Практические рекомендации по составлению психологического заключения (по М.М. и Н.Я. Семаго)

I. Опишите основные жалобы клиента в двух-трёх развёрнутых предложениях. Дайте оценку его психологического состояния на начало обследования, беседы. Проанализируйте его внимательность, утомляемость, а так же то, какую оценку он сам дает своей работоспособности. Возможно, клиент будет жаловаться на общее состояние здоровья. Всё это нужно зафиксировать в первой части психологического заключения.

II. Посвятите вторую часть заключения описанию того, как клиент справлялся с заданиями, которые давались ему в ходе обследования. Быстро ли он выполняет их, требуется ли ему прикладывать усилия для этого? Заинтересован ли он был в выполнении заданий? Может ли сам клиент критически отнестись к своей работе? Насколько его оценка своей деятельности адекватна? Эта часть заключения не должна быть объёмной, – от трёх до пяти предложений.

III. Подробно опишите клиническую картину состояния обследуемого. Перечислите методики, которые были использованы в работе. Конкретно и обстоятельно опишите результаты, к которым привела психокоррекция. Подробно и с примерами (конкретными фразами человека, описанием его действий) укажите, как вёл себя обследуемый в том, или ином случае.

Эта часть должна представлять собой набор тезисов, которые надо проиллюстрировать конкретными примерами. Эта часть является наиболее содержательной и объемной. Одной из самых важных характеристик данной части заключения является её объективность со стороны психолога.

IV. Резюмируйте свои выводы. Перечислите несколько ключевых характеристик, которые можно дать обследуемому человеку. Это резюме не должно содержать никакого диагноза, психологическое заключение того и не требует. Только несколько основных тезисов, используя которые в дальнейшем можно будет поставить психологический диагноз.

Отчетная документация по психолого-педагогической коррекции

Карта развития — это совокупность сведений о возрастном развитии ребенка с учетом физического, нервно-психического и социального параметров, представленных в онтогенетическом аспекте (в виде таблицы или описание в свободной форме). Карта развития содержит сведения о родителях и других членах семьи, анкетные данные, информацию о протекании беременности и родов, возможных осложнениях в период новорожденности, анамнез перенесенных заболеваний, резюме специалистов, описание социально-бытовых условий проживания ребенка и типы взаимоотношений между членами семьи и др. Эти сведения фиксируются и анализируются, так как способствуют выявлению причин отклонений в развитии ребенка, которые могут иметь органический, функциональный и психологический характер. Далее фиксируются особенности нервно-психического развития ребенка по оценкам возрастных норм, протекание адаптации в образовательных учреждениях, характеристики его взаимодействий со сверстниками, воспитателями, учителями и другими воспитывающими взрослыми.

Коррекционная карта — это описание психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и тактики работы психолога. В коррекционной карте содержатся следующие данные:

  • исходные данные ребенка(ФИО, возраст, группа или класс, д/с или школа, адрес места жительства и др., данные могут быть закодированы);
  • исходная проблематика(описание психологического портрета ребенка, особенностей и отклонений его психического развития на основе полного психодиагностического заключения);
  • вид и форма коррекционных воздействий;
  • средства коррекционных воздействий (игровые, изобразительные, музыкальные и др.);
  • сроки коррекционных воздействий, этапы коррекционной работы, количество занятий, периодичность;
  • рекомендации родителям и учителям/воспитателям(правильное планирование жизнедеятельности ребенка в период коррекционных воздействий, щадящий режим и оценивание, изменение ожиданий и др.);
  • динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий на основе резюме к каждому занятию цикла;
  • заключительная характеристика ребенка с общими рекомендациями.

Протоколы коррекционных занятий — это форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком. В протоколе, оформленном в виде таблицы или свободного описания психологических процедур, фиксируются поведенческие реакции ребенка, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и др., указываются дата и время проведения коррекционной процедуры, код ребенка. Протокол заполняется непосредственно в процессе деятельности, т. е. во время выполнения коррекционных заданий. Исключение составляют протоколы бесед, которые записываются после ее завершения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: