Практическое задание 3

 Выполните методику логичности мышления и объясните особенности мышления у инвалидов и лиц пожилого возраста

Все металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.

Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб.

Некоторые капиталистические страны – члены НАТО. Япония – капиталистическая страна. Следовательно, Япония – член НАТО.

Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов – Герой Советского Союза.

Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности.

Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов – студент вуза.

Некоторые работники 2-го управления – юристы. Фомин – юрист. Следовательно, Фомин – работник 2-го управления.

Все граждане России имеют право на труд. Иванов – гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

Все металлы куются. Золото – металл. Следовательно, золото куется.

Когда идет дождь – крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.

Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс – коммунист.

Все коренные жители Конго – негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго.

Все студенты 3-го курса выполнили нормы ГТО второй ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени. Следовательно, Володя – студент 3-го курса.

Некоторые капиталистические страны входят в состав Общего рынка. Австрия – капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка.

Практическое задание 5.Выполните методику и объясните способы совладающего поведения у инвалидов и лиц пожилого возраста

Опросник "Способы совладающего поведения" (ССП) Р. Лазарус (R. Lazarus) и С. Фолкман (S. Folkman), (копинг механизмов, копинг стратегий) преодоления трудностей в различных сферах: трудности в работе, трудности в обучении, трудности в общении, трудности в любви и т.д.

Инструкция к тесту Лазаруса: Вам предлагаются 50 утверждений, описывающих ваше поведение в трудной жизненной ситуации. Оцените, как часто данные варианты поведения проявляются у вас.

  Оказавшись в трудной ситуации, я... никогда редко иногда часто
1 ... сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше - на следующем шаге        
2 ... начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное - делать хоть что-нибудь        
3 ... пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение        
4 ... говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации        
5 ... критиковал и укорял себя        
6 ... пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть        
7 ... надеялся на чудо        
8 ... смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет        
9 ... вел себя, как будто ничего не произошло        
10 ... старался не показывать своих чувств        
11 ... пытался увидеть в ситуации что-то положительное        
12 ... спал больше обычного        
13 ... срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы        
14 ... искал сочувствия и понимания у кого-нибудь        
15 ... во мне возникла потребность выразить себя творчески        
16 ... пытался забыть все это        
17 ... обращался за помощью к специалистам        
18 ... менялся или рос как личность в положительную сторону        
19 ... извинялся или старался все загладить        
20 … составлял план действии        
21 ... старался дать какой-то выход своим чувствам        
22 ... понимал, что сам вызвал эту проблему        
23 ... набирался опыта в этой ситуации        
24 ... говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации        
25 ... пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами        
26 ... рисковал напропалую        
27 ... старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву        
28 ... находил новую веру во что-то        
29 ... вновь открывал для себя что-то важное        
30 ... что-то менял так, что все улаживалось        
31 ... в целом избегал общения с людьми        
32 ... не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться        
33 ... спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал        
34 ... старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела        
35 ... отказывался воспринимать это слишком серьезно        
36 ... говорил о том, что я чувствую        
37 ... стоял на своем и боролся за то, чего хотел        
38 ... вымещал это на других людях        
39 ... пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации        
40 ... знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить        
41 … отказывался верить, что это действительно произошло        
42 ... я давал обещание, что а следующий раз все будет по-другому        
43 ... находил пару других способов решения проблемы        
44 ... старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах        
45 ... что-то менял в себе        
46 ... хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось        
47 ... представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться        
48 ... молился        
49 .. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать        
50 ... думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему        

Ключ к тесту Лазаруса:

8 субшкал:

Конфронтационный копинг - пункты: 2,3,13,21,26,37.

Дистанцирование - пункты: 8,9,11,16,32,35.

Самоконтроль - пункты: 6,10,27,34,44,49,50.

Поиск социальной поддержки - пункты: 4,14,17,24,33,36.

Принятие ответственности - пункты: 5,19,22,42.

Бегство-избегание - пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.

Планирование решения проблемы - пункты: 1,20,30,39,40,43.

Положительная переоценка - пункты: 15,18,23,28,29,45,48.

Обработка результатов:

1. подсчитываются баллы, суммируя по каждой субшкале:

никогда – 0 баллов;

редко – 1 балл;

иногда – 2 балла;

часто - 3 балла

2. вычисляются по формуле: X = сумма балов / max балл100

Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, например, испытуемый набрал 12 баллов: 12/18Х100=66,7 - это и есть уровень напряженности конфронтационного копинга.

3. более простой вариант, по суммарному баллу:

0-6 – низкий уровень напряженности;

7-12 – средний;

13-18 – высокая напряженность копинга.

Интерпретация результатов копинг теста Лазаруса.

1) Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;

2) Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т. п.;

3) Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;

4) Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;

5) Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;

6) Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т. п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;

7) Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;

8) Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: