ИЗУЧЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО И
ПАРАЛЛЕЛЬНОГО СОЕДИНЕНИЯ ПРОВОДНИКОВ
Цель работы: Экспериментальным путем проверить законы:
а) для последовательного соединения проводников;
б) для параллельного соединения проводников.
Оборудование: источник электрической энергии, амперметр, вольтметр, два резистора, соединительные провода, ключ.
Теоретическое обоснование. При последовательном соединении электрическая цепь не имеет разветвлений. Все проводники включаются в цепь поочередно друг за другом.
При параллельном соединении электрическая цепь имеет разветвления, у проводников соединены начала и концы.
Для простоты расчета электрических цепей все резисторы мысленно заменяют одним, при включении которого режим цепи не нарушаются, т.е. сила тока и напряжение остаются прежними. Сопротивление этого резистора называют эквивалентным общему сопротивлению, нескольких резисторов, образующих цепь.
Вопросы для самоконтроля потеории
1. Какое соединение проводника называют последовательным?
|
|
2. Какая из электрических величин: сила тока, напряжение, сопротивление – одинакова для всех проводников, соединенных последовательно?
3. При последовательном соединении потребителей какую связь можно ожидать между:
- полным напряжением на концах цепи и напряжением на отдельных ее участках?
- общим сопротивлением такой цепи и сопротивлением отдельных ее участков?
4. Как записывается закон Ома для участка цепи?
5. Как включают в электрическую цепь амперметр и вольтметр?
6. Какое соединение проводников называют параллельным?
7. Какая электрическая характеристика цепи одинакова для всех проводников, соединенных параллельно?
8. Как найти силу тока в неразветвленной части цепи, зная силу тока в каждом из параллельно соединенных проводников?
9. Как рассчитать сопротивление участка цепи, состоящего из двух параллельно соединенных проводников?
Практическая работа
Задание 1
Последовательное соединение проводников
1. Составить электрическую цепь.
2. Определить цену деления амперметра и вольтметра.
3. После проверки электрической цепи преподавателем цепь замкнуть и измерить напряжение на отдельных резисторах,
4. Измерить напряжение на концах всей группы резисторов UAB
5. Проверить соотношение UAB= U1 + U2.
6. С помощью амперметра измерить силу тока в каждом участке цепи и проверить справедливость I 1 = I2 = I3
7. Результаты измерения и вычисления записать в таблицу:
№ опыта | Напряжение U, В
| Сила тока I, A
| ||||
UAB | U1 | U2 | I1 | I2 | I3 | |
1. |
|
8. Запишите вывод: что вы измеряли и какой получен результат.
|
|
Задание 2
Параллельное соединение проводников.
1. Составить электрическую цепь.
2. Измерить силу тока с помощью амперметра в каждой ветви I1 и I2 и силу тока до разветвления I.
3. С помощью вольтметра измерить напряжения каждой ветви U1 и U2 так же на участке цепи АВ: UAB
4. Проверить справедливость UAB = U1 = U2
5. Проверить соотношение I = I1+ I2
6. Результаты измерения и вычисления записать в таблицу
№ опыта | Сила тока I, А
| Напряжение U, В
| ||||
I1 | I2 | I | U1 | U2 | UAB | |
7. Запишите вывод: что вы измеряли и какой получен результат.
Контрольные вопросы
1. Восемь резисторов соединили по два последовательно в четыре параллельные ветви. Начертить схему соединения.
2. Потребители электрической энергии соединены так, как показано на рисунке.
Определить эквивалентное сопротивление в этом случае, если
R1 = R2 = R3 = 12 Ом,
R4 = 4 Ом, R5 = R6 = 40 Ом.
3. Учащийся при измерении напряжения на лампочке включил по ошибке ампер-
метр вместо вольтметра. Что при этом произойдет?
4. Что изменилось на данном участке цепи, если включенный последовательно с ним амперметр показал увеличение силы тока?
5. Как включены 10 ламп для освещения трамвайного вагона, рассчитанных на напряжение 120 В? Напряжение в трамвайной сети 600 В.
6. Изменится ли показание вольтметра, если в участок, состоящий из нескольких параллельно соединенных резисторов, добавить еще один?