Законспектировать лекцию и ответить на вопросы

1. Назовите основные причины возникновения рынка.

2. Какие функции выполняет рынок в экономической системе?

3. Назовите основные субъекты рынка. Как они взаимодействуют между собой по поводу объектов рынка?

4. Что входит в понятие рыночной инфраструктуры?

5. Какие виды рынков вы знаете? Перечислите их.

 

Дата: «__10 ___»______04_______2020 г.

Курс:   2

Преподаватель: Клиновая Е.П.

Предмет: Экономическая теория

Занятие: Лекция №4  

Тема:     Спрос и предложение. Ценообразование в условиях рынка   

 

План лекции

2. Спрос и предложение как основные категории рынка.

3. Ценообразование в условиях рынка. Равновесная цена.

 

            1. Спрос и предложение как основные категории рынка.

      Настоящим экономистом может стать даже попугай, если научится говорить слова «спрос» и «предложение». Это, разумеется, шутка, но в каждой шутке есть доля правды. Именно действие законов спроса и предложения выступают в качестве «невидимой руки», которая регулирует развитие рыночной экономики.

 Платежеспособный спрос - это потребность товаров, обеспеченная денежными средствами покупателя. Величина спроса -вещь непостоянная. Она может меняться из-за изменения цен, доходов, предпочтений. Причём это касается не только конкретного человека, но и общества в целом. В этом случае мы говорим об изменении совокупного спроса.

  Закон спроса: чем ниже цена, тем выше спрос. Между ценой и количеством купленного товара существует обратная зависимость.

Закон спроса иллюстрируется кривой спроса.

 

      На рисунке 1. Q - объём спроса, P - цена.

    

       В основе закона спроса лежит:


Здравый смысл.

2. Принцип убывающей предельной полезности, согласно которому, каждая последующая единица данного вида товара приносит всё меньше и меньше удовольствия и поэтому покупатель приобретёт дополнительную единицу этого товара при условии, что цена на него снизится.   

      Факторы, влияющие на спрос:

1. Доходы потребителей. С их ростом товар могут купить те, кому он раньше был недоступен, на графике кривая спроса сдвигается вправо. (И наоборот, при снижении доходов спрос уменьшается, кривая сдвигается влево)

2. Потребительские ожидания (если вы считаете, что в ближайшее время цена на какой-то товар вырастет, вы предпочтёте купить его сейчас, даже если вам придётся залезть для этого в долги. Если то же самое подумают и другие потребители, то возникнет ажиотажный, спекулятивный спрос. Он сам по себе может стать причиной повышения цен.);

3. Число покупателей (чем больше покупателей, тем выше спрос);

4. Вкусы и мода (чем более модный товар, тем выше спрос);

4. Цены на товары-заменители (более дешёвые товары начинают заменять  более дорогие, сходные по использованию)

5. Географическое положение, сезон. Например, спрос на летние футболки в июне может оказаться гораздо выше, чем на те же футболки к началу учебного года.

 

      Предложение - это количество товаров, реализуемое производителем на рынке. То есть этото количество товаров, которые производитель готов изготовить и продать при определённом уровне цен.

     Закон предложения: чем выше цена, тем больше объём предложения.  Между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая, но не пропорциональная зависимость.

Закон предложения иллюстрируется кривой предложения.

 

 

 

  На рисунке 2. Q - объём предложения, P - цена.

             

        Факторы, влияющие на предложение:

1. Количество товаропроизводителей (чем больше производителей, тем больше предложений);

2. Технология производства (чем современнее технология производства, тем больше объем производства и лучше качество товара);

3. Цена на экономические ресурсы (сырьё, материалы, энергия, топливо);

4. Налогообложение (чем меньше налоги, тем больше объем производства);

5. Политика государства. Оно может ограничить или запретить производство какого-либо товара.

2. Ценообразование в условиях рынка. Равновес ная цена.

    

  В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке складывается равновесная цена.

Если мы нарисуем в одной системе координат кривые спроса, предложения, то на пересечении этих кривых получим точку равновесия E, в которой спрос равен предложению.

 

 

    Рис. 3. Кривые спроса, предложения и точка равновесия.

      

             Точке E соответствует равновесная цена Pe и равновесный объём товара Qe. Это значит, что все покупатели, согласные на цену Pe, смогут купить нужный товар, и все производители, согласные на эту цену, продадут соответствующее количество товара. Рынок находится в равновесии.

      Если цена отклоняется от точки равновесия вниз (в точку P1), спрос превышает предложение. На рынке создаётся дефицит товаров в размере Q'd - Q''d. Если равновесная цена уходит от точки равновесия вверх(в точкуP2), то на рынке возникает излишек товара Q''s - Q's.

      Дефицит товара заставляет покупателей быстро раскупать товар, а это приводит к повышению цены. Излишек товара заставляет продавца снизить цену. Таким образом рыночное равновесие является устойчивым.

             Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. В цене товара фокусируются материальные интересы всех участников рынка. Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория.  

           Основные функции цены:

1. Измерительная. Это главная функция цены. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара.

2. Уравновешивающая. Выполняя эту функцию, цена стимулирует рост предложения при дефиците товара, «разгружает» рынок от излишков, сдерживая рост предложения и делает это автоматически, без вмешательства государства.

3. Информационная. Рыночная цена несет в себе основную информацию о потребностях и спросе, о дефиците или излишках.

4. Направляющая (ориентирующая). Эта функция цены основана на способности рыночной системы (посредством изменения цен) сигнализировать об изменении потребительских вкусов и вызывать надлежащую реакцию со стороны производителей и поставщиков ресурсов, что позволяет рынку саморегулироваться.

5. Учетная. По уровню цены можно судить об уровне затрат на производство той иди иной продукции.

6. Стимулирующая. Цена стимулирует производителя применять наиболее эффективные технологии в целях увеличения прибыли. С другой стороны, цена стимулирует потребителей искать пути оптимального использования своего ограниченного дохода.

7. Распределительная. Через цены происходит распределение товаров между потребителями, а ограниченных ресурсов между производителями.

8. Внешнеэкономическая. Цена выступает в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами. 

 

Отметим, что выполнение этих функций предполагает свободное движение цен, возможное только в условиях конкуренции на рынке. При инфляции или в случае монополизации рынка выполнение этих функций затрудняется или становится маловозможным, а в плановых экономиках цены и вовсе не могут выполнять ряд присущих им функций.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: