Конспект НОД по ОБЖ в старшей группе «Правила безопасного поведения на железной дороге»

Цель: Познакомить детей с правилами поведения и безопасности на железной дороге.

Задачи: Познакомить детей с понятием «семафор», с правилами перехода через железнодорожные пути. Развивать внимание, память, закрепить порядковый счет. Систематизировать знания детей о железной дороге; Расширять знания и представления детей о профессиях железнодорожников; познакомить детей с основными причинами несчастных случаев на железной дороге; учить детей уважать и соблюдать нормы поведения, обусловленные правилами безопасности на железнодорожном транспорте.

Планируемые результаты: Пополнить знания детей о железнодорожном транспорте, развивать социальную адаптацию на железной дороге.

Материалы и оборудование: экран, мультимедийная установка, ноутбук, презентация с иллюстрациями о правилах безопасного поведения на железной дороге; мячи для игр, картинки железнодорожных знаков, мультфильмы о безопасности на железной дороге, кружки из цветной бумаги красного и зеленого цвета (на каждого ребенка).

Формы и методы: беседа, игра, вопрос-ответ, информационные технологии (показ слайдов).

Ход занятия:

Звучит песня Шаинского «Голубой вагон».

На магнитной доске располагаются ранее просмотренные иллюстрации по теме.

Воспитатель: Ребята, наше занятие начнем с загадки, если вы ее отгадаете, то поймете, о чем пойдет речь:

Эта лестница лежит,

паровоз по ней бежит.

(железная дорога)

Дети: Железная дорога, рельсы.

Воспитатель: Совершенно верно, железная дорога. И сегодня мы

поговорим с вами именно о железной дороге, и о тех опасностях, которые несет железная дорога.

Воспитатель: Какой вид транспорта ездит по железной дороге?

«Мчится, мчится железный конек!

По железу железо гремит.

Пар клубится, несется дымок;

Мчится, мчится железный конек,

Подхватил, посадил да и мчит…»

- Вы догадались? (поезд, а кто знает, что такое поезд? (ответы детей)

- Поезд – это ряд соединенных между собой вагонов, которые тянет за собой по рельсам локомотив.

Локомотив - машина (тепловоз, электровоз, паровоз, моторный вагон, движущаяся по рельсам и предназначенная для передвижения поездов.

А как называются люди, которые едут в поезде? (Пассажиры)

Воспитатель: А какие поезда бывают? (пассажирские и грузовые или товарные)

- Кто из вас уже совершал поездки на поезде? (рассказы детей по впечатлениям)

Главное здание на железной дороге - это вокзал (презентация, 1слайд)

Нам открывается страна с вокзального порога.

Откроешь дверь, и вот она - железная дорога.

Зелёный, красный свет горит и каждый миг сигналом

Вокзал с дорогой говорит и поезда с вокзалом.

У всех вокзалов есть два выхода: один в город, на привокзальную площадь, а другой на перрон - к железной дороге. В вокзале есть самый главный зал. Он называется - зал ожидания. Так же в вокзале есть билетные кассы, комната «Матери и ребенка», буфет, отделение связи, справочная, камера хранения. Ребята, а как вы думаете, зачем на станции нужен вокзал?

Ответы детей: Для обслуживания пассажиров, для управления движением поездов.

Воспитатель: (2 слайд) Да, в вокзале находится диспетчерская - в которой диспетчер управляет поездами, следит за безопасностью на железной дороге. Обслуживанием и содержанием железной дороги и железнодорожного транспорта занимаются монтеры и обходчики путей железной дороги. Обо всех неисправностях на дороге они сообщают в диспетчерскую. Главным человеком, который управляет поездом, является машинист. Он следит за приборами, управляет поездом, за ситуациями на железной дороге.

Как я уже рассказывала, что на вокзале есть камера хранения. А кто мне скажет для чего она там? Правильно, в камере хранения можно оставить свой багаж (чемоданы, сумки).

Воспитатель:(3 слайд) Дети, переходить дорогу нам помогает светофор, а есть ли такой друг на железной дороге? Правильно, это семафор. Если ты переходишь дорогу там, где нет шлагбаума, нужно обратить внимание на семафор. Семафор очень похож на светофор, только у него не три цветовых сигнала, а два.

Есть на дороге семафор

Он чуть похож на светофор:

Два глаза красных у него

Сейчас расскажем для чего:

Семафор мигает красным?

Это очень, друг, опасно.

Сперва поезд пропусти,

А потом переходи.

Воспитатель предлагает детям трафареты семафора, дети обводят их на листе бумаги и штрихуют сигналы светофора красным фломастером.

Физминутка.

От перрона, от перрона Руки согнуты в локтях, ритмичные

Отправляются вагоны. шаги на месте.

Раз, два – Два шага вперед

назад, вперед Шаги на месте назад, вперед.

А потом наоборот Топаем на месте.

И по рельсам он помчался Движение вперед, топающим шагом,

Набирая полный ход: ускоряя темп.

«У-у-у!».

Миша: Правила эти железнодорожные -

Строгие очень, но вовсе не сложные,

Ты их запомни, слушай внимательно.

В жизни помогут они обязательно!

Воспитатель:

Запомните! Нахождение на железнодорожных путях, переход их в не установленных местах, озорство, хулиганство и необдуманные поступки всегда связаны с риском и опасностью для жизни, во избежание чего вам необходимо строго соблюдать установленные на железных дорогах правила безопасного поведения.

(Просмотр презентации)

4 слайд

Переходить железнодорожные пути можно только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями и железнодорожными переездами.

По ступенькам выше, выше,

Вот видны вагонов крыши.

Перейдем легко и просто

Через пешеходный мостик!

5 слайд

На станциях, где мостов и тоннелей нет, граждане должны переходить железнодорожные пути по настилам, а также в местах, где установлены указатели «Переход через пути».

Через рельсы нас ведет

Пешеходный переход

И поэтому народ

Здесь уверенно идет.

6 слайд

-Эй! Не трусь! Скорей за мной!

Через рельсы –по прямой!

Здесь гораздо путь короче!

Поезд близко? Перескочим!

Воспитатель: Ребята, можно ли так перебегать?

Ответы детей

7 слайд

На платформе две дворняжки

Разыгрались в догонялки.

Позабыв про электричку,

Догоняет брат сестричку.

Рассердился очень папа

И детей отшлёпал лапой.

Воспитатель: Почему рассердился папа?

Ответы детей

8 слайд

На перроне теснотища,

Дочку Таню мама ищет.

Где же миля Танюшка,

Непослушная девчушка!

Воспитатель: Ребята, почему это произошло?

Ответы детей.

Для закрепления правил поведения на железной дороге проводится д/игра «Опасно-безопасно». Детям раздаются два кружка: красный и зеленый. Воспитатель называет ситуации, а дети поднимают кружок - если опасные - красный, если безопасные - зеленый.

Ситуации:

Ребята, ожидая прихода поезда, играют в мяч на платформе.

Витя и Коля, играя в прятки, прячутся под вагонами.

Андрей с Машей переходят железнодорожные пути по пешеходному мостику.

Женя с мамой выходят из вагона после того, как поезд остановился.

Витя хотел прокатиться на крыше поезда.

Ваня с Олей увидели провод около поезда и отошли подальше от него.

Косте стало жарко и он открыл окно и высунул руку.

Катя переходя ж/д пути сняла наушники.

Железная дорога - не место для игры.

Вы правило усвоили как себя вести.

Правила запомнил - В тайне не держи

Всем друзьям, знакомым

Знаешь - расскажи!

Дорогие ребята, нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное. Хочется ещё раз напомнить: беспокойтесь о себе, будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Берегите себя!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: