Япония в постоккупационный период (1952 – сер. 1960-х годов)

Заключение Сан - Францисского мирного договора покончило с периодом оккупации – возвращение Японии суверенитета стало важным рубежом в жизни страны и открыло новый этап ее развития. В то же время рост политической самостоятельности привел к усилению тенденции консерватизма попыток правящих кругов пересмотреть некоторые демократические завоевания и реанимировать старые порядки.

Возрождались широко известные прежде финансово – промышленные группы, изменившие свою организационную структуру, но по-прежнему пытающиеся контролировать экономический мир Японии. Была проведена амнистия лицам, подвергшимся чисткам в послевоенное время. Были усилены полицейские законы, ограничены права на проведение демонстраций. Уже в августе 1952 г. премьер Есида объявил в одной из речей, что целью правительства является создание новой японской армии.

С этого времени на долгие годы сложился политический механизм Японии, возглавлявшийся объединённым лагерем консерваторов и имевшим прочный противовес в виде ряда прогрессивных партий и прежде всего Социалистической партии Японии (СПЯ).

В качестве лидера единой ЛДП (Либерально – демократическая партия) премьер – министр Хатояма сформировал свой третий кабинет. Единство консервативного лагеря, успешное развитие преодолевшей кризис экономики страны, позитивные изменения на международной арене позволили правительству Хатоямы проводить самостоятельный по отношению к США курс. И несмотря на сложные переговоры с Москвой и прямое противодействие США, в октябре 1956 г. была подписана совместная декларация СССР и Японии, провозгласившая восстановление мира и заложившая основу для нормализации взаимоотношений. Выполняя свои обещания, данные в ходе переговоров, СССР поддержал просьбу Японии о вступлении в ООН и в декабре 1956 г. она стала членом этой организации.

Внешняя политика Японии в эти годы существенно активизировалась, хотя по-прежнему следовала внешнеполитического курса США. В самой Японии большой размах приняли антиамериканские настроения. В 1956 г. в стране находилось 657 военных объектов США, занимавших немало плодородных земель и затруднявших жизнь мирного населения.

По этим обстоятельствам, а также в связи с усилением военной мощи СССР, вследствие чего Япония могла в случае американосоветского конфликта стать объектом ответного удара, росло всеобщее недовольство «договором безопасности» с США. Движение против этого договора приобретало всенародный характер и стало эффективным оружием оппозиции в борьбе против консервативных кабинетов. Поэтому правительством был подготовлен и подписан в январе 1960 г. новый договор, придавший американо -  японским политическим отношениям характер военного союза. Япония брала на себя заметную ответственность за стратегию США на Дальнем Востоке, могла вести совместно с ними вооруженные действия, предоставляла для американцев базы на своей территории. Токио взял на себя обязанность наращивать свой военный потенциал, в связи с чем США обещали экономическое сотрудничество в производстве вооружений.

С учетом присоединения Японии в качестве союзника к военно-политическому курсу США в Азии и предоставления американцам обширных прав на использование японской территории в военных целях правительство СССР аннулировало свои обещания о возможной передаче Японии двух островов Южных Курил.

С 1960- х годов существенно возросла экономическая мощь Японии, выдвинувшейся к 1970 г. на второе после США место в капиталистическом мире, что привело к росту противоречий в этой сфере с США и развитыми государствами Западной Европы. В это же время окончательно сформировалась так называемая «полутора партийная система».

Новый кабинет, возглавленный Икэда Хаято, принадлежавший к числу наиболее видных консервативных политиков, учел как ошибки своих предшественников, так и новые возможности, открываемые ускоренным экономическим ростом. Икэда стремился проводить гибкий внутриполитический курс и снизить накал классовых столкновений путем разного рода диалогов противоположных сил. Эта тактика, направленная на внутриполитическую стабилизацию общества, получила название политики, «проводимой в согнутом положении» (тэйси- сэй).

Не изменяя основных ориентиров внешней политики, кабинет Икэды большое внимание стал уделять расширению связей со странами Азии, в том числе путем выплаты репараций тем из них, которые пострадали от японской оккупации. Зачастую эти репарации выплачивались в виде целевых сумм на строительство промышленных предприятий и объектов инфраструктуры и помогали японскому капиталу закрепиться на рынках азиатских государств.

После кризисных явлений 1953—1954 гг. в Японии начался экономический подъем, получивший наименование «процветание Дзимму». Он продолжался до 1957 г. и оказал значительное влияние на формирование структуры послевоенной экономики страны. Одним из основных факторов, подъема японской экономики в эти годы стало массовое обновление основного капитала. Другой важной причиной быстрого развития явилось наличие высококвалифицированной рабочей силы, оплачиваемой гораздо ниже, чем в США и странах Западной Европы. Росту производства способствовало также расширение внутреннего рынка, вызванное последствиями земельной реформы и ростом доходов городского населения в результате упорной стачечной борьбы.

Характерной чертой японского экономического роста стало заимствование иностранных научно - технических достижений. Япония не только импортировала новейшую технику, но и перешла к широкой закупке патентов и лицензий на технологии, экономя тем самым время и средства на научно - технических исследованиях.

Определенное влияние на экономические процессы оказывало государственно - монополистическое регулирование. В совокупности все эти факторы обеспечили высокие и устойчивые темпы развития. Так, в 1956 г. валовой национальный продукт вырос по сравнению с предыдущим годом на 13%, а промышленное производство - на 22%. Наиболее высокие темпы роста имели машиностроительная, судостроительная, текстильная, химическая и энергетическая отрасли.

Вместе с тем экономические успехи Японии не приводили к спаду активной забастовочной борьбы. В Японии сохранялась сложная структура заработной платы трудящихся, которой были присущи большие различия в зависимости от отрасли промышленности, размера предприятия, стажа работы. В этот период средняя месячная заработная плата занятых в добывающей промышленности составляла около 17 тысяч йен, а в обрабатывающей — около 15 тысяч йен при прожиточном минимуме в 20 тысяч йен на семью. Поэтому характерной чертой внутриполитической обстановки были так называемые ежегодные «весенние наступления» трудящихся, принимавшие год от года все более массовый характер.

Осенью 1964 г. премьер- министр Икэда в связи с болезнью вышел в отставку, после длительной борьбы внутри ЛДП роль лидера была отдана Сато Эйсаку, поддержанному деловыми и финансовыми кругами Японии. От него ожидали объединения противоборствующих фракций внутри партии и проведения более жесткого курса в борьбе с набирающим силу влиянием оппозиции. Кабинет «Сато» стал высказывать мысль о необходимости пересмотра конституции для создания благоприятных условий для перевооружения Японии и наступления на права трудящихся. Стали раздаваться призывы к уничтожению всех последствий поражения в войне.

Таким образом, потерпевшая сокрушительное поражение во Второй мировой войне Япония приступила к радикальным экономическим и политическим реформам, которые дали реальный импульс возрождению страны и ее экономики.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: