Из выступления А. А. Жданова

Не только музыкальное, но и политическое ухо советских композиторов должно быть очень чутким.

Объясните смысл этого высказывания. Какой взгляд на роль искусства в жизни общества оно отражает?

Все это не только обедняло отечественную культуру, но и изолировало ее от лучших достижений мировой культуры. И все же, несмотря на диктат и идеологические шоры, культурная жизнь имела и положительные черты, в первую очередь в освоении огромного классического наследия. Многие из созданных в те годы произведений до сих пор пользуются огромной популярностью.

Образование. Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной образовательной системы. Начиналось оно со строительства школ. Только в 1946-1950 гг. было возведено 18,5 тыс. школьных зданий. Неуклонно росли расходы на науку и образование. Уже в 1946 г. они выросли в 2,5 раза. Была начата реализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования. Задачи восстановления требовали новых отрядов специалистов высшей квалификации. Уже в 1946-1948 гг. число высших учебных заведений превысило довоенный уровень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт в 1947 г. Тяга к знаниям людей, переживших войну, была просто удивительной. Целая армия молодых людей обучалась без отрыва от производства.

К концу четвертой пятилетки в вузах было подготовлено 652 тыс. инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов, а среднее специальное образование получили в это время 1278 тыс. человек.

Научные дискуссии. В годы войны знания ученых были востребованы властью, многих из них освободили из заключения. Постепенно, хотя и в известных рамках, шло возрождение свободомыслия в науке, без которого она обречена на застой. Творческая атмосфера не была утрачена и после Победы, когда развернулись оживленные дискуссии среди историков, философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки», а отдельными ее представителями - для сведения счетов с научными оппонентами.

Наиболее типичной из таких дискуссий стала дискуссия по проблемам биологии. Ее инициировал президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина Т. Д. Лысенко. Началась кампания в печати, направленная на критику формальной генетики и ее представителей, ставивших опыты на мухах-дрозофилах (их называли «мухолюбами-человеконенавистниками»). В 1948 г. на сессии ВАСХНИЛ академики А. Жебрак, П. Жуковский, Л. Орбели, А. Сперанский, И. Шмальгаузен и их ученики (несколько сотен человек) подверглись критике. На долгие годы в загоне оказалась и сама генетика, в которой отечественные ученые в 30-е гг. занимали ведущие позиции.

В 1950 г. Сталин принял личное участие в дискуссии по проблемам языкознания. Он «научно доказал» абсолютную необходимость незыблемого и всесильного государства в СССР, отвергнув тем самым тезис Маркса об отмирании государства по мере продвижения к коммунизму.

Дискуссии в исторической науке были сведены, по сути, к оправданию существующего положения вещей. В ходе этих дискуссий, например, прогрессивными деятелями были объявлены Иван Грозный и опричники. Некоторые лидеры национальных движений (например, Шамиль) назывались платными агентами зарубежных стран. Полностью оправданным и неизбежным представал якобинский террор времен Великой французской революции.

Борьбой с влиянием западных философских концепций была пронизана критика книги Г. Ф. Александрова, руководителя отдела агитации и пропаганды ЦК ВКП(б), «История западноевропейской философии». Его обвинили в терпимости к идеалистической, буржуазной и декадентской философии, отсутствии должной полемичности.

Экономические дискуссии завершились в 1952 г. с выходом в свет работы Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», отвергавшей любые проявления рыночной экономики и обосновывавшей еще большее огосударствление экономической жизни в СССР.

Если в послевоенные годы вся сущность культуры и все ее задачи были сведены, по сути, к обработке общественного сознания, то роль науки сводилась, кроме этого, еще и к тому, чтобы обеспечить решение оборонных задач и добиться «партийной направленности» не только гуманитарных, но и естественных наук.

Расширяем словарный запас

Кибернетика - наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации.

1. Что такое ждановщина? Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны? 2. Приведите примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства. 3. Что такое космополитизм? Какой смысл вы видите в борьбе властей с «космополитами»? 4. Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений: генетики, кибернетики и др.? 5. Назовите достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет.

1. «Если взялись за пятилетку хозяйственную, давайте возьмемся за идеологическую и вытянем ее. Что, сил не хватит? Хватит», - заявил на совещании в ЦК ВКП(б) Жданов. Составьте перечень мероприятий, проведенных в рамках «идеологической пятилетки» в послевоенные годы, по плану: направление, конкретные меры, результаты, жертвы.

2. В конце 40-х гг. был снят с производства учебник «Теория государства и права», в котором лишь упоминались обстоятельства, «при которых Советское государство станет ненужным». Вспомните, какие представления о будущем государстве развивали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Предложите свои объяснения причин, по которым был запрещен этот учебник.

 

Внешняя политика

У истоков «холодной войны». Победоносное окончание войны значительно изменило международное положение Советского Союза. Он стал одним из признанных лидеров мирового сообщества. Экономическая и военная мощь СССР становилась одним из решающих факторов послевоенного мирового развития. Официальным закреплением достигнутого стало участие СССР в создании ООН, где ему было определено место одного из постоянных членов Совета Безопасности.

Вспомните об истории создания и целях ООН. Какие государства, кроме СССР, стали постоянными членами Совета Безопасности? Почему?

Изменился сам климат международных отношений. Казалось, что отношения между великими державами приобретают партнерский характер. Конечно, взаимное недоверие временами давало о себе знать. Тому были свои причины: СССР был обеспокоен ядерной монополией США, американцы и англичане опасались Советской армии - крупнейшей и самой мощной в мире. Беспокоило их и то, что в

глазах мировой общественности СССР терял традиционный облик врага, его решающий вклад в Победу вызвал рост симпатий к нашей стране на Западе. Это проявилось и в росте численности компартий (с 1939 по 1946 г. число коммунистов в Западной Европе выросло почти втрое).

Новое положение СССР, расширение его границ, наличие мощной армии, рост влияния породили у Сталина стремление к дальнейшему укреплению позиций Советского Союза в мире. На Потсдамской конференции (17 июля- 2 августа 1945 г.) Сталину удалось добиться установления польско-германской границы по Одеру - Нейсе и больших репараций с Германии (включая и ее западную зону).

Тогда же советские представители внесли предложения об изменении в интересах СССР режима Черноморских проливов (включая создание там советских военно-морских баз), о возвращении Карского и Ардаганского округов (отторгнутых Турцией у России в начале 20-х гг.), заявили о своей заинтересованности в изменении режима управления Сирией, Ливаном. В сентябре 1945 г. Сталин потребовал подкрепить статус великой державы протекторатом СССР над Триполитанией (Ливия). В феврале 1946 г. Молотов заявил, что теперь ни один вопрос международной жизни не должен решаться без участия СССР. Лишь под серьезным давлением Запада советские войска покинули в 1946 г. Иран. Расширялась география влияния СССР на коммунистические и рабочие партии во всех частях света.

Одновременно США и Великобритания усиливали политику сдерживания «советской экспансии». С 1945 г. разрабатывались планы нанесения ядерных ударов по СССР. Один из планов, одобренных военным и политическим руководством США, предусматривал использование 196 атомных бомб для уничтожения 20 крупнейших советских городов.

В марте 1946 г. бывший премьер-министр Англии У. Черчилль в присутствии президента США Г. Трумэна произнес в Фултоне (США) речь, возвестившую о кризисе в отношениях между союзниками по антигитлеровской коалиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: