Уровни межкультурной коммуникации

Уровни межкультурной коммуникации выделяют исходя из характера субъектов коммуникации:

● Глобально-цивилизационный уровень включает взаимодействие цивилизаций, культуры которых объединяет тот или иной признак (или признаки). Например, это взаимодействие между европейской и латиноамериканской цивилизациями.

● Региональный – возникает в результате длительной коммуникации между народами в пределах определенной историко-географической зоны.

● Межгосударственный/межнациональный – существует между государствами и народами.

● Внутригосударственный/межнациональный (межэтнический) – происходит внутри государственных образований между этническими общностями.

● Субъектно-личностный – коммуникация между индивидами, относящимися к разным культурам.

Межкультурная коммуникация может осуществляться и на уровне повседневной культуры, в специализированных сферах социокультурной практики (в контексте социокультурной практики – от специализированного (профессионального) уровня к уровню обыденной культуры).

Уровни межкультурной коммуникации выделяют также и на основе других критериев, например географически-цивилизационного. Тогда выделяют макроуровень и микроуровень межкультурной коммуникации.

Макроуровень включает взаимодействие как между так называемыми макрокультурами (европейской, американской, латиноамериканской, африканской и т. д.), так и между государствами, составляющими эти макрокультурные образования. Внутри макрокультур обнаруживаются и межкультурные различия, и общие черты. Они обусловливаются историческими, конфессиональными и другими факторами. Между макрокультурами существуют глобальные отличия, которые влияют на их коммуникацию. К формам межкультурной коммуникации на макроуровне следует отнести: аккультурацию, ассимиляцию, интеграцию.

Микроуровень представляет собой межкультурное взаимодействие внутри локальных образований – государств, этносов, наций, социальных групп.

Межкультурная коммуникация на микроуровне осуществляется в нескольких формах.

● Межкультурная коммуникация между представителями разных социальных групп. Каждая культура и общество дифференцированы по социальной принадлежности и статусу, демографическому критерию, по профессиональному признаку, уровню полученного образования и т. д., что создает почву для образования субкультур. Так, в детской, молодежной субкультурах, субкультурах врачей, менеджеров, рабочих, крестьян будут существовать свои модели мировоззрения и поведения, несмотря на принадлежность к одной, «материнской» (например, национальной) культуре. Установки представителей этих субкультур могут отличаться от доминирующей культуры. Если эти отличия оппозиционны к основной культуре, субкультурные образования приобретают характер контркультуры, а коммуникация между ними и доминирующей культурой будет контркультурной.

● Межэтническая и межконфессиональная коммуникация – это взаимодействие между представителями различных этнических и конфессиональных групп. Межэтническая и межконфессиональная коммуникация как взаимодействие между субъектами, представляющими разные народы (этнические группы) и разные конфессии, может рассматриваться как коммуникация на микроуровне в том случае, если эти лица входят в состав единого государства. В иных случаях это будет уже макроуровень взаимодействия культур.

● Коммуникация между городскими и сельскими жителями определяется различиями в стиле и темпе жизни, особенностями межличностных отношений, разной «жизненной философией».

● Межкультурная коммуникация в деловой культуре детерминируется рядом специфических традиций и правил, вызванных межкультурными различиями, существующими в корпоративных культурах.

Понятие и сущность аккультурации.

Исследованием процессов аккультурации стали заниматься в начале XX в. американские культурные антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц.

На первом этапе они рассматривали аккультурацию как результат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался в изменении исходных культурных моделей в обеих группах (в зависимости от удельного веса взаимодействующих групп).

Считалось, что данные процессы происходят автоматически, при этом культуры смешиваются, и достигается состояние культурной и этнической однородности. Разумеется, реально менее развитая культура изменяется намного больше, чем развитая. Результат аккультурации также ставился в зависимость от относительного веса (числа участников) взаимодействующих групп.

Именно в рамках этих теорий возникла концепция Америки как плавильного котла культур, согласно которой культуры народов, приезжающих в Америку, смешиваются в этом котле, и в итоге образуется новая однородная американская культура.

Постепенно исследователи отошли от понимания аккультурации только как группового феномена и стали рассматривать ее на уровне психологии индивида.

Согласно новым представлениям, процесс аккультурации трактовался как изменение ценностных ориентации, ролевого поведения, социальных установок индивида.

В настоящее время термин «аккультурация» используется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (культуры-донора).

Исследования в области аккультурации особенно интенсифицировались в конце XX в. Это связано с настоящим миграционным бумом, который переживает человечество и который проявляется во все возрастающих обменах студентами, специалистами, а также массовых переселениях. По некоторым данным, сегодня в мире вне пределов страны своего происхождения проживает более 100 млн человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: