Усвоение новых знаний

На тему: «Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона».

«Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства Африки. Отрасли международной специализации»

Подготовила:

Преподаватель географии

Габбасова Э.Я.

Стерлитамак, 2020 г.

Тема урока: «Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона».

«Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и

Хозяйства Африки. Отрасли международной специализации»

Цель урока: сформировать целостное представление об экономико-географических особенностях африканского региона.

 

Образовательные задачи:

1) сформировать знания о политической карте, экономико-географическом положении, природно-ресурсном потенциале и особенностях населения африканского региона;

2) способствовать развитию интереса у обучающихся к изучению данной темы через самостоятельную учебную деятельность;

3) совершенствовать умения самостоятельно осуществлять поиск и отбор информации, её преобразование, анализировать картографические и статистические материалы, сравнивать, обобщать, делать выводы;

4) формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона.

Тип и форма урока: изучение нового материала, урок-практикум.

 

Оборудование: карты Африки, атласы, учебники, контурные карты, презентация «Общая экономико-географическая характеристика Африки».

 

Опережающее задание: подготовка обучающимся сообщения об истории колонизации Африки.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин).

2. Целеполагание, мотивация: сообщение темы урока, ознакомление с планом-схемой изучения §10 «География населения и хозяйства Африки» (стр.195-211 учебника), определение задач урока.

Большую часть сегодняшнего урока вы будете работать самостоятельно, используя различные источники информации: учебник, рисунки, схемы, карты атласа, презентацию по теме урока. В ходе урока вы будете оформлять контурные карты, заполнять таблицы, схемы (3 мин).

(Презентация, слайд 1)

План урока:

1. Территория, границы, положение. Государственный строй.

2. Природные ресурсы и условия: важнейший фактор развития стран.

3. Население: особенности состава, воспроизводства, размещения.

4. Хозяйство. Отрасли международной специализации.

 

Усвоение новых знаний

3.1. Территория, границы, положение. Государственный строй. (20-25 мин.)

3.1.1. Размеры и состав территории. (Слайд 2)

 Африка - второй по площади континент мира, 1/5 часть суши, занимает территорию 30,3 млн. км2. Территория Африки простирается с севера на юг на 8000 км, с запада на восток – на 7500 км. По размерам территории страны Африки, как и страны Европы, различаются очень сильно.

Задание: используя «визитную карточку» на форзаце учебника, назовите крупнейшие по площади страны,

Регион включает 55 стран (с островными). Три страны имеют площадь более

2 млн. км2. Крупнейшие по площади страны: Судан - 2,5 млн. км2, Алжир - 2,38 млн.км2, Конго (Заир) - 2,34 млн. км2. Девять стран – более 1 млн. км2 (Ливия, Мали, Нигер, Эфиопия, ЮАР и др.). Остальные страны относятся к средним (200-500 тыс.км2), но есть и совсем небольшие страны, прежде всего островные.

-  Сравните страны Африки и страны Европы по размерам территории.

  (Обучающиеся приводят примеры, отмечают, что страны Африки по размерам территории крупнее стран Европы).

 

3.1.2. Государственный строй.                                                                                  

- Чем характеризуется государственный строй любой страны? (формой правления и формой административно-территориального устройства).

 

Задание: и спользуя форзац учебника, таблицу 2 «Приложения», приведите примеры стран с различными формами правления и административно-территориального устройства.

Воспользуйтесь схемой (Слайд 3)

С целью укрепления единства и сотрудничества государств африканского континента, сохранения их целостности и независимости в 1963 году была создана Организация африканского единства (ОАЕ). В неё входит 53 государства. Штаб-квартира находится в столице Эфиопии - Аддис–Абебе.

 (Слайд 4)

3.1.3. История колонизации материка.

- Посмотрите на конфигурацию границ государств. Что особенного вы можете отметить? (Государственные границы большинства стран прямолинейные). В чём причина этого? Прослушайте сообщение.

странам Африки осталось немало погранично-территориальных конфликтов, которые уже не раз приводили к вооруженным столкновениям и даже локальным Сообщение обучающегося об истории колонизации Африки:

Африка издавна была известна европейцам, однако большого интереса для них не представляла. Здесь не были открыты запасы драгоценных металлов, да и проникнуть вглубь материка было сложно. Вплоть до конца XVIII века европейцам были известны только очертания берегов и устья рек, где создавались опорные торговые пункты и откуда вывозили рабов в Америку. Роль Африки отразилась в географических названиях, которые дали «белые» отдельным участкам африканского побережья: Берег слоновой Кости, Золотой Берег, Невольничий Берег. До 80-х г.г. XIX в. европейские колонии были только на побережье. В течение лишь двух десятков лет вся Африка была поделена между европейскими державами: Англией, Францией, Бельгией, Португалией, Испанией, Италией, Германией. К началу Первой мировой войны (1914-1918 г.г.) около 90% территории находилось в руках европейцев (самые большие колонии были у Великобритании и Франции). Границы в Африке «кроились» без учета географических и этнических особенностей территории. Освободившиеся страны унаследовали границы колоний.В настоящее время 2/5 государственных границ проходят по параллелям и меридианам, 1/3 – по прочим прямым линиям и лишь ¼ - по природным рубежам, примерно совпадающим с этническими границами. Это впоследствии породило многочисленные межэтнические и религиозные конфликты.

Страны – бывшие колонии – унаследовали языки метрополий. В 17 странах Африки государственным (официальным) языком остаётся французский, в 11 странах – английский, в 5 странах – португальский. К тому же ещё в ряде стран они сочетаются с местными языками.

К началу XX века вся Африка превратилась в колониальный материк, и это во многом предопределило ее отсталость. Борьбу африканских народов с захватчиками осложняли внутренние межплеменные конфликты, кроме того, копьями и стрелами было трудно противостоять европейцам, вооруженным совершенным нарезным огнестрельным оружием, изобретенным к тому времени. В начале 50-х г.г. XX в. на континенте было только 4 юридически независимых государства – Египет, Эфиопия, Либерия и ЮАР (хотя Египет независим с 1922 г., суверенитета он добился только в 1952 г.). После Второй мировой войны (1939-1945 г.г.) процесс деколонизации начал происходить довольно быстро. Распад колониальной системы начался с севера материка. В 1951 г. независимой стала Ливия, в 1956 г. - Марокко, Тунис и Судан. Знаменательным в этом отношении был 1960 год, когда от колониальной зависимости освободились 17 стран, а в 60-е годы – ещё 15. Не случайно 1960 год получил наименование «года Африки». Колониальная система шаг за шагом была ликвидирована. В 1990 г. стала суверенным государством последняя колония – Намибия. Теперь на политической карте континента – 55 стран (с островными государствами). В наследие от колониального прошлого независимым войнам. Все они за исключением ЮАР – развивающиеся. ЮАР – экономически развитая страна. По основным показателям экономического и социального развития Африка заметно отстает от других крупных регионов, причём в некоторых странах это отставание даже возрастает. (Слайды 5,6)

- Чем обусловлена прямолинейность государственных границ африканских стран? Как отразилось на политической карте материка его колониальное прошлое?

3.1.4. Оценка экономико-географического положения Африки.     (Слайд 7)

Для социально-экономического развития стран и регионов большое значение имеет их экономико-географическое положение. 

Задание: используя план и карту, оцените экономико-географическое положение Африки. В ходе работы попытайтесь установить, изменялось ли во времени ЭГП Африки?   

План:

1. Положение по отношению к соседним регионам.

2. Наличие или отсутствие выхода к морям и океанам.

3. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.

4. Положение по отношению к сырьевым базам, главным районам сбыта продукции.

5. Вывод о влиянии ЭГП на развитие региона.

 

Пример ответов обучающихся: (Слайд 8)

Особенности ЭГП Оценка для развития экономики
1. Связь с Евразией Суэцким перешейком Близость к рынкам сырья и сбыта продукции
2. Приморское положение стран континента Возможность торговли со странами мира через два океана и Средиземное море, развитие морского транспорта
3. Положение на пересечении главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку (Суэцкий канал) Положительное влияние на развитие торгово-экономических связей
4. Внутриконтинентальное положение 15 стран (в том числе на расстоянии более, чем 1,5 тыс. км) Затрудняет экономическое развитие данных стран

Вывод: экономико-географическое положение и его изменение во времени (положение в стороне, а затем на пересечении транспортных путей) в целом способствует развитию экономики региона

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: