В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
УЧЕБНИК ДЛЯ СПО
2-е издание, исправленное и дополненное
Рекомендовано Учебно-методическим отделом
среднего профессионального образования в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования
Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru
Москва § Юрайт § 2018
УДК 1(075.32)
ББК 87я723
Д53
Авторы:
Дмитриев Валерий Викторович — почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования;
Дымченко Леонид Дмитриевич — заслуженный учитель Российской Федерации, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования.
Рецензенты:
Градинар И. Б. — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и политологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова;
|
|
Семенова А. М. — преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Санкт-Петербургского фельдшерского колледжа, заслуженный учитель Российской Федерации.
Дмитриев В. В.
Д53 Основы философии: учебник для СПО / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 281 с. — (Серия: Профессиональное образование).
ISBN 978-5-534-06181-9
В данном учебнике изложены основные этапы развития философии с момента ее зарождения до настоящего времени (философия Древнего Востока, Индии, Китая, Античности, Средневековья, эпох Возрождения и Просвещения, немецкая классическая философия, русские мыслители, современный психоанализ), а также основные направления этой науки. Философские учения разных периодов времени тесно связаны с представлением общества о человеке, его биологической, социальной, психической и физиологической сущности. Таким образом, в учебнике даны не только основные течения в философии, но и научная и религиозная картины мира.
Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
УДК 1(075.32)
ББК 87я723
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая компания «Дельфи».
|
|
© Дмитриев В. В., Дымченко Л. Д., 2013
© Дмитриев В. В., Дымченко Л. Д., 2018, с изменениями
ISBN 978-5-534-06181-9 © ООО «Издательство Юрайт», 2018
Оглавление
Введение............................................................................................... 7
Раздел I
1.1. Предмет и функции философии. 11
1.2. Философия Индии. Индуизм.. 14
1.3. Учение Будды.. 19
1.4. Философия Китая. Даосизм.. 21
1.5. Учение Конфуция. 25
Тесты по теме 1. 29
Вопросы для обсуждения................................................................................32
Темы рефератов и докладов...........................................................................32
Тема 2. Античная философия........................................................... 33 2.1. Греция VI—IV вв. до н.э. Философия Милетской школы........................33
2.2. Парменид и Зенон...................................................................................35 2.3. Демокрит и Пифагор...............................................................................36 2.4. Сократ и Платон......................................................................................37 2.5. Аристотель...............................................................................................39 2.6. Эпикур и стоики......................................................................................41
2.7. Античные философы о природе человека и его здоровье......................43
Тесты по теме 2.............................................................................................46
Вопросы для обсуждения................................................................................50
Темы рефератов и докладов...........................................................................50
Тема 3. От философии Средневековья к философии
эпохи Возрождения........................................................................... 51 3.1. Апологетика христианства. Филон и Сенека.........................................51 3.2. Учение Иисуса Христа.............................................................................52 3.3. Тертуллиан и Августин............................................................................57 3.4. Фома Аквинский......................................................................................60 3.5. Ибн-Сина (Авиценна).............................................................................62
3.6. Основные черты философии эпохи Возрождения..................................63 3.7. Философские и космологические учения
Николая Кузанского и Джордано Бруно.................................................64
Тесты по теме 3.............................................................................................67
Вопросы для обсуждения................................................................................70 Темы рефератов и докладов...........................................................................70
Тема 4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
(XVII—XVIII вв.)................................................................................. 72
4.1. Учение Френсиса Бэкона о методе эмпиризма.......................................72
4.2. Учение Рене Декарта о методе рационализма........................................73
4.3. Учение о субстанции Бенедикта Спинозы..............................................75
4.4. Философия эпохи Просвещения.............................................................77
4.5. Теория познания Джона Локка...............................................................78
4.6. Субъективный идеализм Джорджа Беркли............................................80
4.7. Скептицизм Дэйвида Юма......................................................................82
4.8. Философские взгляды Бернарда де Мандевиля и Жюльена де Ламетри о природе человека и его характере.................83
Тесты по теме 4.............................................................................................86
Вопросы для обсуждения................................................................................90
Темы рефератов и докладов...........................................................................90
Тема 5. Немецкая классическая философия. Марксизм..................91
5.1. Философская система Иммануила Канта...............................................91
5.2. Философия Иоганна Готлиба Фихте и Фридриха Шеллинга..................93
5.3. Философия Георга Гегеля........................................................................95
5.3. Антропологический материализм Людвига Фейербаха........................97
5.5. Диалектический материализм Карла Маркса и Фридриха Энгельса....98 5.6. Философские идеи Теодора Шванна, Людвига Бюхнера, Рудольфа Вирхова, Германа Гельмгольца, Иоганна Мюллера..............................100
|
|
Тесты по теме 5...........................................................................................104
Вопросы для обсуждения..............................................................................108
Темы рефератов и докладов.........................................................................108
Тема 6. Русская философия..............................................................109
6.1. Особенности русской философии.........................................................109
6.2. Славянофилы и западники....................................................................110 6.3. Философия всеединства Владимира Соловьева...................................114 6.4. Проблемы веры и разума в русской религиозной философии.
Павел Флоренский, Лев Шестов, Семен Франк.....................................117
6.5. Философия Николая Бердяева..............................................................119 6.6. Философские взгляды И. М. Сеченова, И. П. Павлова,
И. И. Мечникова, В. М. Бехтерева.........................................................121
Тесты по теме 6...........................................................................................124
Вопросы для обсуждения..............................................................................127
Темы рефератов и докладов.........................................................................127
Раздел II
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
Тема 7. Современная философия. Основные направления
и школы.............................................................................................131 7.1. Современный философский иррационализм.......................................131 7.2. «Философия жизни» Анри Бергсона.....................................................131
7.3. Философия Фридриха Ницше................................................................133
4
7.4. Зигмунд Фрейд. Основы психоанализа................................................134 7.5. Неофрейдизм.........................................................................................136 7.6. Философия экзистенциализма..............................................................138
7.7. Философия Ганса Селье и Якоба Морено..............................................143
Тесты по теме 7...........................................................................................145
Вопросы для обсуждения..............................................................................149
Темы рефератов и докладов.........................................................................149
Тема 8. Философская, научная и религиозная картины мира.
Учение о бытии.................................................................................150
|
|
8.1. Философский смысл проблемы бытия (онтологии), ее решение в истории западноевропейской философии.....................150
8.2. Проблема бытия в русской религиозной философии..........................152 8.3. Диалектико-материалистическая картина мира.................................154
8.4. Взгляд науки на мир..............................................................................158 8.5. Религиозная картина мира...................................................................160
8.6. Судьба проблемы бытия в XX в.............................................................164
Тесты по теме 8...........................................................................................167
Вопросы для обсуждения..............................................................................171
Темы рефератов и докладов.........................................................................171
Тема 9. Бытие человека................................................................... 172
9.1. Философская антропология и проблема антропосоциогенеза............172 9.2. Сущность человека. Биологическое и социальное,
психическое и физиологическое в человеке.........................................176
9.3. Материализм о сущности человека......................................................181 9.4. Личность, особенности ее формирования...........................................182
9.5. Нравственность как духовная основа личности..................................184 9.6. Смысл и значение человеческого бытия. Проблема жизни
и смерти в духовном опыте человека....................................................187 9.7. Основные проблемы биомедицинской этики......................................190
Тесты по теме 9...........................................................................................192
Вопросы для обсуждения..............................................................................196
Темы рефератов и докладов.........................................................................196
Тема 10. Происхождение и сущность сознания..............................197
10.1. Смысл и проблемы сознания...............................................................197 10.2. Материализм о природе сознания......................................................198 10.3. Роль труда в возникновении сознания...............................................201 10.4. Язык и мышление................................................................................203
10.5. Сознательное и бессознательное: К. Маркс и 3. Фрейд......................204
Тесты по теме 10.........................................................................................206
Вопросы для обсуждения..............................................................................208
Темы рефератов и докладов.........................................................................208
Тема 11. Теория познания............................................................... 209 11.1. Проблема познаваемости мира — основная проблема гносеологии 209
11.2. Чувственное и рациональное в познании..........................................210
11.3. Роль практики в познании..................................................................212
11.4. Теория истины.....................................................................................213
11.5. Методы научного познания................................................................214
11.6. Проблемы познания в «философии науки»........................................217
11.7. Проблемы познания в русской философии XIX—XX в........................220 11.8. Социальные и этические проблемы
научно-технического прогресса..........................................................221 Тесты по теме 11.........................................................................................223
Вопросы для обсуждения..............................................................................225
Темы рефератов и докладов.........................................................................225
Тема 12. Философские идеи развития............................................ 226
12.1. Диалектика — учение о всеобщих связях и развитии........................226 12.2. Диалектическое противоречие — источник развития.
Многообразие противоречий..............................................................227
12.3. Взаимосвязь качества и количества. Проблема нормы.....................228 12.4. Диалектическое отрицание как результат
и направленность развития................................................................228 12.5. Категории диалектики........................................................................229
Тесты по теме 12.........................................................................................234
Вопросы для обсуждения..............................................................................238
Темы рефератов и докладов.........................................................................238
Тема 13. Общество и культура........................................................ 239
13.1. Понятие общества, его философское осмысление.............................239
13.2. Общественное сознание и его структура...........................................241
13.3. Общество как саморазвивающаяся система......................................242
13.4. Культура и цивилизация.....................................................................247
13.5. Особенности западной и восточной культуры...................................249
Тесты по теме 13.........................................................................................253
Вопросы для обсуждения..............................................................................257
Темы рефератов и докладов.........................................................................257 Ответы на тестовые задания по темам......................................... 258
Тесты для итогового контроля....................................................... 265
Ответы на тестовые задания по итоговому контролю.................274 Словарь основных философских терминов...................................276
Литература........................................................................................279
Новые издания по дисциплине «Основы философии»
И смежным дисциплинам............................................................... 280
Введение
Философию нередко представляют как абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. В действительности философия, ее история являются частью духовной жизни общества, общечеловеческой культуры, которая так же многообразна, как окружающий человека мир.
Именно действительность и вызывает философские проблемы, без решения которых человек не способен совершенствоваться, не способен приобрести важные для его полноценной и сознательной жизни духовные идеалы и ценности. Философия дает не только богатый фактический материал для размышления, не только формирует общее представление о мире, она учит человека мыслить разумно и творчески.
Процесс формирования в нашей стране новой системы образования значительно пересматривает как содержание учебного курса «Основы философии», так и форму его освоения.
Учебник дает представление о месте философии в духовной жизни общества, ее функциях, основных проблемах и выдающихся философах.
Авторы стремились дать понятие не только о научной и философской, но и о религиозной картине мира, о том, как философия и религия решают «вечные» человеческие проблемы.
Поэтому данный материал может быть использован также для организации занятий по основам религиоведения.
В результате освоения дисциплины студент должен освоить трудовые действия
• организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
• самостоятельно определять задачи профессионального и лич-ностного развития; трудовые умения
• ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; необходимые знания
• основные категории и понятия философии;
• роль философии в жизни человека и общества;
• основы философского учения о бытии;
• сущность процесса познания;
• основы научной, философской и религиозной картин мира;
• об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
• о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
В учебнике приведены таблицы, схемы, тестовые задания, темы рефератов, терминологический словарь и список литературы.
Раздел I.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 1.