Александрийская богословская школа. Происхождение и развитие. Выдающиеся представители Александрийской школы: Пантен, Климент Александрийский, Ориген и др

 

Александрийская богословская школа. Важнейшую роль в раз­витии христианского богословия II—III вв. сыграло так называемое Александрийское огласительное училище. Первый церковный исто­рик Евсевий Кесарийский связывает его основание с деятельностью ап. Марка:

Говорят, что этот самый Марк был первым послан в Египет, про­поведал там Евангелие, им написанное, и основал церкви в самой Алек­сандрии. Его проповедь сразу же привлекла такое множество уверо­вавших мужчин и женщин, усердно упражнявшихся в любомудрии, что Филон решил написать об их занятиях, собраниях, общих трапезах и вообще обо всем образе их жизни (Церк. ист. II, 16).

Известно, что в Александрии преподавал апологет Афинагор (см. выше), однако его связь с Александрийским училищем не установ­лена.

Важную роль в истории школы сыграл христианский учёный-энциклопедист Климент Александрийский (ок. 150 — ок. 215 гг.), чьим предшественником и учителем был обратившийся в христианство философ-стоик Пантен (ум. ок. 200 г.), а учеником и преемником — Ориген (ок. 185—254 гг.), ставший руководителем школы в возрасте 18 лет (Евсевий. Церк. ист. VI, 3.3). Однако до начала III в. мы вряд ли можем говорить об Александрийской школе как о сложившемся богословском и образовательном институте, имеющем преемствен­ность в руководстве и единую программу преподавания. Следует помнить, что в античности школы — это не организации, а группы учеников и единомышленников, объединённых вокруг наставника. Иными словами, на раннем этапе существовала не одна преемствен­ная школа, а несколько школ вокруг разных учителей. При этом в трудах Климента Александрийского не упоминается, что он учился у Пантена, а Ориген не говорит, что его учителем был Климент.

Только во времена Оригена (т.е. в первой половине III в.) можно говорить о превращении Александрийской школы в некое подобие высшего церковного училища. Необходимой предпосылкой этого ста­ло сотрудничество руководителя школы Оригена с высшей церковной властью Александрии в лице еп. Димитрия (ум. в 232 г., еп. с 189 г.).

По сообщению Евсевия, Ориген поначалу совмещал наставниче­ство в слове Божием с преподаванием грамматики. Когда же число учеников умножилось, грамматику (а заодно и другие эллинские нау­ки) пришлось оставить и всецело предаться преподаванию христи­анской «философии» (Церк. ист. VI, 3.8—9). Взаимодействие с цер­ковной властью способствовало тому, что при руководстве Оригена Александрийское катехетическое (огласительное) училище стано­вится подлинно церковным институтом.

Программа обучения в школе периода ее расцвета включала, ве­роятно, три этапа: на первом этапе изучались общеобразовательные предметы, на втором — античная философия в трудах её главнейших представителей и на третьем этапе — христианское богословие (в основном экзегетика - толкование Свящ. Писания). Обучение продолжалось, вероятно, пять лет, в течение которых христианское обучение сопровождалось практической аскезой. При Клименте и Оригене школа имела апологетический и миссионерский характер: образованным язычникам стремились показать, что христианство является высшим и единственно истинным любомудрием.

Оригена, пожалуй, можно назвать самым влиятельным богосло­вом ранней Церкви. Многие из его учеников заняли важные места в церковной иерархии, отцы и учители Церкви читали и очень хва­лили его труды. С самого начала Ориген был спорной фигурой. Но влияние его было так огромно, что споры о его наследии велись и после его смерти. Эти споры привели к тому, что в середине VI в. Ориген был посмертно анафематствован. Среди обвинений - субординационизм (см. выше), учение о предсуществовании душ разумных существ до творения материального мира, об уничтожении матери­ального мира после Второго Пришествия, учение о всеобщем спа­сении всех существ (апокатастасисе), особое учение о Воплощении Христа. Однако многие идеи и методы Оригена (учение о совечности Сына Отцу, экзегетический метод и др.) прочно вошли в богословие Церкви через его канонизированных авторитетых последователей, в первую очередь сет. Василия Великого и сет. Григория Богослова (Назианзина).

Осуждение Оригена спустя 300 лет после смерти привело к тому, что мы сейчас владеем только малой частью произведений этого ав­тора. Все свои сомнительные идеи он высказывает лишь в одной из сохранившихся книг, знаменитом трактате «О началах», который можно назвать первым христианским учебником богословия. Остав­шиеся творения содержат вполне православное по своим временам учение. Ориген был известен своими глубокими познаниями в мир­ских науках и оставил после себя толкования на все книги Священ­ного Писания, из которых сохранились лишь немногие. Также он предпринял неслыханный по тем временам текстологический труд — издание сводного текста Ветхого Завета на разных языках. Это изда­ние получило название Гекзаплы (букв. «Шестичастная (Библия)).

Гекзаплы Оригена охватывали 6 тыс. листов пергамена и в пере­плетённом виде составили целых 50 томов! Каждый лист был раз­делён на шесть колонок (отсюда название всего труда). В первой колонке воспроизводился еврейский текст Ветхого Завета, во вто­рой - транскрипция этого текста греческими буквами, в третьей - перевод на греческий язык, сделанный принявшим иудаизм греком Аквилой (первая половина II в.), в четвёртой - греческий перевод Симмаха (рубеж 11-111 вв.), в пятой - текст Септуагинты (70 тол­ковников, см. выше) и в шестой — перевод Феодотиона Эфесского (80-е гг. II в.). Благодаря этому изданию Ориген считается основопо­ложником библейской текстологии как особого направления библеистики. Оставил свой след Ориген и в жанре апологии. Он написал опровержение на антихристианскую книгу Целъса «Истинное сло­во». Только благодаря ему мы сейчас знаем из неё хотя бы отрывки.

К сожалению, деятельность Оригена в Александрии была пре­рвана ссорой между ним и еп. Димитрием в 231 г. Оригену пришлось уехать в Кесарию Палестинскую, где он создал новую богословскую школу по старому образцу. Димитрий же поставил главой Алексан­дрийского училища ученика и заместителя Оригена свт. Иракла (ум. в 247 г.), который вскоре, после смерти Димитрия, стал еписко­пом Александрии (с 232 г.). Следующий александрийский епископ, свт. Дионисий Великий (конец II в. - 265 г., еп. с 247 г.), видный богос­лов и церковный политик, был учеником Оригена и Иракла и главой Александрийской школы. Вероятно, при нём училище использова­лось прежде всего для подготовки служителей Церкви.

Деятельность Александрийской школы имела специфический характер, поскольку в ней христианская катехизация совмещалась с изучением языческой философии и богословским творчеством. Со­ответственно, александрийское богословие имело следующие основные черты:

Во-первых, оно активно использовало понятийный аппарат и ме­тодологию различных философских школ античности (преимущественно платонизма). В этом отношении представители Александрийской школы продолжали традиции греческих апологетов II в., особенно сщмч. Иустина Философа и Афинагора (см. выше). Однако фило­софские категории античности были адаптированы ими к христиан­скому учению, переходя тем самым из языческой философии в си­стему христианского богословия.

Во-вторых, под влиянием учёного александрийского иудея Фило­на александрийцы (и прежде всего Ориген) широко использовали так называемый аллегорический (иносказательный) метод толкования (эк­зегезы) Свящ. Писания. Однако если Филон ставил перед собой задачу согласовать иудейское Писание с греческой космологией, этикой и антропологией, то христианское богословие александрийцев было направлено на согласование Ветхого и Нового Заветов. Используе­мый ими метод аллегорической экзегезы Свящ. Писания состоял в том, что ключевые события и личности Ветхого Завета понимались как прообразы событий и личностей Нового Завета. Александрий­цы исходили из идеи богодухновенности и тем самым сущностного единства обоих Заветов — поэтому, с их точки зрения, между ними существует таинственная, скрытая связь, которую можно вскрыть методами учёной экзегетики. В библейских повествованиях алек­сандрийцы искали особый, духовный смысл, скрытый за телесным (т.е. реальным, буквальным) рассказом об исторических событиях и лицах. Иногда духовное и телесное толкования дополнялись проме­жуточным - нравственным (иначе оно называлось психическим, т.е. «душевным»).

В качестве примера александрийской экзегезы можно привести толкование на историю взаимоотношений праотца Авраама с его женой Саррой и её служанкой Агарью (Быт. XVI, 1-6). По Клименту и Оригену, которые в этом следуют за Филоном Александрийским, Сарра означает богооткровенное знание, тогда как египтянка Агарьсимволизирует эллинские науки: геометрию, арифметику, грамматику, риторику и этику. Следовательно, подобно тому как Агарь была служанкой Сарры, эллинская мудрость должна занимать более низкое место в иерархии наук, чем мудрость Откровения (Филон. Вопр. и отв. на кн. быт. III, 18-30; Клим. Алекс. Строматы I, 5; Ори­ген. Поел, к Григ. Чуд. 1).

В-третьих, Александрийская школа разработала довольно ори­гинальную христологию (правда, проявляется она уже за пределами нашего периода, лишь в V в.). В частности, сет. Кирилл Александрий­ский (376—444 гг., еп. с 412 г.) в учении о двух природах Христа - божественной и человеческой — подчёркивал тесное единство обоих естеств, но делал особый акцент именно на божественной природе. К этому времени (в IV—V вв.) в трудах александрийцев всё более важ­ную роль начинает играть богословское учение о Св. Троице (триадология), христология и учение о спасении - сотериология (о чём бу­дет подробно рассказано ниже).

Школа в Александрии исчезает в начале V в., оказав (прежде все­го через Оригена) огромное влияние на развитие всех направлений христианского богословия. Её традиции получили развитие в трудах отцов каппадокипской школы IV в., а через них были усвоены после­дующей богословской традицией — как восточной, так и западной.

 

Билет 10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: