Значение законов для государства

Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе это положение гуманистично: человек и общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, грубых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение невозможно без оснований, указанных в законе. Человек не может жить вне государства. Все его существование от рождения и до смерти подчинено выполнению определенной программы, которая заложена либо природой, либо Богом. Развитие государства как основного средства эффективного достижения указанной природной цели дало человечеству возможность расширить ряд своих целей, включив в него: благосостояние, комфорт, общественное признание, духовное развитие. Именно государство позволяет привести в исполнение все эти программные цели. Это позволило человеку оторваться от своих первоначально истинно природных целей и задач и выйти на новую, более высокую ступень развития. Однако, оправившись от завоеваний этой высоты, человеку пришлось столкнуться с конфликтом интересов внутри социума.

 «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чей-то властью»

Платон

Государство -- особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом, а закон -- набор правил или норм поведения, который определяет, предписывает или разрешает определённые отношения между людьми, организациями и государством, обеспечивает методы непредвзятого обращения с этими людьми, а также наказания для тех, кто не следует установленным правилам поведения. Закон в человеческом обществе контрастен и варьируется в зависимости от вероисповедания, поклонения и самобытности человека в его организации жизни. Если закон не будет иметь силы, то отношения между организациями и государством будут только приносить прибыль для одной стороны и это может привести к тому, что государству не будет оказываться поддержка, что ужасно повлияет на экономику и политику страны, а значит, может привести к развалу.

Немощи» государства, которые, по мнению Гоббса, ослабляют его и ведут к распаду.

Делить власть — значит разрушать ее, доказывает философ, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга. Предостерегает Гоббс и против попыток изменений установленной формы правления, в основе которых лежит подражание соседним народам или античным образцам. С особым рвением он нападает при этом на тех людей, которые, начитавшись книг древних авторов, воображают, будто великое преуспевание греков и римлян было обусловлено «их демократической формой правления» (3, II, 340), и на этом основании выступают против монархии.

Разрушаются государства, по мнению Томаса Гоббса, в некоторых случаях. Хотя ничто, сотворенное смертными, не может быть бессмертно, однако, если бы люди руководствовались тем разумом, на обладание которым они претендуют, их государства могли бы быть, по крайней мере, застрахованы от смерти вследствие внутренних болезней. Томас приводит несколько причин распада государства.

· 1. Недостаточность абсолютной власти. Человек, добившийся королевства, довольствуется иногда меньшей властью, чем та, которая необходима в интересах мира и защиты государства. Из этого вытекает следующее: когда такому королю приходится в интересах безопасности государства использовать и те права, от которых он отказался, то это имеет видимость незаконного действия с его стороны, побуждающее огромное число людей (при наличии подходящего повода) к восстанию;

· 2. Частные суждения о добре и зле. Каждый отдельный человек есть судья в вопросе о том, какие действия хороши и какие дурны. Это верно в условиях естественного состояния, когда нет гражданских законов, а при наличии гражданского правления в тех случаях, которые не определены законом. Во всех же других случаях ясно, что мерилом добра и зла является гражданский закон, а судьей законодатель, который представляет государство;

· 3. Совесть может быть ошибочной. Все, что человек делает против своей совести, есть грех. Однако с человеком, живущим в государстве, дело обстоит не так, ибо закон есть совесть государства;

· 4. Мнение о том, что суверен подчинен гражданским законам. По Гоббсу это является ошибочным мнением. Ставя законы над сувереном, тем самым ставит над ним и судью, и власть, которая может наказывать, что, значит, делать нового суверена, и на том же основании третьего, чтобы наказать второго и так дальше до бесконечности, что должно вести к разрушению и разложению государства;

· 5. Приписывание абсолютного права собственности подданным. Каждый человек обладает абсолютным правом собственности на свое имущество, исключающим право суверена;

· 6. Учение о делимости верховной власти. Делить власть государства, значит разрушать его, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга;

· 7. Подражание соседним народам;

· 8. Популярность отдельных лиц;

· 9. Недостаток денежных средств;

· 10. Свобода высказываний против верховной власти производит беспокойство в государстве;

· 11. Распад государства и поражение в войне.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: