г. до 120 млрд долл. в 2007 г.

Был проведен ряд важных социально-экономических реформ: пенсионная (2002 г.), банковская (2001-2004 гг.), реформы трудовых отношений. Для повышения уровня жизни увеличивались пенсии по старости, инвалидности, размер минимальной оплаты бюджетников. В 2,5 раза выросли реальные доходы и пенсии. Но их размер оставался еще на достаточно низком уровне. В 2 раза в 2000-2004 гг. сократилась безработица. В бюджете 2002 г. было предусмотрено превышение расходов на образование над затратами на оборону.

В мае 2003 г. в Бюджетном послании Федеральному собранию президент Путин поставил задачу создания Стабилизационного фонда РФ с целью обеспечения стабильности экономического развития страны. 1 января 2004 г. Стабилизационный фонд был сформирован.

Произошли изменения в экономическом положении страны. Наметился экономический рост - в среднем 4-6% прироста ВВП в год. Страна вышла из полосы затяжного финансового кризиса и прекратила внешние заимствования. Тремя важными итогами деятельности нового руководства в 2000-2004 гг. стали: 1) укрепление государственной власти; 2) макроэкономическая стабилизация; 3) наметившаяся консолидация политической элиты на федеральном и региональном уровне.

Однако новому руководству страны не удалось решить такие экономические проблемы, как создание в стране эффективного малого бизнеса и среднего класса, механизма перелива капиталов из сырьевых, экспортно-ориентированных отраслей в секторы, работающие на удовлетворение внутреннего спроса. Сохранилась зависимость от экспорта сырья и полуфабрикатов. О сохранении черт переходной экономики свидетельствовали: неразвитый рынок труда; низкая заработная плата; неравенство в оплате труда и низкая его производительность; сохранение практики выплат "черных зарплат"; перекос в оплате труда в частном и государственном секторах.

В 2001 и 2002 гг., когда в стране был собран огромный урожай зерновых, потребовались экстренные меры для спасения отечественных фермеров от перепроизводства и падения цен на зерно. Были проведены в 2001-2003 гг. государственные закупочные интервенции, которые позволили урегулировать рынок зерна. Однако сохранялись трудности с экспортом: квоты ЕС на экспорт, проблемы с портовой инфраструктурой, несоответствие национальных стандартов качества зерна международным. Для решения этих проблем были сокращены неадресные дотации сельскому хозяйству, появилось льготное кредитование, увеличились поставки техники селу по лизингу.

Россия в 2008-2012 гг.

В декабре 2007 г. кандидатом в Президенты РФ от партии "Единая Россия" на предстоящих в 2008 г. очередных президентских выборах по инициативе В. В. Путина был выдвинут Дмитрий Анатольевич Медведев, первый заместитель председателя Правительства РФ, куратор приоритетных национальных проектов. 2 марта 2008 г. в ходе президентских выборов он был избран на пост Президента РФ, набрав в первом туре 70, 28 % голосов.

Вступая в должность президента, Д. А. Медведев заявил, что считает своей приоритетной задачей дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод, создание новых гражданских возможностей. Он подписал ряд законов и указов, напрямую касающихся социальной сферы: Федеральный закон, предусматривающий обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета всех нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны до мая 2010 г., Указ "О мерах по развитию жилищного строительства" и др.

Президентство Д. А. Медведева начиналось в условиях разразившегося мирового финансового кризиса 2008 г., который оказал негативное влияние на российскую экономику. Наличие значительного внешнего долга отечественных компаний способствовало развитию кризиса. На начало октября 2008 г. он достигал в совокупности 527 млрд долл. Вторым негативным фактором, стимулировавшим кризис, стало резкое падение в середине июля 2008 г. цен на нефть.

В сентябре-октябре 2008 г. правительство России во главе с В. В. Путиным приняло первые антикризисные меры. Поддержка крупнейших банков и корпораций осуществлялись по двум каналам: во-первых, за счет предоставления ликвидности в виде кредитов и, во-вторых, прямых финансовых вливаний в банковскую систему. Расходы бюджета на эти меры превысили 3% ВВП.

8 ноября 2008 г. был утвержден подготовленный в соответствии с поручением президента Д. А. Медведева "План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики". 19 июня 2009 г. он подписал новую антикризисную программу, приоритетными направлениями которой являлись меры по выполнению социальных обязательств государства перед гражданами страны, государственной поддержке промышленности и финансовой системы, развитию инноваций. В 2010 г. на антикризисную поддержку российских регионов было выделено более 1 трлн руб. Принятые меры способствовали стабилизации хозяйственных процессов. 30 декабря 2009 г. глава правительства отметил, что активная фаза российского экономического кризиса преодолена. По итогам 2010 г. по темпам роста ВВП (2,9%) и роста промышленного производства (5,8%) Россия вышла на 2-е место среди стран "Большой восьмерки", отстав только от Японии.

Вызовом президенту Медведеву стал расцвет коррупции на всех уровнях власти и управления. Выступая на заседании Совета по противодействию коррупции 30 сентября 2008 г., он был вынужден констатировать, что "Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь в нашем обществе". Другой проблемой являлась беззащитность людей, падение жизненного уровня.

Осенью 2009 г. в статье "Россия, вперед!" президент провозгласил курс на "модернизацию", подразумевавший более широкое политическое содержание, нежели модернизация только сферы экономики.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: