Основные виды ликвидации юридических лиц

Согласно ст.61 ГК РФ правовые формы ликвидации юридических лиц можно разделить на:

- добровольную ликвидацию, осуществляемую по решению учредителей юридического лица, в том числе в связи с достижением цели или окончанием срока для которой и на который оно создано;

- принудительную ликвидацию по решению суда;

- ликвидацию, возникающую вследствие признания данного юридического лица несостоятельным, а именно банкротом.

Интересно заметить, что несмотря на то, что терминов «принудительная» и «добровольная» ликвидация в статье 61 ГК РФ нет, они встречаются в отдельных нормативных актах.

Итак, понятие добровольной ликвидации можно вывести, изучив п. 2 ст. 61 ГК РФ, где сказано «Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. (ссылка на п.2 ст. 61 ГК РФ).

Таким образом, решение о добровольной ликвидации принимается учредителями, участниками юридического лица по таким мотивам, как:

- экономическая нецелесообразность дальнейшей деятельности, ее убыточность;

- истечение срока, на который оно было создано;

- выполнение конкретной задачи, поставленной при его создании;

- недостижимость предусмотренных учредительными документами целей и задач.

Причем, в случае добровольной ликвидации вмешательство третьих лиц не предусматривается.

Субъектами принятия решения о добровольной ликвидации ГК РФ называет:

- учредителя;

- участников;

- уполномоченный орган данного юридического лица.

Это связано прежде всего с тем, что существует определенное разнообразие видов и форм юридических лиц, а именно:

- акционерное общество может быть ликвидировано по итогам общего собрания акционеров квалифицированным большинством голосов (не менее 3/4 от общего числа акционеров, принимающих участие в собрании). В Уставе может быть установлена большая норма голосов, необходимая для принятия данного решения;

- общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано только по единогласному решению его участников;

- унитарные предприятия ликвидируются по решению собственника имущества;

- потребительские и производственные кооперативы ликвидируются по решению их членов, при этом права и обязанности кооперативов к другим лицам не переходят;

- исключением из правил составляют фонды, так как для них добровольная ликвидация не предусмотрена и решение об их ликвидации может быть принято только судом по заявления лиц, заинтересованных в данной ликвидации.

Итак, можно сделать вывод, что решение, принятое вышеперечисленными органами, является началом для добровольной ликвидации. Данные органы и назначенная ими ликвидационная комиссия принимают все последующие решения, необходимые в процессе ликвидации. Суд в процессе добровольной ликвидации никакого веса не имеет.

Стоит отметить, что процедура ликвидации для всех юридических лиц является идентичной, различия могут возникнуть только на этапе принятия решения о ликвидации и его окончательного оформления.

Процесс ликвидации делится на несколько этапов:

1. Принятие решения о ликвидации юридического лица, назначение ликвидационной комиссии, определение порядка его ликвидации.

2. Оповещение третьих лиц о начале ликвидации путем публикации в средствах массовой информации или иными способами.

3. Выявление дебиторской и кредиторской задолженности.

4.  Составление промежуточного ликвидационного баланса, содержащего такие сведения, как состав имущества, перечень требований кредиторов.

5. Расчеты с кредиторами.

6.  Составление окончательного ликвидационного баланса.

7. Оставшееся после удовлетворения требований всех кредиторов имущество, передается учредителям или участникам, имеющим на него вещные права.

8. Завершение ликвидации путем внесения данных о прекращении деятельности в единый государственный реестр юридических лиц.

Соответственно, как только учредителем или участниками будет принято решение о ликвидации, юридическое лицо, обязано уведомить об этом регистрирующий орган, а именно налоговую инспекцию. Во избежание недоразумений письма следует отправлять по почте с уведомлением о получении или с копией, на которой можно поставить штамп о принятии контролирующим органом.

С момента начала процедуры ликвидации и внесения соответствующих данных в ЕГРЮЛ не допускается государственная регистрация изменений в учредительных документах ликвидируемого юридического лица, кроме того, оно не может выступать учредителем других юридических лиц.

Действующее законодательство признает приоритетность добровольной ликвидации, однако оно же предусматривает целый ряд случаев, когда решение о ликвидации может быть принято не участниками или учредителями, а судом. Такую ликвидацию юридического лица можно назвать принудительной.

Принудительная ликвидация осуществляется по иску государственного органа или органа местному самоуправления, которые уполномочены принимать данные решения.

Принудительная ликвидация осуществляется в следующих случаях:

1. Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

2. Осуществление деятельности, противоречащей принятым законам;

3. Осуществление деятельности с грубыми или неоднократными нарушениями закона, в том числе если данные нарушения носят неустранимый характер;

4. Систематическое осуществление некоммерческими организациями, такими как общественной, благотворительной или религиозной, деятельности, противоречащей их уставным целям;

5. Признание несостоятельности (банкротства) юридического лица.

6. Если число участников общества с ограниченной ответственностью больше 50 и в течение года оно не преобразовалось в акционерное общество или производственный кооператив и т.д.

Заявление о ликвидации юридического лица может быть направлено в суд органами, на которые возложен контроль по соблюдению необходимых требований законодательства. Например, в случае выявления неустранимых нарушений при регистрации юридического лица с заявлением о ликвидации в суд может обратиться налоговый орган. В случае нарушений в области конкуренции и антимонопольного законодательства в суд вправе обратиться антимонопольный орган. В случае нарушений на рынке ценных бумаг с заявление о ликвидации может обратиться федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Стоит отметить, что наибольшее количество судебных разбирательств о принудительной ликвидации юридического лица инициируется именно налоговыми органами. Наиболее распространенным видом нарушений является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Кроме того, популярным нарушением является несоответствие адреса, указанного в учредительных документах адресу фактического местонахождения. На основании закона «О налоговых органах РФ» «налоговым органам предоставляется право предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ, о признании недействительной государственной регистрации юридического лица». (ссылка на закон о налоговых органах РФ)

При этом необходимо отметить, что в процессе принятия решения, суды должны объективно оценивать характер, виды и степень тяжести совершенных нарушений. Если же допущенные нарушения возможно своевременно устранить - в ликвидации юридического лица будет отказано. Это следует из информационного письма, Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13.08.2004, где говорится о том, что при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. (ссылка на письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13.08.2004

 

Особого порядка для принудительной ликвидации юридического лица не существует. Разница в ее осуществлении заключается только том, что принятие решения о ликвидации осуществляется не учредителями (участниками) юридического лица, а судом.

По словам М.В.Васильева «принудительная ликвидация юридического лица, предусмотренная п. 3 ст. 61 ГК РФ, представляет собой одну из самых строгих мер государственного принуждения, применяемого по решению суда к юридическим лицам в том числе в связи с нарушением ими законодательства». (ссылка на М.В.Васильева и Е.Б.Абакумовой»

 Стоит отметить, что на сегодняшний день ликвидация представляет собой довольно длительный процесс, суть которого сводится к максимальному удовлетворению требований кредиторов. До момента исключения из государственного реестра юридическое лицо может продолжать свою деятельность, однако все его контрагенты должны быть уведомлены о том, что оно находится в процессе ликвидации. С этой целью, лица, инициировавшие ликвидацию, обязаны сообщить о своем решении регистрирующему органу для внесения информации в государственный реестр. На основании внесения изменений к названию юридического лица будет добавлена фраза «в ликвидации».

  1.3 Банкротство, как особый способ ликвидации юридического лица

В свой работе я считаю необходимым особо выделить одну из важнейших форм ликвидации юридического лица, а именно банкротства.

Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). (ссылка стать 65 ГК РФ).

Правовая природа банкротства законодательно определена в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).

Под основными признаками банкротства понимают:

- неплатежеспособность, т.е. неспособность удовлетворить требования кредиторов по существующим обязательствам;

- определенный период неплатежеспособности – три месяца с даты, которая установлена для исполнения обязательств;

- требования к юридическому лицу, как к должнику должны составлять не менее 300 тыс. рублей.

Для определения наличия или отсутствия признаков банкротства используют такие критерии, как:

- размер денежных обязательств;

- размер обязательных платежей, без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций. (ссылка на стр. 107 Предпринимательское право Эриашвили Н.Д.)

Стоит отметить, что правом на обращение в арбитражный суд о признании юридического лица банкротом помимо государственного органа, имеют как должник (руководитель, владелец) так и его кредитор.

Существует несколько основных отличий ликвидации от банкротства:

1. Ликвидация подразумевает прекращение деятельности, а банкротство – только в случае, если такие предупредительные меры, как наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство и мировое соглашение не привели к созданию благоприятных условий для расчета с кредиторами;

2. Ликвидация может быть не связана с долговыми обязательствами, банкротство напротив связано с наличием непогашенных обязательств;

3. При отсутствии долговых обязательств, добровольная ликвидация может быть осуществлена без участия арбитражного суда.

Выводы об отличиях между банкротством и ликвидацией отразим в таблице:

Характеристика Банкротство Ликвидация
Инициатор Должник, кредиторы, ФНС Компания, ФНС, контрагенты
Причина Потеря платежеспособности - закончился проект, - отсутствие прибыли, - неконкурентоспособность, - ухудшение финансового положения, - решение учредителей, - нарушение законодательства, - другие факторы.
Порядок присвоения статуса

Принудительный, добровольный

Состояние имущества Реализуется в уплату долгов Распределяется между долевыми собственниками, идет на погашение задолженности
Ответственность должностных лиц Субсидиарная (дополнительная) при недостаточной стоимости активов фирмы для погашения долгов В зависимости от причины ликвидации
Срок течения процедуры До двух лет (Максимальные сроки банкротства юрлица законодательно не определены. При определении сроков процесса учитывается сложность дела: 1.Размер задолженности, который сформировался у должника перед кредиторами. 2.Объем конкурсной массы, которая выступает базой для погашения требований кредиторов. 3.Статус должника: не является ли он отсутствующим должником или ликвидируемым. Ограничения в части максимальной продолжительности исполнения процедуры банкротства применены по отношению к каждому этапу. Применительно к процессу банкротства может применяться один из пяти этапов: 1.Наблюдение. 2.Финансовое оздоровление. 3.Внешнее управление. 4.Конкурсное производство. 5.Мировое соглашение.) От полугода до года (Статья 57 Закона № 14-ФЗ в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 сентября 2017 года была дополнена пунктами, устанавливающими нормы, касающиеся срока ликвидации и принятия повторного решения о ликвидации. Срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации, не может превышать один год. Если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, то он может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев. В случае отмены участниками общества или указанным органом ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения указанного выше срока ликвидации повторное принятие решения о добровольной ликвидации возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ.)
Исполнитель Арбитражный управитель, директор компании Ликвидатор, ликвидационная комиссия

Во многих других случаях банкротство и ликвидация тесно связаны между собой.

Например, ликвидационная комиссия назначается решением о ликвидации юридического лица, само же решение считается принятым с момента уведомления о нем регистрирующего органа. Примерно такой же способ избран и законодательством о банкротстве, устанавливающий особый порядок ликвидации юридического лица. Можно считать, что признание должника банкротом заменяет здесь принятие решение о ликвидации юридического лица.

Стоит отметить, что в настоящий момент в интересах кредиторов исправлен существенный недостаток действующего законодательства о банкротстве. Расширился список сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц. Теперь в нем отражается информация о том, что в отношении организации возбуждено дело о банкротстве, о введении наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления, о дате начала и дате прекращения производства по делу о банкротстве, об утвержденном внешнем управляющем. До этого в ЕГРЮЛ вносились только данные об открытии конкурсного производства и назначенном конкурсном управляющем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: