Структура и инфраструктура рынка

План лекции

Условия возникновения, роль и функции рынка.

Структура и инфраструктура рынка.

Классификация рынков.

Условия возникновения, роль и функции рынка.

Появление общественного разделения труда, возникшего между скотоводческими и земледельческими племенами, а также повышение производительности и эффективности общественного производства привели к необходимости обмена продуктами этого труда. Изначально рынок означал свободную розничную торговлю продуктами и товарами хозяйственного обихода в специально отведенных местах, на больших площадях и оживленных улицах, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступали деньги. За проданный товар получали деньги и на них приобретали необходимый товар. Такой процесс регулирования производства, спроса, предложения и потребления стал эффективным.

Обмен может осуществляться в двух формах:

1) бартер (обмен товара на товар);

2) товарно-денежный обмен, состоящий из двух фаз:

а) фаза покупки;

б) фаза продажи.

Товарно-денежный обмен является более прогрессивной формой обмена, так как имеет целый ряд преимуществ:

1) сокращает время обмена;

2) сокращает издержки при обмене;

3) измеряет стоимость товара наиболее точно.

 

Обмен составляет основу рыночного механизма.

 

Возникновение и развитие рынка можно определить следующими причинами:

1. Общественное разделение труда – экономическое сотрудничество людей, при котором они выполняют строго определенные виды работ, т. е. специализируются. Разделение труда ведет к росту его производительности, что позволяет не только удовлетворять потребности производителя в собственном продукте, но и создавать излишки товаров, которые можно обменивать.

Истории известны три периода общественного разделения труда:

1) отделение скотоводства от земледелия;

2) выделение ремесла в отдельную отрасль;

3) формирование купечества.

После этого произошло разделение производства на различные подотрасли.

2. Ограниченность ресурсов, которая преодолевается людьми через обмен на рынке одного продукта на другой.

3. Экономическая обособленность производителей, которая обусловлена частной собственностью.

4. Свобода конкуренции, т.е. стремление каждого участника рынка к обеспечению своих экономических интересов.

Описывая рыночный механизм, следует особо охарактеризовать его функции:

1) регулирующая функция – через механизм спроса и предложения, закон стоимости рынок устанавливает (регулирует) необходимые пропорции в экономике;

2) стимулирующая – через цену рынок стимулирует развитие НТР, снижение затрат производства, повышение качества товаров и услуг и т.д.;

3) информирующая – через изменяющиеся цены рынок сообщает предпринимателям о текущем состоянии экономики;

4) ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции среди покупателей и продавцов;

5) посредническая состоит в том, что рынок напрямую соединяет продавцов и покупателей, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке свободной купли-продажи товаров, свободных цен, свободной игры спроса и предложения;

6) социальная – рынок обеспечивает социальную справедливость через выполнение государством своих функций;

7) санирующая (оздоровительная) – рынок поощряет эффективного предпринимателя и вынуждает уйти нежизнеспособного.

 

Структура и инфраструктура рынка.

Изучая рыночный механизм, необходимо различать субъекты (физические и юридические лица) и объекты (все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи) рынка.

 

    Рыночное хозяйство - это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве и обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка

Рынок - это система экономических отношений, основанная на взаимодействии товарного и денежного обращения. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту конкретного товаропроизводителя.     

Рынок имеет субъективно-объективную структуру, то есть субъекты рынка преследуя свои цели, взаимодействуют по поводу объекта.


   Рис. 1. Схема субъективно-объективной структуры рынка

Объектами рынка являются товар и деньги, земля, природные ресурсы, труд и капитал, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии и т.д.

Субъектами рынка являются:

Домашнее хозяйство самостоятельно распоряжается принадлежащим ему имуществом, принимает решения для удовлетворения потребностей семьи, воспроизводит рабочую силу. 

 

Предприятие производит товар, используя факторы производства. Стремится к увеличению прибыли и самостоятельно принимает решения о производстве и реализации своей продукции.

Банк - финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы.

 Государство - это сеть учреждений и институтов, осуществляющих юридическую и политическую власть, контроль над хозяйствующими субъектами для обеспечения блага общества.

 

Инфраструктура рынка – это система организаций и предприятий,обслуживающих рыночную экономику и обеспечивающих свободное движение товаров и услуг.

В инфраструктуре выделяют:

1) организационную базу (фирмы, посреднические организации и т. д.);

2) материальную базу (складское и товарное хозяйство, транспорт и т. д.);

3) кредитно-расчетную баз у (банки, страховые фирмы и т. д.);

4) государственные финансы;

5) с истему законодательства, регулирующую правовые отношения рыночных субъектов (представлена на рынке юридическими, консалтинговыми (консультационными) компаниями и т. д.);

6) кредитную систему, включающую банки, страховые компании, фонды профсоюзов, имеющих право коммерческой деятельности.

В качестве элементов инфраструктуры можно выделить:

1) ярмарки – рынки широкого значения, где осуществляется распродажа многих (одного) видов товаров;

2) аукцион – продажа товаров в установленном месте тому покупателю, который предлагает самую высокую цену;

 3) биржу – место заключения сделок по контракту.

       

3. Классификация рынков

Сведём классификационные признаки и типы рынков в следующую таблицу.

 Таблица 1. Классификационные признаки и типы рынков.

 

Признаки классификации Типы рынков
По экономическому назначению. Рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, рынок инвестиций, финансовый или денежный рынок.
По географическому положению. Местный рынок, областной (региональный) рынок, национальный рынок, мировой рынок.
По степени ограничения конкуренции. Свободный рынок, монополистический, олигополистический (oligo - власть, polis - несколько; власть нескольких),
По отраслям. Автомобильный, компьютерный, строительный, продуктовый рынок, и другие.
По характеру продаж. Оптовый и розничный рынки.

 

 

Каждая из представленных групп в свою очередь делится на самые разнообразные: системы, подсистемы, секторы, подсекторы и т. д.

Так, например, рынок товаров и услуг включает в себя рынки продовольствия, автомобилей, одежды, обуви, жилья и т. д., а рынок продовольствия можно разделить еще на секторы: сектор овощей, фруктов, мяса, рыбы, молочных, мучных изделий и т. д.

Рынок средств производства – это рынки электроэнергии, земли, оборудования и т. д.

Рынок информации – это рынки научно-технических разработок, ноу-хау и т. д.

Финансовый рынок – это рынок ценных бумаг, кредитов, ссуд и т. д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: