Теории происхождения епископского служения

Научно-критические теории происхождения епископата долгое время развивались в русле протестант. традиции, для которой характерно противопоставление «благодатного служения» (харизмы) и «иерархического чина» в ранней Церкви. При этом епископат рассматривался в значительной степени как установление католич. Церкви. Начиная с кон. XIX в. мн. ученые пытались выявить некую «докатолическую» (vorkatholische; см.: Hilgenfeld A. Die vorkatholische Verfassung der Christengemeinde außer Palästina // ZWTh. 1890. Bd. 33. S. 223-245) стадию развития церковных служений, чтобы тем самым доказать, что епископское управление Церковью не является ни Господним, ни апостольским установлением, а значит, может быть упразднено.

Наибольшим влиянием на протяжении XX в. пользовалась теория нем. юриста Р. Зома (Sohm R. Kirchenrecht. Lpz.; Münch., 1892. 2 Bde.), согласно к-рой изначально харизматические христ. общины, чуждые правового регулирования жизни, постепенно деградировали в легалистские институции. Зом также постулировал двойственность в устроении Церквей уже в апостольскую эпоху: основанные ап. Павлом общины, ведомые харизматиками, по его мнению, противостояли общинам, устроенным по модели синагоги, во главе к-рых стояли «старцы» (пресвитеры). Е., по мнению Зома, изначально отвечал лишь за совершение Евхаристии и управлял имуществом Церкви.

Нек-рой альтернативой взглядам Зома стала теория Гарнака, к-рый доказывал, что в ранней Церкви действовали одновременно 2 способа управления - харизматически-религ. и административно-экономический. Если представители 1-го типа (апостолы, пророки, учители) были поставлены Самим Богом для всей Церкви, то представители 2-го (епископы и диаконы) избирались местными общинами и служили только нуждам локальной Церкви (Harnack A. Entstehung und Entwickelung der Kirchenverfassung und des Kirchenrechts. Lpz., 1910). Др. важный тезис Гарнака состоит в том, что становление епископата было связано с переходом управления Церквами от странствующих апостолов, пророков и учителей к остающимся на одном месте епископам. Теорию Гарнака разделял, в частности, А. П. Лебедев (Духовенство Древней Вселенской Церкви: От времен апостольских до IX в.: Ист. очерки. М., 1905).

Т. н. ранняя кафоличность рассматривалась исключительно как негативное явление, связанное с ростом институционализации Церкви, а церковные служения выводились преимущественно из синагогального устройства (см., напр.: Данн Дж. Единство и многообразие в НЗ: Пер. с англ. М., 1997).

Попытку примирить протестант. и католич. взгляды на епископат предпринял еп. Реймонд Браун, предложивший проводить различие между епископским служением и епископскими функциями в ранней Церкви: по его мнению, отсуствие в к.-л. раннехрист. общине епископского служения не означало отсутствия в ней тех, кто осуществлял функции Е. (Brown R.Episkopê and episkopos: The New Testament Evidence // Theological Studies. Baltimore, 1980. Vol. 41. P. 322-338).

Иную теорию выдвинул Р. А. Кэмпбелл (Campbell R. A. The Elders: Seniority within Earliest Christianity. Edinb., 1994), использовавший в качестве базовой модели для анализа устройства раннехрист. общин модель античного «домохозяйства». Он указывал на то, что христ. пресвитеры, подобно старцам в др. традициях, изначально представляли собой не иерархическую степень, а группу авторитетных лиц, старших по возрасту и давности обращения в христианство.

Кэмпбелл, толкуя тексты Деян 14. 23; 20. 17-38; 1 Фес 5. 12; Рим 12. 8; 16. 2; 1 Кор 16. 16; Флп 1. 1, относит их к «старцам». Т. о. епископы и пресвитеры, по его мнению, должны рассматриваться как синонимичные названия одного и того же служения, но при этом 1-е указывает на функции, а 2-е - на статус. По мнению Кэмпбелла, епископское служение возникло первым. В 1-м христ. поколении, когда Церковь еще была малочисленна, наименование «пресвитер», или «старец», в принципе не могло употребляться. Но во 2-м поколении христиан Е. стали неизбежно избираться из старцев, т. е. старейших христиан (ср.: 1 Тим 3. 15). Старцы не «назначались» на служение, но избирались большинством общины на основании их репутации и личных качеств. Преимущественное упоминание в НЗ названий церковных служений во мн. числе говорит о том, что речь идет о руководителях небольших «домашних» Церквей в той или иной области, а не о Е. целого города. Единый епископ стал избираться только в крупных городах, где было неск. общин, во избежание конфликтов между ними и для координации их деятельности. Развитие епископского служения, по мнению Кэмпбелла, происходило в 3 стадии: стадия «домохозяйства», когда еще активно действовали апостолы и не было пресвитеров (старцев) (представлена в 1-м Послании к Фессалоникийцам и 1-м Послании к Коринфянам); стадия крупной «общины», когда Е. стали избираться из числа пресвитеров (представлена в кн. Деяния св. апостолов и в 1-м Послании ап. Петра); «городская» стадия, когда появляются Е. для неск. «домашних» Церквей города (представлена в 1-м Послании к Тимофею и в Послании к Титу).

Т. о. пресвитерское служение вторично по отношению к епископскому, к-рое имеет апостольское происхождение. Поскольку изначально церковные общины основывались и управлялись апостолами, приходившими из крупных центров (Антиохии, Иерусалима и др.) и потом возвращавшимися обратно, для ведения дел в общине во время своего отсутствия они оставляли блюстителей, которые решали текущие вопросы и в т. ч. заведовали денежными средствами общины. Численный рост христиан и умножение количества общин в одной местности, а также распространение ересей и гонения привели к тому, что удаленное управление общинами стало затруднительным. По этой причине апостолы стали передавать всю власть своим представителям, к-рые впосл. стали поставляться на местах, а не назначаться апостолами. В дальнейшем в руки Е. перешли и литургические функции.

Впервые стройная 3-степенная система церковной иерархии описывается в посланиях сщмч. Игнатия Богоносца (I - нач. II в., Рим), (напр.: Ign. Ep. ad Magn. 2, 6, 13;Idem. Ep. ad Trall. 2, 3; Idem. Ep. ad Philad. 4, 7). Он говорит о согласии пресвитерства с Е. (Idem. Ep. ad Eph. 4), о силе совместной молитвы Е. с Церковью и о том, что покорность по отношению к Е. есть выражение покорности Богу (Ibid. 5). Сщмч. Игнатий призывает смотреть на Е. «как на Самого Господа» (Ibid. 6; ср.: Idem. Ep. ad Magn. 6) и ничего не делать в Церкви без него (Idem. Ep. ad Magn. 4, 7; Idem. Ep. ad Smyrn. 8). Без Е. нельзя совершать Крещение и «вечерю любви» (т. е. Евхаристию - Idem. Ep. ad Smyrn. 8), а вступающие в брак должны делать это только с ведома Е. (Idem. Ep. ad Polyc. 5). Е. может быть юным по возрасту (Idem. Ep. ad Magn. 3).

В Первом послании к Тимофею ап. Павел перечисляет личные качества, необходимые для епископского служения:

Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, цело­мудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителей, не пьяница, не бийца, несварлив, некорыстолюбив, но тих, миролюбив, несребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не <должен быть> из ново­обращённых, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, что­бы не впасть в нарекание и сеть диавольскую (1 Тим. III, 2-7).

Далее апостол говорит о качествах диакона, ничего не сказав о пресвитерах — лишнее подтверждение тому, что служения епископа и пресвитера были идентичными.

Особые служения в ранней Церкви: апостолы, пророки, учители. Изобилие благодатных даров Св. Духа породило в Древней Церкви наряду с апостолами особый чин людей, получающих непосредствен­ное откровение свыше. Их служения были благодатными, (греч. харизматическими), зависящими не столько от их воли, сколько от свободных излияний на них Боже­ственной благодати. Вот что пишет о таковых апостол Павел:

И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, <иным дал > силы <чудодей-ственные>, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки (1 Кор. XII, 28).

И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Еванге­листами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. IV, 11—12).

Пророки упомянуты во многих раннехристианских текстах — в частности, в книге Деяний выведен пророк Агав.

В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда учени­ки положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав <собранное> к пресвитерам через Варнаву и Савла (Деян. XI, 27—30).

Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников. Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и со­крушаете сердце мое?я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня (Деян. XXI, 10-14)!

Также в Деяниях названы и другие первые пророки и учители Церкви — в их числе сам ап. Павел (Савл), ср.:

ВАнтиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учите­ли: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они слу­жили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. XIII, 1—3).

Из этого места Деяний становится понятным, что между слу­жениями апостолов, пророков и учителей не было чёткой границы, поскольку все они представляли собой разные проявления одной силы — благодати Св. Духа, действующей по-разному порой через одного человека, порой через многих.

Помимо Деяний различные иерархические чины Древней Церк­ви упоминаются в анонимном тексте последней четверти I в. «Учение 12 апостолов», или просто «Учение» - Дидах е. В част­ности, в этом тексте, как и в Деяниях, служения апостолов, учителей и пророков почти полностью тождественны:

А в отношении апостолов и пророков, по заповеди Евангелия, так творите. Всякий же апостол, приходящий к вам, да будет принят как Господь: однако он не может оставаться больше одного дня, если же будет необходимо — двух дней. Если же останется на три дня, он лже­пророк. Когда же апостол будет уходить, пусть ничего не берёт с со­бой, кроме хлеба на дорогу до ночлегаесли же будет просить денег, то он лжепророк. И всякого пророка, говорящего в Духе, не испытывайте и не исследуйте: ибо всякий грех отпустится, а этот грех не отпустится. Не всякий же, говорящий в Духе — пророк, но только если он нра­вом подражает Господу. Ибо от нрава познаётся лжепророк и пророк. И всякий пророк, велящий подать трапезу в Духе, не притронется к еде — если же нет, он лжепророк. Всякий же пророк, проповедающий истину, если не творит то, о чём учит, то он лжепророк (Дидахе XI, 3-10) (перевод мой - К.М.).

Всякий же истинный пророк, желающий сесть с вами <за трапе­зу >, достоин своей пищи. Также и учитель истинный, и он достоен, как труждающийся, своего пропитания (Дидахе XIII, 1-2) (перевод мой. - К.М.).

 

Значение, придаваемое Церковью деятельности пророков и учи­телей, хорошо видно из того факта, что Дидахе ставит их наравне с епископами и диаконами, ср.:

Рукополагайте себе епископов и диаконов, достойных Господа — мужей кротких, и несребролюбивых, и настоящих, и испытанных. Ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей. Поэтому не относитесь к ним свысока, ибо среди вас они почтены вместе с проро­ками и учителями (Дидахе XV, 1—2) (перевод мой. — К.М.).

Таким образом, иерархическую структуру Церкви первые годы её существования можно схематично представить следующим образом:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: