Арустамов, Эдуард Александрович.
Безопасность жизнедеятельности / Эдуард Александрович. - Москва: Издательско-торговая -корпорация "Дашков и К", 2015. - 448 с. ЭБС znanium.com;
2. Вершина Г. А. Охрана труда: учеб. пособие / Г. А. Вершина, А. М. Лазаренков. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2014. - 487с. - Оглавление.doc. -
Гриф: Доп. МО РБ в качестве учеб. пособия для студ. вузов
Кол-во экземпляров: всего - 3
Вершина Г. А. Охрана труда: учебник / Г. А. Вершина, А. М. Лазаренков. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2017. - 512с.
Гриф: Доп. МО РБ в качестве учебника для студ. вузов
Кол-во экземпляров: всего – 15.
Тема 1. Опасные и вредные факторы производственной среды.
Организация трудового процесса методами и средствами технической эстетики, эргономики и инженерной психологии.
Вопросы: Понятие вредных и опасных факторов производственной среды. Условия труда. Эргономические основы охраны труда. Основные цели эргономики. Организация рабочего места. Рабочая зона и рабочая поза.
Введение
Цель учебной дисциплины
|
|
Целью учебной дисциплины является формирование специалистов, умеющих обоснованно и результативно применять существующие и осваивать новые целостные представления о теоретических основах управления охраной труда на предприятии и о методах практической реализации безопасного взаимодействия с окружающей средой в быту, на производстве и в чрезвычайных ситуациях.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен
знать:
- характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
- критерии вредного и опасного действия факторов производственной среды на организм человека;
- теоретические основы разработки методов защиты людей на производстве;
- характеристику важнейших вредных и опасных факторов на производстве, механизм и последствия их воздействия, методы защиты;
- основы законодательства Российской Федерации и сопредельных стран в области охраны труда.
уметь:
- идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
- идентифицировать вредные и опасные факторы на производстве, оценивать их воздействие и прогнозировать возможные последствия для жизни и здоровья работников;
- разрабатывать организационные меры по защите жизни и здоровья работников;
- планировать и организовывать безопасное поведение людей на производстве.
|
|
владеть:
- методами обеспечения безопасной эксплуатации машин и оборудования;
- законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны труда, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
- методами работы с нормативной документацией;
- методами оценки наиболее распространенных вредных и опасных факторов на производстве.
Форма контроля - зачет.
Создание безопасных условий труда на производстве является общегосударственной задачей и предметом постоянного внимания управленческих и профсоюзных органов Республики Беларусь и РФ.
Обеспечение охраны труда имеет большое социально-экономическое значение. Известно, что неудовлетворенность работника условиями труда приводит к текучести кадров со всеми вытекающими отрицательными последствиями, как для самого работника, так и для предприятия. Неудовлетворительные условия труда приводят к тому, что часть работников вынуждена заканчивать свою трудовую деятельность ранее общеустановленного пенсионного возраста, либо менять свою профессию и место работы по указанной причине.
Также общеизвестно, что условия труда в значительной степени влияют на производительность труда. При благоприятных условиях труда работник не затрачивает сил на защиту организма от воздействия опасных и вредных производственных факторов производственной среды и трудового процесса. Имеются данные о том, что рациональный комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий труда, может обеспечить прирост производительности труда на 6 ÷25%. Солнечное освещение увеличивает производительность труда на 10%, рациональное искусственное освещение на 6 ÷13 %, при этом в некоторых производствах происходит сокращение брака, достигающее 25%.
Правильная организация рабочего места увеличивает производительность труда до 20%, использование функциональной музыки – на 12÷14 %, рациональная окраска помещений - на 25%. В то же время производственный шум, превышающий допустимые пределы, может снизить производительность труда на 20%. Установлено, что если работоспособность при 18÷20° С принять за 100 %, то при 30 °С она уже будет составлять всего 60%.
Работа современного предприятия, его основного и вспомогательного оборудования, коммуникаций, автоматизированных систем во многом зависит от правильности и своевременности действий персонала, ошибки которого приводят к авариям, пожарам, взрывам и другим опасностям.
Ежегодно в РБ около 300 человек погибает на производстве. 700-750 человек получают увечья и травмы, 80% из них с потерей трудоспособности.
По данным всемирной организации здравоохранения в развитых странах число несчастных случаев на производстве ежегодно составляет от 4 до 7% от их общего количества. Около 10% населения в развитых странах страдают нервно-психическими заболеваниями, обусловленными интенсификацией производства.
По имеющимся сведениям от травматизма со смертельным и тяжелым исходом общество несет потери, оцениваемые суммой около 75 тысяч $ США в расчете на 1 такую травму.
Определение, Охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
Цель дисциплины:
Формирование у будущего специалиста «философии безопасности», т.е. мировоззрения о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности, безопасности и защищенности работающих, что гарантирует им сохранение здоровья и работоспособности.
|
|
Задача дисциплины – дать специалистам теоретические знания и практические навыки, необходимые для реализации следующих направлений деятельности:
1 – создание комфортного и соответствующего нормативным параметрам состояния рабочих мест на предприятии;
2 – разработка и реализация технических и организационных мер защиты работающих от вредных и (или) опасных производственных факторов;
принятие эффективных решений по защите работающих от возможных последствий аварий.
Курс «Охрана труда» содержит следующие разделы:
- организационно-правовые основы охраны труда;
- производственная санитария и гигиена труда;
- безопасность технологических процессов и оборудования;
- пожарная и взрыво - безопасность.
Организационно-правовые основы охраны труда связаны с изучением основных законов РБ, РФ, ТНПА и других документов, касающихся охраны труда.
Производственная санитария – это система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.
К производственной санитарии относятся:
а) гигиена труда – это область профилактической медицины, изучающая условия сохранения здоровья на производстве и мероприятия, способствующие этому.
б) санитарная техника – это мероприятия и устройства технического характера, относящееся к производственной санитарии (системы и устройства вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения) освещение, защита человека от действия вредных излучений, шума, вибрации и т.д.
Техника безопасности – это система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на человека опасных производственных факторов.
Пожарная и взрывобезопасность – это система организационных мероприятий и технических средств, направленных на профилактику и ликвидацию пожаров и взрывов, ограничение их последствий.
|
|