Тема: «Неореализм в европейском изобразительном искусстве»

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ 4 кл. 13.04. 2020 г. 

Преп. ПОТАПОВА С.И.

 (вопросы консультационного характера по выполнению и ведению домашнего задания пишите, пожалуйста, в личку!)

Раздел:  «История искусств зарубежных стран второй половины ХХ века – начала ХХI века.

Тема: «Неореализм в европейском изобразительном искусстве»

НЕОРЕАЛИЗМ (от греч. neos — новый и позднелат. reales— вещественный), мощное идейно_художественное направление, в итальянской культуре, преимущественно в кинематографе, с окончания Второй мировой войны, в первые послевоенные годы.

 

   

 Направление в итальянской живописи и графике середины 1940-х-середины 50-х гг. Получило название по одноименным и одновременным направлениям в итальянском кино, литературе и театре. Основные предпосылки сложения неореализма в итальянской художественной культуре - всенародный демократический подъём в результате движения Сопротивления и распространения социапистических идей, возрождение традиций итальянского искусства (прежде всего веризма), а также творческое использование художественных приёмов ряда течений европейского искусства 19-20 вв.(романтизма и экспрессионизма, например). Художники-неореалисты (Р. Гуттузо, Г. Мукки, А. Пиццинато, К. Леви, Р. Веспиньяни, Дж. Дзигайна и др.) стремились к правдивому отражению действительности во всей остроте её противоречий, к утверждению в искусстве новых духовных ценностей и новых героев - людей труда, с их жизненной стойкостью и внутренним достоинством, к воплощению героики борьбы против фашизма и отстаивания социальной справедливости, к передаче как широкой панорамы, так и повседневных коллизий народной жизни. Близкие неореализму тенденции проявились в послевоенном изобразительном искусстве не только Италии (например, во Франции - творчество Б. Таслицкого, А. Фужерона и др.).

В европейском искусстве первых послевоенных лет важное место занимает направление неореализма. Основное содержание искусства художников этого направления – жизнь народа, простого человека, изображенного с характерными индивидуальными чертами внешнего облика и душевного склада. Социально типическое для своего времени они показывают с позиций революционного пролетариата.

Большую роль в неореализме играют обличительные тенденции. Критика уродства жизни у художников неореализма сочетается с романтизмом в отображении действительности, стремлением увидеть героическое в человеческих характерах. В формировании неореализма активно участвовали борцы движения Сопротивления, члены коммунистических партий.

Группу неореалистов Франции возглавляли художник Андре Фужерон (Andre Fougeron) (1913–1998) – мастер-рационалист, тяготеющий к плакатному упрощению («Слава Андре Улье», 1949, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина; цикл картин «Страна шахт», 1950; «Трудная любовь», 1954) и художник экспрессивно-драматического дарования Борис Таслицкий (р. 1911, «Делегаты стачечного комитета», 1948; «Смерть Даниэль Казановы», 1950, Франция, Музей Монтрей). Наиболее ярко неореализм проявил себя во Франции в 40–50-е годы 20 столетия, где получили развитие политическая графика и карикатура Жана Эффеля (1908–1982) (знаменитая серия литографий и офортов художника «Сотворение мира», 1950-е годы) и в Италии, где группу прогрессивных художников возглавил Ренато Гуттузо.

В борьбе с формалистическим и модернистским искусством развиваются художественные школы Скандинавии и Финляндии. Мировую славу завоевало творчество скульптора-реалиста Вяйнё Аалтонена (1894–1966), художника широкого диапазона, создателя портретной галереи современников, парковой скульптуры, монументального рельефа и скульптуры «Мир» (1950–1952, Лахти). Социальной заостренностью отличаются полные злободневности политические карикатуры датского художника, лауреата Международной Ленинской премии мира Херлуфа Бидструпа (1912–1988), широко известного в Советском Союзе по выступлениям в периодической печати, по выставкам и издававшимся альбомам карикатур.

На почве национально-освободительного движения переживали подъем художественные школы в Азии и в Африке. В первое послевоенное десятилетие добились независимости Индия, Индонезия, Цейлон, Бирма и другие страны. С середины 1950-х годов начался распад колониальной системы в Африке и активно продолжился при поддержке Советского Союза в начале 60-х годов 20 столетия, возникли независимые государства. В них возрождаются национальная литература и искусство, но их развитие идет под знаком борьбы двух культур – демократической, революционной и буржуазной. С подъемом демократического движения, с нарастанием борьбы за мир связано возрождение публицистически заостренного искусства Японии.

Вступив на путь борьбы за создание подлинно реалистического искусства и возрождение национальных культур, передовые художники стран Западной Европы, Америки, Африки и Азии сталкиваются с многочисленными трудностями, которые им приходится героически преодолевать. На этом пути они имеют союзников в лице художников Советского Союза и стран социализма, а именно этот путь приведет их к успехам в создании серьезных художественных полотен на современные темы.

 

 

Сформировать представление о неореализме - направлении в искусстве первых послевоенных лет, связанное с ростом прогрессивных демократических тенденций в европейском и американском искусстве 1940-1950-х годов. Рассказать о реалистическом движении французских художников младшего поколения, их борьбе за мир и демократию. Раскрыть обличительные тенденции неореализма, поиски нового героя реалистического искусства среди простых людей – крестьян, рабочих, прогрессивной интеллигенции. Познакомить с творчеством А. Фужерона, Р. Гуттузо, Дж. Манцу, Х. Бидструпа.

Произведения Андре Фужерона (1912 – 1998): «Полдник» (1946), «Парижанки на рынке» (1948), «Слава Андре Улье» (1949), «Шахтерские лампы» (1950), «Москворецкий мост» (1964); цикл произведений «Страна шахт» (1951). Роспись Фукжерона школы им. Ф. Жолио-Кюри». Тема семьи в картинах «Голубое утро» (1958), «Завтрак» (1959), «Воскресное утро» (1959). Деятельность Б. Таслицкого, Ж. Мило, Ж. Салендра, Ф. Сальмона.

Итальянское искусство после второй мировой войны.

Творчество Ренато Гуттузо (1912 – 1987). Живописные произведения Гуттузо: «Бегство с Этны» (1938), «Распятие» (1940-1941), «Девушка, поющая «Интернационал»» (1951), «Пляж» (1955-1956), «Воскресенье калабрийского рабочего в Риме» (1960-1961), «В мастерской «(1960), «Новости» (1971). Графические серии: серия «С нами Бог» (1944).

Творчество Джакомо Манцу (1908 – 1991). Работа над «Вратами смерти», серия скульптурных композиций «Кардиналы». Портреты Дж. Манцу.

Творчество Херлуфа Бидструпа (1912 – 1988) – датского художника-карикатуриста. Социально заостренные политические карикатуры.

https://artchive.ru/encyclopedia/4329~Neorealizm


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: