Журналы кадетских и юнкерских сообществ

 

Многочисленные журналы, издаваемые объединениями юнкеров и кадетов: «Досуг одесского кадета», «Досуг московского кадета», «Кадетская заря», «Кадет-сибиряк – Александровец», «Кадеты» и др. По своему объему (от десяти до тридцати страниц) и названию они похожи на журналы, которые выходили в военно-учебных заведениях России с 1902 г: «Досуги константиновцев» (Константиновское артиллерийское училище), «Журнал Николаевского инженерного училища» и др. В дореволюционные годы они способствовали сплоченности и взаимовыручке будущих офицеров, воспитанию любви к профессии, гордости за свое военно-учебное заведение и стремлению с честью нести звание его выпускника. Эти качества и объединяли бывших юнкеров и кадетов в эмиграции в одну семью, в которой легче было преодолевать трудности. Не случайно один из первых журналов кадетских объединений в Югославии 1920-х годов назывался «Семейные вечера». Его выпускали воспитанники Крымского кадетского корпуса. Он имел объем 28 страниц и освещал жизнь бывших кадетов в эмиграции, рассказывал о боевом прошлом армии России, публиковал первые литературные опыты своих читателей.

В Югославии в 20-е годы находились и многие выпускники Михайловского артиллерийского училища. Их объединение издавало иллюстрированный сборник «Михайловцы». Его выпуски были редки, однако их объем доходил до 150 страниц. В основном это были воспоминания бывших юнкеров.

Исключительно оригинальным изданием был «Кадетский голос из провинции». Выходил он с февраля 1942 по декабрь 1967 г. в городе Риуперу (Франция) в небольшом количестве экземпляров из-за того, что писался от руки и размножался фотографическим способом. Издавал и редактировал журнал бывший корнет С.Г. Двигубский. Он же являлся автором ряда публикаций. В «Кадетском голосе из провинции» публиковалось много рассказов, юморесок и рисунков из быта и жизни кадетских корпусов в России. Воспоминания о юнкерском и кадетском периоде жизни – основная тема большинства изданий выпускников военно-учебных заведений. Особенно богато эта тема была представлена в журнале «Суворовцы» – органе Объединения кадетов Суворовского кадетского корпуса 1950-х гг. На его страницах помещался богатый материал о традициях, обычаях, жизни и системе обучения и воспитания будущих офицеров этого военно-учебного заведения, публиковались списки выпускников по классам и отделениям, а также много места отводилось для рассказа об их дальнейшей службе в различных частях русской армии.

В изданиях общекадетских объединений, таких, как «Кадетское письмо» (орган объединения кадет в Аргентине), «Информация Генерального секретариата Союза российских корпусов», «Кадет» (издание Союза российских кадетских корпусов в Париже) помимо отражения прошлого военно-учебных заведений России и жизни их выпускников в эмиграции значительное место занимали материалы на общественно-политические темы.

Кроме журнальных, были и газетные кадетские и юнкерские периодические издания. Одно из них – орган объединения юнкеров Александровского военного училища «Александровец» – ежемесячный листок, издававшийся генералом А.А. Курбатовым в Варне (Болгария), первый номер вышел в январе 1928 г., а последний (№55) – в июле 1932 г. Его выпуск был возобновлен в 1965 г. в Париже полковником Свистун-Ждановичем в виде большой иллюстрированной газеты. Однако выпуском первого номера парижского «Александровца» его издание и завершилось. В основном газета содержала воспоминания бывших юнкеров, в которых отражались их переживания за судьбу России.

Более широкой является тематика ежемесячной военно-национальной газеты «Вестник», издававшейся общекадетским объединением во Франции под редакцией бывшего лейтенанта А.А. Геринга. Ее первый номер вышел 24 декабря 1950 г. на ротаторе, затем с 1957 г. газета выпускается в типографии. «Вестник» отражал жизнь общекадетских объединений по всем странам мира. Одно время, в течение почти трех лет, он являлся органом Совета общекадетских объединений за рубежом. Газета печатается в Париже.

Там же, в Париже, в 1952–1974 гг. выходил еще один орган общекадетского объединения во Франции – военно-исторический, литературный иллюстрированный журнал «Военная быль». Его основателем и бессменным редактором также являлся А.А. Геринг. Журнал выходил шесть раз в год на 48 страницах тиражом в одну тысячу экземпляров.

В первом номере «Военной были» заявлялось, что «задачей журнала является изучение и восстановление в памяти истории и быта Российской императорской армии и флота для сохранения о них памяти в грядущем потомстве». Основными отделами журнала стали: забытые страницы русской истории; полководцы России; военные эпизоды; воспоминания; военная геральдика; жизнь кадетов; хроника кадетской жизни; подвиги; знаменательные даты.

«Военная быль» также выпускала книги и брошюры «Военно-исторической библиотеки», в которой издаются труды П.В. Пашкова «Ордена и знаки отличия гражданской войны», Е. Молло «Русское холодное оружие XIX века», «Русское холодное оружие эпохи императора Николая II», «Русские офицерские знаки», «Русские орденские знаки XVIII века», П.К. Кондзеровского «В Ставке Верховного», В.П. Ягелло «Княжеконстантиновцы», П.А. Нечаева «Алексеевское военное училище», К.М. Перепеловского «Киевское великого князя Константина Константиновича военное училище», «Письма А.В. Суворова к принцу Нассау-Зиген», В. Альмендигера «Симферопольский офицерский полк» и др. Тематика этих изданий дает представление о содержании «Военной были» – отрывки из них предварительно публиковались в журнале. Многие книги «Военно-исторической библиотеки “Военной были”» переизданы в современной России и пользуются большой популярностью у читателей (особенно исследования Е. Молло и П.В. Пашкова).

«Военная быль» в 60–80-е годы становится после «Часового» вторым самым известным журналом, ориентированным на русское военное зарубежье. Он рассылается в США, Австралию, Бразилию, Аргентину и многие другие страны.

 

Казачья пресса

 

Отдельным пластом русской зарубежной военной периодики являются издания казачьей эмиграции. Их исход из России после антибольшевистского движения был массовым – опасаясь преследований, около 200 тысяч казаков были вынуждены уйти за границу. Первоначально казаки, как и все военные эмигранты, располагались лагерями. Самые большие лагеря эвакуированных из Крыма казаков были в поселке Кабаджа близ Стамбула и на острове Лемносе (Греция).

В этот тяжелый период, когда казаки жили в тесных сколоченных бараках, не хватало продуктов и медикаментов, многие умирали от болезней, на острове Лемносе начали издаваться первые зарубежные казачьи периодические издания. Это были: «Информационный бюллетень штаба кубанского казачьего корпуса», выходивший еженедельно с ноября 1920 по ноябрь 1921 г.; «Информационный листок донского лагеря на острове Лемносе» (с декабря 1920 по февраль 1922 г.; вышло 56 номеров); «Вестник донского лагеря на острове Лемнос» (с марта по декабрь 1921 г., вышло 52 номера); «Атаманец» – рукописный журнал юнкеров Атаманского военного училища (1920–1921 гг., вышло 18 номеров); «Барабан» – юнкеров Кубанского военного училища (1920–1921 гг.); «Дон» – группы донцов бригады полковника Арканцева (1921 г., вышло 9 номеров); «Кубанец» – юнкеров Кубанского военного училища (1921 г., вышло 12 номеров); «Сын изгнания» – донских юнкеров (1922 г., вышло 6 номеров).

В 1920–1921 гг. казачья периодика возникает и в других местах эмиграции – журнал «Донской маяк» выходил в лагере Кабаджа (Турция); «Донец на чужбине» выпускали воспитанники Донского кадетского корпуса в Египте (после перевода корпуса в Югославию журнал назывался «Донец», в течение 1922–1928 гг. вышел 21 номер); рукописный журнал «Казак на чужбине» издавался казаками-гимназистами старших классов русской гимназии в Шумене (Болгария); еще один журнал «Казак на чужбине» начал выпускаться Донской студенческой станицей в Праге, но после выхода первого номера он стал называться «Казачий сполох».

В лагерях Кабаджа и Лемноса часть казаков в поисках средств к существованию завербовались во французский иностранный легион, где хорошо себя зарекомендовали. К 1921 г. в иностранном легионе служило около 3 тыс. казаков. В это же время 1 тыс. казаков положила начало поселению в Новом Свете, переехав в Бразилию. Тогда же начался и процесс переселения на Балканы. В 1928 г. в Болгарии (г. Пловдив) прошел первый Большой круг Дона, Кубани и Терека в изгнании. На нем было принято считать центром казачьего движения Прагу, где в тот момент сконцентрировались основные интеллектуальные силы казаков во главе с историком Ф. Щербиной. Часть казачьих офицеров переселилась в Югославию, создала лесопромышленное предприятие, что обеспечило рабочие места многим казакам. Лидерами движения в начале 20-х годов было принято решение о создании станиц в Болгарии. Здесь, на Балканах и возникает основная сеть казачьей периодики.

Казачество в России разделялось на 11 войск, которые после февраля 1917 г. стали вновь управляться избираемыми на кругах атаманами. Это разделение по войскам сохранилось и за рубежом, что привело только на одном острове Лемносе к изданию аналогичных изданий для представителей Донского, Кубанского и других войск казачества. Такая войсковая периодика развивалась и дальше несмотря на расселение казаков по многим странам. Так, в 20-е годы кубанской и терской канцеляриями в Белграде издавалась ежемесячная газета «Кавказский казак», основным содержанием которой была информация о жизни казачества за рубежом. С расселением кавказских казаков на американском континенте для них кубанской канцелярией начал выпускаться информационный листок «Казак». Вестник с таким же названием издавался в 1933–1934 гг. донским атаманом генералом А.П. Богаевским в Париже. Официальным органом Донского войска являлось «Казачье слово». Он выпускался в Софии с января 1922 г., затем после него с января 1923 г. стали выходить «Казачьи думы» под редакцией С. Пинуса. Вышло 49 номеров этого издания и затем его продолжением явился парижский «Информационный листок Объединенного совета Дона, Кубани и Терека». Он начал издаваться в марте 1924 г., а с 1926 г. его преемником стал «Вестник Казачьего союза», выходивший до 30-х годов.

Эволюция этого издания свидетельствует о стремлении зарубежного русского казачества к объединению, сплочению своих сил. Существовали и другие общеказачьи газеты и журналы. Многие из них выходили во Франции, где поселилась большая группа казаков. Так, в 1923–1924 гг. в Париже выходило «Казачье слово» – орган общеказачьего объединения в Париже. Позднее, в 1929–1930 гг. продолжением этого издания стало «Казачье объединение для борьбы за Родину». Издание это было необычного формата – размера письма, что делало его удобным для рассылки в почтовых конвертах. Здесь же, в Париже, в 1939 г. начинает издаваться и рассылаться «Казачий альманах». Его выпускала группа казаков-литераторов, из которых в редколлегию входили профессиональные публицисты П.В. Гусев, В.С. Крючков, Н.Н. Туроверов. Альманах стремился к объединению казаков-писателей, поэтов и художников, но, к сожалению, попытка эта не увенчалась успехом – «Казачий альманах» издавался только в течение года.

Богатство казачьей периодики «русского Парижа» поражает. Здесь в 20–40-е годы издавались газеты «Казачье единство», «Станица», журналы «Кубанское казачество», «Казачий журнал», «Кубанская старина и современность». Особой популярностью пользовался ежемесячный журнал «Россия», издававшийся Е.Д. Коноваловым. Многие его материалы освещали историю как всей России, так и отдельных его групп и войск. Выпускались специальные выпуски журнала, которые рассказывали об особенностях, традициях и обычаях казачества Дона, Терека, Сибири и т.п. Так, №1 журнала был посвящен истории казачества России в целом, а №7 – войску кубанскому, №11 – терскому войску. В Париже издавались газеты и журналы полковых объединений казаков, среди которых наиболее известен «Вестник Общества атаманцев». Он выходил раз в год с 1931 по 1938 г.

Продолжалось освоение казаками американского континента. С разрешения Перуанского правительства 500 казачьих семей переселились в республику Перу. Казаков поместили по реке Апуримак. Каждой семье было выделено по 75 акров земли, а неженатым – по 25 акров. В результате к августу 1929 г. возникли две казачьи станицы в районах Тамбо и Монтаньч. Казаки занимались фермерством и защищали местное население от набегов индейцев. С этой целью перуанское правительство специально субсидировало казаков и снабжало их огнестрельным оружием. Казачья жизнь получала широкое освещение в местной казачьей прессе.

Значительной была эмиграция казачества в Маньчжурии и Китае. В частности, после гражданской войны сюда ушли многие уральские казаки во главе с атаманом B.C. Толстовым, а также оренбургским атаманом А.И. Дутовым. Они совершили тяжелый переход через пустыни Средней Азии в Китай, где разместились в г. Сюйузин (Восточный Туркестан), а также в Харбине и Шанхае. Часть казаков так и жила в Китае до 40-х годов. Здесь издавалось восемь казачьих журналов – от «Атаманского клича» и «Енисейских казаков» до «Зова казака» и «Россия и казачество». Точно определить период выхода ряда казачьих журналов очень трудно, так как сохранились только единичные номера этих изданий. Так, известен только один выпуск «Енисейских казаков», помеченный 1940 г., но без номера. Он издавался енисейской зарубежной станицей в Харбине. «Зов казака» выпускал штаб Союза казака на Дальнем Востоке под редакцией Л.Л. Черного, местом издания помечено: «Харбин, Маньчжу-Ди-Го». Сохранился один экземпляр журнала за 1938 г., также без указания номера.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: