Психические расстройства, при которых встречается данный синдром

Клопков Николай Иванович 504 леч. Фак. 8.04.20г.

Тема №3. Психопатологические симптомы и синдромы в детском и подростковом возрасте: невропатия, детский аутизм, гипердинамический, детские патологические страхи, дисморфомания, нервная анорексия, психический инфантилизм, гебоидность. Умственная отсталость.

 

Конспект

 

1. Невропатия

Невропатия — врождённое патологическое состояние с резко повышенной общей, особенно вегетативной, возбудимостью и нервно-психической истощаемостью.

Классификация.

· Астенический вариант

· Возбудимый вариант

· Истинная (по ходу развития ребенка)

· Органическая (с самого рождения. Выражается замедленным темпом развития ребёнка.)

Клиническая картина.

Клиническая картина. Невропатия обнаруживается в первые месяцы после рождения; симптоматика наиболее выражена в возрасте до 3 лет и характеризуется повышенной чувствительностью ребёнка к любым внешним раздражителям (колебаниям температуры и влажности воздуха, изменениям условий кормления и ухода), общим двигательным беспокойством, частым плачем, нарушениями ритма и глубины сна, разнообразными расстройствами пищеварения (упорными срыгиваниями, рвотой, поносами, запорами), а также пониженным аппетитом, замедленным жеванием, затруднённым переходом к плотной пище. При этом часто встречается повышенная склонность к аллергическим реакциям, острым респираторным заболеваниям; отмечается ряд психических отклонений — пугливость, боязнь всего нового, склонность к страхам.

В дошкольном возрасте повышенная вегетативная возбудимость несколько ослабевает, более заметными становятся психические нарушения: у одних, детей наблюдается повышенная аффективная возбудимость и раздражительность в сочетании с истощаемостью, у других — выраженная тормозимость в непривычной обстановке, пугливость, склонность к страхам, повышенная впечатлительность.

 

В школьном возрасте на первый план начинают выступать вегетативно-сосудистые расстройства: легко возникают изменение окраски кожных покровов, головные боли, головокружение, могут быть обмороки.

Невропатия у детей дошкольного и младшего школьного возраста предрасполагает к развитию невротических и неврозоподобных расстройств моносимптомного характера (энурез, тики, заикание, мутизм), возникающих в результате психических и черепномозговых травм, инфекций и других патологический воздействий. Кроме того, дети с Невропатия в связи с обидой, недовольством склонны к аффект-респираторным припадкам (падения, выразительные движения, задержки дыхания, нередко с цианозом и судорогами) п патологическим привычным действиям (сосание пальцев, кусание ногтей, а также мастурбация, трихотилломания и другие).

2. Гипердинамический синдром

Гипердинамический синдром, который обозначается также как гипермоторный, гиперкинетический, синдром гиперкинетического поведения, гиперактивности, а в советской литературе— как синдром двигательной расторможенности

Классификация

· Гиперактивность

· Дефицит внимания

· Импульсивность

· Дискалькулия

Клиническая картина

Основными проявлениями синдрома считаются общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, недостаточная целенаправленность и часто импульсивность поступков, нарушение концентрации активного внимания. Наряду с этим у многих детей наблюдаются агрессивность, негативизм, раздражительность, взрывчатость, склонность к колебаниям настроения. Постоянно отмечаются нарушения школьной адаптации. Часто встречаются трудности усвоения навыка письма и нарушения пространственного синтеза. Нередки расстройства засыпания.

    Поведение детей при этом характеризуется стремлением к постоянным движениям, крайней неусидчивостью. Дети беспрерывно бегают, прыгают, то ненадолго садятся, то вскакивают, трогают и хватают предметы, попадающие в поле зрения, задают много вопросов, часто не слушая ответов на них. Их внимание может быть привлечено лишь на короткое время, что крайне затрудняет проведение воспитательной работы с ними в дошкольных учреждениях, а также их школьное обучение. В связи с повышенной двигательной активностью и общей 1 возбудимостью дети легко вступают в конфликты со сверстниками и часто нарушают режим детских учреждений. Первые проявления гипердинамического синдрома в виде общего моторного беспокойства встречаются в раннем и преддошкольном возрасте, однако полной выраженности симптоматика достигает к концу дошкольного возраста (6—7 лет). В возрасте старше 9—10 лет проявления синдрома, в первую очередь двигательная расторможенность, постепенно сглаживаются, полностью исчезая в возрасте старше 14—15 лет.

Психические расстройства, при которых встречается данный синдром

Гипердинамический синдром мало специфичен в нозологическом отношении. Наиболее часто он встречается при отдаленных последствиях ранних органических поражений головного мозга, в связи с чем в зарубежной, особенно англо-американской, литературе он часто отождествляется с так называемым синдромом «минимальной мозговой дисфункции». Гипердинамический синдром нередко наблюдается при эпилепсии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Синдром может наблюдаться при шизофрении у детей младшего возраста. Гипердинамический синдром — частый компонент психопатологической картины при различных формах олигофрении й пограничных состояний интеллектуальной недостаточности, где он сочетается с умственной отсталостью или с более легкой и преходящей интеллектуальной недостаточностью. Наконец, нерезко выраженная общая двигательная расторможенность и недостаточность концентрации активного внимания могут входить в структуру невротических расстройств у детей, дошкольного и младшего школьного возраста. Однако в этих случаях они обычно не выступают на передний план.

 

3. Детский аутизм (с-м Каннера)

Расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиям.

Классификация

Клиническая картина

Ребёнок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром. Проблемным становится выражение собственных эмоциональных состояний и понимание других людей. Трудности возникают при установлении зрительного контакта, во взаимодействии с людьми при помощи жестов, мимики, интонаций. Даже с близкими людьми ребёнок испытывает сложности в налаживании эмоциональных связей, но в большей степени аутизм проявляет себя в общении с посторонними.

Стереотипичность в поведении. Ребёнку свойственна поглощённость однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки. Один и тот же предмет становится объектом постоянных манипуляций, он его трясёт, постукивает, вертит, крутит и т. д. Очень характерны стереотипные движения с книгой: быстрое и ритмичное перелистывание страниц. Одна и та же тема доминирует в разговоре, во время рисования, в игровых сюжетах. Ребёнок старается избежать каких-либо нововведений в его жизненный порядок и таким образом активно этому сопротивляется.

Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно её коммуникативных функций. Зачастую проявляется в виде мутизма. У ребёнка может быть хорошо развитый словарный запас и способность формулировать собственные мысли, но при этом его речь носит характер «штампованности». Он избегает разговоров, не задаёт вопросов и может не реагировать на вопросы, обращённые к нему. При этом наедине с собой он может комментировать свои действия, увлечённо декламировать стихи. Детям с синдромом раннего детского аутизма свойственны эхолалии, неправильное использование личных местоимений: ребёнок называет себя на «ты», «она», «он».

Раннее проявление вышеперечисленных расстройств (до 2,5 лет).

В случае с расстройствами аутистического спектра примерно половина родителей замечают необычное поведение ребёнка по достижении 18 месяцев, а к 24 месяцам на отклонения обращают внимание уже 80% родителей. Поскольку задержка лечения может повлиять на долгосрочный результат, ребёнка следует незамедлительно показать специалисту при наличии любого из следующих признаков:

К 12 месяцам жизни ребёнок ещё не лепечет.

К 12 месяцам не жестикулирует (не указывает рукой на предметы, не машет рукой на прощанье и т. п.).

К 16 месяцам не выговаривает слов.

К 24 месяцам не произносит спонтанно фразы из двух слов (за исключением эхолалии).

Если в любом возрасте происходит потеря какой-либо части языковых или социальных навыков.

 

 

4. Синдром Аспергера

 Классификация

Клиническая картина

Синдром Аспергера начинается в раннем детском возрасте, но диагностируется нередко только при поступлении больных в школу, когда очевидной становится трудность во взаимоотношениях с другими детьми. В дальнейшем ограниченность общения нарастает, при этом достигая степени полного отрыва от реальности, хотя чаще отношения с внешним миром для таких детей неоднозначны — одни факторы реального окружения могут быть для них значимы, другие имеют меньшее значение, а третьи вообще несущественны (для нормально развивающегося ребенка они имеют равную значимость). Общие интересы со сверстниками не привлекают таких детей. Обычно они замещаются особыми интересами «заумного», отвлеченного характера. Стремление решения вопросов о «жизни», «мироздании» и т. п. сочетается у этих детей с нелепым собирательством железок, картинок и других предметов, не представляющих никакой ценности.

Несмотря на трудности общения, составляющие сущность аутизма, интеллект и речь больных остаются достаточно сохранными. При средних значениях IQ более высокими являются показатели вербального теста Векслера. У этих детей достаточно развито логическое мышление, хотя в мышлении могут обнаруживаться тенденции к рассуждательству, символизму и амбивалентности заключений. Речь при всей ее грамматической правильности обычно не направлена к собеседнику, изменены и ее мелодика, и темп. Знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчивы.

 

Побуждения к действию неадекватны целям и аутистические интересы в этом случае преобладают; именно на их выполнение больные направляют основную энергию. Побуждения же к целенаправленной деятельности недостаточны. Поэтому поведение больных в целом определяют импульсивность, противоположные аффекты и желания, отсутствие единства и внутренней логики.

Характерен внешний облик таких детей: обращает на себя внимание отрешенное выражение обычно красивого лица («лицо принца») с бедной мимикой, взглядом, обращенным мимо собеседника, и неожиданной фиксацией взора на случайных предметах и окружающих лицах. Нередко выражение лица становится сосредоточенно-самоуглубленным (брови сдвинуты, взгляд направлен как бы внутрь себя). Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена. Моторика угловатая, движения недостаточно гармоничные и неловкие. Отмечаются также стереотипии (например, раскачивания); временами стереотипные движения могут быть весьма пластичными (и даже «сверхпластичными»). Аутистические игры часто определяются непреодолимыми влечениями к ним.

Для больных с синдромом Аспергера характерна привязанность к дому, сочетающаяся с отсутствием привязанности к близким.

На фоне описанных психических особенностей возможно развитие аффективных расстройств, стертых навязчивостей, появление ипохондрических жалоб, фобий. Такого рода нарушения обычно возникают в периоды физиологических кризов, иногда под влиянием травмирующих внешних факторов.

5. Гебефренический синдром

Гебефренический синдром — психопатологический синдром, характеризующийся наличием в поведении выраженных черт детскости, дурашливости.

О. В. Кербиковым (1949) выделена триада гебефренического синдрома:

· «гимнастические» сокращения лицевой мускулатуры, гримасничанье;

· феномен бездействия мысли — безмотивные действия, поступки, не являющиеся ни импульсивными, ни обусловленными патологическими мотивами;

· непродуктивная эйфория, бессодержательно-весёлое настроение.

Больные в гебефреническом состоянии громко и надрывисто смеются, строят гримасы всем подряд, прыгают по койкам или катаются по полу, пристают к окружающим с нелепыми шутками и странными выходками.

В структуре гебефренического синдрома могут наблюдаться кататонические расстройства, слуховые и висцеральные галлюцинации, бредовые идеи отношения и преследования. Настроение может быть и пониженным, в этом случае обнаруживаются идеи аффективного бреда.

Чаще всего гебефренический синдром наблюдается у больных гебефренической шизофренией. Иногда гебефренический синдром можно встретить у больных эпилепсией (чаще всего височной), также он встречается при реактивных, интоксикационных и связанных с органическим поражением мозга психозах. При гебефреническом синдроме могут отмечаться кататонические симптомы, в этом случае, при выходе их на первый план в психопатологической структуре, речь может идти о наличии у пациента кататоно-гебефренного синдрома.

6. Гебоидный синдром

ГЕБОИДНЫЙ СИНДРОМ (Г.С.) — возникающий в молодом возрасте синдром психического расстройства с преувеличением и видоизменением психологических пубертатных свойств, преобладанием аффективно-волевых нарушений, в т. ч. и влечений, которые приводят к противоречащему общепринятым нормам поведению и выраженной дезадаптации в обществе. Г. с. присущи различной выраженности явления психической незрелости и аутохтонно возникающие фазовые аффективные расстройства. Г. с. наблюдается при шизофрении в рамках малопрогредиентной формы течения, но также встречается в инициальном периоде других ее форм. Реже Г. с. описывается при некоторых формах психопатий (гебоидных, эмоционально тупых).

Г. с. проявляется ранее несвойственной больному грубостью и неприязненностью в отношениях с окружающими с бессмысленной оппозицией и негативизмом к общепринятому образу жизни, возведением в авторитет всего отрицательного. Характерны уродливые и карикатурные формы подражания моде в одежде, эксцентричность и вычурность внешнего вида и поведения в целом, нарочитая развязность и паясничанье. Несмотря на сохранные интеллектуальные возможности, постепенно утрачивается способность к целенаправленной систематической деятельности. Интересы и занятия больных принимают характер малопродуктивных «сверхценных» увлечений или же бесцельного времяпрепровождения и во многом определяются нарастающим ослаблением самоконтроля. Больные бросают школу, нерегулярно ходят на работу, без дела скитаются по улицам, не задумываясь, уезжают в другие города «познавать жизнь», легко попадают под влияние антисоциальных личностей и совершают правонарушения. У некоторых больных на первый план выступает расторможение полового влечения, неумеренное употребление алкогольных напитков и употребление наркотиков, занятия азартными играми. Такое поведение больных совершенно не поддается коррекции и может ошибочно расцениваться как недисциплинированное.

Для больных, у которых Г. с. развивается в раннем пубертатном возрасте (11—14 лет), характерна склонность к патол, фантазированию нередко садистского содержания. В поведении преобладает негативистическое отношение к родственникам с немотивированной враждебностью и ненавистью к ним, упорным терроризированием их необоснованными претензиями, изощренной жестокостью и беспричинной агрессией (так наз. бред поступков и семейной ненависти, по терминологии франц. психиатров). Для Г. с., возникающего в юношеские годы (15—17 лет), характерно упорное стремление к разрешению абстрактных проблем с одновременным отходом от реально значимой деятельности (так наз. метафиз. интоксикация, догматический бред). При этом суждения больных лишены глубины осмысления проблем, часто подражательны; реформаторские планы проектируются без учета реальных возможностей и ситуации, сопровождаются пустым фрондерством и претензией на оригинальность мировоззрения.

Больным с Г. с. свойственны неадекватность, малая мотивированность и нередко извращенный характер эмоциональных реакций и влечений. Резко снижаются чувства симпатии, сострадания, долга; обнаруживается полное игнорирование этических представлений и равнодушие к мнению окружающих. На внешние проявления Г. с. оказывают влияние социальные факторы.

Патогенетически Г. с. связан с периодом полового созревания, У больных с Г. с. нередко имеется наследственная Отягощенность психопатиями шизоидного круга.

 

7. Синдромы сверхценных интересов и увлечений

Классификация

· сверхценная идеаторная деятельность познавательной направленности.

· синдромы сверхценных интересов и увлечений в форме конкретной деятельности.

Клиническая картина

Эти синдромы встречаются преимущественно в подростковом и юношеском возрасте; сверхценные интересы и увлечения односторонние, нередко абстрактные, оторванные от реальности.

В первой группе преобладает сверхценная идеаторная деятельность познавательной направленности: подростки усиленно размышляют о «смысле жизни и предназначении человека», о «сознательных существах и внеземных цивилизациях во Вселенной», о «мировом сознании», пишут трактаты о «вневременной морали», занимаются «разработкой дополнений к теории относительности Эйнштейна», созданием «общей концепции воспитания» или вечного двигателя и т. п. Подобным сверхценным интересам уделяется большая часть времени, часто в ущерб учебе и досугу. Подростки забывают про еду, нередко мало спят, часами роясь в различных энциклопедиях, справочниках, специальной или научно-популярной литературе, исписывая толстые тетради многочисленными цитатами, делая различные сложные выкладки и расчеты.

Вторая группа- патологическое хобби, весьма разнообразы (гири, чтение, спорт, языки, веганство, коллекционирование).

В случаях шизофрении сверхценные интересы и увлечения вызывают особую одержимость. В рамках пограничных состояний

8. Синдромы патологического фантазирования

Классификация

· В дошкольном возрасте преобладают необычные формы игровой деятельности, такие как игра в полном уединении, когда дети совершенно не принимают участия в игре ни сверстников, ни вообще кого-то из окружающих людей

 

· В раннем школьном возрасте чаще встречаются визуализированные фантазии, также оторванные от реальности.

· В подростковом и юношеском возрасте на первый план выходят вербальные и графические формы болезненного фантазирования.

· Короткие эпизоды и длительные состояния патологического фантазирования встречаются и в более позднем возрасте. (парень представляет роли других людей на себе, девушка – монахиня во время половых актов)

· Феномены перевоплощения характеризуются временным или неполным отождествлением образов фантазии с реальностью.

· Бредоподобное фантазирование

· Бред воображения Дюпре-Логра

Клиническая картина

Аутистическая оторванность от реальности, необычное содержание образов фантазии;

Не контролируемое внешними факторами течение потока фантазий. Процесс фантазирования осознается при этом как проявление собственной психической активности, тут нет ощущения непроизвольности, насильственности, овладения.

Постороннее вмешательство и даже интенсивные стимулы извне не могут прервать появление фантазий и повлиять на их содержание

Однообразие, стереотипность образов и сюжетов фантазий

Эмоциональная охваченность содержанием фантазий, последние воспринимаются пациентами как нечто более важное и интересное, нежели то, что происходит в действительности

Блокада активного внимания. Преобладает пассивное внимание, и оно приковано к образам фантазии

Устойчивый, длительный характер фантазирования, в некоторых случаях оно продолжается в течение ряда месяцев и даже лет;

Дефицит активного воображения и вообще недостаточная продуктивность произвольной интеллектуальной деятельности;

Отсутствие сознания болезненности фантазирования, а также активных попыток пациентов ему противодействовать;

Сенсорная яркость образов фантазий, иногда приближающаяся к таковой у наглядных образов.

9. Синдром уходов и бродяжничества

Синдром уходов и бродяжничества – психическое расстройство, характеризующееся внезапным необоснованным покиданием дома и дальнейшими скитаниями. Уходы из дома, интерната сопровождаются эмоциональными нарушениями.

Классификация.

· Органическая психопатия.

· Умственная отсталость.

· Шизофрения.

Клиническая картина.

У детей, подростков с органическим расстройством личности и поведения развиваются невротические симптомы, переживание своей неполноценности, сниженное настроение. Преобладает страх наказания за уход. Период бродяжничества может сопровождаться противоправными действиями, антисоциальным поведением, эмоциональными отклонениями. При эпилепсии наблюдаются сумеречные помрачения сознания. Отклонения в поведении характерны для подростков эпилептоидного и истеро-эпилептоидного склада характера. Скитаясь, они занимаются попрошайничеством, подрабатывают (грузчики, уборщики), участвуют в ограблениях, воруют, употребляют наркотики, алкоголь. После возвращения усиливается дисфоричность, озлобленность, негативизм, повышается конфликтность. Позже развиваются депрессивные расстройства.

При стойком интеллектуальном снижении проявления синдрома уходов и бродяжничества зависят от формы олигофрении. Атонический вариант заболевания сопровождается бесцельными уходами и бродяжничеством без четких мотивов, стеническая форма – колебаниями настроения, дисфорическая форма – эмоциональной неустойчивостью и немотивированным бродяжничеством. Бродяжничая, дети добывают еду на свалках. Противоправные поступки не совершают, не вступают в конфликты. Преобладает стремление уйти как можно дальше от дома, уединиться. При встречах с незнакомцами отмечается развязность поведения, недостаточное чувство дистанции, благодушно-эйфорический фон настроения. Возвращение домой провоцирует эмоциональные колебания – эйфорический настрой сменяется депрессивным, дистимическим.

При шизофрении без параноидного компонента центральное место занимает раздражительность, перепады настроения, негативизм, конфликтность, враждебность. Перед уходом отношения с домочадцами становятся эмоционально холодными, со стороны подростка появляется жесткость. Возможны неадекватные действия, эпизоды воровства денег, ценных вещей. Установленные дружеские связи разрушаются, новые не формируются. Попытки познакомиться непродуктивны. Часто подростки употребляют алкоголь, совершают противозаконные поступки. При возвращении усиливается эмоциональная отгороженность, неадекватность, прогулы школы, враждебность. Синдром бродяжничества при параноидной шизофрении сопровождается патологическим фантазированием, галлюцинациями, бредом. Уходы возникают в тесной связи с параноидными идеями преследования, нанесения вреда, порчи. Неадекватное поведение во время скитания настораживает людей. Подросток доставляется в полицейское отделение, стационар психиатрии.

10. Детские патологические страхи

Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением.

    Классификация

· Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.

· Навязчивые. Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.

· Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Клинические симптомы

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

 

11. Дисморфоманические расстройства

Диморфомания – явление более глубокое, когда переживания по поводу внешности выходят на уровень бреда. Т.е. физического недостатка может не быть вообще, он может быть почти незаметен со стороны, либо же за уродство принимаются наиболее привлекательные черты (например, большая грудь у девочки-подростка).

Клиническая картина

Явное недовольство своей внешностью, особенно если на то есть определенные причины, еще не говорит о психическом расстройстве, именуемом дисморфоманией. Даже о развитии дисморфофобии есть смысл говорить лишь тогда, когда идея физического недостатка становится постоянной и превалирующей. При этом наблюдаются определенные отклонения в поведении подростка: он избегает незнакомых компаний и развлекательных мероприятий в кругу сверстников, вопреки своему интересу отказывается от публичных выступлений, хотя в кругу друзей и знакомых чувствует себя вполне в «своей тарелке».

1. На развитие дисморфомании указывает триада показательных симптомов:

· Навязчивая убежденность в наличии физического недостатка. При этом почвой для нее может послужить как некий незначительный дефект внешности, так и отсутствие такового, или же в качестве физического недостатка выступает наиболее привлекательная черта (чаще всего шикарная грудь у девочки или большой размер полового члена у мальчика, привлекающие посторонние взгляды).

2. Идея физического недостатка при дисморфомании затмевает собой все другие мысли и определяет поступки больного.

· Идея отношения, основанная на убежденности, что окружающие обращают внимание лишь на физический недостаток пациента, и их отношение к нему строится именно на осуждении и неприязни.

· Депрессивное настроение. Пациент постоянно находится в угнетенном состоянии, поглощенный мыслями о своем «уродстве» и способах его исправления.

3. Убежденность в своей физической непривлекательности вследствие некоторых особенностей организма может развиваться по нескольким направлениям:

· Недовольство своей внешностью в целом

· Неудовлетворенность некоторыми чертами лица или особенностями фигуры

· Преувеличение физического недостатка (его внешнего вида и значимости)

· Идея о наличии воображаемого дефекта внешности

· Болезненные мысли о том, что организм пациента склонен распространять неприятные запахи, такие как запах пота или мочи, запах изо рта в связи с болезнью или порчей зубов и т.п.

 

12. Нервная анорексия

Классификация

· Невротическая – обусловлена чрезмерным возбуждением коры головного мозга сильными испытываемыми эмоциями, особенно отрицательными;

· Нейродинамическая – обусловлена торможением центра аппетита в головном мозгу под действием раздражителей чрезвычайной силы неэмоциональной природы, например, боли;

· Нервно-психическая (также называется нервной, или кахексией) – обусловлена упорным волевым отказом от приема пищи или резким ограничением количества потребляемых продуктов, спровоцированными психическим расстройством различной степени тяжести и характера.

Согласно второй классификации, анорексия подразделяется на два вида:

· Первичная (истинная) анорексия; (вызвана первичным заболеванием)

· Вторичная (нервная) анорексия.(из-за особенностей пищевого поведения)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: