На тему: «Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона».
«Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства Африки. Отрасли международной специализации»
Подготовила:
Преподаватель географии
Габбасова Э.Я.
Стерлитамак, 2020 г.
Тема урока: «Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона».
«Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и
Хозяйства Африки. Отрасли международной специализации»
Цель урока: сформировать целостное представление об экономико-географических особенностях африканского региона.
Образовательные задачи:
1) сформировать знания о политической карте, экономико-географическом положении, природно-ресурсном потенциале и особенностях населения африканского региона;
2) способствовать развитию интереса у обучающихся к изучению данной темы через самостоятельную учебную деятельность;
3) совершенствовать умения самостоятельно осуществлять поиск и отбор информации, её преобразование, анализировать картографические и статистические материалы, сравнивать, обобщать, делать выводы;
|
|
4) формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона.
Тип и форма урока: изучение нового материала, урок-практикум.
Оборудование: карты Африки, атласы, учебники, контурные карты, презентация «Общая экономико-географическая характеристика Африки».
Опережающее задание: подготовка обучающимся сообщения об истории колонизации Африки.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин).
2. Целеполагание, мотивация: сообщение темы урока, ознакомление с планом-схемой изучения §10 «География населения и хозяйства Африки» (стр.195-211 учебника), определение задач урока.
Большую часть сегодняшнего урока вы будете работать самостоятельно, используя различные источники информации: учебник, рисунки, схемы, карты атласа, презентацию по теме урока. В ходе урока вы будете оформлять контурные карты, заполнять таблицы, схемы (3 мин).
(Презентация, слайд 1)
План урока:
1. Территория, границы, положение. Государственный строй.
2. Природные ресурсы и условия: важнейший фактор развития стран.
3. Население: особенности состава, воспроизводства, размещения.
4. Хозяйство. Отрасли международной специализации.
Усвоение новых знаний
3.1. Территория, границы, положение. Государственный строй. (20-25 мин.)
3.1.1. Размеры и состав территории. (Слайд 2)
Африка - второй по площади континент мира, 1/5 часть суши, занимает территорию 30,3 млн. км2. Территория Африки простирается с севера на юг на 8000 км, с запада на восток – на 7500 км. По размерам территории страны Африки, как и страны Европы, различаются очень сильно.
|
|
Задание: используя «визитную карточку» на форзаце учебника, назовите крупнейшие по площади страны,
Регион включает 55 стран (с островными). Три страны имеют площадь более
2 млн. км2. Крупнейшие по площади страны: Судан - 2,5 млн. км2, Алжир - 2,38 млн.км2, Конго (Заир) - 2,34 млн. км2. Девять стран – более 1 млн. км2 (Ливия, Мали, Нигер, Эфиопия, ЮАР и др.). Остальные страны относятся к средним (200-500 тыс.км2), но есть и совсем небольшие страны, прежде всего островные.
- Сравните страны Африки и страны Европы по размерам территории.
(Обучающиеся приводят примеры, отмечают, что страны Африки по размерам территории крупнее стран Европы).
3.1.2. Государственный строй.
- Чем характеризуется государственный строй любой страны? (формой правления и формой административно-территориального устройства).
Задание: и спользуя форзац учебника, таблицу 2 «Приложения», приведите примеры стран с различными формами правления и административно-территориального устройства.
Воспользуйтесь схемой (Слайд 3)
С целью укрепления единства и сотрудничества государств африканского континента, сохранения их целостности и независимости в 1963 году была создана Организация африканского единства (ОАЕ). В неё входит 53 государства. Штаб-квартира находится в столице Эфиопии - Аддис–Абебе.
(Слайд 4)
3.1.3. История колонизации материка.
- Посмотрите на конфигурацию границ государств. Что особенного вы можете отметить? (Государственные границы большинства стран прямолинейные). В чём причина этого? Прослушайте сообщение.
странам Африки осталось немало погранично-территориальных конфликтов, которые уже не раз приводили к вооруженным столкновениям и даже локальным Сообщение обучающегося об истории колонизации Африки:
Африка издавна была известна европейцам, однако большого интереса для них не представляла. Здесь не были открыты запасы драгоценных металлов, да и проникнуть вглубь материка было сложно. Вплоть до конца XVIII века европейцам были известны только очертания берегов и устья рек, где создавались опорные торговые пункты и откуда вывозили рабов в Америку. Роль Африки отразилась в географических названиях, которые дали «белые» отдельным участкам африканского побережья: Берег слоновой Кости, Золотой Берег, Невольничий Берег. До 80-х г.г. XIX в. европейские колонии были только на побережье. В течение лишь двух десятков лет вся Африка была поделена между европейскими державами: Англией, Францией, Бельгией, Португалией, Испанией, Италией, Германией. К началу Первой мировой войны (1914-1918 г.г.) около 90% территории находилось в руках европейцев (самые большие колонии были у Великобритании и Франции). Границы в Африке «кроились» без учета географических и этнических особенностей территории. Освободившиеся страны унаследовали границы колоний.В настоящее время 2/5 государственных границ проходят по параллелям и меридианам, 1/3 – по прочим прямым линиям и лишь ¼ - по природным рубежам, примерно совпадающим с этническими границами. Это впоследствии породило многочисленные межэтнические и религиозные конфликты.
Страны – бывшие колонии – унаследовали языки метрополий. В 17 странах Африки государственным (официальным) языком остаётся французский, в 11 странах – английский, в 5 странах – португальский. К тому же ещё в ряде стран они сочетаются с местными языками.
К началу XX века вся Африка превратилась в колониальный материк, и это во многом предопределило ее отсталость. Борьбу африканских народов с захватчиками осложняли внутренние межплеменные конфликты, кроме того, копьями и стрелами было трудно противостоять европейцам, вооруженным совершенным нарезным огнестрельным оружием, изобретенным к тому времени. В начале 50-х г.г. XX в. на континенте было только 4 юридически независимых государства – Египет, Эфиопия, Либерия и ЮАР (хотя Египет независим с 1922 г., суверенитета он добился только в 1952 г.). После Второй мировой войны (1939-1945 г.г.) процесс деколонизации начал происходить довольно быстро. Распад колониальной системы начался с севера материка. В 1951 г. независимой стала Ливия, в 1956 г. - Марокко, Тунис и Судан. Знаменательным в этом отношении был 1960 год, когда от колониальной зависимости освободились 17 стран, а в 60-е годы – ещё 15. Не случайно 1960 год получил наименование «года Африки». Колониальная система шаг за шагом была ликвидирована. В 1990 г. стала суверенным государством последняя колония – Намибия. Теперь на политической карте континента – 55 стран (с островными государствами). В наследие от колониального прошлого независимым войнам. Все они за исключением ЮАР – развивающиеся. ЮАР – экономически развитая страна. По основным показателям экономического и социального развития Африка заметно отстает от других крупных регионов, причём в некоторых странах это отставание даже возрастает. (Слайды 5,6)
|
|
- Чем обусловлена прямолинейность государственных границ африканских стран? Как отразилось на политической карте материка его колониальное прошлое?
3.1.4. Оценка экономико-географического положения Африки. (Слайд 7)
Для социально-экономического развития стран и регионов большое значение имеет их экономико-географическое положение.
Задание: используя план и карту, оцените экономико-географическое положение Африки. В ходе работы попытайтесь установить, изменялось ли во времени ЭГП Африки?
План:
1. Положение по отношению к соседним регионам.
2. Наличие или отсутствие выхода к морям и океанам.
3. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
|
|
4. Положение по отношению к сырьевым базам, главным районам сбыта продукции.
5. Вывод о влиянии ЭГП на развитие региона.
Пример ответов обучающихся: (Слайд 8)
№ | Особенности ЭГП | Оценка для развития экономики |
1. | Связь с Евразией Суэцким перешейком | Близость к рынкам сырья и сбыта продукции |
2. | Приморское положение стран континента | Возможность торговли со странами мира через два океана и Средиземное море, развитие морского транспорта |
3. | Положение на пересечении главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку (Суэцкий канал) | Положительное влияние на развитие торгово-экономических связей |
4. | Внутриконтинентальное положение 15 стран (в том числе на расстоянии более, чем 1,5 тыс. км) | Затрудняет экономическое развитие данных стран |
Вывод: экономико-географическое положение и его изменение во времени (положение в стороне, а затем на пересечении транспортных путей) в целом способствует развитию экономики региона |