№ урока | Разделы, темы уроков | Кол-во часов |
Тема 1. Россия в мире | 8 | |
1 | Россия на карте мира. Географическое положение России. Место России среди других стран мира. Место России в Европе и Азии. Государственная граница России. | 1 |
2 | Диагностическая контрольная работа | 1 |
3 | Учимся с «Полярной звездой». Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России. | |
4 | Россия на карте часовых поясов. Карты часовых поясов. Разница во времени по карте часовых поясов. | 1 |
5 | Основные природные объекты России. Географические районы России. Административно-территориальное деление России | 1 |
6 | Формирование и заселение территорий России. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. | 1 |
7 | Природа – часть нашего наследия. Главная ценность – человек. Всемирное природное и культурное наследие. ЮНЕСКО. Семь чудес России. Объекты Всемирного культурного наследия России. | 1 |
8 | Объекты культурного и природного наследия моей местности (проект) | 1 |
Тема 2.Россияне | 10 | |
9 | Население России. Численность населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение. | 1 |
10 | Воспроизводство населения. Традиционный и современный типы воспроизводства. | 1 |
11 | «Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России. | 1 |
12 | Учимся с «полярной звездой» | 1 |
13 | Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия —многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России. | 1 |
14 | Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения. | 1 |
15 | Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности. | 1 |
16 | Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов. | 1 |
17 | Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края. | 1 |
18 | Контрольная работа по теме «Россияне» | 1 |
Тема 3. Природа России | 17 | |
19 | История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта. | 1 |
20 | Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории | 1 |
21 | Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия. | 1 |
22 | Минеральные ресурсы России. Полезные ископаемые. Месторождения полезных ископаемых. Стихийные явления в России | 1 |
23 | Учимся с «Полярной звездой». Систематизируем информацию о полезных ископаемых России | 1 |
24 | Солнечная радиация. | 1 |
25 | Атмосферная циркуляция. Атмосферный фронт. Антициклон. | 1 |
26 | Зима и лето в нашей стране. Карта климатических поясов | 1 |
27 | Учимся с «Полярной звездой». Оцениваем климатические условия России на основе различных источников информации. | 1 |
28 | Климатические особенности России. | 1 |
29 | Наши моря. | 1 |
30 | Наши реки. | 1 |
31 | Где спрятана вода. | 1 |
32 | Водные дороги и перекрёстки. | 1 |
33 | Учимся с «Полярной звездой». Решаем проблему: преобразования рек. | 1 |
34 | Почва – особое природное тело и основа сельского хозяйства. | 1 |
35 | Контрольная работа по теме «Природа России» | 1 |
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны | 7 | |
36 | Зональность в природе и жизни людей. Природная зона. Северные безлесные зоны. Тундра и лесотундра. | 1 |
37 | Лесные зоны. Зона тайги. Население таёжной зоны. Смешанный и широколиственный лес. | 1 |
38 | Степи и лесостепи. АПК степной зоны. Чернозёмы – самые плодородные почвы в мире. | 1 |
39 | Южные безлесные зоны. Полупустыни пустыни. Жители полупустынь. Оазис. | 1 |
40 | Субтропики. Черноморское побережье Кавказа и южный берег Крыма. Высотная поясность в горах. Жизнь и хозяйство людей в горах. | 1 |
41 | Учимся с «Полярной звездой». Сравниваем, моделируем, выбираем: природные зоны для жизни и деятельности человека. | 1 |
42 | Контрольная работа по теме «Природно – хозяйственные зоны» | 1 |
Тема 5. Хозяйство | 22 | |
43 | Понятия «экономика» и «хозяйство». Развитие хозяйства. Секторы хозяйства. Циклы Кондратьева | 1 |
44 | Особенности экономики России. | 1 |
45 | Что мы оставим потомкам? (проект) | 1 |
46 | Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Угольные бассейны. Проблемы Печорского бассейна. | 1 |
47 | Нефтяная промышленность. | 1 |
48 | Газовая промышленность. | 1 |
49 | Электроэнергетика. Размещение электростанций. | 1 |
50 | Черная металлургия. | 1 |
51 | Цветная металлургия. | 1 |
52 | Машиностроение. | 1 |
53 | Химическая промышленность. | 1 |
54 | Лесопромышленный комплекс. | 1 |
55 | Растениеводство. | 1 |
56 | Животноводство. | 1 |
57 | Учимся с «Полярной звездой». Изучение АПК своего района; выявление экологических проблем, связанных с АПК; составление и дополнение схемы «структура АПК»; нанесение нак/к районов отраслей хозяйства. | 1 |
58 | Сухопутный транспорт. | 1 |
59 | Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. | 1 |
60 | Сфера услуг. | 1 |
61 | Учимся с «Полярной звездой». Изучаем сферу услуг своего района | 1 |
62 | Информационная инфраструктура. | 1 |
63 | Контрольная работа по теме «Хозяйство» | 1 |
64 | Контрольная работа по курсу «География» | 1 |
Тема 6. География Республики Бурятия | 7 | |
65 | Определение географического положения территории Бурятии. Этапы заселения, формирования культуры народов. Соседние республики, районы. | 1 |
66 | Рельеф и полезные ископаемые. Почвенные ресурсы. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Борьба с эрозией и засолением. Мероприятия по сохранению плодородия почв. | 1 |
67 | Климат. Водные ресурсы Бурятии и их использование. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние водоемов Бурятии. | 1 |
68 | Растительность Республики Бурятия. Особенности животного мира Бурятии. | 1 |
«Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса».
Для учителя:
1. Авторская программа общеобразовательных учреждений линии «Полярная звезда», А, И, Алексеев, Е. К, Липкина.М.: Просвещение, 2008.
2. Учебник География. Россия. 8 класс, для общеобразовательных учреждений/ под редакцией А.И. Алексеева линии «Полярная звезда»- Москва. Просвещение, 2017.
3. Рабочая тетрадь «Мой тренажер» 8 класс, В.В Николина - Москва, Просвещение, 2014-15 4. В.В Николина. Пособие для учителей общеобразовательных школ, Москва Просвещение, 2014
4. 5. Атлас с комплектом контурных карт География России 8-9 класс
5. В.В.Николина. География 8 класс. Методические рекомендации к учебно-методическим комплектам линии «Полярная звезда». М.: Просвещение, 2014.
6. Г.А. Понурова. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М. Просвещение.
7. Е.В. Датская. Контрольные и проверочные работы по географии.
8. Мультимедиа учебник по географии для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений.
Для учащихся:
1. Учебник География. Россия. 8 класс, для общеобразовательных учреждений/ под редакцией А.И. Алексеева линии «Полярная звезда»- Москва. Просвещение, 2017.
2. Рабочая тетрадь «Мой тренажер» 8 класс, В.В Николина - Москва, Просвещение,
3. Атлас с комплектом контурных карт География России 8-9 класс
4. Интернет-ресурсы.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!