Новые издания по дисциплине «Основы философии»

В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

УЧЕБНИК ДЛЯ СПО

2-е издание, исправленное и дополненное

Рекомендовано Учебно-методическим отделом

среднего профессионального образования в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования

Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru

Москва § Юрайт § 2018

УДК 1(075.32)

ББК 87я723

     Д53

Авторы:

Дмитриев Валерий Викторович — почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования;

Дымченко Леонид Дмитриевич — заслуженный учитель Российской Федерации, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования.

Рецензенты:

Градинар И. Б. — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и политологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова;

Семенова А. М. — преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Санкт-Петербургского фельдшерского колледжа, заслуженный учитель Российской Федерации.

    Дмитриев В. В.

Д53 Основы философии: учебник для СПО / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 281 с. — (Серия: Профессиональное образование).

ISBN 978-5-534-06181-9

В данном учебнике изложены основные этапы развития философии с момента ее зарождения до настоящего времени (философия Древнего Востока, Индии, Китая, Античности, Средневековья, эпох Возрождения и Просвещения, немецкая классическая философия, русские мыслители, современный психоанализ), а также основные направления этой науки. Философские учения разных периодов времени тесно связаны с представлением общества о человеке, его биологической, социальной, психической и физиологической сущности. Таким образом, в учебнике даны не только основные течения в философии, но и научная и религиозная картины мира.

Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

                                                                                                                             УДК 1(075.32)

                                                                                                                                  ББК 87я723

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая компания «Дельфи».

© Дмитриев В. В., Дымченко Л. Д., 2013

© Дмитриев В. В., Дымченко Л. Д., 2018, с изменениями

ISBN 978-5-534-06181-9                                        © ООО «Издательство Юрайт», 2018

Оглавление

Введение............................................................................................... 7

Раздел I 

1.1. Предмет и функции философии. 11

1.2. Философия Индии. Индуизм.. 14

1.3. Учение Будды.. 19

1.4. Философия Китая. Даосизм.. 21

1.5. Учение Конфуция. 25

Тесты по теме 1. 29

 

Вопросы для обсуждения................................................................................32

Темы рефератов и докладов...........................................................................32

Тема 2. Античная философия........................................................... 33 2.1. Греция VI—IV вв. до н.э. Философия Милетской школы........................33

2.2. Парменид и Зенон...................................................................................35 2.3. Демокрит и Пифагор...............................................................................36 2.4. Сократ и Платон......................................................................................37 2.5. Аристотель...............................................................................................39 2.6. Эпикур и стоики......................................................................................41

2.7. Античные философы о природе человека и его здоровье......................43

Тесты по теме 2.............................................................................................46

Вопросы для обсуждения................................................................................50

Темы рефератов и докладов...........................................................................50

Тема 3. От философии Средневековья к философии

эпохи Возрождения........................................................................... 51 3.1. Апологетика христианства. Филон и Сенека.........................................51 3.2. Учение Иисуса Христа.............................................................................52 3.3. Тертуллиан и Августин............................................................................57 3.4. Фома Аквинский......................................................................................60 3.5. Ибн-Сина (Авиценна).............................................................................62

3.6. Основные черты философии эпохи Возрождения..................................63 3.7. Философские и космологические учения

Николая Кузанского и Джордано Бруно.................................................64

Тесты по теме 3.............................................................................................67

Вопросы для обсуждения................................................................................70 Темы рефератов и докладов...........................................................................70

Тема 4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения

(XVII—XVIII вв.)................................................................................. 72

4.1. Учение Френсиса Бэкона о методе эмпиризма.......................................72

4.2. Учение Рене Декарта о методе рационализма........................................73

4.3. Учение о субстанции Бенедикта Спинозы..............................................75

4.4. Философия эпохи Просвещения.............................................................77

4.5. Теория познания Джона Локка...............................................................78

4.6. Субъективный идеализм Джорджа Беркли............................................80

4.7. Скептицизм Дэйвида Юма......................................................................82

4.8. Философские взгляды Бернарда де Мандевиля и Жюльена де Ламетри о природе человека и его характере.................83

Тесты по теме 4.............................................................................................86

Вопросы для обсуждения................................................................................90

Темы рефератов и докладов...........................................................................90

Тема 5. Немецкая классическая философия. Марксизм..................91

5.1. Философская система Иммануила Канта...............................................91

5.2. Философия Иоганна Готлиба Фихте и Фридриха Шеллинга..................93

5.3. Философия Георга Гегеля........................................................................95

5.3. Антропологический материализм Людвига Фейербаха........................97

5.5. Диалектический материализм Карла Маркса и Фридриха Энгельса....98 5.6. Философские идеи Теодора Шванна, Людвига Бюхнера, Рудольфа Вирхова, Германа Гельмгольца, Иоганна Мюллера..............................100

Тесты по теме 5...........................................................................................104

Вопросы для обсуждения..............................................................................108

Темы рефератов и докладов.........................................................................108

Тема 6. Русская философия..............................................................109

6.1. Особенности русской философии.........................................................109

6.2. Славянофилы и западники....................................................................110 6.3. Философия всеединства Владимира Соловьева...................................114 6.4. Проблемы веры и разума в русской религиозной философии.

Павел Флоренский, Лев Шестов, Семен Франк.....................................117

6.5. Философия Николая Бердяева..............................................................119 6.6. Философские взгляды И. М. Сеченова, И. П. Павлова,

И. И. Мечникова, В. М. Бехтерева.........................................................121

Тесты по теме 6...........................................................................................124

Вопросы для обсуждения..............................................................................127

Темы рефератов и докладов.........................................................................127

Раздел II 

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

Тема 7. Современная философия. Основные направления

и школы.............................................................................................131 7.1. Современный философский иррационализм.......................................131 7.2. «Философия жизни» Анри Бергсона.....................................................131

7.3. Философия Фридриха Ницше................................................................133

4

7.4. Зигмунд Фрейд. Основы психоанализа................................................134 7.5. Неофрейдизм.........................................................................................136 7.6. Философия экзистенциализма..............................................................138

7.7. Философия Ганса Селье и Якоба Морено..............................................143

Тесты по теме 7...........................................................................................145

Вопросы для обсуждения..............................................................................149

Темы рефератов и докладов.........................................................................149

Тема 8. Философская, научная и религиозная картины мира.

Учение о бытии.................................................................................150

8.1. Философский смысл проблемы бытия (онтологии), ее решение в истории западноевропейской философии.....................150

8.2. Проблема бытия в русской религиозной философии..........................152 8.3. Диалектико-материалистическая картина мира.................................154

8.4. Взгляд науки на мир..............................................................................158 8.5. Религиозная картина мира...................................................................160

8.6. Судьба проблемы бытия в XX в.............................................................164

Тесты по теме 8...........................................................................................167

Вопросы для обсуждения..............................................................................171

Темы рефератов и докладов.........................................................................171

Тема 9. Бытие человека................................................................... 172

9.1. Философская антропология и проблема антропосоциогенеза............172 9.2. Сущность человека. Биологическое и социальное,

психическое и физиологическое в человеке.........................................176

9.3. Материализм о сущности человека......................................................181 9.4. Личность, особенности ее формирования...........................................182

9.5. Нравственность как духовная основа личности..................................184 9.6. Смысл и значение человеческого бытия. Проблема жизни

и смерти в духовном опыте человека....................................................187 9.7. Основные проблемы биомедицинской этики......................................190

Тесты по теме 9...........................................................................................192

Вопросы для обсуждения..............................................................................196

Темы рефератов и докладов.........................................................................196

Тема 10. Происхождение и сущность сознания..............................197

10.1. Смысл и проблемы сознания...............................................................197 10.2. Материализм о природе сознания......................................................198 10.3. Роль труда в возникновении сознания...............................................201 10.4. Язык и мышление................................................................................203

10.5. Сознательное и бессознательное: К. Маркс и 3. Фрейд......................204

Тесты по теме 10.........................................................................................206

Вопросы для обсуждения..............................................................................208

Темы рефератов и докладов.........................................................................208

Тема 11. Теория познания............................................................... 209 11.1. Проблема познаваемости мира — основная проблема гносеологии 209

11.2. Чувственное и рациональное в познании..........................................210

11.3. Роль практики в познании..................................................................212

11.4. Теория истины.....................................................................................213

11.5. Методы научного познания................................................................214

11.6. Проблемы познания в «философии науки»........................................217

11.7. Проблемы познания в русской философии XIX—XX в........................220 11.8. Социальные и этические проблемы

научно-технического прогресса..........................................................221 Тесты по теме 11.........................................................................................223

Вопросы для обсуждения..............................................................................225

Темы рефератов и докладов.........................................................................225

Тема 12. Философские идеи развития............................................ 226

12.1. Диалектика — учение о всеобщих связях и развитии........................226 12.2. Диалектическое противоречие — источник развития.

Многообразие противоречий..............................................................227

12.3. Взаимосвязь качества и количества. Проблема нормы.....................228 12.4. Диалектическое отрицание как результат

и направленность развития................................................................228 12.5. Категории диалектики........................................................................229

Тесты по теме 12.........................................................................................234

Вопросы для обсуждения..............................................................................238

Темы рефератов и докладов.........................................................................238

Тема 13. Общество и культура........................................................ 239

13.1. Понятие общества, его философское осмысление.............................239

13.2. Общественное сознание и его структура...........................................241

13.3. Общество как саморазвивающаяся система......................................242

13.4. Культура и цивилизация.....................................................................247

13.5. Особенности западной и восточной культуры...................................249

Тесты по теме 13.........................................................................................253

Вопросы для обсуждения..............................................................................257

Темы рефератов и докладов.........................................................................257 Ответы на тестовые задания по темам......................................... 258

Тесты для итогового контроля....................................................... 265

Ответы на тестовые задания по итоговому контролю.................274 Словарь основных философских терминов...................................276

Литература........................................................................................279

Новые издания по дисциплине «Основы философии»

И смежным дисциплинам............................................................... 280

Введение

Философию нередко представляют как абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. В действительности философия, ее история являются частью духовной жизни общества, общечеловеческой культуры, которая так же многообразна, как окружающий человека мир.

Именно действительность и вызывает философские проблемы, без решения которых человек не способен совершенствоваться, не способен приобрести важные для его полноценной и сознательной жизни духовные идеалы и ценности. Философия дает не только богатый фактический материал для размышления, не только формирует общее представление о мире, она учит человека мыслить разумно и творчески.

Процесс формирования в нашей стране новой системы образования значительно пересматривает как содержание учебного курса «Основы философии», так и форму его освоения.

Учебник дает представление о месте философии в духовной жизни общества, ее функциях, основных проблемах и выдающихся философах.

Авторы стремились дать понятие не только о научной и философской, но и о религиозной картине мира, о том, как философия и религия решают «вечные» человеческие проблемы.

Поэтому данный материал может быть использован также для организации занятий по основам религиоведения.

В результате освоения дисциплины студент должен освоить трудовые действия

• организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

• самостоятельно определять задачи профессионального и лич-ностного развития; трудовые умения

• ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; необходимые знания

• основные категории и понятия философии;

• роль философии в жизни человека и общества;

• основы философского учения о бытии;

• сущность процесса познания;

• основы научной, философской и религиозной картин мира;

• об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

• о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

В учебнике приведены таблицы, схемы, тестовые задания, темы рефератов, терминологический словарь и список литературы.



Раздел I. 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ


 




Тема 1. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: