Научно-критические теории происхождения епископата долгое время развивались в русле протестант. традиции, для которой характерно противопоставление «благодатного служения» (харизмы) и «иерархического чина» в ранней Церкви. При этом епископат рассматривался в значительной степени как установление католич. Церкви. Начиная с кон. XIX в. мн. ученые пытались выявить некую «докатолическую» (vorkatholische; см.: Hilgenfeld A. Die vorkatholische Verfassung der Christengemeinde außer Palästina // ZWTh. 1890. Bd. 33. S. 223-245) стадию развития церковных служений, чтобы тем самым доказать, что епископское управление Церковью не является ни Господним, ни апостольским установлением, а значит, может быть упразднено.
Наибольшим влиянием на протяжении XX в. пользовалась теория нем. юриста Р. Зома (Sohm R. Kirchenrecht. Lpz.; Münch., 1892. 2 Bde.), согласно к-рой изначально харизматические христ. общины, чуждые правового регулирования жизни, постепенно деградировали в легалистские институции. Зом также постулировал двойственность в устроении Церквей уже в апостольскую эпоху: основанные ап. Павлом общины, ведомые харизматиками, по его мнению, противостояли общинам, устроенным по модели синагоги, во главе к-рых стояли «старцы» (пресвитеры). Е., по мнению Зома, изначально отвечал лишь за совершение Евхаристии и управлял имуществом Церкви.
Нек-рой альтернативой взглядам Зома стала теория Гарнака, к-рый доказывал, что в ранней Церкви действовали одновременно 2 способа управления - харизматически-религ. и административно-экономический. Если представители 1-го типа (апостолы, пророки, учители) были поставлены Самим Богом для всей Церкви, то представители 2-го (епископы и диаконы) избирались местными общинами и служили только нуждам локальной Церкви (Harnack A. Entstehung und Entwickelung der Kirchenverfassung und des Kirchenrechts. Lpz., 1910). Др. важный тезис Гарнака состоит в том, что становление епископата было связано с переходом управления Церквами от странствующих апостолов, пророков и учителей к остающимся на одном месте епископам. Теорию Гарнака разделял, в частности, А. П. Лебедев (Духовенство Древней Вселенской Церкви: От времен апостольских до IX в.: Ист. очерки. М., 1905).
Т. н. ранняя кафоличность рассматривалась исключительно как негативное явление, связанное с ростом институционализации Церкви, а церковные служения выводились преимущественно из синагогального устройства (см., напр.: Данн Дж. Единство и многообразие в НЗ: Пер. с англ. М., 1997).
Попытку примирить протестант. и католич. взгляды на епископат предпринял еп. Реймонд Браун, предложивший проводить различие между епископским служением и епископскими функциями в ранней Церкви: по его мнению, отсуствие в к.-л. раннехрист. общине епископского служения не означало отсутствия в ней тех, кто осуществлял функции Е. (Brown R.Episkopê and episkopos: The New Testament Evidence // Theological Studies. Baltimore, 1980. Vol. 41. P. 322-338).
Иную теорию выдвинул Р. А. Кэмпбелл (Campbell R. A. The Elders: Seniority within Earliest Christianity. Edinb., 1994), использовавший в качестве базовой модели для анализа устройства раннехрист. общин модель античного «домохозяйства». Он указывал на то, что христ. пресвитеры, подобно старцам в др. традициях, изначально представляли собой не иерархическую степень, а группу авторитетных лиц, старших по возрасту и давности обращения в христианство.
Кэмпбелл, толкуя тексты Деян 14. 23; 20. 17-38; 1 Фес 5. 12; Рим 12. 8; 16. 2; 1 Кор 16. 16; Флп 1. 1, относит их к «старцам». Т. о. епископы и пресвитеры, по его мнению, должны рассматриваться как синонимичные названия одного и того же служения, но при этом 1-е указывает на функции, а 2-е - на статус. По мнению Кэмпбелла, епископское служение возникло первым. В 1-м христ. поколении, когда Церковь еще была малочисленна, наименование «пресвитер», или «старец», в принципе не могло употребляться. Но во 2-м поколении христиан Е. стали неизбежно избираться из старцев, т. е. старейших христиан (ср.: 1 Тим 3. 15). Старцы не «назначались» на служение, но избирались большинством общины на основании их репутации и личных качеств. Преимущественное упоминание в НЗ названий церковных служений во мн. числе говорит о том, что речь идет о руководителях небольших «домашних» Церквей в той или иной области, а не о Е. целого города. Единый епископ стал избираться только в крупных городах, где было неск. общин, во избежание конфликтов между ними и для координации их деятельности. Развитие епископского служения, по мнению Кэмпбелла, происходило в 3 стадии: стадия «домохозяйства», когда еще активно действовали апостолы и не было пресвитеров (старцев) (представлена в 1-м Послании к Фессалоникийцам и 1-м Послании к Коринфянам); стадия крупной «общины», когда Е. стали избираться из числа пресвитеров (представлена в кн. Деяния св. апостолов и в 1-м Послании ап. Петра); «городская» стадия, когда появляются Е. для неск. «домашних» Церквей города (представлена в 1-м Послании к Тимофею и в Послании к Титу).
Т. о. пресвитерское служение вторично по отношению к епископскому, к-рое имеет апостольское происхождение. Поскольку изначально церковные общины основывались и управлялись апостолами, приходившими из крупных центров (Антиохии, Иерусалима и др.) и потом возвращавшимися обратно, для ведения дел в общине во время своего отсутствия они оставляли блюстителей, которые решали текущие вопросы и в т. ч. заведовали денежными средствами общины. Численный рост христиан и умножение количества общин в одной местности, а также распространение ересей и гонения привели к тому, что удаленное управление общинами стало затруднительным. По этой причине апостолы стали передавать всю власть своим представителям, к-рые впосл. стали поставляться на местах, а не назначаться апостолами. В дальнейшем в руки Е. перешли и литургические функции.
Впервые стройная 3-степенная система церковной иерархии описывается в посланиях сщмч. Игнатия Богоносца (I - нач. II в., Рим), (напр.: Ign. Ep. ad Magn. 2, 6, 13;Idem. Ep. ad Trall. 2, 3; Idem. Ep. ad Philad. 4, 7). Он говорит о согласии пресвитерства с Е. (Idem. Ep. ad Eph. 4), о силе совместной молитвы Е. с Церковью и о том, что покорность по отношению к Е. есть выражение покорности Богу (Ibid. 5). Сщмч. Игнатий призывает смотреть на Е. «как на Самого Господа» (Ibid. 6; ср.: Idem. Ep. ad Magn. 6) и ничего не делать в Церкви без него (Idem. Ep. ad Magn. 4, 7; Idem. Ep. ad Smyrn. 8). Без Е. нельзя совершать Крещение и «вечерю любви» (т. е. Евхаристию - Idem. Ep. ad Smyrn. 8), а вступающие в брак должны делать это только с ведома Е. (Idem. Ep. ad Polyc. 5). Е. может быть юным по возрасту (Idem. Ep. ad Magn. 3).
В Первом послании к Тимофею ап. Павел перечисляет личные качества, необходимые для епископского служения:
Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителей, не пьяница, не бийца, несварлив, некорыстолюбив, но тих, миролюбив, несребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не <должен быть> из новообращённых, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую (1 Тим. III, 2-7).
Далее апостол говорит о качествах диакона, ничего не сказав о пресвитерах — лишнее подтверждение тому, что служения епископа и пресвитера были идентичными.
Особые служения в ранней Церкви: апостолы, пророки, учители. Изобилие благодатных даров Св. Духа породило в Древней Церкви наряду с апостолами особый чин людей, получающих непосредственное откровение свыше. Их служения были благодатными, (греч. харизматическими), зависящими не столько от их воли, сколько от свободных излияний на них Божественной благодати. Вот что пишет о таковых апостол Павел:
И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, <иным дал > силы <чудодей-ственные>, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки (1 Кор. XII, 28).
И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. IV, 11—12).
Пророки упомянуты во многих раннехристианских текстах — в частности, в книге Деяний выведен пророк Агав.
В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав <собранное> к пресвитерам через Варнаву и Савла (Деян. XI, 27—30).
Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников. Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое?я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня (Деян. XXI, 10-14)!
Также в Деяниях названы и другие первые пророки и учители Церкви — в их числе сам ап. Павел (Савл), ср.:
ВАнтиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. XIII, 1—3).
Из этого места Деяний становится понятным, что между служениями апостолов, пророков и учителей не было чёткой границы, поскольку все они представляли собой разные проявления одной силы — благодати Св. Духа, действующей по-разному порой через одного человека, порой через многих.
Помимо Деяний различные иерархические чины Древней Церкви упоминаются в анонимном тексте последней четверти I в. «Учение 12 апостолов», или просто «Учение» - Дидах е. В частности, в этом тексте, как и в Деяниях, служения апостолов, учителей и пророков почти полностью тождественны:
А в отношении апостолов и пророков, по заповеди Евангелия, так творите. Всякий же апостол, приходящий к вам, да будет принят как Господь: однако он не может оставаться больше одного дня, если же будет необходимо — двух дней. Если же останется на три дня, он лжепророк. Когда же апостол будет уходить, пусть ничего не берёт с собой, кроме хлеба на дорогу до ночлега — если же будет просить денег, то он лжепророк. И всякого пророка, говорящего в Духе, не испытывайте и не исследуйте: ибо всякий грех отпустится, а этот грех не отпустится. Не всякий же, говорящий в Духе — пророк, но только если он нравом подражает Господу. Ибо от нрава познаётся лжепророк и пророк. И всякий пророк, велящий подать трапезу в Духе, не притронется к еде — если же нет, он лжепророк. Всякий же пророк, проповедающий истину, если не творит то, о чём учит, то он лжепророк (Дидахе XI, 3-10) (перевод мой - К.М.).
Всякий же истинный пророк, желающий сесть с вами <за трапезу >, достоин своей пищи. Также и учитель истинный, и он достоен, как труждающийся, своего пропитания (Дидахе XIII, 1-2) (перевод мой. - К.М.).
Значение, придаваемое Церковью деятельности пророков и учителей, хорошо видно из того факта, что Дидахе ставит их наравне с епископами и диаконами, ср.:
Рукополагайте себе епископов и диаконов, достойных Господа — мужей кротких, и несребролюбивых, и настоящих, и испытанных. Ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей. Поэтому не относитесь к ним свысока, ибо среди вас они почтены вместе с пророками и учителями (Дидахе XV, 1—2) (перевод мой. — К.М.).
Таким образом, иерархическую структуру Церкви первые годы её существования можно схематично представить следующим образом: