1. Практическая работа № 2 “Кто Я?”. (Записать в тетради)
И сейчас мы с Вами сделаем второе открытие, выполнив практическую работу по методике американских психологов Куна и Мак-Портленда “Кто Я?”
В течение 5 минут вы должны ответить на вопрос: “Кто Я?”, использовав для этой цели 10 слов или предложений. Здесь нет правильных или неправильных ответов, важных или неважных. Пишите их так, как они приходят вам в голову.
(Слайд 8)
Обработка результатов практической работы № 2:
- выберите социальные роли, которые вы выполняете (отметьте их любым знаком);
- личностные характеристики (интересы, привычки, умения);
- выберите характеристики, которые вам в себе нравятся (+) и не нравятся (-);
- посмотрите на свои ответы с точки зрения того, к какому времени они относятся.
Давайте сделаем вывод:
Как вы себя воспринимаете: как носителя социальных ролей или личных индивидуальных качеств, как вы к этому относитесь? Запишите его в тетрадь.
На первый взгляд очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы как раз и определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.
(Слайд 9)
Как вы думаете, для чего нужно человеку осознавать себя? Что это ему дает?
Осознание себя открывает перед ним как минимум четыре удивительные возможности:
· узнать себя;
· оценить себя;
· изменить себя;
· принять себя.
Оказывается, познать свое “Я” весьма не просто. Наш внутренний мир столь же сложен, как и внешний, онвключает в себя как бы три уровня, три этажа.
(Приложение 2)
(Слайд 10)
1 этаж - то, что осознается человеком, благодаря наблюдениям.
Это наша сознательная жизнь – наши переживания, мысли, мечты, желания, цели.
2 этаж - то, что происходит без осознания, но при желании может быть человеком осознано.
Неосознаваемые процессы - это стереотипы, привычки, описки, оговорки. Мы говорим в таких случаях: “сорвалось с языка автоматически”, “вышло само собой”, “сделал по привычке”.
3 этаж - то, что происходит бессознательно.
Бессознательная жизнь нашего Я – это наши страхи, желания, которым нет объяснения, неосознаваемые мотивы поведения, влечения, всплески необъяснимой памяти (дежавю).
(Слайд 11)
Познание себя действительно долгое, нелегкое, полное неожиданностей путешествие, в котором человек может встретить и трудности.
(Слайд 12)
Удобным окном во внутренний мир, познающей себя личности служит простая схема, которая называется “Окном Джохари”. Еще 60 лет назад два психолога Джозеф Луфт и Харри Ингхэм предложили свою модель, которая не утратила актуальности и сегодня. Собственно и название Джохари – это производное от имен психологов.
С помощью окна Джохари можно заглянуть в себя и попробовать найти свои слабые стороны и понять, как усилить сильные стороны.
Оно выглядит следующим образом:
Каждый человек несет в себе как бы четыре “пространства” своей личности.
развернуть таблицу
Я знаю, другие знают (арена) Это все то, что я и все знают обо мне - это наш открытый мир: социальные роли, черты характера, увлечения, отношения человека к разным явления жизни | Я знаю, другие не знают (видимость) это то, что мы тщательно скрываем от других (мысли, мечты, секреты, тайны, страх пред чем-то или кем-то) |
Я не знаю, другие знают (слепое пятно) это возможность увидеть “бревно в своем глазу”. Это то, что мы не хотим у себя замечать, на что закрываем глаза, это наша завышенная самооценка (привычка перебивать говорящего в середине слова) | Я не знаю, другие не знают (неизвестное) Скрытые потенциальные возможности развития, которые проявляются чаще всего в стрессовых ситуациях |
развернуть таблицу
Вывод. Цель человеческого развития попробовать расширить это окно, уменьшая “слепое пятно” и “неизвестное”.
То есть все зоны в идеале должны исчезнуть либо быть совсем маленьких размеров. А открытая зона должна быть максимально большой.
И вот какое еще одно открытие, которое мы сегодня сделаем.
(Слайд 13)
2. Практическая работа № 3 “Образ моего мира”
Давайте попробуем составить образ вашего мира.
Перед вами своеобразная схема модели вашего мира (Приложение 3), которую мы и заполним.
В каждый сектор впишите то, что непосредственно относится к вам лично (является частью ваших представлений о вас и об окружающем вас мире).
Передайте свой листок соседке по парте, а сами получите ее лист. Изучите его внимательно, и, подумав, впишите в среднюю часть листа одну или несколько профессий, которые подойдут для данного воззрения на мир. Верните лист владельцу.
(Слайд 14)
Я предлагаю каждому из вас написать на яблоке, своеобразном символе наших сегодняшних открытий (Приложение 4 ) и в буклете, предложенные вам профессии.
Пришло время собирать “урожай”.
Перед вами дерево знаний < Рисунок 1> (плакат на доске) - повесьте туда ваши яблоки.
Наши открытия на сегодня закончились.
(Слайд 15)
IV. Подведение итогов
Вывод. Самопознание – это необходимость при выборе профессии. Человек должен уметь разбираться в себе, чтобы обрести уверенность, реализовать свои способности, правильно выбрать профессию, достичь своих целей в жизни.
(А теперь сформулируйте вывод самостоятельно, записав его в тетради)
Рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали?
Выскажите свои ощущения от сегодняшнего занятия, что понравилось, запомнилось, какие мысли вас посетили?
(Слайд 16)
V. Домашнее задание
1. Учебник § 38 с. 210-214.
2. “Рисованное письмо инопланетянину”.
Нарисуйте рисунок-письмо инопланетянину, которое бы наиболее полно передало информацию о вас.