Наука и ее роль в жизни общества

Наука - это особый вид познавательной деятельности направленный на выработку системы объективно истинного знания о - о природе (естествознание); - о социуме (обществознание); - о человеке (гуманитарные)

Методы науки:наблюдение, эксперимент, анализ, синтез,индукция, дедукция, моделирование, формализация, экстраполяция и много других.

КРИТЕРИЙ – ЭТО ЛОГИЧЕСКАЯ ГРАНИЦА, которая отделяет одну сущность от иной. Благодаря критериям мы точно отделяем друг от друга такие смыслы и представления, которые в обыденном сознании связаны и переплетены.

Критерии научности – 1. Истинность, достоверность.  2. Проверяемость. 3. Логическая непротиворечивость. 4. Системность. 5. Прогрессизм. Комментируем: 1. Сомнительное и ложное – не научно. 2. Не проверяемое – не научно. 3. Не логичное – не научно. 4. Бессистемное, хаотичное, - не научно. 5. То, что служит деградации и регрессу, что мешает прогрессу – не научно.

Повторите понятия: логика, смысл, понятие, идея концепция, теория, наука и НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА.

ФУНКЦИИ – ЭТО РОЛИ НАУКИ, ЭТО ТО, ЧТО НАУКА ДЕЛАЕТ, ЧТО ОНА НАМ ДАЁТ. ПЕРЕД ВАМИ ПЕРЕЧЕНЬ ФУНКЦИЙ. ВАЖНО САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ ДЕЙСТВИЯ КАЖДОЙ ИЗ ФУНКЦИЙ: Современные науки выполняют функции: 

1.Культурно — мировоззренческая. Пример: смена картин мира: по опыту знаем, что солнце летает вокруг Земли, но уже привыкли понимать, что это не так. 2.Методологическая. Пример: не знали как – создали «ноу-хау». Технология – это ответ на вопрос типа «знаю как» = каким методом. 3.Теоретико - познавательное. Пример: До создания таблицы Менделеева никто не смог додуматься об измеримости свойств атомов математически. После этого стало возможно применение математики в химии в небывалых масштабах. 4.Регулятивная функция. Пример: инструкции и т. д.  5.Воспитательная функция. Не воспитывающих наук не бывает. Как минимум они воспитывают дисциплину и помогают понять логичность – как математика – одна ошибочка, - и все расчеты – зря. Это воспитывает. 6.Прогностическая. Не только траектории. Не только алгоритмы построения, но все схемы действий в будущем – это не просто прогноз, но план+прогноз.

7.Аксилогическая (ценностная) функция. (Аксиа – ценность). Наука не раз вынуждала ценить нечто, что не ценили ранее. Точность. Недра. Интеллект. 8. Управленческая функция: это польза для управления. Без науки сегодня эффективно управлять не смогут ни в одной стране мира. Кроме этого важно помнить, что есть целый спектр наук об управлении – МЕНЕДЖМЕНТ.

Есть проблема отношения учёных к тому добру или злу, которое мы получаем после применения науки.

Хотя в начале 20 века было много ученых, которые говорили что, - мол, «я не знаю что такое добро или зло, наука служит истине. А идеи добра и зла слишком сложны…» Такая позиция называется «этический нейтралитет», - мол я не сторонник зла, но и добре думать сложно. С середины 20 века наука не позволяет себе быть этически нейтральной. В 30-е годы были ученые, которые поддержали расистов и фашистов.

Они создали «Евгенику» - это лженаука о «хороших генах» «высшей расы», которая заслонила генетику. То есть стали сторонниками зла, сторонникам фашистов. Учитель – это тоже учёный человек, фашисты приняли в свою политическую партию большинство немецких учителей в 1925-1935 годы и учителя настроили детей быть расистами, фашистами и отличными солдатами для истребления соседних народов ради счастья немцев.

В 40-е годы Эйнштейн в США отказался доделывать атомную бомбу. То есть он стал сторонником добра. (Доделывал для США атомную бомбу физик Оппенгеймер, его фамилия стала символом зла…) Академик Андрей Сахаров в СССР  водородную бомбу доделать до конца помог, но выступил против её применения. Имя Андрея Сахарова стало символом мудрости и доброты: он помог сдержать американскую угрозу, когда делал бомбу и помог мирным договорам, когда стал публичным противником применения бомб. Хотя сначала он создал такие бомбы, благодаря которым всю массу воды Атлантического океана легко можно перекатить через Северную Америку аналогично цунами, но с волной с высотой более 100 метров. Это посеяло страх перед СССР.

И ядерная физика и «Евгеника» широко обсуждались в СМИ на всей планете.

Большинство ученых в итоге обсуждений пришли к убеждению, что этический нейтралитет недопустим.

Современный учёный не может быть нейтральным. Потому что наука стала абсолютно влиятельной. Без специальных профессиональных научных подходов в обществе никакие проблемы уже давно не решаются. Сегодня пустить дела на самотёк – это уже просто безответственно или преступно. Современная этика учёного не допускает этической нейтральности, например, разговоров о том, что, мол, - меня не касаются и не волнуют определения добра или зла…

Уровень сложности возрастает от механики к физике далее к химии, далее к биологии и социологии.

Подчеркнём: математика относиться к самым простым наукам, науки об обществе, о человеке, в том числе педагогика, - к самым сложным. 

 

Значение уровней сложности наук можно отразить в схемах и таблицах. Можно назвать эти уровни сложности науки уровнями сложности сфер или граней мироздания.

Стороны (модусы = грани, способы) культурного отношения Уровни сложности сфер мироздания (организованности реальности) Виды оружия
Оформление пространства Механический – он отражён в геометрии, математике. «холодное оружие» - мечи, копья, щиты, луки и стрелы.
Использование и понимание свойств природы, открытых физикой Физический уровень – вобрал в себя законы механического уровня Огнестрельное оружие, ядерное оружие, военные машины, роботы.
Использование и понимание свойств природы, открытых химией химический– вобрал в себя законы физического уровня «Запрещено» легально, но на складах лежит: отравляющие вещества.
Использование и понимание свойств природы, открытых биологией, нейрофизиологией биологический– вобрал в себя законы химизма и физику, то есть включает и биохимию и биофизику «Запрещено» легально, но тайком применялось: бактериология, подрыв здоровья нации врага курением, наркотиками и т.д.
Использование и понимание свойств природы, открытых в науках об обществе и о душе  Социальный – вобрал в себя все законы природы и духовную жизнь «социальный взрыв» «враждебной» страны = экспорт революций

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: