Все вокруг гремит, грохочет — (Г)А(Г)А Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

Й цикл: Артикуляционная гимнастика

1. Слегка покусать зубами кончик языка.

2. Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад.

3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом.

4. Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.

5. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.

6. Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие- медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко. Выстроить звуковысотные унисон и двухголосие).

7. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.

8. Вытянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.

9. Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.

10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.

11. Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.

12. Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.

13. Прищуривать попеременно глаза (подмигивать).

14. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мыщц.

15. Сильно наморщить переносицу и расслабить её. Прикоснуться указательными пальцами к переносице и ощутить пальцами работу мышц.

16. Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.

17. Кончиками пальцев обеих рук, надавливая и сдвигая кожу (не тереть!), массировать лицо сверху вниз.

18. Кончиками пальцев обеих рук, интенсивно постукивая, массировать лицо, пока оно не «загорится».

19. Поставить пальцы на челюстно-височные суставы («замочки») и помассировать их круговыми движениями, открывая и закрывая рот

20. Исходное положение: взять левой рукой правый локоть, кисть правой руки сжать в кулачок и большим пальцем к себе подставить под подбородок («Положить подбородок на кулачок»). Выдвигать нижнюю челюсть вперед и убирать на место.

21. И.П.: то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуться в И.П.

22. И.П. то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и открыть рот движением носа вверх, не отрывая подбородок от кулочка, а левую руку от туловища.

23. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу и открыть рот движением вперед- вверх, не открывая подбородок от кулачка, как в предыдущем задании.

24. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю и открыть рот движением вверх, как в предыдущем задании.

25. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу и подняв мышцы под глазами, открыть рот круговыми движением вверх, как в предыдущем задании.

26. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу, поднять мышцы под глазами, широко открыв глаза и подняв брови, открыть рот круговым движением вверх, как в предыдущем задании.

27. Выполнив предыдущее задание 1 раз, и не меняя положения артикуляционных органов, убрать кулачок и поставить голову прямо, глядя перед собой. В этом положении сделать четыре движения языком вперед-назад, скользя по верхним боковым зубам. Челюсти и губы неподвижны. Дышать спокойно и бесшумно, не задерживая дыхание.

28.

Й цикл: интонационно-фонетические упражнения

№ 1.«Котик» (штро-бас)

Котик запрыгнул ко мне на колени,

Громко урчит, развалился в лени.

Я осторожно чешу за ушком,

Ласково глажу урчащее брюшко.

 

№ 2. «Страшная сказка»

Абстрактный вариант: Конкретный вариант:
У УО УОА УОАЭ УОАЭЫ СЛУШАЙ… СЛУШАЙ ШОРОХ… СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ… СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА… СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ.
Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭАОУ ВЫШЕ… ВЫШЕ ВЕТЕР… ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК… ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ… ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО.  

№ 3. «Канючим»

Абстрактный вариант:

У!

хххА, хххАО, хххАОУ, хххАОУ

Ы!

хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ

№ 4. «Попрошайка»

Конкретный вариант:

ходит, ходит попро ШАЙКА,

х х х х х х

просит, просит попро ШАЙКА.

х х х х х х

дайте, дайте попро ШАЙКЕ,

х х х х х х

всё, что просит попро ШАЙКА!

х х х х х

 

№4. «Вопросы – ответы»

Абстрактный вариант:

у? у о? у а? о э? а ы? э ы? ы

У У У О О А А Э Э Ы Ы Ы

«Жираф»

Конкретный вариант:

У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО- ос?

ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО- ост?

ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ ы

ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ ы!

 

№ 5. «Бронтозаврик»

Абстрактный вариант:

У! У! У! У! У!

У УО УОА УОАЭ УОАЭЫ ХХХ

Ы! Ы! Ы! Ы! Ы!

Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭАОУ ХХХ

Конкретный вариант:

КТО-

О ТАМ ХОДИТ ПО БОЛОТУ ХХХ

НО-

ОГИ КАК У БЕГЕМОТА ХХХ

ГО-

ОЛОВА НА ДЛИННОЙ ШЕЕ ХХХ

ХВО-

ОСТ ЗА НИМ ЕЩЁ ДЛИННЕЕ ХХХ

 

№ 6. «Бегемот»

Сладко спит в своей постели бегемот – [ХР], [ХР]

Видит он во сне морковку и компот — [ХР], [ХР]

Спит он широко разинув рот — [ХР], [ХР]

И во сне он громким голосом поёт — [ХР], [ХР]

 

№ 7. «Винни Пух и Пятачок»

Винни Пух — звук на вдохе фальцетным режимом в низкой тесситуре, на выдохе в грудном: а- А

Пятачок — звук на вдохе и выдохе в фальцетном режиме в высокой тесситуре: а-а

№ 8. «Губной вибрант»

(Р) — ЗАРАБОТАЛИ МОТОРЫ — (Р)Ы

(Р) — НА МАШИНАХ ЕДЕМ В ГОРЫ — (Р)Ы

(Р) — ВОЗВРАЩАЕМСЯ С ГОРЫ — (Р)Ы

(Р) — ПРОЕЗЖАЕМ ВО ДВОРЫ — (Р)Ы

 

№ 9. «Выдувание»

(У) — ЗАВЫВАЕТ ВЕТЕР — (У)

(У) — ПЕСНЬ ПОЁТ СВОЮ — (У)

(У) — ВЫ НЕ БОЙТЕСЬ ДЕТИ — (У)

(У) — ПЕСЕНКУ МОЮ — (У)

 

№ 10. «Слоник»

Слоник по двору ходил — [n],[n], [n],[n]

Слоник хоботом водил — [n],[n], [n],[n]

Мы за слоником пойдем — [n],[n], [n],[n]

Голос в хоботе найдем — [n],[n], [n],[n]

Й цикл: упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК)

№ 1. «Буквоежка»

[A]Ш [A]Ш [A]Ш [A]Ш и так далее в последовательности: Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж.

№ 2.

1) Греть руки дыханием.

2) Перевести беззвучный выдох в шипение горлом – h.

3) [A]h [A]h [A]h [A]h

4) [A]h [A]A [A]h [A]A [A]h [A]A

5) «Волна»: х х х А х х х А х х х А х х х

6) «От шёпота до крика»: 1-10 (P mf f ff)

7) «Крик»

Раз, два, …. ДЕСЯТЬ!!!

Шёпот… крикнуть

8) «Крик — вой»

у!

[А]А!!! П

9) «Волна» с воем»:

у!

Х х х А х х х А х х х А П П х х х

10) «Крик — вой — визг»:

а!!!

у

[A]A

11) «Волна» с «Криком чайки»:

а![A]a![A]a![A]a!

у!

х х х А х х х А х х х А П П

 

№ 3. «Песенка про смех»

Это песенка про смех — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

Мы поем ее для всех — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

Так смеются медвежата — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

И тигрята и слонята — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

Они басом все хохочут — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А Г)А(Г)А (Г)А

 

Все вокруг гремит, грохочет — (Г)А(Г)А Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А

Это песенка про смех — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Мы поем ее для всех — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Так смеются лягушата — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

И цыплята и мышата — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а

Они тоненько хохочут — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: