Сцена из спектакля МХТ «На дне» по пьесе М. Горького. 1902 г

Режиссёрский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко

Реформаторами отечественной театральной сцены по праву считаются Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев, 1863—1938) и Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858—1943). С именами этих выдающихся режиссёров ассоциируются два замечательных события — основание Московского Художественного театра (МХТ, 1898) и создание «системы» сценического творчества. «Первый, разумный, нравственный, общедоступный театр», служивший «душевным запросам современного зрителя», на долгие годы определил основные направления и перспективы развития театрального искусства. В письме к В. И. Немировичу-Данченко А. П. Чехов отмечал:

«Художественный театр — это лучшая страница той книги, которая когда-либо будет написана о современном русском театре».

В. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский. Фото

Самые известные спектакли МХТ этого периода — «Царь Фёдор Иоаннович» и «Чайка» (1898), «Мещане» и «На дне» (1902), «Горе от ума» (1906 и 1938), «Синяя птица» и «Ревизор» (1908), «Месяц в деревне» (1909), «На всякого мудреца довольно простоты» и «Братья Карамазовы» (1910), «Живой труп» и «Гамлет» (1911), «Дни Турбиных» и «Горячее сердце» (1926), «Женитьба Фигаро» и «Бронепоезд 14-69» (1927), «Воскресение» (1930), «Мёртвые души» (1932), «Анна Каренина» (1937), «Три сестры» (1940) — незабываемые страницы в истории отечественного театра.

Здание Московского Художествен ного театра. Фото

Главной универсальной идеей руководителей театра стала духовная и жизненная правда, являвшаяся высшим критерием режиссуры и актёрской игры. Станиславский писал:

«Нам нужна правда... духовная — психологическая, то есть последовательность, логичность переливов чувств, верный ритм и темп самих переживаний и красок самого чувства. Нам нужна духовная правда, доходящая до реализма и даже натурализма своей природной естественности».

Сцена из спектакля МХТ «На дне» по пьесе М. Горького. 1902 г.

Утвердить правду жизни на сцене, изгнать «гадость» театральщины с подмостков, сделать заметнее фальшь и лицемерие в окружающем мире — вот что была призвана решить сценическая реформа, предпринятая Станиславским и Немировичем-Данченко. Всему, что идёт от «зрелища» и обращено только к «глазу и уху» публики, была объявлена бескомпромиссная война. Театр не может и не должен работать для «забавы сытых людей». Знаменитое «Не верю!» Станиславского было обращено к тем актёрам, которые несли на сцену неточность и приблизительность. Не раз призывали режиссёры помнить о том, что театр живёт не блеском огней, не роскошью декораций и костюмов, не эффектными мизансценами, а «идеями драматурга».

Общая совместная работа режиссёра и драматурга стала одним из главных девизов проводимой реформы. Обращение к лучшим произведениям отечественной классики, обновление репертуара за счёт современной драматургии Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького и М. А. Булгакова во многом определили творческие поиски руководителей МХТ. Проблема соотношения классики и современной драматургии в репертуаре театра была особенно актуальной. В её решении Немирович-Данчен-ко был абсолютно категоричен:

«Если театр посвящает себя исключительно классическому репертуару и совсем не отражает в себе современной жизни, то он рискует очень скоро стать академически мёртвым... Театр должен служить душевным запросам современного зрителя... Необходим захват обширного круга мучающих современного зрителя вопросов».




double arrow
Сейчас читают про: