Какие идеи данных мыслителей Вы разделяете, а что вы можете подвергнуть критике? Аргументируйте свой ответ

Актуальность концепций Г. Гроция / Б. Спинозы.

Первой концепцией которую я хочу разобрать является «Учение о праве».  Мировоззренческая основа его правовой доктрины опирается на тезис о том, что все люди от рождения равны и наделены природой естественными страстями, стремлениями, разумом. Основываясь на этом положении, Гроций вводит в научный оборот новое понимание права: право есть совокупность предписаний человеческого разума, без которых невозможно существование самого индивида. Потребность в праве обусловлена природой человека: внутренне присущим каждому индивиду стремлением к спокойному общению с себе подобными; способностью человека руководствоваться в этом общении разумом. Однако присущая каждой личности склонность к совместной жизни, природная общительность людей нуждаются в социальных регуляторах, которые опосредуют подобное взаимодействие. Такими регуляторами выступают предписания естественного права, представляющие собой требования человеческого разума. В этом смысле право рассматривалось как набор правомочий индивида, закрепленных в социальных нормах.

Общие проблемы права, правообразования, его источников, механизма реализации правовых норм Гроций переносит на анализ отношений между государствами. Принципы равенства, сотрудничества и взаимопомощи должны составлять, по мнению ученого, основы нового мирового порядка. Он считается одним из создателей основополагающих принципов международного права. Как полагал Гроций, в основе международных отношений должны лежать справедливость и соображения пользы всех государств. Эти принципы закрепляются и внешне выражаются в нормах права (право народов), которые создаются соглашениями между государствами. Право народов не должно противоречить естественному праву. Он допускал, что решение определенных вопросов в отношениях между государствами возможно не на основе права народов, а с помощью силы, т.е. войн.

Следующим учением что я разберу будет - «Учение о государстве». Основываясь на теории естественного права, Гроций одним из первых стал развивать договорную теорию возникновения государства. Он отрицал Божественный Промысел в создании государства, полагая, что «первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть».

Источником, побудившим людей к созданию государства, являлось их стремление к общению, которое направлялось разумом человека. В основе государства как общественного договора лежат отношения господства и подчинения, которые складываются между монархом и подданными. Сущность государства Гроций видел в том, что это «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».

Государство заключает договор между народом и носителем государственного суверенитета. Гроций, с одной стороны, признавал законной любую форму правления, в которой источником власти выступал общественный договор. С другой стороны, народ, избравший определенную форму правления, должен повиноваться правителям и без их согласия не может изменить данную форму правления.

Таким образом, по-прежнему актуальными остаются написанные почти четыре века назад слова ученого: «Подобный труд тем более необходим, что ни в нашем веке, ни в прежнее время не было недостатка в таких людях, которые столь презрительно относятся к этой отрасли права (международного), как если бы не существовало ничего, кроме ее пустого названия».

Какие идеи данных мыслителей Вы разделяете, а что вы можете подвергнуть критике? Аргументируйте свой ответ.

Я разделяю взгляды Гроция на общество, религию, государство и право. Гроций был сторонником полной веротерпимости, резко выступал против религиозного фанатизма и религиозных войн, считая религию частным делом любого человека. 

Несмотря на весь рационализм политико-правового учения Гроция, оно носит достаточно умозрительный характер, что проявляется в обильном цитировании работ известных мыслителей в противовес анализу реальных фактов и событий. По этой причине многие практически значимые вопросы о пределах вмешательства государства в жизнь индивида и общества, о соотношении источника и носителя государственного суверенитета, о наиболее эффективной форме правления остаются без ответа. Однако это не умаляет очевидных достоинств оригинальной политико-правовой доктрины Гроция.

Гроций во многом предвосхитил свое время. В XX в. идеи великого голландца легли в основу Женевских и Гаагских конвенций о военных преступниках, многих документов и решений ООН. В своих рассуждениях ученый опирается на здравый разум.

По его концепции, источником естественного права является именно разумная природа человека, т. е. присущее человеку стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению с себе подобными. Мне это также близко. По его мнению власть не должна принадлежать кому либо, а являться необходимой договоренностью между всеми людьми, каждый в такой структуре принимает решение влияющее на всю структуру. Также Гроций разделял войны на справедливые и несправедливые. Мыслитель осуждал несправедливые – захватнические войны и считал, что их зачинщики должны нести ответственность. Если же война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчиняться принципам естественного права. Справедливыми он считал войны оборонительные. По Гроцию, всякая война должна вестись с учетом требований и принципов международного права, которое фактически обладает верховенством но отношению к правовым системам отдельных государств. В его взглядах я согласен со всем, он описывает идеальную структуру, аналог коммунизма. Но по Гроцию власть, так или иначе, принадлежит избранной группе лиц, а это заведомо неверно, так как они все равно проследуют свои цели, а не цели общества.

Дополнительные вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: